Напоминание

Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении.


Автор: Кривичанина Нина Ивановна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ №165
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в

дошкольном образовательном учреждении.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных и коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – их конкурентноспособность на образовательном рынке низкая и желание к продолжению образования достаточно невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение и воспитание ребят с ограничениями физиче ского развития и детей бе з инва лидно сти в о б ы ч н ы х , общеобразовательных школах и детских садах.В связи с этими и рядом других причин 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государство – участники должны обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Инклюзивное образование – это специфический процесс обучения и воспитания, при котором дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же дошкольных образовательных учреждениях или общеобразовательных школах, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающие необходимую специальную поддержку. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Развитие инклюзивного образования становится одной из приоритетных задач в р о с с и й с ко й о б р а зо ват е л ь н о й п о л и т и к е . Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей. В нашем детском саду таких ребят – пять человек и сегодняшний день можно определить как переходный период к инклюзивной практике. Важный момент этого перехода – готовность ДОУ меняться.
Таким образом, наше учреждение определило для себя цель – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Исходя из поставленной цели педагогический коллектив определил основные задачи:  создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;  обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного образования;  организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно- профилактического, социально-трудового направлений деятельности;  преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;  постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;  охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;  изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии. Основной принцип инклюзивного образования – это обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц. Как показывает практика ряда общеобразовательных учреждений, для детей с особыми образовательными потребностями должны быть созданы следующие основные условия:  регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;  специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в детском саду должны быть созданы для всех воспитанников без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;  материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);  адаптированные образовательные программы, с о с т а вл е н и е специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
 необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми. Научно-методиче ско е обе спечение инклюзивного п р о ц е с с а осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим центром района и силами а д м и н и с т р а ц и и о б р а з о в а т е л ь н о г о у ч р е ж д е н и я . Идея инклюзивного образования предъявляет особые требования и к профессионально-личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и к воспитателям с базовым уровнем знаний профессиональной квалификации. Под базовым компонентом понимается профессиональная педагогическая подготовка, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:  представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм обучения и воспитания;  знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;  знание методов психологического и дидактического проектирования воспитательного процесса;  умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с воспитанниками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-воспитателями, специалистами (инструктором по физической культуре, музыкальным р у к о в о д и т е л е м , р у к о в о д с т в о м и д р . ) . Для изменения стереотипов, а далее и профессиональной позиции педагога дошкольного учреждения в инклюзивном пространстве большую роль играют тренинги, семинары, междисциплинарные консультации, работа педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых мероприятий педагогами инклюзивных образовательных учреждений позволяет продемонстрировать профессиональный рост, наметить дальнейшие цели собственной и командной деятельности. Для руководителей учреждений с инклюзивным образованием необходимо держать на контроле следующие важные вопросы:  принципы формирования дошкольных групп;  распределение нагрузки педагогов и специалистов;  организацию дополнительного пространства обучения и развития;  педагоги и специалисты учреждений должны иметь возможность постоянно повышать свой профессионализм, обмениваться опытом, провод ит ь ме жд ис циплина рные конс илиумы и о к а з ы в а т ь консультационную помощь семьям воспитанников. Дополнительное пространство обучения и развития (при необходимости специально оборудованное) включает в себя: комнаты релаксации, тренировочные центры, комнаты персональных занятий и т. д. на базе детского сада.
Каждый педагог планирует свою деятельность самостоятельно:  выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;  использует различные пособия, технические средства для достижения поставленных целей и задач;  организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектно- творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, д и д а к т и ч е с к и е и г р ы и т . п . В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения и воспитания, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой. Одновременно специалистами решается диагностическая и коррекционная работа. Заполняет ся диагностическая карта и карта комплексной коррекции. Однако, одними из самых сложных изменений для развития инклюзивного образования – это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, экономические и финансовые основания функционирования системы. Но действительность такова: с каждым годом в дошкольные учреждения приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья – умственно отсталые дети, дети аутисты (с сохранным или с нарушенным интеллектом), дети с серьезными нарушениями речи, дети- инвалиды. На начальном этапе с каждым ребенком проводится комплексная диагностика: психологическое, логопедическое, педагогическое обследования. Педагог-психолог изучает социальную ситуацию развития ребенка. Медико-психолого-педагогический консилиум создает индивидуальную программу развития, в которой детально прописано сопровождение ребенка разными специалистами, позволяющее ребенку социально адаптироваться, а педагогам корректировать нарушения, развивать психические функции и процессы. Воспитатели составляют для каждого воспитанника с ОВЗ индивидуальный план развития, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Регулярно осуществляется консультативная работа с родителями: разъяснительные беседы, рекомендации специалистов по общению с ребенком. Конечно, взаимодействие с родителями осуществляется в двустороннем порядке. Воспитатели и специалисты учитывают любую информацию от родителей об особенностях поведения, общения ребенка с окружающими. Особое внимание уделяется мнению родителей при со ставлении индивидуальной программы развития - по завершении ее составления они знакомятся с документом, получают необходимые консультации и разъяснении и принимают решение о ее реализации в детском саду. Любые изменения в программе согласовываются с родителями, поскольку суще ствует
н е о бхо д и м о с т ь ф о р м и р о в а н и я у у ч а с т н и ко в и н к л ю з и в н о г о образования понимания его сути, понимания того – что делать и как делать. Важнейшей задачей на этом этапе является выстраивание партнерских взаимоотношений с родителями, Для коррекции индивидуальной программы два раза в год (как минимум) проводится мониторинг психического развития воспитанников. По результатам мониторинга индивидуальная программа развития может быть скорректирована (например, если содержание материала слабо усваивается ребенком, отсутствие динамики в развитии того или иного психического процесса). Конечно, для работы с особыми детьми необходимы материально- технические условия, приобретение оборудования для разных категорий детей - аутистов, умственно отсталых, слабовидящих: регулируемые столы, массажеры, сухой бассейн, разнообразный сенсорный материал, уголок логопеда, диван для релаксации, выделитель текста, соответствующие компьютерные программы и т.д. Для специалистов и педагогов, участвующих в инклюзивном образовании, необходима профессиональная подготовка. Они нуждаются в специализированной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии. Для решения этой задачи администрация учреждения максимально включает специалистов и педагогов в деятельность «круглых столов», семинаров разных уровней (районные, городские, краевые) с обсуждением той или иной проблемы инклюзивного образования. Надо отметить, что специалисты нашего ДОУ находятся и в самостоятельном активном поиске ответа на вопрос: «Как?» Это и изучение специальной психолого- педагогической и методической литературы, использование интернет – ресурсов, обмен опытом на районных методических объединениях. Существует и ряд трудностей в организации инклюзивного образовательного пространства. Недостаточное взаимодействие ДОУ с педагогами школы. Ведь если ребенок с ограниченными возможностями здоровья, не посещает детский сад, то возникает риск в неправильном определении образовательного маршрута ребенка. Педагоги, не зная об особенностях ребенка, предъявляют к нему те же требования по овладению образовательными стандартами, что и к другим детям. Возникают противоречия между требованиями и возможностями ребенка. Вследствие этих противоречий, н а б л ю д а е т с я с н и ж е н и е м о т и в а ц и и к обучению, трудности в обучении, появление психологических проблем у ребенка. К сожалению, в детских поликлиниках зачастую не производят полную и объективную диагностику психического развития ребенка, в лучшем случае, если записи в медицинской карте ребенка соответствуют уровню его физического развития. Часто сами родители скрывают от администрации детских садов наличие инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в детском саду или общественных проявлений к особому р е б е н к у .
Педагогический коллектив, проработав некоторое время в режиме инклюзивной деятельности, определил о необходимости некоторых изменений в учреждении, а именно:  особое штатное расписание, в котором были бы заложены ставки тьютеров, педагогов сопровождения, дополнительного медицинского работника, техника по обслуживанию специального оборудования;  дополнительное финансирование, позволяющее привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение и расширение должностных обязанностей;  система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ;  взаимосвязи со школами и другими ДОУ со специальным(коррекционным) образованием. Наш опыт показывает, что дети с ОВЗ при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в образовательном процессе, но и в праздничных мероприятиях, в конкурсах и концертах. Результатом работы является социальная адаптация детей в детском саду и школе: установлен контакт между детьми с ОВЗ и остальными воспитанниками, а также с педагогами. Атмосфера взаимоотношений имеет положительный эмоциональный настрой. Дети с нормальным развитием относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, как к равным себе - не проявляют н е г а т и в н ы х р е а к ц и й , о к а з ы в а ю т п о с и л ь н у ю п о м о щ ь . Воспитанники с ОВЗ научились выполнять общепринятые правила и нормы поведения в группе и за ее пределами: здороваться, прощаться, соблюдать правила поведения. Также в процессе формирования (у части детей сформированы) навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, самостоятельно принимать пищу и т.д. У всех детей с ОВЗ заметна динамика в развитии словарного запаса. Хотя значителен разрыв между активным и пассивным словарем (в зависимости от уровня интеллекта и речевой моторики).

