Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Кривичанина Нина Ивановна Должность: заведующий Учебное заведение: МБДОУ №165 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: статья Тема: Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении. Раздел: дошкольное образование
Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в
дошкольном образовательном учреждении.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует
система
специального
образования.
В
этих
учреждениях
созданы
особые
условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги.
Но во многом из-за обособленности специальных и коррекционных
образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на
здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных
условиях – их конкурентноспособность на образовательном рынке низкая и
желание к продолжению образования достаточно невелика по сравнению с
выпускниками
обычных
общеобразовательных
школ.
Альтернатива
такой
системы
–
совместное
обучение
и
воспитание
ребят
с
ограничениями
физиче ского
развития
и
детей
бе з
инва лидно сти
в
о б ы ч н ы х ,
общеобразовательных школах и детских садах.В связи с этими и рядом других
причин 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
статье
24
Конвенции
говорится
о
том,
что
в
целях
реализации
права
на
образование
государство
–
участники
должны
обеспечивать
инклюзивное
образование
на
всех
уровнях
и
обучение
в
течение
всей
жизни
человека.
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ,
Федеральным
законом
«Об
образовании»,
Федеральным
законом
«О
социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка.
Инклюзивное образование – это специфический процесс обучения и
воспитания, при котором дети
независимо от их физических, психических,
интеллектуальных
и
иных
особенностей,
включены
в
общую
систему
образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками
без инвалидности в одних и тех же дошкольных образовательных учреждениях
или общеобразовательных школах, учитывающих их особые образовательные
потребности и оказывающие необходимую специальную поддержку. В основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
исключает
любую
дискриминацию детей и обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но
в
то
же
время
создает
особые
условия
для
детей,
имеющих
особые
образовательные потребности. Совместное (инклюзивное) обучение признано
всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.
Развитие инклюзивного образования становится одной из приоритетных задач в
р о с с и й с ко й
о б р а зо ват е л ь н о й
п о л и т и к е .
Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена
профессиональными
потребностями
педагогов,
работающих
с
детьми
с
особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается
увеличение количества таких детей. В нашем детском саду таких ребят – пять
человек
и
сегодняшний
день
можно
определить
как
переходный
период
к
инклюзивной практике. Важный момент этого перехода – готовность ДОУ
меняться.
Таким
образом,
наше
учреждение
определило
для
себя
цель
–
обеспечение
условий
для
совместного
воспитания
и
образования
детей
с
разными психофизическими особенностями развития.
Исходя
из
поставленной
цели
педагогический
коллектив
определил
основные задачи:
создание единой психологически комфортной образовательной среды для
детей, имеющих разные стартовые возможности;
обеспечение
диагностирования
эффективности
процессов
коррекции,
адаптации
и
социализации
детей
с
особенностями
развития
на
этапе
дошкольного образования;
организация
системы
эффективного
психолого-педагогического
сопровождения
процесса
инклюзивного
образования
через
взаимодействие
диагностико-консультативного,
коррекционно-развивающего,
лечебно-
профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы
через включение детей в успешную деятельность;
постепенное
повышение
мотивации
ребенка
на
основе
его
личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
изменение
общественного
сознания
по
отношению
к
детям
с
особенностями в развитии.
Основной
принцип
инклюзивного
образования
–
это
обучение
и
воспитание
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
в
обычных
образовательных
учреждениях,
при
условии,
что
этим
образовательным
учреждениям
создаются
все
условия
для
удовлетворения
специальных
образовательных потребностей таких лиц.
Как показывает практика ряда общеобразовательных учреждений, для
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
должны
быть
созданы
следующие основные условия:
регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и
юридическое обеспечение образовательного процесса;
специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и
специалисты
(кадровый
ресурс
ОУ).
При
этом
равные
возможности
в
получении
медицинской,
коррекционной
и
психологической
поддержки
в
детском саду должны быть созданы для всех воспитанников без исключения,
что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;
материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды
(пандусы,
подъемники,
специально
оборудованные
туалеты,
кабинеты
лечебной
физкультуры,
психомоторной
коррекции,
комнаты
для
логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами,
медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
адаптированные
образовательные
программы,
с о с т а вл е н и е
специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
необходимый
раздаточный
и
дидактический
материал
для
занятий
с
детьми.
