Автор: Полыгалова Надежда Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад № 3"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя в создании условий благоприятной адаптации ребенка у условиям ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Роль воспитателя в создании условий благоприятных адаптации ребенка к условиям
ДОУ
Способность к социально-психологической адаптации не дана человеку от природы.
Она формируется постепенно, с самого раннего детства в семье, а затем развивается по
мере включения в более широкий спектр общения (другие дети во дворе, ближайшие и
дальние родственники, детский сад). Сначала ребенок адаптируется к своим близким
родным: матери, отцу, бабушке, сестре и т.д. Затем круг общения расширяется,
появляются новые связи, увеличивается диапазон адаптации.
Наш сегодняшний разговор пойдет об адаптации ребенка к детскому саду.
Ой, мамочка, если бы завтра твой сад не работал, как было бы хорошо… говорит ребенок,
привыкающий к садику.
Родители привели ребенка в детский сад. Вот он ходит день, второй, неделю... Только
почему-то родители не рады, а скорее озабочены всем этим .
Малыш почти неузнаваем,
словно подменили малыша.
С ним все время что-то происходит, он стал вести себя совсем не так, как вел себя дома:
не говорит, по любому поводу истерики, снова стали мокрыми штанишки, ничего не ест и
плохо спит, да еще пуглив, как никогда. И... не хочет ходить в детский сад, каждый день
какие-нибудь отговорки. Упирается, когда насильно тащишь. Расстается с плачем,
причитая, что его уже никто не любит, что он обещает быть хорошим, лишь бы рядом
была его мама. Причитает так, что щемит сердце. Целый день сидит один, ни с кем не
разговаривая, весь нахохленный, как будто воробей, впившись взглядом во входную
дверь. Только скрипнет дверь, и он уже к ней мчится с такой скоростью, как будто кто-то
гонится за ним. Постоит, увидит, что пришла не мама, и опять садится, снова ждет. В
первый день его хоть как-то можно было отвлечь новыми игрушками, но теперь не
действует и это. Он швыряет их, как будто они ему не нужны.
Да, с ребенком что-то происходит. А происходит с ним такая вещь, как адаптация –
приспособление к новым условиям. Он такой, каким он должен быть. Не надо
волноваться, это все естественно. И конечно, в скором времени пройдет. Ребенок просто
адаптируется к саду.
Адаптация обычно протекает сложно
, с массой негативных сдвигов в детском организме.
Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.
( Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени родители могут
позабыть о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит их
сегодня. Это будет говорить о легкой степени адаптации.
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому,
заболеет. Срыв, как правило, свидетель средней или же тяжелой степени адаптации у
малыша.
В период адаптации воспитатели и родители могут наблюдать у малыша проявление
его протеста в виде разных невротических реакций, проявляющихся у ребенка главным
образом на психоэмоциональном уровне.
Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, существует
целый ряд необходимых показателей, характеризующих особенности поведения и
проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу .
1. Отрицательные эмоции — как правило, важнейший компонент адаптации,
встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому
организованному коллективу.
Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собой
плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему па свете. Он есть, и в то же
время его нет. Сидит как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, Не ест, не
пьет, не отвечает на вопросы. О сне вообще не стоит говорить... И вдруг исчезает вся
окаменелость, и он безумно мечется по группе, напоминая белку в колесе. Как вихрь,
вырывается из рук нянь или воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на
ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но
вдруг бессильно замолкает, вновь превратившись в манекен. И так по нескольку раз в
день.
Довольно часто дети выражают свои негативные эмоции палитрой плача: от хныканья
до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач,
свидетельствующий о том, что, хоть на время, у малыша все негативные эмоции
внезапно отступают на последний план в связи с тем, что их оттесняют положительные.
В палитру плача входит также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный
к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий
дуэт" или же просто подпевает в хоре.
Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое
хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями,
убегающими на работу.
2. Страх — обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли Вам удастся встретиться
с ребенком, который не испытал его хотя бы раз во время адаптации к детсаду. Ведь
малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем видит скрытую угрозу для своего
существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по
пятам. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш
боится новых воспитателей, а главное, того, что родители забудут о нем, уйдя из сада на
работу.
