Авторы: Ефимкина Мария Вадимовна, Хатанзейская Галина Николаевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад" № 152
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мы встречаем Новый год
Раздел: дошкольное образование
Проект «Мы встречаем Новый год» во II младшей группе.
Авторы: Ефимкина М.В., Хатанзейская Г.Н..
При совместной деятельности на тему «Скоро новый год» - проблемная
ситуация «Когда отмечают Новый год», «Какие подарки дарить на праздник»,
беседа «Кто такой Дед Мороз», «Какие вы знаете традиции новогоднего
праздника?» - выявила проблему, что дети не имеют представления о Новом
годе. У детей поверхностные знания, они не знакомы с историей
возникновения праздника, не знают о традициях празднования Нового года в
России, откуда взялся Дед Мороз. Возникла необходимость разработать и
реализовать систему мероприятий в рамках проекта «Мы встречаем Новый
год».
Гипотеза: В ходе мероприятий по ознакомлению детей с историей
возникновения праздника в России, с его традициями, повысится уровень их
просвещенности в этих вопросах. При разработке этого проекта планируется
совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного
контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего
ребенка.
Цель: Ознакомление детей с историей возникновения праздника в России, с
его традициями.
Задачи:
1.
Расширить представления детей о празднике Новый год,
выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и
настроение людей, правила поведения, традиции.
2.
Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику
(украшение группы, изготовление поделок, заучивание стихов, песен,
танцев).
3.
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к
подготовке к Новогоднему празднику.
Участники: педагоги, родители, дети
Срок реализации проекта: 17.12.2018 – 29.12.2018.
Тип проекта: информационно-творческий.
Распределение обязанностей:
Педагог:
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Новый год. Подборка
художественной литературы – рассказов, стихов, русских народных сказок.
Подборка новогодних песен. Подборка различных материалов для
продуктивной деятельности детей. Проводит беседы: «Новый год», «Кто
такой Дед Мороз», «За что я люблю Новый год», организует просмотр
презентации «В гостях у дедушки Мороза». Разрабатывает сценарий
праздника. Изготовляет дидактические игры «Собери картинку», «Найди
пару». Организует выставку детских работ на новогоднюю тематику.
Привлекает родителей к подготовке к Новогоднему празднику.
Родители:
Участвуют в подготовке к Новогоднему празднику, украшении группы.
Организуют выставку художественной литературы на новогоднюю тематику.
Изготовляют с детьми поделки на новогоднюю тему – елочки, снеговики,
сапожок.
Дети:
Участвуют в мероприятиях в рамках проекта «Мы встречаем Новый год».
1 этап: Подготовительный - 17.12. – 19.12.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач проекта.
Составление плана мероприятий, подготовка к проведению
мероприятий.
Индивидуальные встречи с родителями.
2 этап: Основной – 20.12. – 26.12.
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых:
Беседы с детьми:
Что такое Новый год?
Какова история праздника?
Где живет дед Мороз?
Почему на Новый год наряжают елку?
Кому дарить подарки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки «Снегурочка», «Морозко»;
Токмакова И. «Живи, елочка!»;
Л. Воронкова «Как елку наряжали»;
р.н.с. «Мороз и заяц».
Рисование «Новогодняя елочка»;
Лепка «Снеговик»;
Аппликация «Украшаем елку»;
Украшение группы к новому году;
Создание поздравительных открыток и приглашений;
Разучивание танцев и песен;
Дидактические игры «Собери картинку», «Найди пару», «Разрезные
картинки»;
Просмотр мультфильмов;
Просмотр презентации «В гостях у дедушки Мороза»;
Итогово – диагностическая беседа «Новый год – праздник волшебства
и радости».
3 этап: Заключительный – 27.12. -29.12.
Новогодний утренник «Кто рукавичку потерял?».
Ожидаемый результат:
Внутренний
У детей повысился уровень знаний об истории возникновения
праздника, его традициях
Дети с желанием участвуют в украшении группы, изготовлении
поделок с родителями, в подготовке к утреннику – разучивание песен,
танцев.
Большинство родителей (80%) приняли участие в организации
новогоднего праздника в детском саду, в украшении группы.
Внешний
Создана выставка творческих работ на новогоднюю тематику – елочки,
снеговики, сапожки.
Трансляция проекта:
выступление на МО.
Перспективы проекта:
Пополнение оснащения методкабинета – портфолио проекта «Скоро, скоро
Новый год!».
Информационный материал.
Кто такой Дед Мороз?
