Автор: Солдатова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №6"
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Инновационные технологии развития музыкальных способностей детей 4-6 лет"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №6» г. Брянск
Методическое сообщение
Тема: «Инновационные технологии развития
музыкальных способностей детей4-6 лет»
Преподаватель Солдатова Е.И.
Педагогическая деятельность на отделении раннего эстетического
развития нашей школы требует от преподавателя разнообразия знаний и
умений в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста, а
современное
общество
выдвигает
перед
нами
особые
задачи
в
связи
с
реализацией личностного подхода.
Просматривая созданные современные методики и пособия по
развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, я нашла,
на мой взгляд, интересный материал педагога А.А.Евдотьевой г. Курск.
Евтодьева А.А является автором текста и музыки большого количества
детских
песен.
Эти
песни
интересны
по
содержанию,
оригинальны
и
запоминаемы по мелодичности и ритму. Песни и игровые методические
подходы Аллы Анатольевны по обучению детей пению и танцам активно
используются педагогами как в нашей стране, так и за рубежом: в Англии, в
Италии,
Германии,
детских
садах
Америки,
Польши,
Израиля,
Латвии,
Литвы, Украины, Белоруссии, Татарстана, Казахстана и т.д.
В дошкольном образовательном учреждении, конечно же, ведётся
работа по развитию слуха, ритма, восприятию музыки детей, но отводится
этому малое количество времени, и занятия по музыкальному развитию детей
в детской школе искусств дополнительно помогают развивать музыкальные
способности,
формировать
основы
музыкально–эстетического
сознания,
музыкального вкуса детей.
Теоретическое
и
слуховое
распознавание высоких,
средних
звуков
очень
важно
закреплять
на практике
голосом,
для
этого
и
был
создан
Аллой
Анатольевной
раздел «Распевание» музыкального занятия. «Как правило,
детям и их наставникам очень нравится петь. А распеваться? Ведя диалог с
детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не
будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо
самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как
вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно
исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос? Всё
это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно,
мы
платим
за
это
большую
цену
–
наши
дети
плохо
поют,
нечисто
интонируют или "поют" речитативом»,- так пишет Алла Анатольевна.
Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно-следственные связи.
Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе
музыкального
воспитания
детского
сада,
он
слабо
разработан
и
имеет
сравнительно небольшой репертуар.
Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен,
неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции
распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть
музыкального занятия почти формально, а, главное, нерезультативно. А как
же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если
распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания,
как такового, пропадает!
Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики",
"Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их можно использовать, но их
очень мало.
«Как
же
сделать
так,
чтобы
нашим
детям
стало
интересно
заниматься
распеванием,
а
значит,
и
пение
стало
успешным?
Давайте
поговорим
и
порассуждаем об этом. Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с
детьми, а они больше всего на свете любят играть? Так не воспользоваться ли
этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу,
что
чем
интереснее,
нагляднее,
занимательней
процесс
обучения,
тем
очевиднее
результат»,-
так
Алла
Анатольевна
пришла
к
необходимости
упражнений-распевок.
Значение игрового распевания для развития музыкальных способностей
детей.
Принцип
игрового
распевания: образное
контрастное
интонирование,
где
ребенок
поет
за
двух
контрастных
персонажей,
тем
самым
обучаясь
переводить голос из среднего регистра в высокий в каждой распевке. Я взяла
знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки
включающие
в
себя два
образа,
придумала
для
них
несложный
текст
и
мелодию из двух музыкальных фраз в двух регистрах: среднем и высоком.
Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как современные детские
песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты.
Поэтому,
я
считаю,
что
проходящие
низкие
и
высокие
ноты
должны
присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в
песнях?
Такое игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно пробуждает образное
воображение
детей,
осознанное
осмысление
детьми
правильного
выбора
гол о с а (среднего
или
высокого)
в
связи
с
озвучиванием
знакомых
персонажей, т.е чистое интонирование.
2.
Формирует
самоконтроль,
умение
анализировать
своё
пение
и
пение
товарищей;
3. Отрабатывает дикцию, артикуляцию, дыхание;
4.Совершенствует творческие способности детей, выразительность
исполнения песен, зарождая навыки театральной деятельности так как
игровое распевание предлагает разыгрывание театральных этюдов с
использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям;
5.Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец,
музицирование детей.
Такое обыгрывание закрепление голосом средних и высоких звуков будет
только на пользу. Игровое распевание чрезвычайно нравиться детям. Так как
оно
наглядно,
понятно
детям,
проходит
в
игровой
форме.
Чередование
распевок и смена иллюстраций только подогревает интерес детей, делая его
занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и – повтор прочитанных
сказок. Театрализованная деятельность + пение!
Надо помнить, что распевка не должна подбираться необдуманно,
хаотично,
она
должна
предвосхищать
решение
поставленной
задачи
в
последующей песне. Решите: какой проблемный момент вам необходимо
сегодня
отработать
для
пения
–
скачки
или
плавный
подъём
мелодии,
распевка выполняет ту же функцию, иначе её использование бессмысленно.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод:
е сли распевание
будет
результативным, то и пение будет плодотворным.
Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и
используют
музыканты
в
своей
работе
в
детском
саду,
относясь
к
ним
довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное!
Именно поэтому использование пособия на уроках развитие музыкальных
способностей
на
отделении
раннего
эстетического
развития,
я
считаю
актуальным и ценным.