Авторы: Пугаева Ольга Израилевна, Киреева Ирина Семеновна
Должность: учитель информатики, учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 3107
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта преподавания решения задач по запросам к поисковому серверу"
Раздел: среднее образование
ГБОУ Гимназия №107
Пугаева Ольга Израилевна, учитель информатики высшей категории
Киреева Ирина Семеновна, учитель информатики первой категории
Из опыта преподавания практического использования
основ математической логики и теории множеств
в задачах по запросам к поисковому серверу
В современном образовании используются различные подходы к достижению важных целей:
формирования у учащихся интеллектуальной активности, приобретения навыков
самостоятельного «добывания» знаний, выработки познавательного инстинкта,
позволяющего испытывать удовлетворения от решения поставленных задач.
К ним относится и системно-деятельностный подход, который осуществляется через такую
организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ученика.
Не малую роль играет и метапредметный подход, призванный не только способствовать
выработке у учащихся обобщенности знания, но и минимизировать разобщенность,
оторванность друг от друга различных учебных предметов.
Решение задач по запросам к поисковому серверу позволяет учителю использовать эти оба
эти подхода с высокой степенью эффективности. В них используются как знание основ
математической логики из информатики, так и знание основ теории множеств из математики.
И так как эти разделы являются в высокой степени абстрактными, то их изучение
подразумевают развитие у учащихся обобщенного, абстрактного мышления, способности
использовать обобщенные приемы для решения конкретных задач.
Решение задач по запросам к поисковому серверу напрямую связано с темами «Основы
математической логики» и «Телекоммуникации», а также, что немаловажно, является частью
ЕГЭ по информатике.
В статье рассматривается один их вариантов изучения этой темы и решение некоторых
проблем, которые при этом могут возникнуть.
По ходу изучения данной темы учитель может решить следующие задачи:
Формирование у учащихся умения анализировать задачу с целью выработки
оптимального пути ее решения.
Формирование у учащихся коммуникативных навыков при групповой работе.
Способствование приобретению навыков применения абстрактных знаний к
решению конкретных задач.
Предполагается, что перед изучением данной темы учитель выдает учащимся домашнее
задание:
Повторить элементарные понятия теории множеств из школьного курса
математики и, в частности, операции пересечения и объединения множеств,
мощность множества и представление отношений между множествами с помощью
кругов Эйлера-Венна.
Предъявил первую из задач, которые будут решаться на следующем уроке.
Предложил подумать, какое отношение могут иметь понятия из теории множеств к
решению предъявленной задачи.
На следующем уроке учитель предлагает решить задачу из домашнего задания двумя
способами: с помощью кругов Эйлера-Венна и с использованием формул включения-
исключения из теории множеств.
Условие задачи:
Подключившись к сети Интернет, вы выдали три запроса и получили количество
найденных страниц по каждому из них:
Запрос
Количество страниц
Джульетта
45
Ромео & Джульетта
30
Ромео + Джульетта
57
Сколько страниц выдал бы поисковик по запросу Ромео?
С решением этой простейшей задачи с помощью кругов Эйлера-Венна при контроле и
коррекции учителя дети справляются достаточно быстро:
Обозначения: ч1, ч2, ч3 – части рисунка 1.2.3
Учащиеся самостоятельно, но при коррекции учителя определяют, какие части
рисунка какому запросу соответствуют, и находят искомое количество страниц:
1.
Ромео & Джульетта = ч3 = 30
2.
Ромео + Джульетта = 57 = ч1 + ч2 + ч3
ч1 = 57 – ч2 -30 = 27 – ч2
3.
Т.к. слово Джульетта было и на тех страницах, где только Джульетта, и на тех,
где была Джульетта, но был еще и Ромео, то:
Джульетта = ч2 + ч3 = 45
ч2 = 45 – 30 = 15
ч1 = 27-15-12
4.
Т.к. слово Ромео было и на тех страницах, где только Ромео, и на тех, где был
Ромео, но была еще и Джульетта, то:
Х = Ромео = ч1 + ч3 = 12 + 30 = 42
Но учащиеся никогда не решали подобные задачи с помощью формул включения-
исключения из комбинаторики ( правда, в дальнейшем они достаточно быстро убеждаются,
что этот способ удобнее предыдущего). Поэтому здесь необходимо объяснение учителя.
Обозначение: kN – количество элементов в множестве N
Формула включения-исключения для двух множеств А и В:
к(А+B) = к(А) + К(В) – к(A * B),
где к – количество элементов в объединении множеств А и В.
И здесь появляется некоторая проблема.
За несколько лет преподавания этой темы ни разу не было случая, чтобы дети не
спросили, откуда берется «минус».
Поэтому здесь необходимы подробные объяснения учителя:
Из условия задачи мы с вами знаем, что по запросу Ромео + Джульетта
поисковик выдал 57 страниц.
