Автор: Фрыгина Марина Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ №163 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие интонационной выразительности речи
средствами театрализованной деятельности
Работая
с
детьми
дошкольного
возраста,
понимаешь,
какая
ответственность
ложится
на
тебя.
Ведь
именно
в
этот
период
времени
формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни.
Однако в последние годы беспокоит уровень речевого развития детей. Если в
прежнее время из двадцати пяти детей группы был один совсем неговорящий
и трое - четверо плохо говорящих, то теперь мы наблюдаем возрастную
норму речи у пяти, максимум семи детей!
Формирование правильной речи детей является одним из приоритетных
направлений
в
работе
детского
сада,
поэтому
я
постоянно
ищу
и
совершенствую методы и приемы развития речи своих детей. Одним из
любимых детьми занятий в нашей группе являются театрализованные игры и
инсценирование русских народных сказок.
При подготовке к театрализации, к выступлениям на праздниках, при
чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях, мы -
педагоги
постоянно
сталкиваемся
с
проблемой
монотонности
и
невыразительности детской речи. Для решения этой проблемы я решила
также
использовать
средства
театрализованной
деятельности,
которые
являются
наиболее
эффективными
в
формировании
выразительности
детской
речи.
Использование
знакомых
и
любимых
сказок,
которые
концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского
языка, предоставляет возможность естественного ознакомления с богатой
культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей
пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону
общения,
воспитывает
чувства
и
переживания. Она
приносит
ребенку
большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети
принимают руководство взрослого, не замечая его.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная
часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к
школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи
я в л я е т с я
и н т о н а ц и о н н а я
в ы р а з и т е л ь н о с т ь .
И н т о н а ц и о н н о й
выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему
возрасту.
Как
правило,
это
происходит
естественным
путем
в
процессе
общения со взрослыми.
А если этого не происходит? «Ничего страшного
в том, что мой
ребёнок
говорит
без
интонации!»
-
отвечают
наши
родители.
Однако
недостаточная
интонационная
выразительность
у
детей
старшего
дошкольного возраста влияет на качество его речи, создает трудности во
взаимопонимании и ограничит коммуникативные возможности ребёнка. На
начальном этапе работы мной была проведена диагностика.
Целью стало выявление начального уровня развития интонационной
стороны речи у детей 5-6 лет.
Для
обследования
была
использована
программа
исследования
просодики Е.Ф.Архиповой, включающая в себя следующие этапы:
-Обследование
восприятия
ритма,
интонации,
логического
ударения, тембра.
-Обследование воспроизведения ритма, интонации, логического
ударения, тембра.
-Обследование модуляций голоса по высоте, по силе.
-Обследование
речевого
дыхания,
темпо
-
ритмической
организации речи.
Проанализировав результаты диагностики, я сделала вывод, что дети
моей группы слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать
эмоциональное состояние другого человека, использовать мимику, жесты,
движения.
Мной были поставлены цель и задачи моей дальнейшей работы:
Цель: формировать
умение
пользоваться
основными
компонентами
интонации
через
средства
театрализованной
д е я т е л ь н о с т и .
Задачи:
1.Обучать
детей
интонационной
выразительности
речи
с
помощью
таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение.
2.Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3.Учить применять выразительные средства театра: мимики, жестов,
поз, движений.
4.Развивать
творческие
способности,
артистизм,
коммуникативные
навыки у детей.
5.Формировать
интерес
к
художественным
произведениям,
к
фольклору.
Проанализировав литературу и требования программ по данной теме,
я
составила
план
совместной
деятельности
с
детьми
по
развитию
интонационной
выразительности
речи.
В
соответствии
с
направлениями
работы были обозначены виды деятельности, периоды и формы работы.
Развитие
интонационной
стороны
речи
проходит
через
основные
виды
деятельности и в их взаимосвязи, работа может быть организована в любое
свободное время, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в
детском саду.
Интонационная
выразительность
речи
включает
следующие
компоненты:
мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного
тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей
певучесть, нежность, гибкость;
темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в
зависимости от содержания высказывания;
пауза
-
временная
остановка
в
речи.
Логические
паузы
придают
законченность отдельным мыслям; психологические паузы - используются в
качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания
высказывания;
логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
фразовое ударение - выделение голосом группы слов;
ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных
по длительности и силе произношения;
тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно
выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Свою
работу
по
развитию
интонационной
выразительности
речи
провожу последовательно, в два этапа:
- формирование навыков восприятия интонации;
- формирование навыков
воспроизведения интонации в собственной
речи.
Для
реализации
данных
этапов
использую
следующие
виды
деятельности:
Гимнастика (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая).
Упражнения:
для
эмоционального
развития
детей;
логоритмические;
на
развитие выразительности мимики, жестов, пантомимы.
Театральные этюды. Речевые игры. Чтение в лицах (по ролям). Игры –
драматизации, игры – упражнения. Инсценирование.
Направления работы:
Развитие речевого слуха (восприятие изменений силы, высоты голоса,
тембра
и
темпа
речи);
фонационного
(речевого)
дыхания;
мимики
и
выразительности движений; способностей понимать и передавать различные
эмоции; силы голоса, расширение высотного диапазона голоса; восприятия и
воспроизведения
ударение;
восприятия
и
воспроизведения
ритмических
структур,
речевого
ритма.
Координация
дыхания,
голосообразования
артикуляции;
В своей работе использую разнообразные виды детской деятельности, и
интеграцию образовательных областей, например, драматизацию сказки с
конструированием из строительного материала, произношение скороговорки
и рисование того, о чем в ней говорится.
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-
игровой
деятельности
невозможно
без
тесного
контакта
с
семьями
воспитанников.
Родители
являются
главными
помощниками.
С
целью
привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные
формы взаимодействия:
-Совместные выступления взрослых и детей.
-Участие в праздниках и конкурсах ДОУ.
-Помощь
в
пополнении
уголка
ряжения,
в
изготовлении
костюмов,
реквизитов для театральной деятельности.
-Родительские собрания, беседы, консультации.
-«Родительские посиделки».
-
Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!».
В конце года была поведена диагностика, которая показала следующие
результаты:
-в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём,
любят
творческие
задания,
с
удовольствием
участвуют
в
театральных
постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях;
- повысился общий уровень речевой коммуникации детей с общим
недоразвитием речи;
-
сократилось
количество
случаев
использования
жестовой
речи
в
словесном общении;
-
дети
научились
некоторым
приемам
владения
своим
голосом,
интонацией, мимикой, жестами, более чёткой стала артикуляция;
Таким образом, можно констатировать, что в результате проведения
предложенной
мной
комплексной,
систематической
и
целенаправленной
коррекционно-развивающей
работы
позитивно
изменился
уровень
сформированности
интонационной
стороны
речи
детей.
Применение
театрализованных игр оказало положительное влияние на просодический
компонент речи старших дошкольников с нарушениями речи.