Научно-методиче ско е
обе спечение
инклюзивного
п р о ц е с с а
осуществляется
высшей
школой
и
центрами
переподготовки,
ресурсами
специальных (коррекционных) школ, методическим центром района и силами
а д м и н и с т р а ц и и
о б р а з о в а т е л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я .
Идея
инклюзивного
образования
предъявляет
особые
требования
и
к
профессионально-личностной
подготовке
специалистов,
которые
имеют
базовое
коррекционное
образование,
и
к
воспитателям
с
базовым
уровнем
знаний
профессиональной
квалификации.
Под
базовым
компонентом
понимается
профессиональная
педагогическая
подготовка,
(предметные,
психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под
специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в
чем его отличие от традиционных форм обучения и воспитания;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и
личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
знание
методов
психологического
и
дидактического
проектирования
воспитательного процесса;
умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия
между
всеми
субъектами
образовательной
среды
(с
воспитанниками
по
отдельности
и
в
группе,
с
родителями,
коллегами-воспитателями,
специалистами
(инструктором
по
физической
культуре,
музыкальным
р у к о в о д и т е л е м ,
р у к о в о д с т в о м
и
д р . ) .
Для
изменения
стереотипов,
а
далее
и
профессиональной
позиции
педагога дошкольного учреждения в инклюзивном пространстве большую роль
играют
тренинги,
семинары,
междисциплинарные
консультации,
работа
педагогических мастерских, стажировки, мастер-классы. Проведение открытых
мероприятий педагогами инклюзивных образовательных учреждений позволяет
продемонстрировать
профессиональный
рост,
наметить
дальнейшие
цели
собственной и командной деятельности.
Для руководителей учреждений с инклюзивным образованием необходимо
держать на контроле следующие важные вопросы:
принципы формирования дошкольных групп;
распределение нагрузки педагогов и специалистов;
организацию дополнительного пространства обучения и развития;
педагоги
и
специалисты
учреждений
должны
иметь
возможность
постоянно
повышать
свой
профессионализм,
обмениваться
опытом,
провод ит ь
ме жд ис циплина рные
конс илиумы
и
о к а з ы в а т ь
консультационную помощь семьям воспитанников.
Дополнительное пространство обучения и развития (при необходимости
специально
оборудованное)
включает
в
себя:
комнаты
релаксации,
тренировочные центры, комнаты персональных занятий и т. д. на базе детского
сада.
Каждый педагог планирует свою деятельность самостоятельно:
выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное
содержание;
использует различные пособия, технические средства для достижения
поставленных целей и задач;
организует разнообразную деятельность детей, в том числе проектно-
творческую,
связанную
с
различными
видами
искусства,
экскурсии,
д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
т .
п .
В тех случаях, когда дети не усваивают минимально необходимый уровень
знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу
обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и
содержание
обучения
и
воспитания,
является
для
детей
всесторонней
педагогической и психологической поддержкой. Одновременно специалистами
решается
диагностическая
и
коррекционная
работа.
Заполняет ся
диагностическая карта и карта комплексной коррекции.
Однако,
одними
из
самых
сложных
изменений
для
развития
инклюзивного образования – это изменения в профессиональном мышлении и
сознании людей, экономические и финансовые основания функционирования
системы.
Но
действительность
такова:
с
каждым
годом
в
дошкольные
учреждения
приходит
все
больше
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
–
умственно
отсталые
дети,
дети
аутисты
(с
сохранным
или
с
нарушенным
интеллектом),
дети
с
серьезными
нарушениями
речи,
дети-
инвалиды.
На
начальном
этапе
с
каждым
ребенком
проводится
комплексная
диагностика: психологическое, логопедическое, педагогическое обследования.
Педагог-психолог
изучает
социальную
ситуацию
развития
ребенка.
