Напоминание

"Сбереги себя сам"


Автор: Ведерникова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №36"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сбереги себя сам"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа воспитания культуры безопасности

жизнедеятельности

«Сбереги себя сам»

Разработала:

Воспитатель

Ведерникова С.В.

Новокузнецк

2015 год

Пояснительная записка

Актуальность. Современное общество переживает сложные времена.

В мире изменился спектр и характер угроз безопасности личности, обществу,

государству.

Безопасность

жизни

и

жизнедеятельности

-

насущная

потребность

человека.

По

данным

статистики

дети

-

это

одна

из

тех

категорий, которая наиболее часто оказывается в экстремальных и опасных

ситуациях. Они же являются самыми незащищенными.

Безопасность жизни и деятельности – насущная потребность человека.

Сохранение

здоровья

детей

и

подростков,

будущих

матерей

и

отцов,

обе спечение

до стойных

условий

жизнедеятельно сти

я вл я е т с я

общегосударственной

задачей,

имеющей

межведомственный

характер

и

требующей комплексного стратегического решения.

В содержании общеобразовательных программ многих стран мира есть

разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Они предназначаются для

подготовки молодежи к жизни в условиях, возросших в последнее время,

опасностей техногенного и социального характера. Как известно, процесс

подготовки

к

обеспечению

безопасной

жизнедеятельности

не

может

сводиться

к

формированию

у

человека

простой

совокупности

знаний

и

умений. Необходимо создавать новую парадигму образования и воспитания в

духе рационального взаимодействия с окружающей средой, развивать новое

мировоззрение,

позволяющее

ориентироваться

в

самой

разнообразной

обстановке,

анализировать

опасные

объекты,

явления

во

всех

связях

и

отношениях,

оценивать

риски,

прогнозировать

ближайшие

и

отдаленные

последствия реализации опасных ситуаций.

Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования

культуры

безопасности

жизнедеятельности,

т.е.

развития

сущностных

характеристик

личности,

направленных

на

обеспечение

собственной

безопасности,

формирование

умений

и

навыков

культуры

поведения

в

социоопасных

экстремальных

условиях,

чрезвычайных

ситуациях,

угрожающих

жизни

и

здоровью

человека.

Особую

значимость

данная

проблема

приобретает

для

детей,

лишенных

родительской

поддержки,

имеющих

негативный

социальный

опыт,

ослабленное

физическое

и

психическое

здоровье,

низкую

нравственную

устойчивость.

В

последнее

десятилетие

в

силу

сложившихся

неблагоприятных

социально-

экономических условий и кризисного состояния общества катастрофически

выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального

сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только

настоящего времени, но и будущего.

2

В условиях социально-экономической и политической нестабильности

ответственность за организацию жизнедеятельности детей, оставшихся без

попечения

родителей,

ложится

на

воспитательную

систему

социально-

реабилитационного

центр.

Контингент

данных

учреждений

является

наиболее уязвимым, представлен в большинстве своем лицами с девиантным

поведением.

Проблема воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в

условиях депривации сложна и многогранна. Многие дети, попадающие в

социально-реабилитационный

центр,

пережили

многочисленные

психические травмы, сопряженные со стрессом, деформирующем личность

ребенка.

Кроме

того,

условия

подобных

учреждений

в

ряде

случаев

рассматриваются

как

условия

депривации,

что

усложняет

процесс

приспособления их обитателей к новой жизненной ситуации.

В связи с этим актуальным является поиск новых подходов, выявление

педагогических условий

успешного формирования культуры безопасной

жизнедеятельности детей в условиях социально-реабилитационного центра.

Культуру

безопасности

жизнедеятельности

можно

определить

как

уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности

в

системе

личных

и

социальных

ценностей,

распространенностью

стереотипов

безопасного

поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных

ситуаций,

степенью

защиты

от

угроз

и

опасностей

во

всех

сферах

жизнедеятельности.

В

процессе

реализации

программы

«Сбереги

себя

Сам»

возможно

формирование

следующих

ключевых компетенций: ценностно-смысловых,

учебно-познавательных,

коммуникативных,

информационных

и

здоровье

сберегающих.

