Автор: Сокерина Валентина Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа
Тема: рабочая программа по обществознанию 9 класс
Раздел: среднее образование
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для учащихся 9 класса с задержкой психического развития (далее - ЗПР) (вариант
7.1)
1.
Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для учащихся с ЗПР (вариант 7.1),
который на основании заключения ТПМПК может на
постоянной основе обучаться по образовательной программе учебного предмета в одном классе со сверстниками.
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для учащихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана на основе следующих документов:
Рабочая программа по предмету Обществознание является документом локального уровня, регламентирующим организацию образовательного
процесса в 9 классе по учебному предмету Обществознание в МБОУ СОШ № 24.
Рабочая программа по Обществознанию для 9 класса разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями, в актуальной редакции).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17-12-2010 №
1897, с изменениями и дополнениями, в актуальной редакции).
3. Основная образовательная программа основного общего образования
4.Учебный план
5.Календарный учебный график
6.Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1), утверждённая приказом
7.Приказ «Об организации обучения учащихся по АООП ОО в 2018-2019 учебном году».
8. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений: 6-11 классы. М,: Просвещение,
2014 г.
9.Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с. – (Стандарты второго
поколения);
В учебном плане МБОУ на изучение курса Обществознания в 9 классе отводится 35 учебных часов.
Изучение курса Обществознания на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей
страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых социальных ролей;
в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности. Предметными результатами освоения
данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет создания положительной мотивации к изучению
обществознание
через
использование игровых форм организации урока, вовлечения учащихся в участие в очных, дистанционных, заочных конкурсах и фестивалях по
профилю предмета, создания условий для личностного роста учащихся за счет участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях по профилю учебного
предмета.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
•
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
•
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам
ведения диалога;
• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Формирование метапредметных результатов обучения осуществляется путем организации проектной, частично-поисковой, исследовательской
деятельности учащихся, а также за счет применения на уроках приемов, методов, техник и технологий реализации системно-деятельностного
подхода, за счет оптимального отбора форм деятельности учащихся на уроках: организация работы в парах сменного и постоянного состава, в
группах, в режиме фронтальной работы с применением интерактивных методов обучения.
Предметные результаты:
•
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
•
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать
в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;
умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
•
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном
обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Достижение предметных результатов направлено на успешное освоение программы по предмету "Обществознание", основывается на прочном
овладении знаниями, связанными с предметным содержанием учебного материала - формированию у учащихся целостной картины общества;
освоению
учащимися
тех
знаний
об
основных
сферах
человеческой
деятельности
и
о
социальных
институтах,
о
формах
регулирования
общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина.
Достижению личностных, метапредметных, предметных результатов способствует активное применение технологии системно-деятельностного
подхода технологии проблемного обучения, проектного метода обучения.
Духовно-нравственное воспитание учащихся в 9 классе реализуется через
- приобщение к правовой культуре, формирование
готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению, формирование навыков
реконструкция и анализа с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения;
-воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
В ходе реализации рабочей программы предусмотрена проектная деятельность школьников. Конкретная тематика проектов определяется
учащимся самостоятельно и согласовывается с учителем.
В учебном плане МБОУ СОШ на изучение курса обществознания отводится в учебном году 35 часов, по 1 часа в неделю, выделенных из
обязательной части учебного плана.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
1.
воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2.
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
3.
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
4.
овладению
учащимися
умениями
получать
из
разнообразных
источников
и
критически
осмысливать
социальную
информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
5.
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни;
для
решения
типичных
задач
в
области
социальных
отношений;
для
осуществления
гражданской
и
общественной
деятельности,
развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно бытовой сфере;
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной
школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Задачи курса:
1.
создание условий для социализации личности;
2.
воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
3.
формирование знаний и интеллектуальных умений;
4.
воспитания уважения к семье и семейным традициям;
5.
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
6.
воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
7.
воспитания уважения к трудовой деятельности.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном
аппарате
комплекса
общественных
наук
(социология,
экономическая
теория,
политология,
культурология,
правоведение,
этика,
социальная
психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета
— общественной жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как
учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Особенности реализации программы в 9 классе
Данная программа разработана для реализации в 9 классе. Уровень освоения образовательной программы по учебном предмету, также весьма
существенно различается, поэтому при подготовке к уроку предусматривается подбор заданий разного уровня сложности. Учащимся
класса
необходимы постоянный контроль и помощь со стороны учителя.
Учитывая специфику предмета, предполагается использование в образовательной деятельности проектного метода обучения, технологии
проблемного обучения, ИКТ, предусмотрено выполнение обучающимися практических и самостоятельных работ.
