Напоминание

"Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности"


Автор: Фрыгина Марина Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ №163 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие интонационной выразительности речи

средствами театрализованной деятельности

Работая

с

детьми

дошкольного

возраста,

понимаешь,

какая

ответственность

ложится

на

тебя.

Ведь

именно

в

этот

период

времени

формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни.

Однако в последние годы беспокоит уровень речевого развития детей. Если в

прежнее время из двадцати пяти детей группы был один совсем неговорящий

и трое - четверо плохо говорящих, то теперь мы наблюдаем возрастную

норму речи у пяти, максимум семи детей!

Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных

направлений

в

работе

детского

сада,

поэтому

я

постоянно

ищу

и

совершенствую методы и приемы развития речи своих детей. Одним из

любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и

инсценирование русских народных сказок.

При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при

чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, мы -

педагоги

постоянно

сталкиваемся

с

проблемой

монотонности

и

невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила

также

использовать

средства

театрализованной

деятельности,

которые

являются

наиболее

эффективными

в

формировании

выразительности

детской

речи.

Использование

знакомых

и

любимых

сказок,

которые

концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского

языка, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой

культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей

пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.

Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону

общения,

воспитывает

чувства

и

переживания. Она

приносит

ребенку

большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети

принимают руководство взрослого, не замечая его.

Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная

часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к

школе и ко всей будущей жизни.

Одним из типов выразительности речи

я в л я е т с я

и н т о н а ц и о н н а я

в ы р а з и т е л ь н о с т ь .

И н т о н а ц и о н н о й

выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему

возрасту.

Как

правило,

это

происходит

естественным

путем

в

процессе

общения со взрослыми.

А если этого не происходит? «Ничего страшного

в том, что мой

ребёнок

говорит

без

интонации!»

-

отвечают

наши

родители.

Однако

недостаточная

интонационная

выразительность

у

детей

старшего

дошкольного возраста влияет на качество его речи, создает трудности во

взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности ребёнка. На

начальном этапе работы мной была проведена диагностика.

Целью стало выявление начального уровня развития интонационной

стороны речи у детей 5-6 лет.

Для

обследования

была

использована

программа

исследования

просодики Е.Ф.Архиповой, включающая в себя следующие этапы:

-Обследование

восприятия

ритма,

интонации,

логического

ударения, тембра.

-Обследование воспроизведения ритма, интонации, логического

ударения, тембра.

-Обследование модуляций голоса по высоте, по силе.

-Обследование

речевого

дыхания,

темпо

-

ритмической

организации речи.

Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод, что дети

моей группы слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать

эмоциональное состояние другого человека, использовать мимику, жесты,

движения.

Мной были поставлены цель и задачи моей дальнейшей работы:

Цель: формировать

умение

пользоваться

основными

компонентами

интонации

через

средства

театрализованной

д е я т е л ь н о с т и .

Задачи:

1.Обучать

детей

интонационной

выразительности

речи

с

помощью

таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение.

2.Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

3.Учить применять выразительные средства театра: мимики, жестов,

поз, движений.

4.Развивать

творческие

способности,

артистизм,

коммуникативные

навыки у детей.

5.Формировать

интерес

к

художественным

произведениям,

к

фольклору.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме,

я

составила

план

совместной

деятельности

с

детьми

по

развитию

интонационной

выразительности

речи.

В

соответствии

с

направлениями

работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы.

Развитие

интонационной

стороны

речи

проходит

через

основные

виды

деятельности и в их взаимосвязи, работа может быть организована в любое

свободное время, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в

детском саду.

Интонационная

выразительность

речи

включает

следующие

компоненты:

мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного

тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей

певучесть, нежность, гибкость;

темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в

зависимости от содержания высказывания;

пауза

-

временная

остановка

в

речи.

Логические

паузы

придают

законченность отдельным мыслям; психологические паузы - используются в

качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;

сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания

высказывания;

логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;

фразовое ударение - выделение голосом группы слов;

ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных

по длительности и силе произношения;

тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно

выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Свою

работу

по

развитию

интонационной

выразительности

речи

провожу последовательно, в два этапа:

- формирование навыков восприятия интонации;

- формирование навыков

воспроизведения интонации в собственной

речи.

Для

реализации

данных

этапов

использую

следующие

виды

деятельности:

Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).

Упражнения:

для

эмоционального

развития

детей;

логоритмические;

на

развитие выразительности мимики, жестов, пантомимы.

Театральные этюды. Речевые игры. Чтение в лицах (по ролям). Игры –

драматизации, игры – упражнения. Инсценирование.

Направления работы:

Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса,

тембра

и

темпа

речи);

фонационного

(речевого)

дыхания;

мимики

и

выразительности движений; способностей понимать и передавать различные

эмоции; силы голоса, расширение высотного диапазона голоса; восприятия и

воспроизведения

ударение;

восприятия

и

воспроизведения

ритмических

структур,

речевого

ритма.

Координация

дыхания,

голосообразования

артикуляции;

В своей работе использую разнообразные виды детской деятельности, и

интеграцию образовательных областей, например, драматизацию сказки с

конструированием из строительного материала, произношение скороговорки

и рисование того, о чем в ней говорится.

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-

игровой

деятельности

невозможно

без

тесного

контакта

с

семьями

воспитанников.

Родители

являются

главными

помощниками.

С

целью

привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные

формы взаимодействия:

-Совместные выступления взрослых и детей.

-Участие в праздниках и конкурсах ДОУ.

-Помощь

в

пополнении

уголка

ряжения,

в

изготовлении

костюмов,

реквизитов для театральной деятельности.

-Родительские собрания, беседы, консультации.

-«Родительские посиделки».

-

Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!».

В конце года была поведена диагностика, которая показала следующие

результаты:

-в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём,

любят

творческие

задания,

с

удовольствием

участвуют

в

театральных

постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях;

- повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим

недоразвитием речи;

-

сократилось

количество

случаев

использования

жестовой

речи

в

словесном общении;

-

дети

научились

некоторым

приемам

владения

своим

голосом,

интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;

Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения

предложенной

мной

комплексной,

систематической

и

целенаправленной

коррекционно-развивающей

работы

позитивно

изменился

уровень

сформированности

интонационной

стороны

речи

детей.

Применение

театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический

компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.



В раздел образования