Напоминание

"Инновационные технологии развития музыкальных способностей детей 4-6 лет"


Автор: Солдатова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Инновационные технологии развития музыкальных способностей детей 4-6 лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №6» г. Брянск

Методическое сообщение

Тема: «Инновационные технологии развития

музыкальных способностей детей4-6 лет»

Преподаватель Солдатова Е.И.

Педагогическая деятельность на отделении раннего эстетического

развития нашей школы требует от преподавателя разнообразия знаний и

умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а

современное

общество

выдвигает

перед

нами

особые

задачи

в

связи

с

реализацией личностного подхода.

Просматривая созданные современные методики и пособия по

развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, я нашла,

на мой взгляд, интересный материал педагога А.А.Евдотьевой г. Курск.

Евтодьева А.А является автором текста и музыки большого количества

детских

песен.

Эти

песни

интересны

по

содержанию,

оригинальны

и

запоминаемы по мелодичности и ритму. Песни и игровые методические

подходы Аллы Анатольевны по обучению детей пению и танцам активно

используются педагогами как в нашей стране, так и за рубежом: в Англии, в

Италии,

Германии,

детских

садах

Америки,

Польши,

Израиля,

Латвии,

Литвы, Украины, Белоруссии, Татарстана, Казахстана и т.д.

В дошкольном образовательном учреждении, конечно же, ведётся

работа по развитию слуха, ритма, восприятию музыки детей, но отводится

этому малое количество времени, и занятия по музыкальному развитию детей

в детской школе искусств дополнительно помогают развивать музыкальные

способности,

формировать

основы

музыкально–эстетического

сознания,

музыкального вкуса детей.

Теоретическое

и

слуховое

распознавание высоких,

средних

звуков

очень

важно

закреплять

на практике

голосом,

для

этого

и

был

создан

Аллой

Анатольевной

раздел «Распевание» музыкального занятия. «Как правило,

детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться? Ведя диалог с

детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не

будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо

самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как

вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно

исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Всё

это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно,

мы

платим

за

это

большую

цену

наши

дети

плохо

поют,

нечисто

интонируют или "поют" речитативом»,- так пишет Алла Анатольевна.

Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно-следственные связи.

Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе

музыкального

воспитания

детского

сада,

он

слабо

разработан

и

имеет

сравнительно небольшой репертуар.

Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен,

неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции

распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть

музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как

же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если

распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания,

как такового, пропадает!

Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики",

"Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их можно использовать, но их

очень мало.

«Как

же

сделать

так,

чтобы

нашим

детям

стало

интересно

заниматься

распеванием,

а

значит,

и

пение

стало

успешным?

Давайте

поговорим

и

порассуждаем об этом. Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с

детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли

этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу,

что

чем

интереснее,

нагляднее,

занимательней

процесс

обучения,

тем

очевиднее

результат»,-

так

Алла

Анатольевна

пришла

к

необходимости

упражнений-распевок.

Значение игрового распевания для развития музыкальных способностей

детей.

Принцип

игрового

распевания: образное

контрастное

интонирование,

где

ребенок

поет

за

двух

контрастных

персонажей,

тем

самым

обучаясь

переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Я взяла

знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки

включающие

в

себя два

образа,

придумала

для

них

несложный

текст

и

мелодию из двух музыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком.

Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские

песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.

Поэтому,

я

считаю,

что

проходящие

низкие

и

высокие

ноты

должны

присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в

песнях?

Такое игровое распевание многофункционально:

1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно пробуждает образное

воображение

детей,

осознанное

осмысление

детьми

правильного

выбора

гол о с а (среднего

или

высокого)

в

связи

с

озвучиванием

знакомых

персонажей, т.е чистое интонирование.

2.

Формирует

самоконтроль,

умение

анализировать

своё

пение

и

пение

товарищей;

3. Отрабатывает дикцию, артикуляцию, дыхание;

4.Совершенствует творческие способности детей, выразительность

исполнения песен, зарождая навыки театральной деятельности так как

игровое распевание предлагает разыгрывание театральных этюдов с

использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям;

5.Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,

музицирование детей.

Такое обыгрывание закрепление голосом средних и высоких звуков будет

только на пользу. Игровое распевание чрезвычайно нравиться детям. Так как

оно

наглядно,

понятно

детям,

проходит

в

игровой

форме.

Чередование

распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей, делая его

занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и – повтор прочитанных

сказок. Театрализованная деятельность + пение!

Надо помнить, что распевка не должна подбираться необдуманно,

хаотично,

она

должна

предвосхищать

решение

поставленной

задачи

в

последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо

сегодня

отработать

для

пения

скачки

или

плавный

подъём

мелодии,

распевка выполняет ту же функцию, иначе её использование бессмысленно.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод:

е сли распевание

будет

результативным, то и пение будет плодотворным.

Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и

используют

музыканты

в

своей

работе

в

детском

саду,

относясь

к

ним

довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное!

Именно поэтому использование пособия на уроках развитие музыкальных

способностей

на

отделении

раннего

эстетического

развития,

я

считаю

актуальным и ценным.



В раздел образования