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Воспитатели готовы принять "особого" ребенка, зная, что в лице своих ассистентов (тьюторов), специалистов данного учреждения или ресурсных центров, методистов округа, а также родителей этих детей они будут иметь огромную поддержку. Администрация ОУ и педагогический состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для развития каждого ребенка. В результате организации инклюзивного образовательного пространства дети с ОВЗ получают возможность, а это самое главное - социально
адаптироваться в обществе. Для них создается комфортная психологическая атмосфера и условия для получения дошкольного образования соответственно их индивидуальным возможностям. У детей с ОВЗ есть возможность активного и п о с т о я н н о го у ч а с т и я в о в с е х м е р о п р и я т и я х и с о б ы т и я х . Педагоги в результате деятельности овладевают основами работы с детьми с ОВЗ, развиваются и совершенствуются как специалисты. В целом включение детского сада в систему инклюзивного образования расширяет п р о г р а м м у р а з в и т и я д а н н о г о у ч р е ж д е н и я , п о в ы ш а е т е г о конкурентоспособность и авторитетность. Возможности и методики инклюзивного образования нацелены не только на детей с ОВЗ, но и на детей с ненарушенным интеллектуальным и физическим развитием. Образовательная среда инклюзивного ДОУ оказывает огромное влияние на всех участников образовательного процесса - формирует толерантное отношение к людям в чем-то отличающимся от большинству, учит сопереживать и помогать тому, кто в этом нуждается, проявляя свои лучшие человеческие качества в повседневной и практической деятельности.

Заведующий МБДОУ №165 г. Красноярска Н.И. Кривичанина.


В раздел образования