Напоминание

Формирование речевой культуры в процессе профессионального общения


Автор: Лысакова Маргарита Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Таймырский колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, город Дудинка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевой культуры в процессе профессионального общения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Таймырский колледж»

Преподаватель русского языка и литературы:

Лысакова Маргарита Викторовна.

«Формирование речевой культуры в процессе профессионального общения»

Условия жизни и труда предъявляют к современному человеку-профессионалу

высокие требования. В наши дни, чтобы быть конкурентоспособным на рынке

труда,

работник,

служащий,

специалист

должен

владеть

не

только

профессиональными знаниями и умениями, но и постоянно повышать свой как

профессиональный, так и общекультурный уровень.

Неотъемлемой

и

очень

важной

частью

общей

культуры

человека

является

культура речи и культура общения.

Вопросы

культуры

речи

в

профессиональной

сфере

стали

особенно

актуальны

в

настоящее

время. Для

деловой

речи

чрезвычайно

важно

соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения.

Одно

из

них

-

грамотность.

Оно

подразумевает

не

только

знание

правил

словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения, но и

разграничение сфер использования языка.

На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы культуры

речи среди

молодого поколения, а состояние речевой культуры современного

общества

в

целом

волнуют

сегодня

многих:

преподавателей,

ученых,

исследователей.

Поэтому в современных условиях проблемы формирования речевой культуры

приобретают особую актуальность. Получение профессионального образования

является важным этапом формирования культуры речи будущих специалистов.

Преобладающим

типом

речевой

культуры

в

студенческой

среде

остается

фамильярно-разговорный,

однако

этого

типа

недостаточно

для

становления

современного специалиста, способного реализовать в перспективе на практике

свое профессиональное, социальное предназначение. Среди студентов все реже

встречается элитарный тип речевой культуры, являющийся эталоном, образцом

при кодификации и нормализации языковых явлений. Хочется, чтобы носители

языка

не

допускали

грубых

ошибок

в

словоупотреблении,

произношении,

построении предложений,

умели

говорить

и

писать

правильно, обладали

достаточно богатым словарем.

Однако в речи студенческой молодежи прослеживается значительное количество

ошибок, связанных с несоблюдением культурно-речевых норм, диктуемых

литературной

традицией.

Практика

показывает,

что

часто

нарушаются

виды

языковых

норм:

орфоэпические,

грамматические,

синтаксические.

В

профессиональном

образовании

наиболее

значимыми

сегодня

оказываются

личностные

аспекты

речевой

культуры,

определяющие

готовность

студента

к

профессиональной деятельности, а речевой портрет определяется

как

важная

характеристика не только индивидуальных, но и профессиональных качеств

личности,

поэтому

принципиально

важны

результаты

познавательной

деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и

становление

личности.

Затруднения

же

связаны,

в

первую

очередь,

с

недостаточной самостоятельной работой со словарями. Немногие студенты имеют

дома какие-либо словари. Большая часть студентов считают, что современной

молодежи необходимо использовать словари для правильного написания слов,

корректной орфоэпии и четкого построения речи. Также проблемы речи связаны с

коммуникативными неудачами, на которые влияют ряд факторов.

1.Чуждая коммуникативная среда

2.Нарушение равенства общения

3.Подмена живого речевого общения ритуалом

4.Неуместное замечание в адрес слушателя

5.Низкий уровень языковой компетенции

Современные образовательные стандарты предъявляют требования к подготовке

специалистов

и

как

результат

-

формирование

профессиональных

и

общих

компетенций.

Если

сравнить

компетенции

специальности

«Преподавание

в

начальных классах» и профессии «Автомеханик», можно увидеть следующее: все

студенты

должны

владеть

культурой

речи,

учиться

соблюдать

нормы

литературного языка и совершенствовать свою разговорную речь.

Чтобы студенты самостоятельно увидели эти проблемы с обыденной жизни, я

предложила им выполнить проектное задание.

Тема: Влияние разговорной речи на профессиональное общение.

Цель:

- выявление случаев нарушения норм разговорной речи на всех уровнях языка:

фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом;

- работа в коллективе и команде;

- формирование коммуникативной компетенции студентов.

Результаты: формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

(см.

стандарты, в которых указано формирование коммуникативной компетенции)

Общие указания к выполнению задания.

