Автор: Рыбакова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 ЩМР МО
Населённый пункт: г.Щелково
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование правовой культуры обучающихся"
Раздел: полное образование
Статья учителя истории и обществознания
МАОУ СОШ №8 ЩМР МО
Рыбаковой Ольги Вкасильевны.
«Формирование правовой культуры обучающихся».
Формирование
правовой
культуры
обучающихся
–
одно
из
важных
направлений деятельности образовательных учреждений.
Формирование
правовой
культуры
осуществляется
с
помощью
разнообразных
средств
и
методов:
правового
просвещения,
обучения,
внеклассных мероприятий, организации дополнительного образования.
«Правовая
культура»
-
способность
человека
в
рамках
нормативных
требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании
осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за
принятое решение и последствия его реализации.
Данный
подход
позволил
педагогам
образовательных
учреждений
смоделировать личность выпускника, имеющего адекватные современному
развитию общества знания:
- об обществе, его целях и ценностях;
- о правах человека и способах их реализации;
-
о
необходимости
непрерывного
гражданско-правового
образования
в
течение всей жизни;
- о двух противоположных системах отношений:
• государство-общество-личность,
• личность-общество-государство;
- о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми,
народами,
различными
расовыми,
национальными,
этническими,
религиозными и социальными группами.
Такой выпускник умеет:
- отстаивать свои права и права других людей;
- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и
нормативных требований;
-
грамотно
и
осознанно
действовать
при
столкновении
с
неправовыми
реалиями мира.
Ему присущи следующие качества:
-
гибкость
и
открытость,
неприятие
догматизма,
импульсивности
и
крайностей в суждениях и действиях;
- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на
основе общепризнанных норм;
- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;
- объективность;
- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой
важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения
учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо,
обоснованно и целенаправленно. Человек с таким
мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать
проблемы. Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного
использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и
внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в образовательных
организациях
введены
специальные
курсы:
«Учимся
договариваться»,
«Граждановедение».
Также в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-
правового образования и правовой культуры внесены следующие изменения
содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, английский язык,
русский язык, литература, история, обществознание):
изучение
приемов
анализа
и
оценки
правильности
определений
и
классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и
проблем,
приемы
описания
своей
деятельности
и
ее
обоснования,
включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата
и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению
ее в соответствие с этой нормой;
некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений,
вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые другие.
В
целях
формирования
правовой
культуры
обучающихся
в
школе
осуществляется:
• лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами
по ознакомлению учащихся с изменениями в законодательстве РФ;
•
беседы
о
правилах
безопасности
дорожного
движения;
о
правилах
поведения в общественном месте (проигрывание ситуаций);
•
мероприятия,
воспитывающие
у
школьников
правильное
отношение
к
окружающему миру, Человеку;
• создание педагогических ситуаций, для постоянных упражнений учащихся
в нравственных поступках во время бесед на классных часах;
• работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.
Традиционно в школах проходят классные часы по нравственно-правовому
направлению.
Большое
внимание
правовому
воспитанию
уделяется
на
заседаниях
Управляющего
Совета,
особенно
организации
деятельности
в
образовательных
учреждениях
по
вопросу
о
предотвращении
правонарушений
среди
школьников,
выявления
семей,
находящихся
в
социально опасном положении. В рамках правового воспитания проводятся
анкетирование
среди
учащихся
8-11
классов
«Мой
досуг»,
изучение
индивидуальных
особенностей
детей
и
условий
их
жизни
в
семье,
собеседование с родителями, дети которых склонны к правонарушениям. Во
многих
образовательных
учреждениях
организованы
выставки
книг
на
правовую тематику, оформлены стенды.
Лекционно-предупредительная работа осуществляется и среди родителей.