Дед в валенках и с бородой начал появляться в домах с начала
празднования Нового года. Послушным и умным подарки дарил, палкой
колотил. Сейчас подарки получают даже озорники, а палка превратилась в
волшебный посох, который не только отогревает все живое в лютые морозы,
но и помогает Дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры.
А в 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.
Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые дана
литературная обработка фольклорного и обрядового Мороза. Он показан как
«добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который как «тряхнет
головой — от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на
перине из пушистого снега... Со временем появилась у него и внучка –
светлокосая Снегурочка, которая подросла и стала для него незаменимой
помощницей в его новогоднем волшебстве. А когда в середине 1920-х годов в
СССР началась антирелигиозная кампания, Дед Мороз надолго пропал из
поля зрения граждан. В 1935 году опалу наконец-то сняли, и в 1937 году Дед
Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский
Дом Союзов. А с 1970-х годов Деда Мороза стали приглашать и в городские
квартиры. Оказывается, во внешности Деда Мороза множество нюансов, не
зная которых, легко войти в заблуждение и принять за волшебника того, кто
им вовсе не является.
Начнем с бороды. На то он и Дед, чтобы бороду носить. Она у него, как
и волосы, густая и седая – почти серебристая. Волосы и борода обозначают
могущество, счастье, благополучие и богатство. Это, пожалуй, единственные
детали образа Деда Мороза, не претерпевшие изменений до сегодняшнего
дня. Правда, сегодня Главного русского Деда изображают скорее с бородой
белоснежной, чем седой. Но на это практически не обращают внимания.
Возможно, в молодости Дед Мороз был блондином... Есть ли у Деда Мороза
усы? Есть – плавно перетекающие в бороду. И тоже седые. Или, в
современной интерпретации – белые. Но обязательно настоящие. Белые у
Деда Мороза и рубашка и брюки. Сделано это все изо льна, и, кроме того,
украшено белым геометрическим орнаментом. Такой наряд символизирует
чистоту. Однако сегодня Дед Мороз не снимает шубы, придя к вам домой –
некогда. Поэтому эти детали его одежды увидеть вы вряд ли сможете. Шуба,
которую Дед Мороз ни за что не снимет, войдя к вам в дом, как бы жарко у
вас не было – должна быть красного цвета. Также она должна быть длиной по
щиколотку или голень, расшита серебром с традиционным орнаментом
(восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и др.) и оторочена лебединым
пухом. Допускается (хотя и не желательна) замена пуха белым мехом. Про
орнамент не говорят почти ничего: снежинки – символ Нового года. Вместо
серебра нередко используют дождик и мишуру. Длина тоже произвольная:
шубы зачастую открывают голень и ошибочного красного цвета брюки.
Никаких ярко выраженных пуговиц на шубе российского Деда Мороза быть
не должно: если увидите его в такой шубе – смело можете депортировать его
на историческую родину – во Францию или США: скорее всего, это Пер
Ноэль или Санта Клаус ошиблись страной.
Раньше Дед Мороз носил не современные варежки красного (синего,
зеленого – зависит от шубы и шапки) цвета, а белые, расшитые серебром
трехпалые перчатки или варежки (видимо, перчатки надевал, когда теплее
было). Почему белые и с серебром? Как символ чистоты и святости всего, что
он дает из своих рук. Почему трехпалые? Трёхпалость - символ
принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.
Интересно, какого размера обувь носит Дед Мороз? Видимо, большого,
поскольку ходит исключительно в сапогах (когда тепло) и валенках (когда
заморозки). Сапоги – серебряные, или красные, шитые серебром. Носки у
них приподняты, а небольших размеров каблуки скошены, а могут и
отсутствовать вовсе. Валенки же – белые, шитые серебром. Белый цвет и
серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты.
Почему наряжают елку?
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию
небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под
пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля
божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и
животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою
искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья
дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.
На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла
самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее,
почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего
подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть
иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях
стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки.
Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу.
Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда
над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда...
По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые
Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой
смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую
благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел,
который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее
ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В
этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель
возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе
деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.
Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог
и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества,
морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать
семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого
случая многие стали брать с него пример.
В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться
на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно
ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.
Так ёлка, путешествуя, дошла и до России
В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в
Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е годы XIX века. Новая забава была с
восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла
по всей стране. Обычай вошёл в моду.
К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением.
Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей
из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли.
Отыскивали под ним подарки.
В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с
празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как
атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет."
Сценарий новогоднего утренника во II младшей группе «Кто
рукавичку потерял?»
Авторы: Ефимкина М.В., Хатанзейская Г.Н.
