Напоминание

"Анализ методического пособия И. Корольковой "Крохе-музыканту"


Автор: Егорова Евгения Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Созвездие"
Населённый пункт: г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ методического пособия И. Корольковой "Крохе-музыканту"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Анализ методического пособия И.

Корольковой «Крохе-музыканту»

преподавателя по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ «СОЗВЕЗДИЕ»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

Егоровой Евгении Николаевны

Всестороннее

развитие

музыкальных

способностей

учащихся

является

главной

задачей

на

музыкальных

занятиях

в

современном обучении. Овладение игрой на инструменте дает детям

круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской

инициативы, что связано с активным формированием музыкальных

способностей.

Ребенок

приходит

на

первый

урок

музыки

с

сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков,

а

самое

главное,

с

желанием

извлечь

их

собственными

руками.

Педагог

должен

поддержать

ученика,

не

погасить

желание

заниматься музыкой. И здесь возникает вопрос: чему учить и как

учить?

Решение

этого

вопроса

на

разных

этапах

обучения

определяет неповторимость педагога, его профессиональное кредо.

Сборников, также как и методик для начального этапа обучения

очень много. Нотная азбука «Крохе-музыканту» помогает решить

эти задачи.

Сборник, состоящий из двух частей, является методическим

пособием, которое предназначено для работы с самыми маленькими

учениками

4-5-6

лет.

Для

педагога

в

занятиях

с

детьми

этого

возраста главными задачами являются не только выучивание нот,

правильная

постановка

руки

на

клавиатуре,

но

и

умение

заинтересовать ребенка, удержать внимание маленького ученика в

течение

урока,

так

как

в

этом

возрасте

малыши

редко

могут

заниматься однообразной работой на протяжении получаса.

Нотная

азбука

«Крохе-музыканту»

помогает

решить

эти

задачи. В ней есть существенное преимущество – яркое, красочное

оформление с образными и доступными по содержанию текстами,

публикующимися впервые. Это с первых же страниц привлекает

внимание ребенка и выгодно отличает данный сборник от других

методических пособий.

Начинается

сборник

пе сенками

на

одном

з ву ке ,

оформленными

только

нотами-кружочками.

Черные

обозначают

короткие звуки, белые – длинные звуки. Это такие известные всем

песенки, как «Андрей- воробей» – на ноте «до», «Кошкин дом» –

нота «ре», «Сорока-ворона» – нота «ми». Перед игрой их можно

проговорить

в

виде

считалочек,

хлопая

ритмический

рисунок.

Позднее,

проговаривая

слова

и

хлопая

ритм,

можно

обратить

внимание ученика на схему обозначения длинных звуков, в виде

белых

кружочков,

и

коротких

в

виде

черных

кружочков.

В

дальнейшем

уже

зрительно

малыш

воспринимает,

что

«белую»

нотку нужно держать дольше, а «черные» – шагать быстрее.

При

помощи ярких картинок, простого и понятного текста, несложного

ритма даже самый маленький ребенок в состоянии прохлопать и

затем проиграть на одной клавише эти считалочки, проговаривая

стишки. Одновременно начинаем учить нотную грамоту. Первые

девять песенок написаны крупными кружочками, в диапазоне трех

нот

«до-ре-ми»,

отсутствуют

штили

и

тактовые

черты.

Это

не

отвлекает ребенка от мелодии и дает возможность охватить весь

нотный материал целиком.

Процесс обучения следует выстраивать по степени усвоения

материала и постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно

помнить, что дети 4-6 лет не могут сосредоточиться на долгое время,

а их память своеобразна: они легко воспринимают новое, но так же

быстро забывают выученное на уроке. Азбука хороша тем, что в ней

к

каждому

новому

понятию,

знаку,

новой

ноте

даны

окошечки-

подсказки: в одном – где нота располагается на клавиатуре, в другом

– как она пишется на нотном стане. Родители тоже могут помочь,

ориентируясь на эти картинки.

Принимая

во

внимание

особенности

детской

психологии

учащихся

4-6

лет,

автор

считает

нецелесообразным

перегружать

нотный текст лишними знаками, поэтому в нем отсутствуют паузы,

не имеющие мелодического значения, что значительно упрощает

задачу

разучивания

текста.