Этому

будут

способствовать

анализ

конкретных

ситуаций,

решение

ситуационных

и

проблемных

задач,

использование

в

учебно-

воспитательном процессе ролевых и деловых игр, дискуссий, проблемного и

модульного обучения.

Педагогическими

условиями,

о бе с п еч и ва ю щ и м и

у с п е ш н о е

формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей в условиях

социально-реабилитационного

центра,

являются:

организация

учебно-

воспитательной

работы

на

основе

научно

обоснованной

системы,

характеризующейся поэтапностью, целостностью содержания, личностной

направленностью и включающей комплекс взаимосвязанных компонентов

3

(цели, задачи, диагностику культуры безопасного поведения); формирование

мотивации, соответствующих умений и навыков, проявляемых в реальном

поведении; использование инновационных форм и методов при апробации

образовательных

программ;

профессиональная

подготовленно сть

специалистов

социально-реабилитационного

центра

к

деятельности

по

формированию культуры безопасной жизнедеятельности; непрерывность и

вариативность

форм

и

методов

обучения;

организация

мониторинговой

деятельности.

Таким

образом,

для

формирования

жизненной

компетентности

воспитанников мы считаем необходимым формирование у них социального

статуса,

позволяющего

разрешать

личностно

значимые

проблемы

в

самостоятельной жизнедеятельности.

Программа

подготовлена

с

учетом

требований

федерального

компонента государственного стандарта основного общего образования.

В программе реализованы требования Конституции РФ и федеральных

законов

РФ

«О

безопасности»,

«О

защите

населения

и

территории

от

чрезвычайных

ситуаций

природного

и

техногенного

характера»,

«О

безопасности

дорожного

движения»,

«О

пожарной

безопасности»,

«Об

экологической безопасности», Концепции национальной безопасности РФ.

Ситуации, связанные с воздействием на личность угроз и опасностей, в

психологическом и практическом отношении всегда трудны для человека, т.к.

сопряжены

с

повышенными,

предельными

и

даже

запредельными

нагрузками,

ответственностью,

разного

рода

рисками,

которые

чреваты

нежелательными

последствиями.

Успех

действий

в

таких

ситуациях

возможен только при условии его полноценной и высокой подготовленности.

Поэтому главной функцией программы является ее ориентация на личную

безопасность человека в среде обитания путем выработки у него навыков и

умений

применять

правила

безопасного

поведения

в

условиях

угроз

и

опасностей. В связи с этим логика построения программы заключается в том,

чтобы воспитанники научились правильно оценивать обстановку и умело

действовать

в

системе

следующих

понятий: опасность

причина

опасности → последствие опасности → действие.

Под

опасностью

здесь

понимается

ситуация,

в

которой

возможно

возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, наносить

материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.

Причина опасности – это событие, предшествующее и вызывающее другое

4

опасное событие, явление или процесс, именуемый следствием. Последствия

опасности – негативное изменение, вызванное причиной. Действие – это то,

что надо или не надо делать в ситуации, когда существует угроза жизни или

здоровью.

Научная

новизна:

проведен

комплексный

анализ

проблемы

формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей

ОСР

«Уютное»; выявлены педагогические условия, обеспечивающие повышение

эффективности

формирования

культуры

безопасной

жизнедеятельности

у

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

позволяющие

им

осознать

безопасность как личностную и общественную ценность; самостоятельно

повышать

уровень

личной

культуры

безопасного

поведения

(целостное

развитие

личности

ребенка,

создание

положительной

психологической

атмосферы,

непрерывность

и

вариативность

форм

и

методов

обучения,

совершенствование

профессиональной

компетентности

педагогов,

организация

мониторинговой

деятельности);

комплекс

мероприятий

и

методов,

направленных

на

формирование

культуры

безопасной

жизнедеятельности

у

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей;

разработаны

модель

и

комплексная

программа

«Сбереги

себя

Сам»,

направленная

на

культурогенез

личности

ребенка

в

процессе

его

жизнедеятельности.

Предлагаемые

методологические

рекомендации

по

индивидуальной

диагностике и коррекционной работе будут полезными в работе различных

специальных

учебных

заведений

и

реабилитационных

центров.

Апробированные

педагогические

условия

социальной

адаптации

детей

исследуемой

категории

позволяют

более

эффективно

организовать

деятельность данных учреждений.