Цели и задачи: Формировать первичное представление о новогоднем
празднике. Развивать эмоциональную отзывчивость на простые
музыкальные образы и песни. Способствовать овладению средствами
общения и способами взаимодействия со взрослыми и со сверстниками.
Ход праздника
.
Зал празднично украшен. Под елочкой лежат 3 рукавички. В зал под музыку
цепочкой входят ведущий воспитатель и дети.
Дети входят цепочкой под музыку и встают на полукруг.
Ведущий: Вот пришла, ребята, елка
К нам на праздник в детский сад,
Огоньков, игрушек столько,
Как красив ее наряд.
С Новым годом поздравляем,
Пусть придет веселье к Вам!
Счастья, радости желаем,
Всем! Ребятам и гостям!
1 ребенок: Здравствуй, елочка лесная.
Серебристая, густая.
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла.
2 ребенок: Елочку – красавицу
В гости пригласили.
Елочку – красавицу
Дети нарядили!
3 ребенок: Не коли иголками,
Попляши-ка с нами,
Елочка – красавица
В зеленом сарафане.
Хоровод «Елочка - малышка»
Ведущий: Елка наша и пушиста, и стройна, и зелена,
Только что-то с огоньками,
Не горит у нас она!
Непорядок мы исправим,
Огоньки гореть заставим!
Скажем громко: «1 – 2 – 3 – ну-ка, елочка, гори!»
Дети повторяют, огоньки не зажигаются.
Ведущий: Ничего не получается,
Огоньки не зажигаются!
Ну-ка, девочки и мальчики,
Погрозим мы елке пальчиком (грозят).
А теперь мы все похлопаем (хлопают).
И ногами все потопаем (топают).
Огоньки не зажигаются.
Ведущий: Ничего не получается –
Огоньки не зажигаются.
Звучит волшебная музыка. Ведущий обращает внимание на елочку.
Прислушивается, делает вид, что елка что-то говорит.
Ведущий: Ребята, все мы делаем не так. Сейчас мне елочка сказала по
секрету, что не надо топать, не надо хлопать, не надо грозить пальчиком, а
просто нашу елочку надо тихо попросить.
Елочка – красавица, поиграй-ка с нами!
Елочка – красавица, засветись огнями!
Скажем дружно: «1 – 2 – 3 – наша елочка гори!»
Дети повторяют, огоньки зажигаются!
Ведущий: Получилось, получилось:
Наша елка засветилась! (Все хлопают в ладоши)
Возле елочки пойдем, елке песенку споем!
Хоровод «Елочный хоровод»
Дети садятся на стульчики.
Ведущий поднимает рукавичку из-под елки.
Ведущий: Ой, смотрите-ка, ребята, что под елочкой лежит!
Рукавичка! Вот другая…
А всего под елкой три!
Ну-ка, дети, посмотрите, может ваша?
Так берите! (Никто не узнает находку.)
Кто ж у елочки плясал, рукавичку потерял?
Из – за елки выбегает лиса.
Лиса: Здравствуйте, ребятки!
Возле елки я плясала, рукавичку потеряла.
Ведущий отдает рукавичку лисе.
Лиса: Я вижу на елке здесь много моих друзей – зверят.
Выходите поскорей, будем вместе мы играть,
Будем прыгать и скакать.
Танец зверят.
Ведущий показывает вторую рукавичку.
Ведущий: Посмотрите, малыши, какая красивая рукавичка!
Кто же ее потерял?
Входит Снегурочка и поет песню.
Снегурочка: Здравствуйте, дети!
Здравствуйте, взрослые!
Я – Снегурочка, все дети дружат издавна со мной.
Я люблю мороз и ветер, и метелицу зимой!
Всех зверей в лесу я знаю, дружбу с ними я вожу!
Звонко песни распеваю и легко по льду скольжу!
Ведущий: Здравствуй, Снегурочка! Мы очень рады видеть тебя на нашем
празднике.
Снегурочка: Какие вы все красивые и елочка тоже нарядная! А разных
игрушек на ней сколько!
Висят здесь 10 шариков и 25 фонариков, 8 шишек золотых, 6 сосулек голубых,
птичек тоже ровно 6, да всего не перечесть!
Ведущий: Откуда ты все это знаешь?
Снегурочка: Дедушка Мороз детям елочку принес,
А я елку наряжала.
Рукавичку потеряла!
Ведущий: Не эту ли? (Показывает рукавичку)
Снегурочка: Эту! Эту! Нашлась моя рукавичка!
Исполняют песню «Снежок»
Ведущий отдает рукавичку Снегурочке.
Снегурочка: Как весело у вас на празднике, но что-то Дедушка Мороз
задерживается.
