Автор: Егорова Евгения Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ методического пособия И. Корольковой "Крохе-музыканту"
Раздел: дополнительное образование
Статья на тему:
«Анализ методического пособия И.
Корольковой «Крохе-музыканту»
преподавателя по классу фортепиано
МБУ ДО ДШИ «СОЗВЕЗДИЕ»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Егоровой Евгении Николаевны
Всестороннее
развитие
музыкальных
способностей
учащихся
является
главной
задачей
на
музыкальных
занятиях
в
современном обучении. Овладение игрой на инструменте дает детям
круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской
инициативы, что связано с активным формированием музыкальных
способностей.
Ребенок
приходит
на
первый
урок
музыки
с
сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков,
а
самое
главное,
с
желанием
извлечь
их
собственными
руками.
Педагог
должен
поддержать
ученика,
не
погасить
желание
заниматься музыкой. И здесь возникает вопрос: чему учить и как
учить?
Решение
этого
вопроса
на
разных
этапах
обучения
определяет неповторимость педагога, его профессиональное кредо.
Сборников, также как и методик для начального этапа обучения
очень много. Нотная азбука «Крохе-музыканту» помогает решить
эти задачи.
Сборник, состоящий из двух частей, является методическим
пособием, которое предназначено для работы с самыми маленькими
учениками
4-5-6
лет.
Для
педагога
в
занятиях
с
детьми
этого
возраста главными задачами являются не только выучивание нот,
правильная
постановка
руки
на
клавиатуре,
но
и
умение
заинтересовать ребенка, удержать внимание маленького ученика в
течение
урока,
так
как
в
этом
возрасте
малыши
редко
могут
заниматься однообразной работой на протяжении получаса.
Нотная
азбука
«Крохе-музыканту»
помогает
решить
эти
задачи. В ней есть существенное преимущество – яркое, красочное
оформление с образными и доступными по содержанию текстами,
публикующимися впервые. Это с первых же страниц привлекает
внимание ребенка и выгодно отличает данный сборник от других
методических пособий.
Начинается
сборник
пе сенками
на
одном
з ву ке ,
оформленными
только
нотами-кружочками.
Черные
обозначают
короткие звуки, белые – длинные звуки. Это такие известные всем
песенки, как «Андрей- воробей» – на ноте «до», «Кошкин дом» –
нота «ре», «Сорока-ворона» – нота «ми». Перед игрой их можно
проговорить
в
виде
считалочек,
хлопая
ритмический
рисунок.
Позднее,
проговаривая
слова
и
хлопая
ритм,
можно
обратить
внимание ученика на схему обозначения длинных звуков, в виде
белых
кружочков,
и
коротких
–
в
виде
черных
кружочков.
В
дальнейшем
уже
зрительно
малыш
воспринимает,
что
«белую»
нотку нужно держать дольше, а «черные» – шагать быстрее.
При
помощи ярких картинок, простого и понятного текста, несложного
ритма даже самый маленький ребенок в состоянии прохлопать и
затем проиграть на одной клавише эти считалочки, проговаривая
стишки. Одновременно начинаем учить нотную грамоту. Первые
девять песенок написаны крупными кружочками, в диапазоне трех
нот
«до-ре-ми»,
отсутствуют
штили
и
тактовые
черты.
Это
не
отвлекает ребенка от мелодии и дает возможность охватить весь
нотный материал целиком.
Процесс обучения следует выстраивать по степени усвоения
материала и постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно
помнить, что дети 4-6 лет не могут сосредоточиться на долгое время,
а их память своеобразна: они легко воспринимают новое, но так же
быстро забывают выученное на уроке. Азбука хороша тем, что в ней
к
каждому
новому
понятию,
знаку,
новой
ноте
даны
окошечки-
подсказки: в одном – где нота располагается на клавиатуре, в другом
– как она пишется на нотном стане. Родители тоже могут помочь,
ориентируясь на эти картинки.
Принимая
во
внимание
особенности
детской
психологии
учащихся
4-6
лет,
автор
считает
нецелесообразным
перегружать
нотный текст лишними знаками, поэтому в нем отсутствуют паузы,
не имеющие мелодического значения, что значительно упрощает
задачу
разучивания
текста.
К
каждой
песенке
дана
партия
сопровождения. Это лишь гармоническое дополнение к мелодии, но
когда ребенок играет свою единственную ноту, а слышит целый
оркестр,
ему
становится
интересно
с
первых
же
уроков.
Это
развивает
его
гармонический
слух,
а
также
несет
на
себе
значительную часть образного содержания.
Маленьким детям хочется побыстрее начать играть двумя
руками сразу. Поэтому я беру № 1, 2, 3 и предлагаю сыграть их
двумя руками в октаву: правая – основной мотив, а левая – ту же
ноту
в
малой
октаве
целыми
длительностями.
Это
не
вызывает
трудности, зато доставляет много удовольствия детворе. Поменяв
руки местами, перенесем мелодию в левую руку, а длинные ноты в
правую. Аккомпанемент можно сыграть на втором инструменте.
Во втором разделе с № 10 по № 15 вводится сразу четыре
новых понятия: четверти-половинки; размер 4/4; игра попеременно
правой и левой руками; новые нотки «фа», «соль».
Страничка,
где
зверюшки-машинисты
везут
вагончики
с
пассажирами-длительностями,
состоящими
из
половинок
и
четвертей, помогают педагогу интересно объяснить ритм, а ученику
–
понять
все
премудрости
счета.
Такая
страничка
есть
и
для
освоения
целой
длительности.
Дети
с
удовольствием
играют
упражнения со счетом и легко переходят на счет в песенках. Когда
малышом будет хорошо освоен ритм из четвертей, половинок и
целых (с № 10 по № 29), появляются более мелкие длительности-
восьмушки:
на
них
отводится
довольно
большое
количество
песенок.
