Автор: Лысакова Маргарита Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Таймырский колледж"
Населённый пункт: Красноярский край, город Дудинка
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевой культуры в процессе профессионального общения
Раздел: среднее профессиональное
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Таймырский колледж»
Преподаватель русского языка и литературы:
Лысакова Маргарита Викторовна.
«Формирование речевой культуры в процессе профессионального общения»
Условия жизни и труда предъявляют к современному человеку-профессионалу
высокие требования. В наши дни, чтобы быть конкурентоспособным на рынке
труда,
работник,
служащий,
специалист
должен
владеть
не
только
профессиональными знаниями и умениями, но и постоянно повышать свой как
профессиональный, так и общекультурный уровень.
Неотъемлемой
и
очень
важной
частью
общей
культуры
человека
является
культура речи и культура общения.
Вопросы
культуры
речи
в
профессиональной
сфере
стали
особенно
актуальны
в
настоящее
время. Для
деловой
речи
чрезвычайно
важно
соответствовать качествам, обусловливающим эффективность делового общения.
Одно
из
них
-
грамотность.
Оно
подразумевает
не
только
знание
правил
словоупотребления, грамматической сочетаемости, моделей предложения, но и
разграничение сфер использования языка.
На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы культуры
речи среди
молодого поколения, а состояние речевой культуры современного
общества
в
целом
волнуют
сегодня
многих:
преподавателей,
ученых,
исследователей.
Поэтому в современных условиях проблемы формирования речевой культуры
приобретают особую актуальность. Получение профессионального образования
является важным этапом формирования культуры речи будущих специалистов.
Преобладающим
типом
речевой
культуры
в
студенческой
среде
остается
фамильярно-разговорный,
однако
этого
типа
недостаточно
для
становления
современного специалиста, способного реализовать в перспективе на практике
свое профессиональное, социальное предназначение. Среди студентов все реже
встречается элитарный тип речевой культуры, являющийся эталоном, образцом
при кодификации и нормализации языковых явлений. Хочется, чтобы носители
языка
не
допускали
грубых
ошибок
в
словоупотреблении,
произношении,
построении предложений,
умели
говорить
и
писать
правильно, обладали
достаточно богатым словарем.
Однако в речи студенческой молодежи прослеживается значительное количество
ошибок, связанных с несоблюдением культурно-речевых норм, диктуемых
литературной
традицией.
Практика
показывает,
что
часто
нарушаются
виды
языковых
норм:
орфоэпические,
грамматические,
синтаксические.
В
профессиональном
образовании
наиболее
значимыми
сегодня
оказываются
личностные
аспекты
речевой
культуры,
определяющие
готовность
студента
к
профессиональной деятельности, а речевой портрет определяется
как
важная
характеристика не только индивидуальных, но и профессиональных качеств
личности,
поэтому
принципиально
важны
результаты
познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и
становление
личности.
Затруднения
же
связаны,
в
первую
очередь,
с
недостаточной самостоятельной работой со словарями. Немногие студенты имеют
дома какие-либо словари. Большая часть студентов считают, что современной
молодежи необходимо использовать словари для правильного написания слов,
корректной орфоэпии и четкого построения речи. Также проблемы речи связаны с
коммуникативными неудачами, на которые влияют ряд факторов.
1.Чуждая коммуникативная среда
2.Нарушение равенства общения
3.Подмена живого речевого общения ритуалом
4.Неуместное замечание в адрес слушателя
5.Низкий уровень языковой компетенции
Современные образовательные стандарты предъявляют требования к подготовке
специалистов
и
как
результат
-
формирование
профессиональных
и
общих
компетенций.
Если
сравнить
компетенции
специальности
«Преподавание
в
начальных классах» и профессии «Автомеханик», можно увидеть следующее: все
студенты
должны
владеть
культурой
речи,
учиться
соблюдать
нормы
литературного языка и совершенствовать свою разговорную речь.
Чтобы студенты самостоятельно увидели эти проблемы с обыденной жизни, я
предложила им выполнить проектное задание.
Тема: Влияние разговорной речи на профессиональное общение.
Цель:
- выявление случаев нарушения норм разговорной речи на всех уровнях языка:
фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом;
- работа в коллективе и команде;
- формирование коммуникативной компетенции студентов.
Результаты: формирование
общих
и
профессиональных
компетенций
(см.