Цель программы: создать педагогические условия, необходимые для

формирования культуры безопасной жизнедеятельности у лиц, оставшихся

без попечения родителей, в среде социально-реабилитационного центра.

В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает

педагогический процесс на решение следующих задач:

Образовательные:

5

1.

Освоение

во спит анниками

знаний

об

опасных

и

чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения

при их возникновении.

2.

Обучение воспитанников умению предвидеть потенциальные

опасности и правильно действовать в случае их наступления,

использовать

средства

индивидуальной

и

коллективной

защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

3.

Способствовать расширению кругозора воспитанников через

использование дополнительных источников.

Развивающие:

1.

Развитие качеств личности воспитанников, необходимые для

обеспечения

безопасного

поведения

в

опасных

и

чрезвычайных ситуациях.

2.

Развивать у учащихся логическое мышление.

3.

Способствовать

практическому

применению

умений

и

навыков, полученных на занятиях по ОБЖ.

Воспитательные:

1.

Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

2.

Воспитание

у

воспитанников

ответственности

за

личную

и

общественную

безопасность,

ценностного

отношения

к

своему

здоровью и жизни.

3.

Вырабатывать

самосознание

-

осознанную

сопричастность

с

происходящими событиям.

4.

С п о с о б с т в о в а т ь

в о с п и т а н и ю

с а м о р а з в и в а ю щ е й с я ,

самореализующейся личности.

Методологическая

база.

В

данной

работе

мы

использова ли

специальную

литературу

по

предмету

«Основы

бе зо п а с н о с т и

жизнедеятельности», таких авторов, как Айзман Р.И., Кирин Б.Ф., Михайлов

Л.А.

Чтобы

составить

представление

о

важности

изучаемой

темы,

мы

изучили Государственную образовательную программу по предмету «Основы

безопасности

жизнедеятельности»,

а

так

же

методическую

литературу

авторов, Мошкин Н.И., Пахнутова О.В., Смирнова А.Т, Латчук В.Н, Миронов

С.К, Фролов М.П., Вангородский С.Н.

Для анализа возрастных особенностей школьников мы использовали

материал по возрастной психологии, а так же литературу по педагогике и

6

физическому

воспитанию,

следующих

авторов

Асмолов

А.Г.,

Кон

И.С.,

Лишин О.В.

Программа воспитания культуры безопасности жизнедеятельности «Сбереги

себя сам» разработана для детей 10 – 14 лет.

Данный

возраст

знаменуется

бурным

развитием

и

перестройкой

социальной

активности

ребенка.

Подростки

в

этом

возрасте

способны

добиться

самых

высоких

темпов

развития

физического

потенциала.

Подростковый

возраст

-

возраст

проблем,

рассуждений

и

споров.

Находящаяся

в

разгаре

своего

созревания

функция

мышление

начинает

проявлять себя с большой энергией.

Структура программы

Программа предназначена для детей 10 – 14 лет, срок реализации

программы рассчитан на учебный год (35 учебных недель) по 2 часа в неделю

продолжительность каждого занятия 40 – 45 минут.

Реализация

указанной

программы

предусматривает

использование

учебно-методического

комплекта,

включающего

учебные

программы,

учебники и учебные пособия, методические и учебно-методические пособия,

учебные наглядные пособия, просмотр фильмов на заданную тематику.

Содержание программы

Курс программы состоит из 8 разделов

I раздел – «Правила безопасного поведения в городе»

7

Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны

повышенной опасности в современном городе: городской и общественный

транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации,

строительные

площадки,

уличное

электричество,

промышленные

предприятия.

Правила

безопасного

поведения

в

зонах

повышенной

опасности.

Системы обеспечения безопасности города (милиция, пожарная охрана,

«скорая

помощь»,

служба

спасения,

коммунальные

и

другие

службы).

Правила

вызова

служб

безопасности.

Государственные,

муниципальные

(городские) и районные службы обеспечения безопасности.

II раздел – «Правила безопасного поведения в быту»

Характеристика

городского

и

сельского

жилища,

особенности

его

жизнеобеспечения

(водоснабжение,

отопление,

электроснабжение,

канализация).

Источники

опасности

в

жилище

и

их

характеристика.

