Напоминание

Вместе к Пушкину


Автор: Шурухина Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: Город Балашов Саратовской области
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по литературе
Тема: Вместе к Пушкину
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе

на тему «Вместе к Пушкину» (1 час).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, ватман, фломастеры,

карандаши, клей.

Цели:

1.Обобщить приобретенные на уроках знания о личности А. С. Пушкина,

жизни и творчестве;

2. Развивать коммуникативные способности, эстетический вкус, логическое

мышление, творчество, актерские способности, память, навык

выразительного чтения;

3.Воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей

Родины, любовь к литературе, как учебному предмету, чувство национальной

гордости, командный дух, дружеское отношение учащихся друг к другу.

Структура мероприятия:

I.Организационный момент.

II.Основная часть.

III.Подведение итогов.

Мероприятие проводится в форме игры, составленной на материале поэзии

А. С. Пушкина и включающей в себя шесть блоков с вопросами и заданиями.

Класс предварительно поделен на две команды. Игра команд оценивается

членами жюри.

Ход мероприятия:

I

.Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы все становитесь участниками

литературной игры «Вместе к Пушкину», посвященной творчеству великого

русского поэта.

Игра состоит из шести блоков с вопросами и заданиями (класс заранее

поделен на две команды).

Вы готовы?

Итак, полный вперед!

II.Основная часть.

I.«Приветствие команд.»

Каждой из команд необходимо придумать название команды (связанное с

творчеством А. С. Пушкина) и выбрать капитана.

II.«В начале жизни школу помню я…»

Ведущий: В 1811 году Александр Пушкин переступает порог вновь

созданного учебного заведения для привилегированной части дворян В

начале жизни помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья, -

так он впоследствии опоэтизировал это событие.

(Командам предлагается 4 вопроса с вариантами ответа; за каждый

правильный ответ – 1 балл).

Вопрос команде №1: Назовите памятную дату, которую Пушкин и его

товарищи отмечали ежегодно как день лицейского братства.

Варианты ответов: а) 19 октября; б) 25 октября; в) 1 сентября (правильный

ответ – а).

Вопрос команде №2: Какой российский самодержец принял деятельное

участие в создании лицея?

Варианты ответов: а) Павел I; б) Александр I; в) Николай I (правильный ответ

– б).

Вопрос команде №1: На публичном экзамене юный Пушкин читал свои

стихи и привел в восторг присутствовавшего там Г. Р. Державина. Вспомните

название этого пушкинского стихотворения.

Варианты ответов: а) «Воспоминания в Царском Селе»; б) «Царскосельская

статуя»; в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (правильный ответ –

а).

Вопрос команде №2:

Еще находясь на лицейской скамье, Пушкин был принят в литературное

общество «Арзамас». Какое прозвище дали Пушкину арзамасовцы?

Варианты ответов: а) Асмодей; б) Сверчок; в) Светлана (правильный ответ –

б).

III. «Конкурс капитанов».

Капитанам раздают слова, и они должны, используя их, сочинить

стихотворение за 5 минут (слова для рифмы: поэт, портрет, любить, забыть).

(Жюри оценивает сочинения капитанов по пятибалльной системе; пока

капитаны сочиняют стихи, команды получают задание.)

IV. «Времена года».

(За каждую карточку – одни балл)

Ведущий: Пушкинские пейзажи В. Г. Белинский называл «живыми

картинами», «живописью в поэзии». Сейчас я вручу каждой команде

карточки, на которых записаны поэтические отрывки. Вам необходимо найти

«лишнее» звено – строки, принадлежащие не А. С. Пушкину, а какому-либо

другому поэту. Если команда угадывает, какому поэту принадлежит «лишнее»

звено, то получает дополнительный балл.

Задание команде №1:

1)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

2)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

3)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

(«Лишнее» звено -3; Ф. И. Тютчев).

Задание команде №2:

1)

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

2)

По дороге зимней, скучной,

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

3)

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

(«Лишнее» звено – 3. А. А. Фет).

Задание команде №1:

1)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

2)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

3)

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

(«Лишнее» звено – 2; Н. А. Некрасов).

Задание команде №2:

1)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

2)

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы.

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки…

3)

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

(«Лишнее» звено – 1; А. Н. Плещеев).

V. «Я вас любил…»

Ведущий: Душа лишь только разгоралась,

И сердцу женщина явилась

Каким-то чистым божеством.

Владея чувством, и умом,

Она сияла совершенством,

Пред ней я таял в тишине:

Ее любовь казалась мне

Недосягаемым блаженством.

Эти строки из «Евгения Онегина» как нельзя более точно отражают характер

чувств поэта. Настоящий конкурс будет посвящен адресатам любовной

лирики А. С. Пушкина. Взгляните на нашу портретную галерею. Вы видите

перед собой изображение тех, которые были воспеты поэтом в разное время.

Четыре представителя от каждой команды читают наизусть стихотворения

Пушкина. Команде-сопернику необходимо прослушать поэтические строки и

ответить на вопрос: кому адресованы эти послания?

(Выразительность чтения стихотворения оценивается по трехбалльной

шкале; правильно угаданный адресат – один балл).

VI. Стенгазета.

Ведущий: завершающим конкурсом в нашей игре будет конкурс стенгазет,

посвященных творчеству А. С. Пушкина.

Темы стенгазет:

1)

«А. С. Пушкин – национальная гордость России» ;

2)

«А. С. Пушкин «Солнце русской поэзии».

(команды вытягивают листок с названием темы).

III.Подведение итогов.

Ведущий: «У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. В

вашей жизни будет еще немало встреч с А. С. Пушкиным, встреч

официальных – на уроках, и конфиденциальных – дома, наедине с томиком

его творений. Надеюсь, последних будет гораздо больше!

Наше внеклассное мероприятие подошло к концу, до новых встреч!

конце

игры

жюри

подводит

итоги.

Побеждает

команда,

набравшая

наибольшее количество очков).



В раздел образования