стандарты, в которых указано формирование коммуникативной компетенции)
Общие указания к выполнению задания.
Условие: в реализации проектного задания могут участвовать как отдельные
группы, так и группы, деленные на подгруппы в количестве 4-5 человек
1.Изучите
материал
о
разговорной
речи:
основные
признаки;
характерные
языковые
средства,
создающие
особенности
речи:
в
фонетике,
лексике
и
фразеологии, морфологии и синтаксисе.
2.Оформите свои наблюдения в виде схемы или таблицы.
3.Снимите видеоролики общения людей или общения вас с людьми
в разных
сферах деятельности: 3-5 образцов. Самостоятельно определитесь со сферами
деятельности.
Например:
взрослая
поликлиника,
магазин,
аптека,
проезд
в
автобусе и т.д.
4.Переведите записанные диалоги в письменную форму и оформите полученные
тексты.
5.Проведите исследование:
- отредактируйте тексты, к каким выводам вы пришли?
-
выявите
ошибки
употребления
единиц
русского
языка на
всех
уровнях:
фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом;
- классифицируйте ошибки по уровням языка, например:
1.Фонетика. Особенности произнесения гласных звуков и групп согласных.
2. Лексика. Фразеология. Особые способы называния (пропуск определяемого
слова, метонимия и др.)
3.Морфология.
Части
речи,
редко
употребляющиеся
в
разговорной
речи.
Звательные
формы
обращений
(собственных
имён
существительных).
Конструкции
с
двойными
глаголами.
Употребление
именительного
падежа
существительного на месте косвенных падежей. Роль инфинитива в разговорной
речи и др.
4.Синтаксис.
Неполные
предложения.
Особый
разговорный
«порядок»
слов,
повторы слов в предложении и др.
6. Составьте кластер, в котором укажите темы (правила) каждого уровня языка,
по которым были допущены ошибки.
7. Подготовьтесь к устному выступлению:
8.
Выступите
перед
аудиторией,
используя
ваши
домашние
заготовки.
Поучаствуйте
в
дискуссии:
обсудите
проблему
в
группах,
ответьте
на
интересующие
их
вопросы.
Сделайте
общий
вывод
по
итогам
проделанной
работы: как влияет разговорная речь на профессиональное общение.
Результатом
выполнения
проектного
задания
был
вывод:
речевое
взаимодействие играет важную роль в профессиональном общении, особенно
если
речь
идет
о
сфере
повседневно-бытового
частного,
неофициального
общения.
1.Разговорная речь она, как правило, спонтанная и неподготовленная. Если при
создании
даже
самых
простых
письменных
текстов
каждое
высказывание
обдумывается,
многие
тексты
пишутся
сначала
в
черновом
варианте,
то
спонтанный текст не требует подобного рода операций. Когда носителям языка
предъявляются их же разговорные высказывания типа «Дом моды, как проехать?
(нормированный
вариант:
Как
проехать
к Дому
моды?),
то
часто
их
оценки
собственных
высказываний
бывают
негативными:
«Это
ошибка»,
«Так
не
говорят»,
хотя
для
разговорных
диалогов
подобное
высказывание
довольно
обычно.
2.Разговорная речь состоит в том, что разговорное общение возможно только при
неофициальных отношениях между говорящими. Так, если вы долго говорите по
телефону
и
не
получаете
с
другого
конца
каких-то
подтверждений,
что
вас
слушают — хотя бы в форме «Угу», то вы начинаете беспокоиться, а слушают ли
вас
вообще,
прерывая
себя
репликами:
«Ты
меня
слышишь?»,
«Алло»
и
подобными. Разговорная речь может реализоваться только при непосредственном
участии говорящих. Это очевидно как при диалогическом общении, так и при
общении, когда говорит в основном один из собеседников, при этом реальное
звучание устных высказываний трудно передать на письме.
3.Разговорная речь характеризуется широким использованием обиходно-бытовой
и
эмоционально-экспрессивной
лексики
и
фразеологии,
частиц,
междометий,
вводных
слов,
неполных
предложений
различного
типа,
слов-предложений,
обращений,
повторов
слов,
присоединительных
конструкций,
которые
нужно
употреблять правильно и уместно.
Список литературы
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.
Ладанов
И.Д.
Программа
овладения
мастерством
устной
речи.
Интернет
–
источник.