Напоминание

"Формирование правовой культуры обучающихся"


Автор: Рыбакова Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 ЩМР МО
Населённый пункт: г.Щелково
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование правовой культуры обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Статья учителя истории и обществознания

МАОУ СОШ №8 ЩМР МО

Рыбаковой Ольги Вкасильевны.

«Формирование правовой культуры обучающихся».

Формирование

правовой

культуры

обучающихся

одно

из

важных

направлений деятельности образовательных учреждений.

Формирование

правовой

культуры

осуществляется

с

помощью

разнообразных

средств

и

методов:

правового

просвещения,

обучения,

внеклассных мероприятий, организации дополнительного образования.

«Правовая

культура»

-

способность

человека

в

рамках

нормативных

требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании

осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за

принятое решение и последствия его реализации.

Данный

подход

позволил

педагогам

образовательных

учреждений

смоделировать личность выпускника, имеющего адекватные современному

развитию общества знания:

- об обществе, его целях и ценностях;

- о правах человека и способах их реализации;

-

о

необходимости

непрерывного

гражданско-правового

образования

в

течение всей жизни;

- о двух противоположных системах отношений:

• государство-общество-личность,

• личность-общество-государство;

- о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми,

народами,

различными

расовыми,

национальными,

этническими,

религиозными и социальными группами.

Такой выпускник умеет:

- отстаивать свои права и права других людей;

- ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и

нормативных требований;

-

грамотно

и

осознанно

действовать

при

столкновении

с

неправовыми

реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

-

гибкость

и

открытость,

неприятие

догматизма,

импульсивности

и

крайностей в суждениях и действиях;

- готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на

основе общепризнанных норм;

- конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;

- объективность;

- ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой

важный компонент, как ее осознанность, формируется в процессе обучения

учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо,

обоснованно и целенаправленно. Человек с таким

мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать

проблемы. Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного

использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и

внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в образовательных

организациях

введены

специальные

курсы:

«Учимся

договариваться»,

«Граждановедение».

Также в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-

правового образования и правовой культуры внесены следующие изменения

содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, английский язык,

русский язык, литература, история, обществознание):

изучение

приемов

анализа

и

оценки

правильности

определений

и

классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и

проблем,

приемы

описания

своей

деятельности

и

ее

обоснования,

включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата

и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению

ее в соответствие с этой нормой;

некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений,

вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые другие.

В

целях

формирования

правовой

культуры

обучающихся

в

школе

осуществляется:

• лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами

по ознакомлению учащихся с изменениями в законодательстве РФ;

беседы

о

правилах

безопасности

дорожного

движения;

о

правилах

поведения в общественном месте (проигрывание ситуаций);

мероприятия,

воспитывающие

у

школьников

правильное

отношение

к

окружающему миру, Человеку;

• создание педагогических ситуаций, для постоянных упражнений учащихся

в нравственных поступках во время бесед на классных часах;

• работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.

Традиционно в школах проходят классные часы по нравственно-правовому

направлению.

Большое

внимание

правовому

воспитанию

уделяется

на

заседаниях

Управляющего

Совета,

особенно

организации

деятельности

в

образовательных

учреждениях

по

вопросу

о

предотвращении

правонарушений

среди

школьников,

выявления

семей,

находящихся

в

социально опасном положении. В рамках правового воспитания проводятся

анкетирование

среди

учащихся

8-11

классов

«Мой

досуг»,

изучение

индивидуальных

особенностей

детей

и

условий

их

жизни

в

семье,

собеседование с родителями, дети которых склонны к правонарушениям. Во

многих

образовательных

учреждениях

организованы

выставки

книг

на

правовую тематику, оформлены стенды.

Лекционно-предупредительная работа осуществляется и среди родителей.



В раздел образования