Автор: Ведерникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сбереги себя сам"
Раздел: дошкольное образование
Программа воспитания культуры безопасности
жизнедеятельности
«Сбереги себя сам»
Разработала:
Воспитатель
Ведерникова С.В.
Новокузнецк
2015 год
Пояснительная записка
Актуальность. Современное общество переживает сложные времена.
В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу,
государству.
Безопасность
жизни
и
жизнедеятельности
-
насущная
потребность
человека.
По
данным
статистики
дети
-
это
одна
из
тех
категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных
ситуациях. Они же являются самыми незащищенными.
Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.
Сохранение
здоровья
детей
и
подростков,
будущих
матерей
и
отцов,
обе спечение
до стойных
условий
жизнедеятельно сти
я вл я е т с я
общегосударственной
задачей,
имеющей
межведомственный
характер
и
требующей комплексного стратегического решения.
В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть
разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для
подготовки молодежи к жизни в условиях, возросших в последнее время,
опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс
подготовки
к
обеспечению
безопасной
жизнедеятельности
не
может
сводиться
к
формированию
у
человека
простой
совокупности
знаний
и
умений. Необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в
духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое
мировоззрение,
позволяющее
ориентироваться
в
самой
разнообразной
обстановке,
анализировать
опасные
объекты,
явления
во
всех
связях
и
отношениях,
оценивать
риски,
прогнозировать
ближайшие
и
отдаленные
последствия реализации опасных ситуаций.
Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования
культуры
безопасности
жизнедеятельности,
т.е.
развития
сущностных
характеристик
личности,
направленных
на
обеспечение
собственной
безопасности,
формирование
умений
и
навыков
культуры
поведения
в
социоопасных
экстремальных
условиях,
чрезвычайных
ситуациях,
угрожающих
жизни
и
здоровью
человека.
Особую
значимость
данная
проблема
приобретает
для
детей,
лишенных
родительской
поддержки,
имеющих
негативный
социальный
опыт,
ослабленное
физическое
и
психическое
здоровье,
низкую
нравственную
устойчивость.
В
последнее
десятилетие
в
силу
сложившихся
неблагоприятных
социально-
экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически
выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального
сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только
настоящего времени, но и будущего.
2
В условиях социально-экономической и политической нестабильности
ответственность за организацию жизнедеятельности детей, оставшихся без
попечения
родителей,
ложится
на
воспитательную
систему
социально-
реабилитационного
центр.
Контингент
данных
учреждений
является
наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным
поведением.
Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в
условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в
социально-реабилитационный
центр,
пережили
многочисленные
психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность
ребенка.
Кроме
того,
условия
подобных
учреждений
в
ряде
случаев
рассматриваются
как
условия
депривации,
что
усложняет
процесс
приспособления их обитателей к новой жизненной ситуации.
В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление
педагогических условий
успешного формирования культуры безопасной
жизнедеятельности детей в условиях социально-реабилитационного центра.
Культуру
безопасности
жизнедеятельности
можно
определить
как
уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
системе
личных
и
социальных
ценностей,
распространенностью
стереотипов
безопасного
поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций,
степенью
защиты
от
угроз
и
опасностей
во
всех
сферах
жизнедеятельности.
В
процессе
реализации
программы
«Сбереги
себя
Сам»
возможно
формирование
следующих
ключевых компетенций: ценностно-смысловых,
учебно-познавательных,
коммуникативных,
информационных
и
здоровье
сберегающих.
Этому
будут
способствовать
анализ
конкретных
ситуаций,
решение
ситуационных
и
проблемных
задач,
использование
в
учебно-
воспитательном процессе ролевых и деловых игр, дискуссий, проблемного и
модульного обучения.
Педагогическими
условиями,
о бе с п еч и ва ю щ и м и
у с п е ш н о е
формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях
социально-реабилитационного
центра,
являются:
организация
учебно-
воспитательной
работы
на
основе
научно
обоснованной
системы,
характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностной
направленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов
3
(цели, задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование
мотивации, соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном
поведении; использование инновационных форм и методов при апробации
образовательных
программ;
профессиональная
подготовленно сть
специалистов
социально-реабилитационного
центра
к
деятельности
по
формированию культуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и
вариативность
форм
и
методов
обучения;
организация
мониторинговой
деятельности.
Таким
образом,
для
формирования
жизненной
компетентности
воспитанников мы считаем необходимым формирование у них социального
статуса,
позволяющего
разрешать
личностно
значимые
проблемы
в
самостоятельной жизнедеятельности.
