Напоминание

"Применяем знания, совершенствуем умения о глаголе"


Автор: Марышева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноармейская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Применяем знания, совершенствуем умения о глаголе"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка в 4 классе

УМК «Гармония»

Разработала: Марышева Елена Васильевна, учитель начальных классов

МБОУ Красноармейской СОШ Ростовской области

Тема. Применяем знания, совершенствуем умения о глаголе.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Форма проведения: Деловая игра с применением дидактических приёмов

«Фишбоун», «Кластер», АМО.

Цели:

1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить

навыки морфологического разбора, правописание безударных

личных окончаний, умение определять спряжение глагола.

2) Поддерживать интерес у детей к предмету, развивать

орфографическую зоркость,продолжить работу над развитием

речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский

язык.

3) Воспитать чувство патриотизма, аккуратность в работе,

уважение к товарищам.

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на

формирование которых направлена работа на данном уроке.

Предметные:

систематизировать знания о глаголе, как части речи;

формировать умение определять грамматические признаки глагола,

способность контролировать свои действия, проверять сказанное и

написанное.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии;

обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно

воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)

Коммуникативные:

учитывать разные мнения, умение сотрудничать;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при

проверке, в роли консультантов и организаторов;

развитие самостоятельности;

развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

М

о

р

ф

о

л

о

г

.

р

а

з

б

о

р

1.

Орг. момент .Мотивация к обучению.

-Поприветствуем гостей.

- Готовы работать? Как настроение? У кого «не очень», даю совет:

Не вешать нос на гвоздик скуки,

А подымать почаще руки!

АМО «Звезда» (красная– ожидания, жёлтая – опасения)

- Напишите кратко, на красной стороне , что ожидаете от сегодняшнего

урока, на жёлтой – чего опасаетесь.

-Кто желает озвучить?

2. Определение темы урока и планирование действий. АМО «Фишбоун».

- Запись даты в тетрадях.

- Между двумя значимыми датами февраля (15.02- День памяти воинов –

интернационалистов и 23.02 – День Защитников Отечества) наш фишбоун

принял военную стратегию.

Фишбоун на доске.

- По правому флангу в шеренгах– признаки какой части речи? (действие,

н.ф., время, число, лицо, род, спряжение)

- Значит, главнокомандующий у нас во главе будет ГЛАГОЛ. (прикрепляю)

- Левый фланг нужно выстроить недостающими фактами. ( 2 помощника к

доске)

-А мы им поможем «Закончим предложения»:

1.

Глагол –это часть речи, которая… и отвечает … .

2.

Глаголы н.ф. оканчиваются на … .

3.

Глаголы изменяются по … ., назвать время глагола.

глагол

4.

По родам глаголы изменяются в … .

5.

По лицам глаголы изменяются … .

6.

Что значит изменение глагола по лицам?

Какой анализ глагола позволяют нам выполнить названные признаки?

(морфологический разбор) (добавляю вывод в хвост)

- Давайте назовём тему нашего урока и спланируем наши действия.

1. Повторить …

3. Узнать…

2. Определять … и

писать гл.

4. Выполнять …

Всё о глаголе.

Новый секрет

Спряжение ,

безуд.личн.оконч.гл.

Морфол.разбор

3. Орфографическая разминка. АМО «Мозговой шторм»

- Ребята, проведём орфографическую разминку. Найдите орфограммы в

этих словах.

Картинки: солдат, меч, звезда, вертолёт, тельняшка салют

Слова: поб.диш?, к.но, боро[ца], служ.ть

( называют слово-орфограмму-объясняют)

- Запишите слова по памяти.

Проверка Слайд Самооценка (1-количество слов, 2- грамотность)

- На какие группы можно распределить слова? (сущ. и гл.)

- Назвать «лишнее» слово среди сущ. (кино) Почему?(не склоняется)

4. Употребление глаголов в 1 лице ед.ч., многозначность глаголов.

АМО «Исследование»

-Существительные склоняются , глаголы…

-Ребята, как вы думаете, а все глаголы наст. и буд. вр. изменяются по лицам?

- Предлагаю вам посмотреть небольшую сценку. (видео ролик)

Разыгрывается сценка

Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали

- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет

побежу…

- Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

- Ребята!А как сказать правильно?

(Выслушиваются мнения детей)

-Однако, ситуация не безвыходная.

-Как можно сказать? (Я постараюсь победить, одержу победу)

- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.

Вот некоторые из них (на доску)- нет 1л.ед.ч.

Недостаточные глаголы (могу ощутить

- Устно проспрягать глагол победить.

- Значения всех глаголов вам понятны? (толковый словарь – дерзить-

старшим грубости говорить)

- Как вы думаете, для чего нам нужны эти знания?( Чтоб правильно

говорить и употреблять глаголы в нужной форме)

5. Применяем знания, совершенствуем умения. Закрепление.