Давайте его позовем. Он услышит и придет к нам на праздник.
«Дедушка Мороз! Ау!»
Ведущий: Давайте споем песню, про снежок, Дедушка Мороз услышит и
придет.
Дети и Снегурочка исполняют песню про снежок.
Выход Деда Мороза.
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, гости дорогие!
Услышал я вашу песенку и сразу пришел! И Снегурочка, внучка моя,
здесь с вами! Какие вы все нарядные, красивые. И елочка – та самая, которую
я вам в детский сад принес. А танцевать вы любите? Тогда беритесь за руки и
потанцуем вокруг елки!
Хоровод «Мы тебя так долго ждали…»
Ведущий: Дедушка Мороз, наши ребята хотели с тобой поиграть.
Мы сейчас спрячемся, а ты попробуй нас найти.
Игра «Прятки» - Дед Мороз отходит в сторону, а ведущий и Снегурочка
накрывают детей прозрачной тканью.
Дед Мороз: Где же вы, ребятки? А – а – а вот здесь не ребята?
Ведущий: Нет, здесь котята!
Дети: Мяу – мяу – мяу.
Дед Мороз: А где же ребята? Пойду еще поищу.
«Щенята»: Гав – гав.
«Гусята»: Га – га – га.
Дед Мороз: Снегурочка, а где же ребята?
Ведущая убирает накидку.
Ведущая: Мы здесь!
Дед Мороз: Ай да хитрецы – молодцы!
Что-то жарко стало в зале,
Ой, боюсь совсем растаю!
Ну-ка, внученька, мой друг,
Позови своих подруг!
Снегурочка: Вы, снежинки прилетайте,
В хоровод со мной вставайте.
1-я снежинка: Мы – веселые снежинки,
Золотистые пушинки,
Мы летим, летим, летим.
Мы сверкаем и блестим.
2-я снежинка: Мы снежинки – холодинки,
Мы на праздник к вам спешим.
Прилетели, закружились,
Танцевать мы вальс хотим!
Танец Снегурочки и снежинок.
Дед Мороз: Встречают песней Новый год,
Встречают пляской Новый год,
А кто стихи про зиму знает,
Надеюсь нам сейчас прочтет.
Чтение стихов:
1.
К нам под Новый год стучится
Добрый Дедушка Мороз.
Он снежинками искриться,
Он сосульками оброс.
2.
У него румянец яркий,
Борода, как белый мех,
Интересные подарки
Приготовил он для всех.
3.
Дружно мы его встречаем,
Мы такие с ним друзья!
Но поить горячим чаем
Гостя этого нельзя!
4.
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал!
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал!
Дед мороз хвалит детей за стихи.
Ведущий: Дедушка Мороз, дети хотят показать тебе, как они играют зимой.
Сценка – игра «Как на тоненький ледок» (под фонограмму) с шумовым
оркестром.
Дед Мороз: Как вы хорошо играли. Что-то я засиделся. Покажу-ка я вам, как
умею плясать.
Шумовой оркестр. Пляска «Ах вы, сени»
Дед Мороз: Как же весело у вас, но мне пора в путь дорогу собираться.
Снегурочка: Дедушка Мороз, а ты о чем-то забыл!
Дед Мороз: Как забыл? Дед Мороз с детьми играл?
Возле елочки плясал! Песни пел! Детей смешил!
Что же я еще забыл?
Все хором: Подарки!
Дед Мороз: Нет! Я веселый Дед Мороз – всем подарочки принес! (Ищет
что-то)
Ведущий: Дедушка Мороз, ты что-то потерял?
Дед Мороз: Рукавичку волшебную потерял!
Ой, я старый! Все теряю!
Ведущий: Дедушка Мороз, эту рукавичку ты ищешь?
Дед Мороз: Эту, эту! Рукавичка не простая.
В ней волшебные снежинки.
Дед Мороз и Снегурочка раздают снежинки детям.
Дед Мороз: А сейчас мы дружно к елочке подойдем и скажем ей волшебные
слова:
« Вы, снежинки, покрутитесь,
И в подарки превратитесь!»
Дети кладут снежинки под елку и садятся на места. В это время звучит
фонограмма вьюги. Под елкой появляется большая рукавица с подарками.
Дед Мороз: А вот и подарки для ребят!
Раздача подарков.
Дед Мороз: Всем подарки вам принес, добрый Дедушка Мороз.
Жаль, друзья, прощаться надо, всем домой уже пора!
Путь счастливый вам, ребята,
До свиданья, детвора.
Дети: До свиданья, Дед Мороз.
До свиданья, елка.
Мы веселый Новый год, не забудем дома.