Первая часть не перегружена теоретическим материалом, все
основные понятия даны ненавязчиво. Не проставлены здесь штрихи
и
аппликатура.
В
зависимости
от
поставленной
задачи
и
индивидуальных
особенностей
строения
руки
ребенка,
варианты
могут
быть
различны.
Слова
очень
выразительны,
и
наряду
с
отработкой длительностей можно вводить понятие динамических
оттенков. Ученик будет стараться играть не просто ноты и слова, а
именно выразительную музыку.
Есть
песенки,
которые
в
силу
возрастных
особенностей
ребенка сложны для запоминания. Например № 29 «Комар» или
«Зима». В них широкие скачки, смена направления в движении
мелодии. Поэтому на данные слова можно сочинить собственную
мелодию
–
или
в
пределах
заданного
диапазона
и
заранее
оговоренном
ритме.
Дети
с
удовольствием
проявляют
свои
творческие способности.
Вторая
часть
гораздо
сложнее,
материал
объемнее.
Начинается знакомством с «легато» и ритмом: четверть с точкой и
восьмушка. Таких песенок всего пять. Ритм сложный, его можно
пройти в качестве ознакомления. Штрих стаккато представлен в
песенках «Дятел» и «Часики», а слова помогают ребенку понять его
остроту.
Далее
идет
знакомство
с
басовым
ключом.
Чтобы
почувствовать
разницу
звучания
высокого
и
низкого
регистров,
придуманы
пьесы
«Дразнилка»,
«Разговор
с
папой».
Ноты
в
скрипичном и басовом ключах одинаковые, поэтому в них несложно
ориентироваться. Диапазон использования басовых нот расширяется
постепенно, в начале это две-три ноты, затем добавляются более
низкие звуки. Глядя на картинку легко придумать образ и слова к
пьескам. Если это разговор с папой, то грозный низкий регистр
выражает
недовольство,
а
средний
–
просящие,
виноватые
интонации провинившегося ребенка(№ 8-12).
В
этой
части
применяется
более
протяженное
легато,
но
автор старается избегать участия в игре первого и пятого пальцев,
упор идет на отработку постановки второго, третьего и четвертого.
Но в некоторых песенках логичнее и удобнее для ученика взять
именно эти пальцы, что позиционно более оправдано и не нарушает
протяженности
мелодической
линии
легато.
Например
№
11
–
«Музыкант». Последняя фраза как раз распределяется на все пять
пальцев, и ее удобнее играть именно так, чем начинать первый мотив
с четвертого пальца, а более низкий второй – с третьего. До конца
сборника вся нагрузка идет на средние пальцы.
Третий раздел второй части посвящен игре двумя руками.
Понятие
«квинта»,
дается
в
качестве
наглядной
подсказки
с
объяснением, что данный интервал охватывает 5 звуков. Песенки
«Андрей-воробей»,
«Сорока-ворона»,
«Колыбельная»,
«До-ре-ми»
знакомы по первой части, поэтому основная задача – постановка 1-5
пальцев
и
синхронное
взятие
звуков.
Постепенно
материал
усложняется,
но
не
теряет
образности
и
прозрачно сти.
Продолжается закрепление уже приобретенных навыков игры легато
и стаккато, а картинки помогают в работе над штрихом. Если это
«Обезьянки»
№
25,
то
их
проказливый,
подвижный
характер
изображен восьмушками на стаккато, а «Бабушкина сказка на ночь»
– на легато. Пьеска «Грустно-весело» из второй тетради знакомит с
контрастным
настроением
мажора-минора.
Широкий
диапазон,
много бемолей и сложный ритм – это минор. Вторая часть в мажоре
повторяет тот же ритмический рисунок, но уже вся мелодия идет по
белым клавишам, что упрощает задачу в разучивании текста. Для
большего контраста можно минор играть на пиано, а мажор – бодро,
на форте.
Еще один раздел посвящен этюдам, и в них мы знакомим
нашего маленького музыканта с шестнадцатыми длительностями.
Неизменными являются странички с паровозиками., которые вновь
становятся помощниками в освоении этого сложного ритма.
Завершает
вторую
тетрадь
раздел,
представленный
национальными
мотивами:
«Молдавская
народная
песня»,
«Белорусская»,
«Шотландская»,
«Украинская»
и
«Русская».
Есть
возможность
сравнить,
чем
отличается
один
мотив
от
другого,
проанализировать ритмические особенности каждой пьески. Здесь
же
нужно
использовать
в
игре
весь
пианистический
опыт,
приобретенный учеником при прохождении двух нотных тетрадей.
Таким образом:
1) материал выстроен от простого к сложному;
2) тексты
очень
образны
и
интересны,
заполнены
красочными иллюстрациями;
3) дают
возможность
ребенку
самому
фантазировать
по
поводу сюжета в тех пьесках, где нет слов;
4) на
каждый
из
стихотворений
можно
с очи н и ть
собственную мелодию и собственный ритм;
5) игровая форма подачи всего теоретического материала.
Цель
данного
пособия
–
ознакомить
маленьких
детей
в
доступной для них форме с азами нотной грамоты и привить любовь
к
музицированию.
Но
данный
сборник
является
не
догмой
для
обязательного
выполнения,
а
очень
хорошим
материалом,
пробуждающим фантазию как ребенка, так и преподавателя. Ведь
каждый раз с разными детьми мы применяем различные варианты
работы на одном и том же материале.
Список использованной литературы
1. Кончаловская Н. “Нотная азбука” – М., 1997.
2. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для
самых маленьких. Часть 1” – Р-н-Д., 2004.
3. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для
самых маленьких. Часть 2” – Р-н-Д., 2006.