Медико-психолого-педагогический
консилиум
создает
индивидуальную
программу развития, в которой детально прописано сопровождение ребенка
разными специалистами, позволяющее ребенку социально адаптироваться, а
педагогам
корректировать
нарушения,
развивать
психические
функции
и
процессы.
Воспитатели
составляют
для
каждого
воспитанника
с
ОВЗ
индивидуальный план развития, обеспечивающий освоение образовательной
программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей
и образовательных потребностей конкретного ребенка.
Регулярно
осуществляется
консультативная
работа
с
родителями:
разъяснительные беседы, рекомендации специалистов по общению с ребенком.
Конечно,
взаимодействие
с
родителями
осуществляется
в
двустороннем
порядке.
Воспитатели
и
специалисты
учитывают
любую
информацию
от
родителей
об
особенностях
поведения,
общения
ребенка
с
окружающими.
Особое
внимание
уделяется
мнению
родителей
при
со ставлении
индивидуальной программы развития - по завершении ее составления они
знакомятся с документом, получают необходимые консультации и разъяснении
и принимают решение о ее реализации в детском саду. Любые изменения в
программе
согласовываются
с
родителями,
поскольку
суще ствует
н е о бхо д и м о с т ь
ф о р м и р о в а н и я
у
у ч а с т н и ко в
и н к л ю з и в н о г о
образования понимания его сути, понимания того – что делать и как делать.
Важнейшей
задачей
на
этом
этапе
является
выстраивание
партнерских
взаимоотношений с родителями,
Для
коррекции
индивидуальной
программы
два
раза
в
год
(как
минимум) проводится мониторинг психического развития воспитанников. По
результатам
мониторинга
индивидуальная
программа
развития
может
быть
скорректирована
(например,
если
содержание
материала
слабо
усваивается
ребенком,
отсутствие
динамики
в
развитии
того
или
иного
психического
процесса).
Конечно,
для
работы
с
особыми
детьми
необходимы
материально-
технические условия, приобретение оборудования для разных категорий детей
-
аутистов,
умственно
отсталых,
слабовидящих:
регулируемые
столы,
массажеры,
сухой
бассейн,
разнообразный
сенсорный
материал,
уголок
логопеда,
диван
для
релаксации,
выделитель
текста,
соответствующие
компьютерные программы и т.д. Для специалистов и педагогов, участвующих в
инклюзивном
образовании,
необходима
профессиональная
подготовка.
Они
нуждаются в специализированной помощи со стороны специалистов в области
коррекционной
педагогики,
специальной
и
педагогической
психологии.
Для решения этой задачи администрация учреждения максимально
включает
специалистов
и
педагогов
в
деятельность
«круглых
столов»,
семинаров разных уровней (районные, городские, краевые) с обсуждением той
или
иной
проблемы
инклюзивного
образования.
Надо
отметить,
что
специалисты нашего ДОУ находятся и в самостоятельном
активном поиске
ответа
на
вопрос:
«Как?»
Это
и
изучение
специальной
психолого-
педагогической
и
методической
литературы,
использование
интернет
–
ресурсов,
обмен
опытом
на
районных
методических
объединениях.
Существует
и
ряд
трудностей
в
организации
инклюзивного
образовательного
пространства.
Недостаточное
взаимодействие
ДОУ
с
педагогами
школы.
Ведь
если
ребенок
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
не
посещает
детский
сад,
то
возникает
риск
в
неправильном
определении
образовательного
маршрута
ребенка.
Педагоги,
не
зная
об
особенностях ребенка, предъявляют к нему те же требования по овладению
образовательными стандартами, что и к другим детям. Возникают противоречия
между требованиями и возможностями ребенка. Вследствие этих противоречий,
н а б л ю д а е т с я
с н и ж е н и е
м о т и в а ц и и
к
обучению,
трудности
в
обучении,
появление
психологических
проблем
у
ребенка.
К сожалению, в детских поликлиниках зачастую не производят полную и
объективную диагностику психического развития ребенка, в лучшем случае,
если
записи
в
медицинской
карте
ребенка
соответствуют
уровню
его
физического
развития.
Часто
сами
родители
скрывают
от
администрации
детских садов наличие инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь
потерять
место
в
детском
саду
или
общественных
проявлений
к
особому
р
е
б
е
н
к
у
.