АМО «Кластер»

1)- Зачем нужно знать спряжение глагола? (чтобы правильно писать безуд.

личн. оконч. глаголов )

- Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании

глагола. (составление кластера или по таблице)устно

убедиться что гл.в н.в или б.в.

поставить гл. в н.ф.

на -ить, гл.искл.- II спр. -

не на –ить, гл.искл. – I спр.

2) Слайд

-Запишите глаголы в указанной форме. Как не ошибиться в написании

безударных личных окончаний? Укажите спряжение, окончание.

Не попадитесь в «ловушку».

ПОБЕДИТЬ –

1л., мн.ч (победим) II

ЧИТАТЬ– 3л., ед.ч.(читает) I

УБЕДИТЬ – 1л., ед.ч. –нет II

ПОМОГАТЬ – 2л, мн.ч. (помогаете) I

ТЕРПЕТЬ – 2л., ед.ч. (терпишь) II

-и.

-ат –

ят

-ут –ют

-е.

ПОБЕДИТЬ

УБЕДИТЬ

ДЕРЗИТЬ

ОЩУТИТЬ

ДУДЕТЬ

ШЕЛЕСТЕТЬ

Проверка.

- О каких ещё орфограммах в написании окончаний глаголов должны

помнить? (буквы парных согласных – пиши у глаголов всегда –т, -.шь-гл.2

лица ед.ч., буква –е на месте последнего безуд. гласного)

5. Физминутка .«Звёздочка» (с фонариком)

6. Работа в группах. Развитие речи.

- Предлагаю поработать в группах (формируются группы под девиз класса:

«Учимся, творим и радуемся вместе. Мы познаём себя и мир , нам это

интересно»)

- Слайд

- Рассмотрите репродукцию картины и составьте предложения , употребив

глаголы исключения. (повторить глаголы-исключения)

(н-р: На картине мы видим , как отважно сражаются бойцы нашей Родины.

Раненного солдата держит его друг. Когда смотришь на картину,

слышатся взрывы и грохот орудий. Боец крепко держит в руках автомат.

Советская армия прогнала фашистов с русской земли. Дым и гарь от

взрывов стелются над родной землёй. Солдаты смело идут в атаку, чтобы

прогнать захватчиков с земли русской.

- Проверка (АМО «Аплодисменты»)

7. Закрепление. Морфологический разбор .

Слайд

– Ребята, а можно эти строки отнести к картине?

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу

Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

- Назовите глаголы.

А) Фишбоун. ( алгоритм анализа)

Выстроить памятку морфологического анализа глагола. (цифрами на

фишбоуне)

- Давайте добавим 5 пункт разбора в наш Фишбоун. (роль в предложении –

сказуемое)

1. гл. ? действие

2. н.ф.

3. пост.приз. - спр.

4. непост.приз. – время, число, лицо или род

5. роль в предложении - сказуемое

Б)Самостоятельная работа. (2 человека у доски)

Выполнить морфологический разбор : 1в.- охраняет, 2в.- уходит

В) Работа в парах . Дифференциация (индивидуальная помощь)

Соедини начало и конец пословиц.

Выбери пословицы, которые можно отнести к теме на

картине.

Чужой земли не хотим,

там и победа.

Смертью гeроя пал,

в воде не тонет.

Правда в огне не горит,

а Родину не продал.

Где смелость,

а своей не отдадим.

(дополнительно) Списать любую пословицу по теме, обозначить

орфограммы.

9. Итог урока. Д/з. Отметки

Указать на планирование

- Мы справились с запланированной работой?

-Что нового узнали?

- Как вы считаете, мы открыли все «секреты» глагола?

- Д/З –творческое

предлагаю на выбор:

1. Продолжить работу по словесному описанию картины – мини-сочинение

(карточки возьмёте)

2. Найти и списать небольшой стих. о подвиге , героизме солдат. Указать

спряжение и обозначить окончания глаголов.

10. Рефлексия.

-Возьмите свои звёздочки и сначала определитесь, что сегодня на уроке

одержало победу – ваши ожидания или ваши опасения. А теперь прикрепим

их на наш фишбоун «Успешен ли ты в этой теме?»:

Голова- мне всё понятно, могу оказать помощь другу

Хвост – очень трудно, нужна помощь

Скелет – есть вопросы, где я затрудняюсь.

Молодцы! Спасибо за урок.

Дополнительно

(Не вешать нос на гвоздик скуки,

А подымать почаще руки!_

-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении?

Что означает это выражение?

Фразеологизмы- многозначность

- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний. Что означают

эти фразеологизмы соединить с глаголом. (устно)

Вставлять палки в колёса.

Обвести вокруг пальца.

Клевать носом.

Ловить ворон.

Зарубить на носу.

Куры не клюют.

- очень много

- запомнить

- быть невнимательным

- мешать

- обмануть

- засыпать

-Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была образнее,

точнее, ярче)



В раздел образования