Автор: Храмцова Марина Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДБОУ ДСКВ № 10 г. Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: г. Ейск
Наименование материала: Статья для родителей
Тема: "Скоро в школу!"
Раздел: дошкольное образование
Статья для родителей
«СКОРО В ШКОЛУ»
«Скоро в школу»
Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь?
Будет
ли
она
грустной,
радостной,
или
омрачится
неудачами
и
огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребёнка в
школу,
насколько
сумеем
сформировать
у
него
те
качества,
которые
определяют эффективность обучения.
При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у
него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у
старших
дошкольников
познавательных
интересов
убедительно
доказывается
результатами
современных
исследований,
посвящённых
образовательной работой с первоклассниками. Стремление узнавать новое,
выяснять
непонятное
о
качествах,
свойствах
предметов,
явлений
действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся
между
ними
связи
и
отношения
характеризуют
развивающийся
познавательный
интерес.
Основа
познавательного
интереса
– активная
мыслительная деятельность.
Под её влиянием ребёнок оказывается способен к более длительной и
устойчивой
сосредоточенности
внимания,
проявляет
при
решении
умственной
или
практической
задачи.
Переживаемые
при
этом
положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил
догадку, получил одобрение взрослых,- создают у ребёнка уверенность в
своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Дошкольник
легче
и
прочнее
запоминает
интересный
материал
и
быстрее
его
воспроизводит.
Условием
возникновения
познавательного
интереса
является
установление
связи
между
имеющимся
опытом
и
вновь
приобретёнными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом
предмете новых сторон, свойств, отношений.
Познавательные
интересы
дошкольников
характеризуются
такими
качествами,
как
широта
и
устойчивость.
Между
развитием
интереса
ребёнка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь.
Интерес побуждает ребёнка к приобретению знаний. Прочные знания –
основа
активности
ребёнка.
Они
способствуют
проявлению
живого
интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить,
значит знать».
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения
ребёнка
яркими
впечатлениями
об
окружающей
жизни.
Очень
полезно
проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и
рассказать ребёнку обо всём, что он видит на прогулках, экскурсиях и по
телевизору. Для развития интереса ребёнка целесообразнее возбуждать его
познавательную активность, стимулировать
появление у него вопросов,
стремление находить в них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к примеру
сравнения.
Благодаря
сравнению
предметов,
явлений
действительности,
ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что
делает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо
знакомым.
На
улице
города
можно
сравнить
разные
виды
транспорта.
Старшие дошкольники могут непосредственно сравнивать наблюдаемый
объект с другим объектом запечатлёнными в памяти. Например, вечером,
возвращаясь домой из детского сада, предложить ребёнку вспомнить, каким
было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребёнка к сравнению, мы
повышаем
его
наблюдательность,
обеспечиваем
более
активное
и
сознательное усвоение знаний.
В дошкольном возрасте детей привлекает всё новое и необычное. Но это
не значит, что для развития интереса ребёнка не обязательно родителям
сообщать
им
новые
знания.
Важно
возбуждать
у
ребёнка
интерес
к
привычным
для
него
предметам.
Например,
предложить
ребёнку
понаблюдать за одуванчиком. Сколько интересных открытий он сделает!
Ребёнок
отметит,
что
одуванчик
поворачивает
головку
за
солнцем,
а
вечером закрывает свой глазок и что на душистый запах цветка слетается
много насекомых, а семена – лёгкие, как парашютики.
Познавательный интерес ребёнка отражается в рисунках, играх. Интерес
осуществляемый в деятельности, становится более стойким и осознанным.
Если деятельность, протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание
заниматься
ею,
что
благотворно
сказывается
на
развитии
у
него
познавательного
интереса.
Поощряйте
знания
и
игры
детей,
помогайте
довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка,
а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника. Но
дошкольнику свойственна потребность в повторных восприятиях того, что
он видел, о чём уже слышал. Эту потребность необходимо удовлетворять,
так
как
благодаря
ей
уточняются
детские
представления,
углубляется
познавательное отношение ребёнка к окружающему миру.
Обладая
огромной
побудительной
силой,
познавательный
интерес
заставляет
ребёнка
активно
стремится
к
познанию,
искать
способы
удовлетворения жажды знаний. Ребёнок часто спрашивает взрослых о том,
что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это.
Но следует помнить, что для развития ребёнка важно не только количество
знаний,
но
и
их
способ
усвоения.
Читая
или
рассказывая
ребёнку,
не
стремитесь
к
тому,
чтобы
он
запомнил
содержание
произведения.
Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его
понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нём
главным, как поступил бы на его месте.
Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они
порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка
сомнение, удивление, недоумение. Особое значение для развития мышления
детей имеют вопросы, направленные на установление причины явлений,
уяснение связей и отношений между ними.
К детским вопросам необходимо относится внимательно и бережно.
Отвечать
нужно
таким
образом,
чтобы
поддержать
и
углубить
любознательность
и
познавательные
интересы.
Встречный
вопрос
взрослого: «А ты как думаешь?» - побуждает ребёнка к самостоятельным
размышлениям, укрепляет веру в свои силы. Краткость, ясность ответа,
доступность его пониманию дошкольника – этим должен руководствоваться
взрослый, отвечая на детские вопросы. При этом следует помнить мудрый
совет Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед
детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.
По возможности надо побуждать ребёнка к дальнейшим наблюдениям и
рассуждениям, к самостоятельному поиску ответа на возникший вопрос.