Автор: Марышева Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Красноармейская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Применяем знания, совершенствуем умения о глаголе"
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 4 классе
УМК «Гармония»
Разработала: Марышева Елена Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ Красноармейской СОШ Ростовской области
Тема. Применяем знания, совершенствуем умения о глаголе.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Форма проведения: Деловая игра с применением дидактических приёмов
«Фишбоун», «Кластер», АМО.
Цели:
1) Повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить
навыки морфологического разбора, правописание безударных
личных окончаний, умение определять спряжение глагола.
2) Поддерживать интерес у детей к предмету, развивать
орфографическую зоркость,продолжить работу над развитием
речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский
язык.
3) Воспитать чувство патриотизма, аккуратность в работе,
уважение к товарищам.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на
формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки глагола,
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и
написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии;
обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно
воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при
проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
М
о
р
ф
о
л
о
г
.
р
а
з
б
о
р
1.
Орг. момент .Мотивация к обучению.
-Поприветствуем гостей.
- Готовы работать? Как настроение? У кого «не очень», даю совет:
Не вешать нос на гвоздик скуки,
А подымать почаще руки!
АМО «Звезда» (красная– ожидания, жёлтая – опасения)
- Напишите кратко, на красной стороне , что ожидаете от сегодняшнего
урока, на жёлтой – чего опасаетесь.
-Кто желает озвучить?
2. Определение темы урока и планирование действий. АМО «Фишбоун».
- Запись даты в тетрадях.
- Между двумя значимыми датами февраля (15.02- День памяти воинов –
интернационалистов и 23.02 – День Защитников Отечества) наш фишбоун
принял военную стратегию.
Фишбоун на доске.
- По правому флангу в шеренгах– признаки какой части речи? (действие,
н.ф., время, число, лицо, род, спряжение)
- Значит, главнокомандующий у нас во главе будет ГЛАГОЛ. (прикрепляю)
- Левый фланг нужно выстроить недостающими фактами. ( 2 помощника к
доске)
-А мы им поможем «Закончим предложения»:
1.
Глагол –это часть речи, которая… и отвечает … .
2.
Глаголы н.ф. оканчиваются на … .
3.
Глаголы изменяются по … ., назвать время глагола.
глагол
4.
По родам глаголы изменяются в … .
5.
По лицам глаголы изменяются … .
6.
Что значит изменение глагола по лицам?
Какой анализ глагола позволяют нам выполнить названные признаки?
(морфологический разбор) (добавляю вывод в хвост)
- Давайте назовём тему нашего урока и спланируем наши действия.
1. Повторить …
3. Узнать…
2. Определять … и
писать гл.
4. Выполнять …
Всё о глаголе.
Новый секрет
Спряжение ,
безуд.личн.оконч.гл.
Морфол.разбор
3. Орфографическая разминка. АМО «Мозговой шторм»
- Ребята, проведём орфографическую разминку. Найдите орфограммы в
этих словах.
Картинки: солдат, меч, звезда, вертолёт, тельняшка салют
Слова: поб.диш?, к.но, боро[ца], служ.ть
( называют слово-орфограмму-объясняют)
- Запишите слова по памяти.
Проверка Слайд Самооценка (1-количество слов, 2- грамотность)
- На какие группы можно распределить слова? (сущ. и гл.)
- Назвать «лишнее» слово среди сущ. (кино) Почему?(не склоняется)
4. Употребление глаголов в 1 лице ед.ч., многозначность глаголов.
АМО «Исследование»
-Существительные склоняются , глаголы…
-Ребята, как вы думаете, а все глаголы наст. и буд. вр. изменяются по лицам?
- Предлагаю вам посмотреть небольшую сценку. (видео ролик)
Разыгрывается сценка
Два мальчика–спортсмена шли с тренировки и разговаривали
- В этом году на соревнованиях области я обязательно победю…, нет
побежу…
- Эх, ты, ещё не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
- Ребята!А как сказать правильно?
(Выслушиваются мнения детей)
-Однако, ситуация не безвыходная.
-Как можно сказать? (Я постараюсь победить, одержу победу)
- Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч.
Вот некоторые из них (на доску)- нет 1л.ед.ч.
Недостаточные глаголы (могу ощутить
- Устно проспрягать глагол победить.
- Значения всех глаголов вам понятны? (толковый словарь – дерзить-
старшим грубости говорить)
- Как вы думаете, для чего нам нужны эти знания?( Чтоб правильно
говорить и употреблять глаголы в нужной форме)
5. Применяем знания, совершенствуем умения. Закрепление.
АМО «Кластер»
1)- Зачем нужно знать спряжение глагола? (чтобы правильно писать безуд.
личн. оконч. глаголов )
- Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании
глагола. (составление кластера или по таблице)устно
убедиться что гл.в н.в или б.в.