Программа
подготовлена
с
учетом
требований
федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования.
В программе реализованы требования Конституции РФ и федеральных
законов
РФ
«О
безопасности»,
«О
защите
населения
и
территории
от
чрезвычайных
ситуаций
природного
и
техногенного
характера»,
«О
безопасности
дорожного
движения»,
«О
пожарной
безопасности»,
«Об
экологической безопасности», Концепции национальной безопасности РФ.
Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в
психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, т.к.
сопряжены
с
повышенными,
предельными
и
даже
запредельными
нагрузками,
ответственностью,
разного
рода
рисками,
которые
чреваты
нежелательными
последствиями.
Успех
действий
в
таких
ситуациях
возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности.
Поэтому главной функцией программы является ее ориентация на личную
безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и
умений
применять
правила
безопасного
поведения
в
условиях
угроз
и
опасностей. В связи с этим логика построения программы заключается в том,
чтобы воспитанники научились правильно оценивать обстановку и умело
действовать
в
системе
следующих
понятий: опасность
→
причина
опасности → последствие опасности → действие.
Под
опасностью
здесь
понимается
ситуация,
в
которой
возможно
возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, наносить
материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.
Причина опасности – это событие, предшествующее и вызывающее другое
4
опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствия
опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то,
что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или
здоровью.
Научная
новизна:
проведен
комплексный
анализ
проблемы
формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей
ОСР
«Уютное»; выявлены педагогические условия, обеспечивающие повышение
эффективности
формирования
культуры
безопасной
жизнедеятельности
у
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
позволяющие
им
осознать
безопасность как личностную и общественную ценность; самостоятельно
повышать
уровень
личной
культуры
безопасного
поведения
(целостное
развитие
личности
ребенка,
создание
положительной
психологической
атмосферы,
непрерывность
и
вариативность
форм
и
методов
обучения,
совершенствование
профессиональной
компетентности
педагогов,
организация
мониторинговой
деятельности);
комплекс
мероприятий
и
методов,
направленных
на
формирование
культуры
безопасной
жизнедеятельности
у
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей;
разработаны
модель
и
комплексная
программа
«Сбереги
себя
Сам»,
направленная
на
культурогенез
личности
ребенка
в
процессе
его
жизнедеятельности.
Предлагаемые
методологические
рекомендации
по
индивидуальной
диагностике и коррекционной работе будут полезными в работе различных
специальных
учебных
заведений
и
реабилитационных
центров.
Апробированные
педагогические
условия
социальной
адаптации
детей
исследуемой
категории
позволяют
более
эффективно
организовать
деятельность данных учреждений.
Цель программы: создать педагогические условия, необходимые для
формирования культуры безопасной жизнедеятельности у лиц, оставшихся
без попечения родителей, в среде социально-реабилитационного центра.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает
педагогический процесс на решение следующих задач:
Образовательные:
5
1.
Освоение
во спит анниками
знаний
об
опасных
и
чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения
при их возникновении.
2.
Обучение воспитанников умению предвидеть потенциальные
опасности и правильно действовать в случае их наступления,
использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной
защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
3.
Способствовать расширению кругозора воспитанников через
использование дополнительных источников.
Развивающие:
1.
Развитие качеств личности воспитанников, необходимые для
обеспечения
безопасного
поведения
в
опасных
и
чрезвычайных ситуациях.
2.
Развивать у учащихся логическое мышление.
3.
Способствовать
практическому
применению
умений
и
навыков, полученных на занятиях по ОБЖ.
Воспитательные:
1.
Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2.
Воспитание
у
воспитанников
ответственности
за
личную
и
общественную
безопасность,
ценностного
отношения
к
своему
здоровью и жизни.
3.
Вырабатывать
самосознание
-
осознанную
сопричастность
с
происходящими событиям.
4.
С п о с о б с т в о в а т ь
в о с п и т а н и ю
с а м о р а з в и в а ю щ е й с я ,
самореализующейся личности.
Методологическая
база.
В
данной
работе
мы
использова ли
специальную
литературу
по
предмету
«Основы
бе зо п а с н о с т и
жизнедеятельности», таких авторов, как Айзман Р.И., Кирин Б.Ф., Михайлов
Л.А.
Чтобы
составить
представление
о
важности
изучаемой
темы,
мы
изучили Государственную образовательную программу по предмету «Основы
безопасности
жизнедеятельности»,
а
так
же
методическую
литературу
авторов, Мошкин Н.И., Пахнутова О.В., Смирнова А.Т, Латчук В.Н, Миронов
С.К, Фролов М.П., Вангородский С.Н.
