Напоминание

"Роль воспитателя в создании условий благоприятной адаптации ребенка у условиям ДОУ"


Автор: Полыгалова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 3"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя в создании условий благоприятной адаптации ребенка у условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль воспитателя в создании условий благоприятных адаптации ребенка к условиям

ДОУ

Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы.

Она формируется постепенно, с самого раннего детства в семье, а затем развивается по

мере включения в более широкий спектр общения (другие дети во дворе, ближайшие и

дальние родственники, детский сад). Сначала ребенок адаптируется к своим близким

родным: матери, отцу, бабушке, сестре и т.д. Затем круг общения расширяется,

появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации.

Наш сегодняшний разговор пойдет об адаптации ребенка к детскому саду.

Ой, мамочка, если бы завтра твой сад не работал, как было бы хорошо… говорит ребенок,

привыкающий к садику.

Родители привели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только

почему-то родители не рады, а скорее озабочены всем этим .

Малыш почти неузнаваем,

словно подменили малыша.

С ним все время что-то происходит, он стал вести себя совсем не так, как вел себя дома:

не говорит, по любому поводу истерики, снова стали мокрыми штанишки, ничего не ест и

плохо спит, да еще пуглив, как никогда. И... не хочет ходить в детский сад, каждый день

какие-нибудь отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем,

причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом

была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Целый день сидит один, ни с кем не

разговаривая, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную

дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то

гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В

первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не

действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.

Да, с ребенком что-то происходит. А происходит с ним такая вещь, как адаптация –

приспособление к новым условиям. Он такой, каким он должен быть. Не надо

волноваться, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ребенок просто

адаптируется к саду.

Адаптация обычно протекает сложно

, с массой негативных сдвигов в детском организме.

Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.

( Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители могут

позабыть о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит их

сегодня. Это будет говорить о легкой степени адаптации.

Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому,

заболеет. Срыв, как правило, свидетель средней или же тяжелой степени адаптации у

малыша.

В период адаптации воспитатели и родители могут наблюдать у малыша проявление

его протеста в виде разных невротических реакций, проявляющихся у ребенка главным

образом на психоэмоциональном уровне.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, существует

целый ряд необходимых показателей, характеризующих особенности поведения и

проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу .

1. Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент адаптации,

встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому

организованному коллективу.

Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собой

плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему па свете. Он есть, и в то же

время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, Не ест, не

пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся

окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая белку в колесе. Как вихрь,

вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на

ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но

вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в

день.

Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья

до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач,

свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции

внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные.

В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный

к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий

дуэт" или же просто подпевает в хоре.

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое

хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями,

убегающими на работу.

2. Страх — обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли Вам удастся встретиться

с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь

малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу для своего

существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по

пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш

боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на

работу.

3.Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, (который прорывается наружу,

написанный буквально на лице). В такой момент малыш, словно маленький агрессор,

пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации

ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и

рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом

ребенке заложена пороховая бочка.

4. Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и их главный

выключатель. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного

выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной. Чем легче адаптируется

ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающие

о завершении у ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость.

Вообще, улыбка и веселый смех — пожалуй, главные «лекарства", вылечивающие

большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.

5. Социальные контакты. Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного

исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном

учреждении у некоторых малышей утрачивается и это качество. Такие дети замкнуты и

нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". Как только малыш сумеет

наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут

на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у

ребенка.

6. Познавательная деятельность — обычно верный друг всех положительных эмоций.

Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне

стрессовых реакций. В период адаптации эта деятельность тесно связана с игрой.

Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не

желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что

происходит рядом с ним. Ещё недавний "почемучка" словно в зимней спячке, и

познавательная деятельность его заторможена.

7. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что

может растерять почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и

которыми успешно пользовался "дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать,

как будто младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым

платком. Не знает, когда надо говорить "спасибо". Однако по мере адаптации ребенка к

условиям организованного коллектива он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в

придачу к ним легко усваивает новые.

8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не

прогрессируя, или в сторону регресса, словарный запас малыша скудеет, и он на

несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами употребляя лишь

"младенческие или облегченные слова в его речи почти совсем нет существительных,

прилагательных. Встречаются одни глаголы. Его речь — итог тяжелой адаптации. При

легкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-

чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка

пополнение его активного словарного запаса.

9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса она довольно редко

сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо

гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную с

вязи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как ванька-встанька. Его не

успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду

ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, все

время прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порой кажется, что

малыша преследуют кошмары. И только когда ребенок адаптируется к саду, он в самом

деле сможет спать спокойно в свой тихий час.

11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит,

отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже

малыш впадает вдруг в другую крайность и пытается своим волчьим аппетитом хоть как-

то погасить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или

повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги

адаптационного процесса пошли на убыль и в скором времени нормализуются

На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не

только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

Таким образом, главная задача воспитателей и родителей, а также административного и

младшего персонала - обеспечить успешную адаптацию ребенка к детскому саду (слайд

8). А главная наша цель – повысить компетентность воспитателей и родителей в данном

вопросе.

Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к

условиям дошкольного учреждения.

Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей

раннего возраста.

Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима

дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий

воздух и многое другое.

Главные задачи:

— Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению яслей;

— Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в

ДОУ;

— Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и

приёмам работы с детьми;

— Повысить уровень психологической культуры родителей и воспитателей.

Итак, течение адаптационного периода, как мы уже выяснили, зависит от следующих

факторов: поэтому работа имеет два основных направления: с родителями и с

воспитанниками

Этапы и формы работы с родителями следующие:

1 этап. Организационный.

Собрания для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду,

знакомство с будущими воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт

готовности детей к детскому саду, консультации педагога-психолога по подготовке

ребёнка к детскому саду.

2 этап Основной.

Работа педагога с родителями в период поступления в детский сад. Длительность этапа

зависит от сроков поступления детей и прохождения ими адаптации.

3 этап Итоговый.

Заполнение карт нервно-психического развития детей, проведение родительского

собрания «Наши достижения».

Формы работы:

Посещение семей на дому, беседы, анкетирование, фотовыставки, информационные

стенды,

консультации, родительские собрания, семинары.



В раздел образования