Возможные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Причины

возникновения

пожаров

в

жилых

помещениях

и

их

последствия. Меры пожарной безопасности в быту. Правила безопасного

поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале).

Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся

электроприбор (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер), новогодняя

елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при

пожаре

в

квартире.

Первичные

средства

пожаротушения

и

правила

пользования ими.

Затопление жилища. Причины затопления и возможные последствия.

Правила поведения при затоплении жилища и меры по его предотвращению.

Правила

безопасности

при

обращении

с

электрическими

и

электронными приборами. Опасности, возникающие при нарушении правил

обращения с электрическими и электронными приборами. Основные виды

электрических и электронных приборов, используемых в быту; правила их

безопасного использования.

Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление

бытовым

газом,

причины

и

последствия.

Меры

профилактики.

Правила

пользования

газовыми

приборами.

Правила

безопасного

поведения:

при

8

обнаружении запаха газа в квартире; при обнаружении запаха газа в подвале,

подъезде, во дворе, на улице.

Правила

безопасности

при

пользовании

опасными

веществами

и

средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии.

Опасности, возникающие при нарушении правил пользования ими. Действие

опасных

веществ

и

препаратов

бытовой

химии

на

организм

человека.

Правила хранения опасных веществ и средств бытовой химии.

Взрыв и обрушение дома. Что делать, если в квартире произошел

взрыв.

Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Чего

нельзя делать, если потеряны ключи от квартиры.

III раздел – «Правила безопасного поведения на улицах»

Опасные природные явления. Чем опасен гололед. Как смягчить падения на

льду.

Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе.

Правила

безопасного

обращения

с

животными.

Жизнедеятельность

животного в условиях города. Домашние животные и связанные с ними

проблемы. Основные правила приобретения домашних животных. Правила

обращения

с

домашними

животными.

Что

делать,

если

укусила

собака.

Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.

IV раздел – «Правила безопасного поведения на транспорте»

Современные

улицы

и

дороги

зона

повышенной

опасности.

Дорожные

движения

и

его

участники:

пешеходы,

пассажиры,

водители.

Дорога и ее составные части. Средства безопасности на дороге. Движение

пешеходов по улицам и дорогам. Правила безопасного поведения пешеходов

на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колонны и

групп людей (детей). Правила безопасного поведения велосипедистов на

улицах и дорогах.

Правила

безопасного

поведения

на

городском

и

общественном

транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Краткая характеристика современных видов транспорта.

Основные

правила

безопасности

на

городском

общественном

транспорте.

Правила

безопасного

поведения

при

аварийных

ситуациях

9

(пожаре,

столкновении,

перевороте,

опрокидывании)

на

городском

общественном

транспорте.

Правила

безопасного

поведения

пассажира

автомобиля: при неизбежном столкновении; при падении автомобиля в воду.

Предотвращение дорожно-транспортных происшествий.

V

раздел

«Правила

безопасного

поведения

в

криминогенных

ситуациях»

Понятия личной безопасности. Опасное время. Опасные и безопасные

места

в

населенном

пункте.

Общие

сведения

о

зонах

криминогенной

опасности: безлюдные окраины города; глухие зоны парков и скверов; места

массового скопления людей и т.д. Незнакомые взрослые и подростки.

Правила безопасного поведения при возникновении криминогенных

ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.

Правила

безопасного

поведения

при

возникновении

криминогенных

ситуаций в доме (квартире): звонок в дверь, дверь вашей квартиры пытаются

открыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.

Правила

безопасного

поведения

при

возникновении

криминогенных

ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

во время прогулок. Как избежать опасных домогательств и насилия. Что

делать, если вы оказались заложником.

VI раздел – «Изменение среды обитания человека в городе»

Причины

и

последствия

загрязнения

воды,

воздуха

и

почв

города.

Способы

очистки

воды.

Понятие

о

кислотных

дождях.

Как

бороться

с

загрязнением воздуха. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.

VII раздел – «Безопасность и защита человека в среде обитания»

Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие

опасной и экстремальной ситуации. Понятия о вынужденном автономном

существовании.

Возможные

причины

попадания

человека

в

условия

вынужденного автономного существования (авария ТС в малонаселенной

местности; заблудились в лесу (горах, степи), отстали от группы в турпоходе

и др.)

10

Правила

предотвращения

экстремальных

ситуаций

в

природных

условиях.