Для анализа возрастных особенностей школьников мы использовали
материал по возрастной психологии, а так же литературу по педагогике и
6
физическому
воспитанию,
следующих
авторов
Асмолов
А.Г.,
Кон
И.С.,
Лишин О.В.
Программа воспитания культуры безопасности жизнедеятельности «Сбереги
себя сам» разработана для детей 10 – 14 лет.
Данный
возраст
знаменуется
бурным
развитием
и
перестройкой
социальной
активности
ребенка.
Подростки
в
этом
возрасте
способны
добиться
самых
высоких
темпов
развития
физического
потенциала.
Подростковый
возраст
-
возраст
проблем,
рассуждений
и
споров.
Находящаяся
в
разгаре
своего
созревания
функция
мышление
начинает
проявлять себя с большой энергией.
Структура программы
Программа предназначена для детей 10 – 14 лет, срок реализации
программы рассчитан на учебный год (35 учебных недель) по 2 часа в неделю
продолжительность каждого занятия 40 – 45 минут.
Реализация
указанной
программы
предусматривает
использование
учебно-методического
комплекта,
включающего
учебные
программы,
учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия,
учебные наглядные пособия, просмотр фильмов на заданную тематику.
Содержание программы
Курс программы состоит из 8 разделов
I раздел – «Правила безопасного поведения в городе»
7
Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны
повышенной опасности в современном городе: городской и общественный
транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации,
строительные
площадки,
уличное
электричество,
промышленные
предприятия.
Правила
безопасного
поведения
в
зонах
повышенной
опасности.
Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана,
«скорая
помощь»,
служба
спасения,
коммунальные
и
другие
службы).
Правила
вызова
служб
безопасности.
Государственные,
муниципальные
(городские) и районные службы обеспечения безопасности.
II раздел – «Правила безопасного поведения в быту»
Характеристика
городского
и
сельского
жилища,
особенности
его
жизнеобеспечения
(водоснабжение,
отопление,
электроснабжение,
канализация).
Источники
опасности
в
жилище
и
их
характеристика.
Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.
Причины
возникновения
пожаров
в
жилых
помещениях
и
их
последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного
поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале).
Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся
электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), новогодняя
елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при
пожаре
в
квартире.
Первичные
средства
пожаротушения
и
правила
пользования ими.
Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия.
Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.
Правила
безопасности
при
обращении
с
электрическими
и
электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил
обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды
электрических и электронных приборов, используемых в быту; правила их
безопасного использования.
Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление
бытовым
газом,
причины
и
последствия.
Меры
профилактики.
Правила
пользования
газовыми
приборами.
Правила
безопасного
поведения:
при
8
обнаружении запаха газа в квартире; при обнаружении запаха газа в подвале,
подъезде, во дворе, на улице.
Правила
безопасности
при
пользовании
опасными
веществами
и
средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии.
Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие
опасных
веществ
и
препаратов
бытовой
химии
на
организм
человека.
Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.
Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квартире произошел
взрыв.
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего
нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры.
III раздел – «Правила безопасного поведения на улицах»
Опасные природные явления. Чем опасен гололед. Как смягчить падения на
льду.
Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе.
Правила
безопасного
обращения
с
животными.
Жизнедеятельность
животного в условиях города. Домашние животные и связанные с ними
проблемы. Основные правила приобретения домашних животных. Правила
обращения
с
домашними
животными.
Что
делать,
если
укусила
собака.
Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.
IV раздел – «Правила безопасного поведения на транспорте»
Современные
улицы
и
дороги
–
зона
повышенной
опасности.
Дорожные
движения
и
его
участники:
пешеходы,
пассажиры,
водители.
Дорога и ее составные части. Средства безопасности на дороге. Движение
пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов
на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и
групп людей (детей). Правила безопасного поведения велосипедистов на
улицах и дорогах.
Правила
безопасного
поведения
на
городском
и
общественном
транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Краткая характеристика современных видов транспорта.
Основные
правила
безопасности
на
городском
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
поведения
при
аварийных
ситуациях
9
(пожаре,
столкновении,
перевороте,
опрокидывании)
на
городском
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
поведения
пассажира
автомобиля: при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду.
Предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
V
раздел
–
«Правила
безопасного
поведения
в
криминогенных
ситуациях»
Понятия личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные
места
в
населенном
пункте.