Условие: в реализации проектного задания могут участвовать как отдельные

группы, так и группы, деленные на подгруппы в количестве 4-5 человек

1.Изучите

материал

о

разговорной

речи:

основные

признаки;

характерные

языковые

средства,

создающие

особенности

речи:

в

фонетике,

лексике

и

фразеологии, морфологии и синтаксисе.

2.Оформите свои наблюдения в виде схемы или таблицы.

3.Снимите видеоролики общения людей или общения вас с людьми

в разных

сферах деятельности: 3-5 образцов. Самостоятельно определитесь со сферами

деятельности.

Например:

взрослая

поликлиника,

магазин,

аптека,

проезд

в

автобусе и т.д.

4.Переведите записанные диалоги в письменную форму и оформите полученные

тексты.

5.Проведите исследование:

- отредактируйте тексты, к каким выводам вы пришли?

-

выявите

ошибки

употребления

единиц

русского

языка на

всех

уровнях:

фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом;

- классифицируйте ошибки по уровням языка, например:

1.Фонетика. Особенности произнесения гласных звуков и групп согласных.

2. Лексика. Фразеология. Особые способы называния (пропуск определяемого

слова, метонимия и др.)

3.Морфология.

Части

речи,

редко

употребляющиеся

в

разговорной

речи.

Звательные

формы

обращений

(собственных

имён

существительных).

Конструкции

с

двойными

глаголами.

Употребление

именительного

падежа

существительного на месте косвенных падежей. Роль инфинитива в разговорной

речи и др.

4.Синтаксис.

Неполные

предложения.

Особый

разговорный

«порядок»

слов,

повторы слов в предложении и др.

6. Составьте кластер, в котором укажите темы (правила) каждого уровня языка,

по которым были допущены ошибки.

7. Подготовьтесь к устному выступлению:

8.

Выступите

перед

аудиторией,

используя

ваши

домашние

заготовки.

Поучаствуйте

в

дискуссии:

обсудите

проблему

в

группах,

ответьте

на

интересующие

их

вопросы.

Сделайте

общий

вывод

по

итогам

проделанной

работы: как влияет разговорная речь на профессиональное общение.

Результатом

выполнения

проектного

задания

был

вывод:

речевое

взаимодействие играет важную роль в профессиональном общении, особенно

если

речь

идет

о

сфере

повседневно-бытового

частного,

неофициального

общения.

1.Разговорная речь она, как правило, спонтанная и неподготовленная. Если при

создании

даже

самых

простых

письменных

текстов

каждое

высказывание

обдумывается,

многие

тексты

пишутся

сначала

в

черновом

варианте,

то

спонтанный текст не требует подобного рода операций. Когда носителям языка

предъявляются их же разговорные высказывания типа «Дом моды, как проехать?

(нормированный

вариант:

Как

проехать

к Дому

моды?),

то

часто

их

оценки

собственных

высказываний

бывают

негативными:

«Это

ошибка»,

«Так

не

говорят»,

хотя

для

разговорных

диалогов

подобное

высказывание

довольно

обычно.

2.Разговорная речь состоит в том, что разговорное общение возможно только при

неофициальных отношениях между говорящими. Так, если вы долго говорите по

телефону

и

не

получаете

с

другого

конца

каких-то

подтверждений,

что

вас

слушают — хотя бы в форме «Угу», то вы начинаете беспокоиться, а слушают ли

вас

вообще,

прерывая

себя

репликами:

«Ты

меня

слышишь?»,

«Алло»

и

подобными. Разговорная речь может реализоваться только при непосредственном

участии говорящих. Это очевидно как при диалогическом общении, так и при

общении, когда говорит в основном один из собеседников, при этом реальное

звучание устных высказываний трудно передать на письме.

3.Разговорная речь характеризуется широким использованием обиходно-бытовой

и

эмоционально-экспрессивной

лексики

и

фразеологии,

частиц,

междометий,

вводных

слов,

неполных

предложений

различного

типа,

слов-предложений,

обращений,

повторов

слов,

присоединительных

конструкций,

которые

нужно

употреблять правильно и уместно.

Список литературы

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Ладанов

И.Д.

Программа

овладения

мастерством

устной

речи.

Интернет

источник.



В раздел образования