Подготовка

к

путешествию

-

важный

этап

обеспечения

безопасности.

Психологические

основы

выживания

в

природных

условиях.

Преодоление страха и стрессового состояния.

Потеря ориентировки как наиболее частая экстремальная ситуация в

природе.

Определение

направления

выхода

в

ситуации,

когда

человек

заблудился. Правила оборудования временного жилища. Правила и способы

добывания

огня.

Обеспечение

водой

и

питанием.

Съедобные

растения,

насекомые, животные. Способы приготовления на костре рыбы.

Сигналы

бедствия

в

условиях

вынужденного

автономного

существования. Способы подачи сигналов автономного существования.

VIII раздел – «Основы медицинских знаний и правила оказания первой

медицинской помощи»

Домашняя

медицинская

аптечка.

Правила

хранения

и

проверка

лекарственных средств. Перевязочные и лекарственные средства. Правила

приема лекарственных средств.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях организма

человека. Понятия о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые

травмы.

Общие

признаки

травм

и

ранений.

Правила

оказания

первой

медицинской помощи при незначительных открытых ранах.

Общая

характеристика

кровотечений.

Наружное

и

внутренне

кровотечение.

Артериальное,

венозное,

капиллярное

и

смешанное

кровотечения.

Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы

в р е м е н н о й

о с т а н о в к и

к р о в о т е ч е н и я .

П р а в и л а

н а л о ж е н и я

кровоостанавливающего

жгута

и

давящей

повязки.

Первая

медицинская

помощь при кровотечении из носа.

Примерный тематический план

п/п

Наименование

разделов

и

тем мероприятия

Всего

часов

В том числе занятия

теоретически

х

практически

х

1

Р а з д е л I

« П р а в и л а

12

10

2

11

безопасного

поведения

в

городе»

1.1

Информационный час «Город

как источник опасности»

2

1.2

Познавательное

з а н я т и е

«Опасные

и

чрезвычайные

ситуации»

1

1

1.3

Игра «Суд над нарушителями

ПДД»

1

1.4

Познавательное

занятие

с

э л е м е н т а м и

и г р ы

« А в т о м о б и л ь .

Д о р о г а .

Пешеход»

1

1.5

Праздник

по

ПДД

«Азбука

города»

1

1.6

Конкурс

рисунков

«Мой

безопасный путь в школу»

1

1.7

Игровая программа «Правила

дорожные

знать

каждому

положено»

1

1.8

Конкурсная

программа

по

П Д Д

« Д л я

в с е х

б е з

исключения

есть

правила

движения»

2

1.9

Познавательное

з а н я т и е

«Разрушение зданий»

1

1.1

0

Викторина

«Счастливый

случай»

1

2

Раздел

II

«Правила

безопасного

поведения

в

быту»

10

8

2

2.1

Информационная

бе с ед а

«Особенности

современного

жилища»

2

2.2

Занятие

с

элементами

игры

« Б уд ь

о с т о р о ж е н ,

и л и

Опасности в доме»

1

2.3

Конкурсная

программа

с

элементами

игры

«Сделай

огонь другом»

1

12

2.4

Брейн-ринг по теме: «Основы

пожарной безопасности»

1

2.5

З а н я т и е

с

э л е м е н т а м и

практической

деятельности

«Затопление квартиры»

1

2.6

Познавательное

з а н я т и е

«Электричество.

Опасные

газы»

2

2.7

Игра-конкурс

«Пожарный-

эрудит»

1

2.8

Конкурсная

программа

«Это

должен знать каждый»

1

3

Раздел

III

«Правила

безопасного

поведения

на

улицах»

6

4

2

3.1

Познавательное занятие «По

тонкому льду»

2

3.2

Беседа

дискуссия

«Братья

наши меньшие»

1

3.3

З а н я т и е

т р е н и н г

«Поведение в толпе»

1

3.4

Сочинение

«Животные

в

городе – это проблема?»