Общие
сведения
о
зонах
криминогенной
опасности: безлюдные окраины города; глухие зоны парков и скверов; места
массового скопления людей и т.д. Незнакомые взрослые и подростки.
Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных
ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.
Правила
безопасного
поведения
при
возникновении
криминогенных
ситуаций в доме (квартире): звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются
открыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.
Правила
безопасного
поведения
при
возникновении
криминогенных
ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что
делать, если вы оказались заложником.
VI раздел – «Изменение среды обитания человека в городе»
Причины
и
последствия
загрязнения
воды,
воздуха
и
почв
города.
Способы
очистки
воды.
Понятие
о
кислотных
дождях.
Как
бороться
с
загрязнением воздуха. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
VII раздел – «Безопасность и защита человека в среде обитания»
Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие
опасной и экстремальной ситуации. Понятия о вынужденном автономном
существовании.
Возможные
причины
попадания
человека
в
условия
вынужденного автономного существования (авария ТС в малонаселенной
местности; заблудились в лесу (горах, степи), отстали от группы в турпоходе
и др.)
10
Правила
предотвращения
экстремальных
ситуаций
в
природных
условиях.
Подготовка
к
путешествию
-
важный
этап
обеспечения
безопасности.
Психологические
основы
выживания
в
природных
условиях.
Преодоление страха и стрессового состояния.
Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в
природе.
Определение
направления
выхода
в
ситуации,
когда
человек
заблудился. Правила оборудования временного жилища. Правила и способы
добывания
огня.
Обеспечение
водой
и
питанием.
Съедобные
растения,
насекомые, животные. Способы приготовления на костре рыбы.
Сигналы
бедствия
в
условиях
вынужденного
автономного
существования. Способы подачи сигналов автономного существования.
VIII раздел – «Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи»
Домашняя
медицинская
аптечка.
Правила
хранения
и
проверка
лекарственных средств. Перевязочные и лекарственные средства. Правила
приема лекарственных средств.
Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях организма
человека. Понятия о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые
травмы.
Общие
признаки
травм
и
ранений.
Правила
оказания
первой
медицинской помощи при незначительных открытых ранах.
Общая
характеристика
кровотечений.
Наружное
и
внутренне
кровотечение.
Артериальное,
венозное,
капиллярное
и
смешанное
кровотечения.
Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы
в р е м е н н о й
о с т а н о в к и
к р о в о т е ч е н и я .
П р а в и л а
н а л о ж е н и я
кровоостанавливающего
жгута
и
давящей
повязки.
Первая
медицинская
помощь при кровотечении из носа.
Примерный тематический план
№
п/п
Наименование
разделов
и
тем мероприятия
Всего
часов
В том числе занятия
теоретически
х
практически
х
1
Р а з д е л I
–
« П р а в и л а
12
10
2
11
безопасного
поведения
в
городе»
1.1
Информационный час «Город
как источник опасности»
2
1.2
Познавательное
з а н я т и е
«Опасные
и
чрезвычайные
ситуации»
1
1
1.3
Игра «Суд над нарушителями
ПДД»
1
1.4
Познавательное
занятие
с
э л е м е н т а м и
и г р ы
« А в т о м о б и л ь .
Д о р о г а .
Пешеход»
1
1.5
Праздник
по
ПДД
«Азбука
города»
1
1.6
Конкурс
рисунков
«Мой
безопасный путь в школу»
1
1.7
Игровая программа «Правила
дорожные
знать
каждому
положено»
1
1.8
Конкурсная
программа
по
П Д Д
« Д л я
в с е х
б е з
исключения
есть
правила
движения»
2
1.9
Познавательное
з а н я т и е
«Разрушение зданий»
1
1.1
0
Викторина
«Счастливый
случай»
1
2
Раздел
II
–
«Правила
безопасного
поведения
в
быту»
10
8
2
2.1
Информационная
бе с ед а
«Особенности
современного
жилища»
2
2.2
Занятие
с
элементами
игры
« Б уд ь
о с т о р о ж е н ,
и л и
Опасности в доме»
1
2.3
Конкурсная
программа
с
элементами
игры
«Сделай
огонь другом»
1
12
2.4
Брейн-ринг по теме: «Основы
пожарной безопасности»
1
2.5
З а н я т и е
с
э л е м е н т а м и
практической
деятельности
«Затопление квартиры»
1
2.6
Познавательное
з а н я т и е
«Электричество.
