Автор: Рыбакова Елена Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1250"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Урок с элементами артпедагогики
Тема: "Общие сведения об имени существительном"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка
Тема: Имя существительное – как часть речи.
Цель: продолжать знакомить с частью речи имя существительного через
наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся
Ход урока.
1.
Организационный момент. Планирование деятельности.
Эмоциональный настрой на урок
СЛАЙД 1
Солнце поднимается, день начинается.
Новый, погожий, светлый, хороший.
Значит, будем заниматься и успеха добиваться.
- Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, то мне вспомнились слова
одной очень счастливой песенки, которой я хочу поделиться с вами.
Куплет песенки «Здравствуй счастье…»
- О чём поётся в песенке? (о счастье)
- Верно. 20 марта международный день счастья. Этот праздник, призван
напомнить,
как
важно
наслаждаться
жизнью
и
дарить
радость
другим
людям. Ребята, символом счастья человека с давних пор считают Жар –
птицу.
Это
птица
в
наших
руках.
Говорят,
что
одно
её
перо
способно
принести обладателю радость и счастье. Мне очень хочется, чтобы сегодня,
каждый из Вас нашёл своё светящееся пёрышко и поймал удачу за хвост,
стал чуточку счастливее.
- А для этого нам необходимо составить ФОРМУЛУ СЧАСТЬЯ.
(повесить на доску карточку ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ)
Жар - птица
(Прикреплена на доске)
- Каждое пёрышко Жар – птицы - волшебное. Переверните его и узнаете,
какие качества нам потребуются на уроке.
(Ребята переворачивают пёрышки, на которых написаны слова:
внимательность, наблюдательность, любознательность, аккуратность,
сосредоточенность)
СЛАЙД 2
- Молодцы. В народе говорят, что
«Счастье достаётся тому, кто много
трудится». Эти слова будут эпиграфом нашего урока. Поэтому улыбнитесь
друг другу и пожелайте успеха в предстоящей работе.
СЛАЙД 3
Трудиться будем по плану:
Минутка чистописания.
Словарная работа.
Работа по теме урока.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов.
2. Сообщение темы и цели урока. Минутка чистописания.
- Ребята, определите, к какой части речи относятся слова, написанные на
пёрышках? (к имени существительному)
- Докажите (отвечают на вопрос что?)
- Предположите, какой части речи будет посвящена тема урока?
- Верно. Сегодня в центре внимания будет часть речи имя существительное.
- Вспомним, что такое имя существительное.
-
Поставьте
учебную
задачу (систематизировать
полученные
знания
о
данной части речи)
СЛАЙД 4
- А мы начнём сейчас урок с этих строк.
- Что это за строки и для чего они написаны?
(эти строки для минутки чистописания. Мы их пишем, чтобы наше
письмо было чистым, красивым, а каллиграфия правильной)
- Написание какой буквы повторим?
(повторим написание заглавной и строчной буквы О)
- Посмотрите на вторую и третью строчки. Что за слова написаны?
(написаны местоимения и существительные
он она оно обезьяна огород облако)
- Как связаны эти части речи?
(можем заменять существительное местоимением, с помощью
местоимений можем определить род имени существительного)
- Определите род данных существительных.
- Что можно сказать о роде имени существительного, как о грамматическом
признаке? (это постоянный признак)
- Что значит постоянный признак? (неизменяемый)
-
На
рабочих
листах,
соблюдая
наклон
и
правила
посадки
при
письме,
запишите число: двадцатое марта. Классная работа. Выделите орфограммы.
Пропишите минутку чистописания.
- Оцените свою работу. Закрасьте человечка на
лесенке успеха. Нижняя
ступенька
-
у
меня
ничего
не
получилось,
средняя
ступенька
–
были
проблемы, верхняя ступенька – всё удалось и я счастлив.
3. Работа по теме урока
СЛАЙД 5
- Молодцы. Русская пословица гласит: «Счастье тому только бывает, кому
упорство
и
труд
помогают».
Найдите
существительное
мужского
рода.
Объясните
орфограмму.
Образуйте
от
данного
слова
сложное
существительное,
которое
обозначает
черту
характера
и
показывает
позитивное отношение человека к труду.
Это одна из составляющих Формулы счастья.
(ДОСКА прикрепить слово
трудолюбие
)
СЛАЙД 6
- Посмотрите на слова, записанные на минутке чистописания. Что вы можете
о них рассказать (это словарные слова)
- Объясните орфограммы.
-
Расклассифицируйте
на
группы (по
родам,
одушевлённые
и
неодушевлённые, по типу склонения).
-
Что
объединяет
все
эти
грамматические
признаки
у
имени
существительного? (они все постоянные, т. е. неизменяемые).
-
Вспомним,
какие
существительные
относятся
к
одушевлённым
существительным? К неодушевлённым?
- Что такое склонение существительных? (изменение по падежам)
- Вспомните, как определить склонение имён существительных?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?
К 3 склонению?
-
Какой
ещё
постоянный
признак
присущ
имени
существительному
(собственное и нарицательное)
- Какие имена существительные относятся к собственным?
- Молодцы. Внимание на экран. Объясните орфограммы в словах и откройте
главный секрет счастья.
- Запишите существительные по типу склонения.
Работа в рабочих листах
Распределение существительных по типу склонения.
- Над каждым существительным укажите все постоянные признаки.
РАБОТА ПО СЛАЙДАМ 7-14
Комментированное письмо.
- Ребята, обратите внимание. Какой столбик остался незаполненным? (3 скл.)
-
Вспомните существительное 3 склонения с непроверяемой орфограммой
(морковь). Запишите его.