Подсчитаем теперь количество элементов в объединении множеств Ромео и
Джульетта по формуле включения-исключения без смутившего нас
отрицания:
к(Ромео + Джульетта) = к(Ромео) + К(Джульетта) =
ч1 + ч3 + ч2 + ч3 = 42 + 45 = 87, а должно быть 57!
Почему так? Потому, что ч3 мы вынуждены были включить дважды!!!
Вот поэтому в формуле и предусматривается отрицание одного из этих двух
включений.
После этих объяснений решение этой задачи по формулам включения-исключения не
вызывает у учащихся проблем:
к(Ромео + Джульетта) = к(Ромео) + К(Джульетта) – к(Ромео * Джульетта) =
= Х+45-30 = 57
Х = 87-45 = 42
Следующий этап в изучении данной темы – совместно с учителем, но максимально
самостоятельно попытаться решить задачу с тремя множествами, но с использованием
формулы включения-исключения для двух множеств.
Пример задачи:
Запрос
Количество страниц
Польша & Литва
320
(Польша & Литва) | (Польша & Молдова)
455
Польша & Молдавия
355
Какое количество страниц будет найдено по запросу Польша&Литва&Молдавия?
Исходя из нашего опыта, можно предположить, что вряд ли дети сразу самостоятельно
справятся с подобной задачей. Поэтому нужна подсказка учителя:
В этой задаче три множества: Польша, Литва и Молдова.
Казалось бы, нельзя использовать формулу включения-исключения для двух
множеств!
Но… если сделать обозначения: А = (Польша & Литва); В = (Польша & Молдова),
то у нас останется два множества, а не три, и формулу можно будет использовать.
Наиболее успешное продолжение – переход к коллективной работе учащихся:
Быстрое разделение учащихся на группы.
Сообщение учителя, что победителем будет та группа, которая быстрее и
правильнее всех выполнит задание.
Определение количества времени на выполнение задачи.
При коллективной работе и мягкой корректировке учителя кто быстрее, кто медленнее, но
дети справляются с решением задач такой сложности:
Сокращения: (П - Польша, Л –Литва, М – Молдова)
Если А = (П * Л), а В = (П * М), то
к((П *Л) + (П*М)) = к(П*Л) + к(П*М) – к ((П*Л) * (П*М))
Отсюда к(П*Л*М) = к(П*Л) + к(П*М) – к((П *Л) + (П + М)) =
320 + 355 – 455 = 220
Дальнейшее увеличение уровня сложности заключается в том, что для решения необходимо
знание распределительных законов алгебры логики:
(A * B) + C = (A + C) * (B + C)
(A + B) * C = (A * C) + (B * C)
Решение задач этого уровня можно рассмотреть на следующем примере:
Запрос
Кол-во страниц (в тыс.)
Парк & Сад
255
Парк & Заповедник
222
Парк & Сад & Заповедник
50
Определить количество страниц, которое будет найдено
по запросу Парк & (Сад | Заповедник).
Коллективное решение с помощью кругов Эйлера-Венна приводит к достаточно быстрому
результату.
Но опять же дети вряд ли самостоятельно решат эту задачу с помощью формул включения-
исключения. Поэтому нужны объяснения учителя:
Сокращения: П – парк; С – сад; З - заповедник
П & (С | З) = по распределительному закону = (П*С) + (З*С)
Если принять за первое множество П*С, а за второе - З*С, то можно использовать
формулу включения-исключения для двух множеств.
Х = к((П*С) + (З*С)) = к (П*С) + к(З*С) – к(П*С*З) = 255+222-50 = 427
Дальнейшее усложнение задач подобного рода (вплоть до сложности заданий №17 из ЕГЭ по
информатике) заключается в использовании более сложных обозначений с объединенными
или пересекаемыми множествами и применением формулы включения-исключения для трех
множеств.
Примером подобных задач может быть следующая:
Какое количество страниц будет найдено по запросу Город & Регион?
Решить задачу с помощью формулы включения-исключения для трех множеств и
проверить решение с помощью кругов Эйлера-Венна.
Запрос
Кол-во страниц (в тыс.)
Город
540
Область
350
Регион
120
Город | Область | Регион
700
Город & Область
300
Область & Регион
0
По завершении изучения темы не стоит забывать о награждении группы победителей.
Успешность и результативность изучения предлагаемой темы зависит как от качества
режиссуры учителя, так и от мотивированности учащихся.
Обычно на этих уроках соревновательный элемент, вводимый учителем, и, в особенности,
учет скорости решения задачи, вызывает высокую мотивацию и большую активность
учащихся. Чаще всего учащиеся находят решение задач, что, естественно, вызывает
удовлетворение от проделанной работы, еще более увеличивающееся при эмоциональном
поощрении учителя.