Опасные
газы»
2
2.7
Игра-конкурс
«Пожарный-
эрудит»
1
2.8
Конкурсная
программа
«Это
должен знать каждый»
1
3
Раздел
III
–
«Правила
безопасного
поведения
на
улицах»
6
4
2
3.1
Познавательное занятие «По
тонкому льду»
2
3.2
Беседа
–
дискуссия
«Братья
наши меньшие»
1
3.3
З а н я т и е
–
т р е н и н г
«Поведение в толпе»
1
3.4
Сочинение
«Животные
в
городе – это проблема?»
1
3.5
И н т е л л е ктуа л ь н а я
и г р а
«Умницы и умники»
1
4
Раздел
IV
–
« П р а вила
безопасного
поведения
на
транспорте»
8
5
3
4.1
Познавательное
з а н я т и е
«Современный
транспорт
–
зона повышенной опасности»
2
4.2
Экскурсия в автобусный парк
2
4.3
Конкурная программа «Мы -
пассажиры»
1
4.4
Познавательное
занятие
с
э л е м е н т а м и
и г р ы
« Б е з о п а с н о с т ь
в
общественном транспорте»
2
4.5
В ы с т а в к а
р и с у н к о в
«Общественный транспорт»
1
13
5
Р а з д е л
V
–
« П р а в и л а
безопасного
поведения
в
криминогенных ситуациях»
9
6
3
5.1
Познавательное
з а н я т и е
«Криминогенные
ситуации
дома и в подъезде»
2
5.2
П р а к т и ч е с ко е
з а н я т и е
«Незнакомец на улице»
2
5.3
Тренинг
«Психологические
основы самозащиты»
1
1
5.4
Беседа - рассуждение «Если
ты оказался заложником»
1
5.5
П с и х о л о г и ч е с к а я
и г р а
«Самообладание»
1
5.6
Интеллектуальное
занятие
«Как
не
ст ать
же р т в о й
мошенников»
1
6
Раздел
VI
–
«Изменение
среды обитания человека в
городе»
8
7
1
6.1
Познавательное
з а н я т и е
«Загрязнение
окружающей
среды»
2
6.2
Конкурсная
программа
«Кто
– друг, а кто – враг?»
2
6.3
Познавательное
з а н я т и е
«Кислотные дожди»
1
6.4
Информационное
занятие
«Защита органов дыхания»
1
6.5
П р а к т и ч е с ко е
з а н я т и е
« И з г о т о в л е н и е
в а т н о -
марлевой повязки»
1
6.6
И н т е л л е ктуа л ь н а я
и г р а
«Знатоки безопасности»
1
7
Раздел VII – «Безопасность
и защита человека в среде
обитания»
9
6
3
7.1
Познавательное
з а н я т и е
« О р и е н т и р о в а н и е
н а
местности»
2
14
7.2
Ситуационно-игровое
з а н я т и е
« А в т о н о м н о е
существование»
2
7.3
П р а к т и ч е с ко е
з а н я т и е
«Оборудование
временного
укрытия»
1
7.4
П р а к т и ч е с ко е
з а н я т и е
«Береги лес от пожара»
1
7.5
Конкурсно-игровая
программа
«По
болотам,
в
горах, по перевалам»
1
7.6
П р а к т и ч е с ко е
з а н я т и е
«Случай в лесу»
1
7.7
Брейн-ринг
«Экстремальная
ситуация»
1
8
Раздел
VIII
–
«Основы
медицинских
знаний
и
правила
оказания
первой
медицинской помощи»
8
3
5
8.1
Познавательное
з а н я т и е
« П е р в а я
м е д и ц и н с к а я
помощь»
2
8.2
Наглядное
занятие
«Виды
повязок»
1
8.3
Занятие – практикум «ПМП
при кровотечениях»
1
8.4
Занятие – практикум «ПМП
при термических ожогах»
1
8.5
Занятие – практикум «ПМП
при ранениях»
1
8.6
Сюжетно-ролевая
игра
«Сам
себе доктор»
1
8.7
Итоговый тест «Это должен
знать каждый!»
1
ИТОГО:
70
49
21
15
Ожидаемые результаты
Одним из результатов воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей
в
условиях
социально-реабилитационного
центра,
является
формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которой
лежит
сознательно
выбранное
ценностное
отношение
ребенка
к
личной
безопасности и безопасности окружающих. Данное ценностное отношение
включает
в
себя
комплекс
связанных
с
безопасностью
разнообразных
социокультурных качеств; признание личностной и социальной значимости
безопасности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности,
эмоциональные реакции, нормы правила поведения и образ жизни подростка.