- Молодцы. Первые буквы записанных существительных составляют новое
слово. Прочитайте его (ЗДОРОВЯК).
-
Запишите
слово
здоровяк.
Выполните
морфемный
разбор
данного
существительного.
СЛАЙД 15
- Ребята, объясните лексического значение слова.
- Обратимся к словарю Ожегова и проверим наше предположение.
переход по ссылке на слайде
- В толковом словаре Татьяны Ефремевой сказано, что здоровяк это тот, кто
отличается крепким телосложением и хорошим здоровьем.
- Вот он, главный секрет счастья.
Прикрепить на доску табличку ЗДОРОВЬЕ
- Быть здоровым, значит быть счастливым. Здоровье – это самая большая
ценность человека. Нужно заниматься спортом и тренировать все группы
мышц.
4. Физминутка
СЛАЙД 16
-
Предлагаю
отдохнуть,
а
заодно
вспомнить
ещё
один
грамматический
признак имени существительного.
Краб «Падежи»
5. Продолжение работы по теме урока.
Работа в паре
-
Молодцы,
ребята.
О
каком
грамматическом
признаке
имени
существительного вспомнил Капитан Краб? (о падеже)
- Что вы можете сказать о данном признаке? (изменяемый, непостоянный)
- Сколько падежей в русском языке? Вспомним их.
- В слове, которое делает человека счастливым тоже шесть букв. Попробуем
отгадать это слово. Предлагаю поработать в парах.
Работа в паре по карточке
Поменяться с соседней партой.
Проверка по образцу со СЛАЙДА
СЛАЙД 17
- Возьмите карандаш зелёного цвета. Проверьте. (сверка со слайдом)
Нет ошибок – поставьте «5»
1-2 ошибки - поставьте - «4»
3 - 4 ошибки – поставьте «3»
5 и более ошибок – поставьте звёздочку.
- Поменяйтесь работами обратно. Встаньте, если стоит «5». Поднимите руку
– «4». Хлопните в ладоши те, у кого стоит «3». Посмотрите на меня, если
стоит звёздочка.
- Молодцы. Конечно, дружба делает человека счастливым. Люди бывают по-
настоящему счастливы совсем не потому, что у них всё есть, а потому, что
они есть друг у друга. Вот и вы есть друг у друга. Цените это. Пожмите
товарищу руку за сотрудничество.
Прикрепить на доску табличку ДРУЖБА
6. Закрепление знаний.
-
Ребята,
какой
ещё
изменяемый
грамматический
признак
имени
существительного вы знаете? (число)
- Мы уже умеем изменять имена существительные по числам.
- Предлагаю закрепить свои знания и выяснить главное качество человека,
когда он счастлив. Выберите задание для самостоятельной работы.
Дифференцированная работа
Самопроверка с обратной стороны доски, не исправляя ошибок.
Карточки на проверку.
В рабочем листе САМООЦЕНКА!!!
- Молодцы. Вы прекрасно справились с заданиями и узнали, что главное
качество человека, когда он счастлив – это ДОБРОТА.
Прикрепить на доску табличку ДОБРОТА.
- Доброта приносит счастье. Как говорят, доброта и счастье - это две стороны
одной медали. Чем больше мы делаем добра, тем счастливее мы становимся.
Счастье возвращается к нам бумерангом. И, может быть, если бы люди чаще
задумывались
о
природе счастья и доброты,
счастливых
людей
было
бы
намного больше.
- Ребята,
ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ предельно проста:
ТРУДОЛЮБИЕ ЗДОРОВЬЕ
ДРУЖБА ДОБРОТА
-
Каждый прожитый день обогащается знаниями, наполняется счастьем в
самых простых проявлениях жизни. Поэтому «большинство людей счастливы
настолько,
насколько
они
решили
быть
счастливыми».
Ведь
счастье
находится внутри нас.
7. Домашняя работа.
-
Дома
вы
сможете
закрепить
знания,
полученные
на
уроке,
выполнив
задание № 311 (по вариантам), № 312 (по вариантам) на с. 132 – 133.
- Прочитайте задание. Вопросы?
8. Итог урока.
Работа с карточками на доске.
Переворачиваем и подводим итог.
Получается кластер:
Имя существительное
постоянные признаки
непостоянные признаки
собственное/нарицательное
число
одушевлённое/ неодушевлённое
падеж
род
склонение
9. Рефлексия.
В ваших рабочих листах
Дорисуйте нос персонажу:
!
–
если
вы
хорошо
закрепили
тему
и
самостоятельно
справитесь
с
заданиями.
? – если у вас ещё остались вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- доволен свой работой на уроке.
- не очень доволен работой на уроке.
-
Сегодня
я
разглядела
в
ваших
глазах
огонёк
любознательности.
Хочу
пожелать
вам,
чтобы
этот
огонёк
не
угасал,
а
открытия
которые
вы
совершаете день за днём, пусть помогают вам преодолевать все трудности
учёбы. Сегодня я порадовалась за вас, вы хорошо поработали. Ну а если
ученику – удача, учителю – счатье. Будьте счастливы!
Песенка (припев)
Для физминутки
- Я говорю вам высказывание. Если вы со мной согласны – хлопаете, если нет
– топаете.
1. Имя существительное – это часть слова. –
2. Имя существительное обозначает действие предмета. –
3. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что? +
4. Имя существительно изменяется по числам? +
5. Имена существительные бывают только женского рода. –
6. В русском языке существительные бывают 3 родов: м.р, ж.р, ср.р. +
7. Слово «море» женского рода. –