поставить гл. в н.ф.
на -ить, гл.искл.- II спр. -
не на –ить, гл.искл. – I спр.
2) Слайд
-Запишите глаголы в указанной форме. Как не ошибиться в написании
безударных личных окончаний? Укажите спряжение, окончание.
Не попадитесь в «ловушку».
ПОБЕДИТЬ –
1л., мн.ч (победим) II
ЧИТАТЬ– 3л., ед.ч.(читает) I
УБЕДИТЬ – 1л., ед.ч. –нет II
ПОМОГАТЬ – 2л, мн.ч. (помогаете) I
ТЕРПЕТЬ – 2л., ед.ч. (терпишь) II
-и.
-ат –
ят
-ут –ют
-е.
ПОБЕДИТЬ
УБЕДИТЬ
ДЕРЗИТЬ
ОЩУТИТЬ
ДУДЕТЬ
ШЕЛЕСТЕТЬ
Проверка.
- О каких ещё орфограммах в написании окончаний глаголов должны
помнить? (буквы парных согласных – пиши у глаголов всегда –т, -.шь-гл.2
лица ед.ч., буква –е на месте последнего безуд. гласного)
5. Физминутка .«Звёздочка» (с фонариком)
6. Работа в группах. Развитие речи.
- Предлагаю поработать в группах (формируются группы под девиз класса:
«Учимся, творим и радуемся вместе. Мы познаём себя и мир , нам это
интересно»)
- Слайд
- Рассмотрите репродукцию картины и составьте предложения , употребив
глаголы исключения. (повторить глаголы-исключения)
(н-р: На картине мы видим , как отважно сражаются бойцы нашей Родины.
Раненного солдата держит его друг. Когда смотришь на картину,
слышатся взрывы и грохот орудий. Боец крепко держит в руках автомат.
Советская армия прогнала фашистов с русской земли. Дым и гарь от
взрывов стелются над родной землёй. Солдаты смело идут в атаку, чтобы
прогнать захватчиков с земли русской.
- Проверка (АМО «Аплодисменты»)
7. Закрепление. Морфологический разбор .
Слайд
– Ребята, а можно эти строки отнести к картине?
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу
Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
- Назовите глаголы.
А) Фишбоун. ( алгоритм анализа)
Выстроить памятку морфологического анализа глагола. (цифрами на
фишбоуне)
- Давайте добавим 5 пункт разбора в наш Фишбоун. (роль в предложении –
сказуемое)
1. гл. ? действие
2. н.ф.
3. пост.приз. - спр.
4. непост.приз. – время, число, лицо или род
5. роль в предложении - сказуемое
Б)Самостоятельная работа. (2 человека у доски)
Выполнить морфологический разбор : 1в.- охраняет, 2в.- уходит
В) Работа в парах . Дифференциация (индивидуальная помощь)
Соедини начало и конец пословиц.
Выбери пословицы, которые можно отнести к теме на
картине.
Чужой земли не хотим,
там и победа.
Смертью гeроя пал,
в воде не тонет.
Правда в огне не горит,
а Родину не продал.
Где смелость,
а своей не отдадим.
(дополнительно) Списать любую пословицу по теме, обозначить
орфограммы.
9. Итог урока. Д/з. Отметки
Указать на планирование
- Мы справились с запланированной работой?
-Что нового узнали?
- Как вы считаете, мы открыли все «секреты» глагола?
- Д/З –творческое
предлагаю на выбор:
1. Продолжить работу по словесному описанию картины – мини-сочинение
(карточки возьмёте)
2. Найти и списать небольшой стих. о подвиге , героизме солдат. Указать
спряжение и обозначить окончания глаголов.
10. Рефлексия.
-Возьмите свои звёздочки и сначала определитесь, что сегодня на уроке
одержало победу – ваши ожидания или ваши опасения. А теперь прикрепим
их на наш фишбоун «Успешен ли ты в этой теме?»:
Голова- мне всё понятно, могу оказать помощь другу
Хвост – очень трудно, нужна помощь
Скелет – есть вопросы, где я затрудняюсь.
Молодцы! Спасибо за урок.
Дополнительно
(Не вешать нос на гвоздик скуки,
А подымать почаще руки!_
-В каком словосочетании глагол употреблён в переносном значении?
Что означает это выражение?
Фразеологизмы- многозначность
- Многие глаголы входят в состав фразеологических сочетаний. Что означают
эти фразеологизмы соединить с глаголом. (устно)
Вставлять палки в колёса.
Обвести вокруг пальца.
Клевать носом.
Ловить ворон.
Зарубить на носу.
Куры не клюют.
- очень много
- запомнить
- быть невнимательным
- мешать
- обмануть
- засыпать
-Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтоб речь была образнее,
точнее, ярче)