Программа предусматривает формирование у воспитанников умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
по следующим направлениям:
формирование
способностей
к
предвидению
ситуаций,
опасных
для
человека,
общества
и
окружающей
среды,
и
правильного поведения в случае их возникновения;
•
ознакомление
с
необходимыми
индивидуальными
мерами
безопасности
в
повседневной
жизни,
в
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях
природного,
социального
и
техногенного характера;
•
освоение
правил
и
навыков
защиты,
позволяющих
минимизировать
возможный
ущерб
личности,
обществу
и
окружающей
среде
в
типовых
опасных
и
чрезвычайных
ситуациях;
•
понимание
причин
возникновения
и
развития
новых
о п а с н о с т е й
д л я
ч е л о в е ч е с т в а
о т
с о б с т в е н н о й
жизнедеятельности;
•
формирование
знаний
о
тесной
взаимосвязи
сознания
и
жизнедеятельности личности и общества:
•
и с п о л ь з о в а н и е
д л я
р е ш е н и я
п о з н а в ат е л ь н ы х
и
коммуникативных задач различных источников информации,
включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и др.;
•
самостоятельная
оценка
своего
поведения,
черт
своего
характера, физического и эмоционального состояния;
16
Требования к уровню подготовки воспитанников
а) знать/понимать:
•
правила
безопасного
поведения
в
чрезвычайных
ситуациях
социального, природного и техногенного характера;
•
способы
безопасного
поведения
в
природной
среде:
ориентирование
на
местности,
подача
сигналов
бедствия,
добывание
огня,
воды
и
пищи,
сооружение
временного
укрытия;
б) уметь:
•
действовать
при
возникновении
пожара
в
жилище
и
использовать
подручные
средства
для
ликвидации
очагов
возгорания;
•
оказывать
первую
медицинскую
помощь
при
ожогах,
обморожениях, ушибах, кровотечениях;
•
пользоваться
средствами
индивидуальной
защиты
(противогазом,
респиратором,
ватно-марлевой
повязкой,
домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной
защиты;
•
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого
скопления людей;
в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
•
для обеспечения личной безопасности па улицах и дорогах;
•
с
целью
соблюдения
мер
предосторожности
и
правил
поведения в общественном транспорте;
•
при пользовании бытовыми приборами и инструментами;
•
с
целью
повышения
бдительно сти
и
при
у г р о з е
террористического акта;
•
при обращении в случае необходимости в соответствующие
службы экстренной помощи.
17
Способы проверки
В
период
реализации
программы
предполагаются
следующие
виды
проверки: тематическая и итоговая проверки. Способы:
Фронтальный опрос;
Индивидуальный опрос;
Беседа, наблюдение.
Викторины, кроссворды, ребусы и т.д.;
Диагностические
задания:
опросы,
практические
работы,
тестирование.
На
заключительном
(контрольном)
этапе
рекомендуется
провести
контрольный срез в форме тестирования.
Приемы и методы работы
1.
Наглядные
методы
и
приемы
обучения:
наблюдения,
демонстрация
картин, видеофильмов, экскурсии.
2.
Практические методы обучения: упражнения творческого характера,
лабораторные и практические работы,
дидактические игры.
3.
Словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,
лекция.
Формы подведения итогов
Выставки рисунков;
Конкурсно-игровые программы;
Фестивали и праздники.
Список литературы
18
1.
Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности
жизнедеятельности. Программы. М.: Дрофа, 2010
2.
Пахнутова О.В. Занятия по ОБЖ. Волгоград: Корифей, 2006
3.
Виноградова
Н.Д.
Привычка
–
основа
нравственного
воспитания
//Педагогика № 5. 2001. С. 91-96
4.
Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000. С.
22
5.
Мишин Б.И. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности».
М.: Дрофа, 2005
6.
Правила пожарной безопасности в РФ. М.: Инорра , 2005
7.
Правила дорожного движения. М.: Славянский дом книги, 2010
8.
Соловьев С.С. Тематический контроль по ОБЖ. М.: Интеллект-Центр,
2005
9.
Гоманчук А.И. ПМП при травмах и несчастных случаях. Волгоград,
2006
10. Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. М.: Дрофа, 2010
11. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Тематическое
планирование. М.: Дрофа, 2010
12. Акимов В.А., Дурнев Р.А. Защита от чрезвычайных ситуаций. М.:
Дрофа, 2009
13. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях. М.: Дрофа,
2010
14. Латчук В.Н. Безопасность при террористических актах. М.: Дрофа,
2009
19