Автор: Биличенко Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котлубанская СШ"
Населённый пункт: село Котлубань, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у младших школьников УУД как основы умения учиться в рамках реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
«
Формирование у младших школьников УУД как основы умения
учиться в рамках реализации ФГОС НОО»
Личностные
УУД обеспечивают
ценностно-смысловую
ориентацию
детей
(умение
соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных
норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях.
Формирование личностных универсальных учебных действий
1. Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых
умений
неразрывно
связана
и
с
личностными
результатами,
так
как
основой
формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки
зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных
результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его,
основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…»,
«Обоснуй своё мнение…»).
Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно
обосновано (все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами
других
ребят»).
Таким
образом,
работа
с
математическим
содержанием
позволяет
поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства,
понимание ценности своей и чужой личности.
2. Наличие в курсе математики большого числа уроков, построенных на проблемно-
диалогической технологии, даёт педагогу возможность продемонстрировать перед детьми
ценность мозгового штурма как формы эффективного интеллектуального взаимодействия.
В
том
случае,
если
дети
научились
работать
таким
образом,
у
них
формируется
и
понимание ценности человеческого взаимодействия, ценности человеческого сообщества,
сформированного как команда единомышленников, ценности личности каждого из членов
этого сообщества.
3.Работа с портфолио.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты,
достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах
активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной,
трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так
и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки
и др.
Регулятивные
УУД обе спечивают
организацию
учебной
д е я т е л ь н о с т и
(целеполагание как
постановка
учебной
задачи
на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция –
внесение
необходимых
дополнений
и
корректив
в
план
и
способ
действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка –
выделение
и
осознание
учащимся
того,
что
уже
усвоено
и
что
еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность
к
волевому
усилию
–
к
выбору
в
ситуации
мотивационного
конфликта
и
к
преодолению препятствий.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
На уроках математики работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных
умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений
является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по
достижению поставленной цели.
Следующим этапом развития организационных умений является работа над системой
учебных заданий (учебной задачей). Для этого в 1 классе предлагаются проблемные
вопросы
для
обсуждения
учеников
и
выводы,
позволяющие
проверить
правильность
собственных умозаключений. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с
целью. В значительную часть уроков 2 класса и во все уроки 3–4 классов в уроки
включаются проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать
цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос) урока). Проблемные
ситуации
курса
математики
строятся
на
затруднении
в
выполнении
нового
задания,
система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь
на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания,
поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив
его.
То
есть,
развитие
организационных
умений
осуществляется
через проблемно-
диалогическую технологию освоения новых знаний, где учитель-«режиссёр» учебного
процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему
(задачу), при этом дети используют эти умения на уроке. К концу начальной школы
соответствующим
возрасту
становится
использование проектной
деятельности как
в
учёбе, так и вне учёбы. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и
индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает
решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого
ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель
в данном случае является консультантом. К концу начальной школы ученик постепенно
учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы.
Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку
и решение проблемы навыки.
Общеучебные навыки:
умение
адекватно,
осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывание
в
устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью
(подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие
теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие
со
знаково-символическими
средствами
(замещение,
кодирование,
декодирование, моделирование)
Логические навыки:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств /
различия, определения общих признаков и составления классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот
или иной класс);
анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Наглядно-образное
мышление, свойственное
детям
младшего
школьного
возраста,
позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на
фактах,
явлениях,
образах
и
простых
понятиях.
Развитие
интеллектуальных
умений
осуществляется под руководством учителя в 1-2 классе, а в 3-4 ставятся учебные задачи,
которые ученики учатся решать самостоятельно. К концу начальной школы становление
абстрактного мышления позволяет начинать достройку картины мира фактами, явлениями
и абстрактными понятиями из разных предметов (наук). На уроках математики:
1. Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым
формирование моделирования как универсального учебного действия. Для математики это
действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий
для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое
количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками
только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому
задания первого класса знакомят учащихся с общепринятыми в математике моделями, во 2
–
4
классе
типовые
задания
учат
детей
самостоятельному
созданию
и
применению
моделей при решении предметных задач.
2.
Широкое
использование
продуктивных
заданий,
требующих
целенаправленного
использования и, как следствие, развития таких важнейших мыслительных операций, как
анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия. (Это задания типа «Сравни», «Разбей
на группы», «Найди истинное высказывание» и т.д.)
3. Так же это задания, позволяющие научить школьников самостоятельному применению
знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные
действия.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или
деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка
вопросов
–
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных
способов
разрешения
конфликта,
принятие
решения
и
его
реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
Развиваются
базовые
умения
различных
видов
речевой
деятельности:
говорения,
слушания. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации
учебной
деятельности
детей,
которая
позволяет
использовать
и
совершенствовать
их
коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).
Дальнейшее
развитие
коммуникативных
умений
учеников
к
концу
начальной
школы
начинает осуществляться и через самостоятельное использование учениками присвоенной
системы приёмов понимания устного и письменного текста.
Так как курс математики ориентирован на развитие коммуникативных умений, на уроках
запланированы
ситуации
тесного
межличностного
общения,
предполагающие
формирование
важнейших
этических
норм.
Эти
нормы
общения
позволяют
научить
ребёнка грамотно и корректно взаимодействовать с другими. Такая работа развивает у
детей представление о толерантности, учит терпению во взаимоотношениях и в то же
время умению не терять при общении свою индивидуальность, т.е. также способствует
формированию представлений о ценности человеческой личности.