Формы организации учебных занятий: фронтальная с применением интерактивных приемов обучения, групповая, парная, индивидуальная.
Духовно-нравственное воспитание учащихся реализуется через воспитание чувства гордости за великие достижения культуры, государственной,
общественной мысли. Подвиги народа, как в мирное, так и в военное время. Включая выполнение учебных проектов на заданные темы.
Содержание
программы
и
распределение
учебных
часов
по
изучаемым
темам
сохранены
в
соответствии
с
авторской
программой
по
обществознанию, т.к. являются оптимальными для данного класса.
Особенности преподавания учебного предмета в классе с учащимся с ЗПР (вариант 7.1)
Так как весь процесс обучения данной категории детей направлен на преодоление имеющихся проблем, возникших в результате задержки
психического развития, в уроки включены специальные коррекционные упражнения:
- упражнения на поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
- упражнения с опорой на выделение и описание объектов, их признаков и составных частей в виде схем и таблиц, отношений между объектами в
виде схем, действий объектов.
При
работе
над
логическими
заданиями
производится
коррекция
и
развитие
мыслительной
деятельности:
операций
анализа
и
синтеза,
выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей. На уроках обществознанию постоянно применяются приёмы,
корригирующие
устойчивость
внимания,
его
переключения
и
увеличение
объёма.
Данные
задания
улучшают
ориентацию
ребёнка
в
любой
предметной области и корригируют недостатки мыслительной деятельности, памяти, внимания, общей и мелкой моторики, пространственной
ориентировки, что играет большую роль при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
При
изучении
курса учащийся
9
класса
с
ЗПР
изучает
теоретические
основы
обществознания
и
выполняет
практические
задания,
продолжительность которых соответствует нормам СанПиН.
Содержание программы и распределение учебных часов по изучаемым темам сохранены в соответствии с авторской программой по истории, т.к.
являются оптимальными для класса, в котором в условиях инклюзивного образования обучается учащийся с ЗПР (вариант 7.1).
Содержание курса
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие
и
признаки
государства.
Государственный
суверенитет.
Формы
государства:
формы
правления,
территориально-государст венное
устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство.
Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в
Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в
предвыборной борьбе.
ПРАВО. 18 часов
Право и его роль в жизни общества и государства. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных
правовых актов (законы, указы, постановления).
Правоотношения
как
форма
общественных
отношений.
Виды
правоотношений.
Структура
правоотношений.
Участники
правоотно шения.
Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и
обязанностей. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устрой -
ство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный
суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные
обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы лич ности в современном
обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые
основы
гражданских
правоотношений.
Физические
и
юридические
лица.
Правоспособность
и
дееспособность
участников
гражданских
правоотношений.
Дееспособность
несовершеннолетних.
Право
собственности.
Право
собственности
на
землю.
Основные
ви ды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности
родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и
среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и осво бождения от
уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.
Календарно-тематическое планирование.
№
пп
Наименование
раздела / темы (в
полном
соответствии с
ФГОС ОО),
общее количество
часов на изучение
Порядковый
номер урока
(со сквозной
нумерацией)
Тема урока
(может быть сформулирована по ФГОС или в соответствии с
учебником)
Дата
проведения
(план)
Дата
проведения
(факт)
Введение ( 1 ч)
1
Введение.
1.
Политика (9 ч)
2
Политика и власть.
3
Государство.
4
Политические режимы.
5
Правовое государство.
6
Гражданское общество и государство.
7
Участие граждан в политической жизни.
8
Политические партии и движения.
9
Политика. Проектная деятельность
10
Политика. Проектная деятельность
2.
Право (18 ч)
11
Роль права в жизни общества и государства.
12
Правоотношения и субъекты права.
13
Правонарушения и юридическая ответственность.
14
Правоохранительные органы.
15
Конституция Российской Федерации.
16
Основы конституционного строя.
17
Права и свободы человека и гражданина.
18
Права и свободы человека и гражданина.
19
Гражданские правоотношения.
20
Право на труд. Трудовые правоотношения.
21
Семейные правоотношения.
22
Административные правоотношения.
23
Уголовно-правовые отношения.
24
Социальные права.
25
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
26
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
27
Право. Проектная деятельность
28
Право. Проектная деятельность
3.
Итоговое
повторение (7 ч)
29
Повторение. Политика.
30
Повторение. Государство.
31
Повторение. Правовое государство.
32
Повторение. Права и свободы человека и гражданина.
33
Повторение. Конституция Российской Федерации.
34
Повторение. Правоотношения.
35
Повторение. Право.