3.Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, (который прорывается наружу,
написанный буквально на лице). В такой момент малыш, словно маленький агрессор,
пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации
ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и
рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом
ребенке заложена пороховая бочка.
4. Положительные эмоции — противовес всем отрицательным эмоциям и их главный
выключатель. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного
выражены в те моменты, когда малыш увлечен новизной. Чем легче адаптируется
ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающие
о завершении у ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость.
Вообще, улыбка и веселый смех — пожалуй, главные «лекарства", вылечивающие
большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
5. Социальные контакты. Коммуникабельность ребенка — это благо для успешного
исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном
учреждении у некоторых малышей утрачивается и это качество. Такие дети замкнуты и
нелюдимы, все время проводят лишь в "гордом одиночестве". Как только малыш сумеет
наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут
на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у
ребенка.
6. Познавательная деятельность — обычно верный друг всех положительных эмоций.
Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне
стрессовых реакций. В период адаптации эта деятельность тесно связана с игрой.
Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не
желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что
происходит рядом с ним. Ещё недавний "почемучка" словно в зимней спячке, и
познавательная деятельность его заторможена.
7. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что
может растерять почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и
которыми успешно пользовался "дома. Его приходится кормить из ложечки и умывать,
как будто младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым
платком. Не знает, когда надо говорить "спасибо". Однако по мере адаптации ребенка к
условиям организованного коллектива он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в
придачу к ним легко усваивает новые.
8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не
прогрессируя, или в сторону регресса, словарный запас малыша скудеет, и он на
несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре с вами употребляя лишь
"младенческие или облегченные слова в его речи почти совсем нет существительных,
прилагательных. Встречаются одни глаголы. Его речь — итог тяжелой адаптации. При
легкой — она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-
чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка
пополнение его активного словарного запаса.
9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса она довольно редко
сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо
гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную с
вязи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка.
10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как ванька-встанька. Его не
успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду
ребенок начинает засыпать. Но сон навряд ли можно назвать сном. Он беспокойный, все
время прерывается всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порой кажется, что
малыша преследуют кошмары. И только когда ребенок адаптируется к саду, он в самом
деле сможет спать спокойно в свой тихий час.
11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит,
отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже
малыш впадает вдруг в другую крайность и пытается своим волчьим аппетитом хоть как-
то погасить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или
повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги
адаптационного процесса пошли на убыль и в скором времени нормализуются
На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не
только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.
Таким образом, главная задача воспитателей и родителей, а также административного и
младшего персонала - обеспечить успешную адаптацию ребенка к детскому саду (слайд
8). А главная наша цель – повысить компетентность воспитателей и родителей в данном
вопросе.
Цель адаптации: создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка к
условиям дошкольного учреждения.
Задача: разработать комплекс мер по повышению адаптационных возможностей детей
раннего возраста.
Основой для хорошей адаптации служат благоприятные условия, соблюдение режима
дня, доброжелательные взаимоотношения, гигиенические навыки, чистота, свежий
воздух и многое другое.
Главные задачи:
— Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению яслей;
— Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в
ДОУ;
— Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и
приёмам работы с детьми;
— Повысить уровень психологической культуры родителей и воспитателей.
Итак, течение адаптационного периода, как мы уже выяснили, зависит от следующих
факторов: поэтому работа имеет два основных направления: с родителями и с
воспитанниками
Этапы и формы работы с родителями следующие:
1 этап. Организационный.
Собрания для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду,
знакомство с будущими воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт
готовности детей к детскому саду, консультации педагога-психолога по подготовке
ребёнка к детскому саду.
2 этап Основной.
Работа педагога с родителями в период поступления в детский сад. Длительность этапа
зависит от сроков поступления детей и прохождения ими адаптации.
3 этап Итоговый.
Заполнение карт нервно-психического развития детей, проведение родительского
собрания «Наши достижения».
Формы работы:
Посещение семей на дому, беседы, анкетирование, фотовыставки, информационные
стенды,
консультации, родительские собрания, семинары.