1

3.5

И н т е л л е ктуа л ь н а я

и г р а

«Умницы и умники»

1

4

Раздел

IV

« П р а вила

безопасного

поведения

на

транспорте»

8

5

3

4.1

Познавательное

з а н я т и е

«Современный

транспорт

зона повышенной опасности»

2

4.2

Экскурсия в автобусный парк

2

4.3

Конкурная программа «Мы -

пассажиры»

1

4.4

Познавательное

занятие

с

э л е м е н т а м и

и г р ы

« Б е з о п а с н о с т ь

в

общественном транспорте»

2

4.5

В ы с т а в к а

р и с у н к о в

«Общественный транспорт»

1

13

5

Р а з д е л

V

« П р а в и л а

безопасного

поведения

в

криминогенных ситуациях»

9

6

3

5.1

Познавательное

з а н я т и е

«Криминогенные

ситуации

дома и в подъезде»

2

5.2

П р а к т и ч е с ко е

з а н я т и е

«Незнакомец на улице»

2

5.3

Тренинг

«Психологические

основы самозащиты»

1

1

5.4

Беседа - рассуждение «Если

ты оказался заложником»

1

5.5

П с и х о л о г и ч е с к а я

и г р а

«Самообладание»

1

5.6

Интеллектуальное

занятие

«Как

не

ст ать

же р т в о й

мошенников»

1

6

Раздел

VI

«Изменение

среды обитания человека в

городе»

8

7

1

6.1

Познавательное

з а н я т и е

«Загрязнение

окружающей

среды»

2

6.2

Конкурсная

программа

«Кто

– друг, а кто – враг?»

2

6.3

Познавательное

з а н я т и е

«Кислотные дожди»

1

6.4

Информационное

занятие

«Защита органов дыхания»

1

6.5

П р а к т и ч е с ко е

з а н я т и е

« И з г о т о в л е н и е

в а т н о -

марлевой повязки»

1

6.6

И н т е л л е ктуа л ь н а я

и г р а

«Знатоки безопасности»

1

7

Раздел VII – «Безопасность

и защита человека в среде

обитания»

9

6

3

7.1

Познавательное

з а н я т и е

« О р и е н т и р о в а н и е

н а

местности»

2

14

7.2

Ситуационно-игровое

з а н я т и е

« А в т о н о м н о е

существование»

2

7.3

П р а к т и ч е с ко е

з а н я т и е

«Оборудование

временного

укрытия»

1

7.4

П р а к т и ч е с ко е

з а н я т и е

«Береги лес от пожара»

1

7.5

Конкурсно-игровая

программа

«По

болотам,

в

горах, по перевалам»

1

7.6

П р а к т и ч е с ко е

з а н я т и е

«Случай в лесу»

1

7.7

Брейн-ринг

«Экстремальная

ситуация»

1

8

Раздел

VIII

«Основы

медицинских

знаний

и

правила

оказания

первой

медицинской помощи»

8

3

5

8.1

Познавательное

з а н я т и е

« П е р в а я

м е д и ц и н с к а я

помощь»

2

8.2

Наглядное

занятие

«Виды

повязок»

1

8.3

Занятие – практикум «ПМП

при кровотечениях»

1

8.4

Занятие – практикум «ПМП

при термических ожогах»

1

8.5

Занятие – практикум «ПМП

при ранениях»

1

8.6

Сюжетно-ролевая

игра

«Сам

себе доктор»

1

8.7

Итоговый тест «Это должен

знать каждый!»

1

ИТОГО:

70

49

21

15

Ожидаемые результаты

Одним из результатов воспитания детей, оставшихся без попечения

родителей

в

условиях

социально-реабилитационного

центра,

является

формирование у них культуры безопасного поведения, в основе которой

лежит

сознательно

выбранное

ценностное

отношение

ребенка

к

личной

безопасности и безопасности окружающих. Данное ценностное отношение

включает

в

себя

комплекс

связанных

с

безопасностью

разнообразных

социокультурных качеств; признание личностной и социальной значимости

безопасности, связанные с этим знания, убеждения, интересы, потребности,

эмоциональные реакции, нормы правила поведения и образ жизни подростка.