Педагогический
коллектив,
проработав
некоторое
время
в
режиме
инклюзивной деятельности, определил о необходимости некоторых изменений
в учреждении, а именно:
особое штатное расписание, в котором были бы заложены ставки тьютеров,
педагогов
сопровождения,
дополнительного
медицинского
работника,
техника по обслуживанию специального оборудования;
дополнительное
финансирование,
позволяющее
привлекать
к
работе
наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их
дополнительное обучение и расширение должностных обязанностей;
система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для работы с детьми с ОВЗ;
взаимосвязи со школами и другими ДОУ со специальным(коррекционным)
образованием.
Наш опыт показывает, что дети с ОВЗ при соответствующей помощи и
поддержке могут активно участвовать не только в образовательном процессе,
но
и
в
праздничных
мероприятиях,
в
конкурсах
и
концертах.
Результатом
работы
является
социальная
адаптация
детей
в
детском
саду
и
школе:
установлен контакт между детьми с ОВЗ и остальными воспитанниками, а
также
с
педагогами.
Атмосфера
взаимоотношений
имеет
положительный
эмоциональный настрой. Дети с нормальным развитием относятся к детям с
ограниченными возможностями здоровья, как к равным себе - не проявляют
н е г а т и в н ы х
р е а к ц и й ,
о к а з ы в а ю т
п о с и л ь н у ю
п о м о щ ь .
Воспитанники
с
ОВЗ
научились
выполнять
общепринятые
правила
и
нормы
поведения
в
группе
и
за
ее
пределами:
здороваться,
прощаться,
соблюдать правила поведения. Также в процессе формирования (у части детей
сформированы)
навыки
самообслуживания:
самостоятельно
одеваться
и
раздеваться, самостоятельно принимать пищу и т.д. У всех детей с ОВЗ заметна
динамика
в
развитии
словарного
запаса.
Хотя
значителен
разрыв
между
активным
и
пассивным
словарем
(в
зависимости
от
уровня
интеллекта
и
речевой моторики).
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс
сложный,
многогранный,
затрагивающий
научные,
методологические
и
административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею
инклюзии,
особенно
остро
нуждаются
в
помощи
по
организации
педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми
участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является
ребенок.
Воспитатели готовы принять "особого" ребенка, зная, что в лице своих
ассистентов
(тьюторов),
специалистов
данного
учреждения
или
ресурсных
центров, методистов округа, а также родителей этих детей они будут иметь
огромную поддержку. Администрация ОУ и педагогический состав при этом
несут
ответственность
за
организацию
благоприятной
среды
для
развития
каждого ребенка.
В результате организации инклюзивного образовательного пространства
дети
с
ОВЗ
получают
возможность,
а
это
самое
главное
-
социально
адаптироваться в обществе. Для них создается комфортная психологическая
атмосфера и условия для получения дошкольного образования соответственно
их индивидуальным возможностям. У детей с ОВЗ есть возможность активного
и
п о с т о я н н о го
у ч а с т и я
в о
в с е х
м е р о п р и я т и я х
и
с о б ы т и я х .
Педагоги
в
результате
деятельности
овладевают
основами
работы
с
детьми с ОВЗ, развиваются и совершенствуются как специалисты.
В целом
включение
детского
сада
в
систему
инклюзивного
образования
расширяет
п р о г р а м м у
р а з в и т и я
д а н н о г о
у ч р е ж д е н и я ,
п о в ы ш а е т
е г о
конкурентоспособность и авторитетность.
Возможности и методики инклюзивного образования нацелены не только
на
детей
с
ОВЗ,
но
и
на
детей
с
ненарушенным
интеллектуальным
и
физическим развитием. Образовательная среда инклюзивного ДОУ оказывает
огромное влияние на всех участников образовательного процесса - формирует
толерантное отношение к людям в чем-то отличающимся от большинству, учит
сопереживать и помогать тому, кто в этом нуждается, проявляя свои лучшие
человеческие качества в повседневной и практической деятельности.
Заведующий МБДОУ №165 г. Красноярска
Н.И. Кривичанина.