Программа предусматривает формирование у воспитанников умений и

навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций

по следующим направлениям:

формирование

способностей

к

предвидению

ситуаций,

опасных

для

человека,

общества

и

окружающей

среды,

и

правильного поведения в случае их возникновения;

ознакомление

с

необходимыми

индивидуальными

мерами

безопасности

в

повседневной

жизни,

в

опасных

и

чрезвычайных

ситуациях

природного,

социального

и

техногенного характера;

освоение

правил

и

навыков

защиты,

позволяющих

минимизировать

возможный

ущерб

личности,

обществу

и

окружающей

среде

в

типовых

опасных

и

чрезвычайных

ситуациях;

понимание

причин

возникновения

и

развития

новых

о п а с н о с т е й

д л я

ч е л о в е ч е с т в а

о т

с о б с т в е н н о й

жизнедеятельности;

формирование

знаний

о

тесной

взаимосвязи

сознания

и

жизнедеятельности личности и общества:

и с п о л ь з о в а н и е

д л я

р е ш е н и я

п о з н а в ат е л ь н ы х

и

коммуникативных задач различных источников информации,

включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и др.;

самостоятельная

оценка

своего

поведения,

черт

своего

характера, физического и эмоционального состояния;

16

Требования к уровню подготовки воспитанников

а) знать/понимать:

правила

безопасного

поведения

в

чрезвычайных

ситуациях

социального, природного и техногенного характера;

способы

безопасного

поведения

в

природной

среде:

ориентирование

на

местности,

подача

сигналов

бедствия,

добывание

огня,

воды

и

пищи,

сооружение

временного

укрытия;

б) уметь:

действовать

при

возникновении

пожара

в

жилище

и

использовать

подручные

средства

для

ликвидации

очагов

возгорания;

оказывать

первую

медицинскую

помощь

при

ожогах,

обморожениях, ушибах, кровотечениях;

пользоваться

средствами

индивидуальной

защиты

(противогазом,

респиратором,

ватно-марлевой

повязкой,

домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной

защиты;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого

скопления людей;

в) использовать полученные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни:

для обеспечения личной безопасности па улицах и дорогах;

с

целью

соблюдения

мер

предосторожности

и

правил

поведения в общественном транспорте;

при пользовании бытовыми приборами и инструментами;

с

целью

повышения

бдительно сти

и

при

у г р о з е

террористического акта;

при обращении в случае необходимости в соответствующие

службы экстренной помощи.

17

Способы проверки

В

период

реализации

программы

предполагаются

следующие

виды

проверки: тематическая и итоговая проверки. Способы:

Фронтальный опрос;

Индивидуальный опрос;

Беседа, наблюдение.

Викторины, кроссворды, ребусы и т.д.;

Диагностические

задания:

опросы,

практические

работы,

тестирование.

На

заключительном

(контрольном)

этапе

рекомендуется

провести

контрольный срез в форме тестирования.

Приемы и методы работы

1.

Наглядные

методы

и

приемы

обучения:

наблюдения,

демонстрация

картин, видеофильмов, экскурсии.

2.

Практические методы обучения: упражнения творческого характера,

лабораторные и практические работы,

дидактические игры.

3.

Словесные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия,

лекция.

Формы подведения итогов

Выставки рисунков;

Конкурсно-игровые программы;

Фестивали и праздники.

Список литературы

18

1.

Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности

жизнедеятельности. Программы. М.: Дрофа, 2010

2.

Пахнутова О.В. Занятия по ОБЖ. Волгоград: Корифей, 2006

3.

Виноградова

Н.Д.

Привычка

основа

нравственного

воспитания

//Педагогика № 5. 2001. С. 91-96

4.

Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000. С.

22

5.

Мишин Б.И. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности».

М.: Дрофа, 2005

6.

Правила пожарной безопасности в РФ. М.: Инорра , 2005

7.

Правила дорожного движения. М.: Славянский дом книги, 2010

8.

Соловьев С.С. Тематический контроль по ОБЖ. М.: Интеллект-Центр,

2005

9.

Гоманчук А.И. ПМП при травмах и несчастных случаях. Волгоград,

2006

10. Фролов М.П. Безопасное поведение на дорогах. М.: Дрофа, 2010

11. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Тематическое

планирование. М.: Дрофа, 2010

12. Акимов В.А., Дурнев Р.А. Защита от чрезвычайных ситуаций. М.:

Дрофа, 2009

13. Соколов Ю.И. Первая помощь в чрезвычайных ситуациях. М.: Дрофа,

2010

14. Латчук В.Н. Безопасность при террористических актах. М.: Дрофа,

2009

19



В раздел образования