К

каждой

песенке

дана

партия

сопровождения. Это лишь гармоническое дополнение к мелодии, но

когда ребенок играет свою единственную ноту, а слышит целый

оркестр,

ему

становится

интересно

с

первых

же

уроков.

Это

развивает

его

гармонический

слух,

а

также

несет

на

себе

значительную часть образного содержания.

Маленьким детям хочется побыстрее начать играть двумя

руками сразу. Поэтому я беру № 1, 2, 3 и предлагаю сыграть их

двумя руками в октаву: правая – основной мотив, а левая – ту же

ноту

в

малой

октаве

целыми

длительностями.

Это

не

вызывает

трудности, зато доставляет много удовольствия детворе. Поменяв

руки местами, перенесем мелодию в левую руку, а длинные ноты в

правую. Аккомпанемент можно сыграть на втором инструменте.

Во втором разделе с № 10 по № 15 вводится сразу четыре

новых понятия: четверти-половинки; размер 4/4; игра попеременно

правой и левой руками; новые нотки «фа», «соль».

Страничка,

где

зверюшки-машинисты

везут

вагончики

с

пассажирами-длительностями,

состоящими

из

половинок

и

четвертей, помогают педагогу интересно объяснить ритм, а ученику

понять

все

премудрости

счета.

Такая

страничка

есть

и

для

освоения

целой

длительности.

Дети

с

удовольствием

играют

упражнения со счетом и легко переходят на счет в песенках. Когда

малышом будет хорошо освоен ритм из четвертей, половинок и

целых (с № 10 по № 29), появляются более мелкие длительности-

восьмушки:

на

них

отводится

довольно

большое

количество

песенок.

Первая часть не перегружена теоретическим материалом, все

основные понятия даны ненавязчиво. Не проставлены здесь штрихи

и

аппликатура.

В

зависимости

от

поставленной

задачи

и

индивидуальных

особенностей

строения

руки

ребенка,

варианты

могут

быть

различны.

Слова

очень

выразительны,

и

наряду

с

отработкой длительностей можно вводить понятие динамических

оттенков. Ученик будет стараться играть не просто ноты и слова, а

именно выразительную музыку.

Есть

песенки,

которые

в

силу

возрастных

особенностей

ребенка сложны для запоминания. Например № 29 «Комар» или

«Зима». В них широкие скачки, смена направления в движении

мелодии. Поэтому на данные слова можно сочинить собственную

мелодию

или

в

пределах

заданного

диапазона

и

заранее

оговоренном

ритме.

Дети

с

удовольствием

проявляют

свои

творческие способности.

Вторая

часть

гораздо

сложнее,

материал

объемнее.

Начинается знакомством с «легато» и ритмом: четверть с точкой и

восьмушка. Таких песенок всего пять. Ритм сложный, его можно

пройти в качестве ознакомления. Штрих стаккато представлен в

песенках «Дятел» и «Часики», а слова помогают ребенку понять его

остроту.

Далее

идет

знакомство

с

басовым

ключом.

Чтобы

почувствовать

разницу

звучания

высокого

и

низкого

регистров,

придуманы

пьесы

«Дразнилка»,

«Разговор

с

папой».

Ноты

в

скрипичном и басовом ключах одинаковые, поэтому в них несложно

ориентироваться. Диапазон использования басовых нот расширяется

постепенно, в начале это две-три ноты, затем добавляются более

низкие звуки. Глядя на картинку легко придумать образ и слова к

пьескам. Если это разговор с папой, то грозный низкий регистр

выражает

недовольство,

а

средний

просящие,

виноватые

интонации провинившегося ребенка(№ 8-12).

В

этой

части

применяется

более

протяженное

легато,

но

автор старается избегать участия в игре первого и пятого пальцев,

упор идет на отработку постановки второго, третьего и четвертого.

Но в некоторых песенках логичнее и удобнее для ученика взять

именно эти пальцы, что позиционно более оправдано и не нарушает

протяженности

мелодической

линии

легато.

Например

11

«Музыкант». Последняя фраза как раз распределяется на все пять

пальцев, и ее удобнее играть именно так, чем начинать первый мотив

с четвертого пальца, а более низкий второй – с третьего. До конца

сборника вся нагрузка идет на средние пальцы.

Третий раздел второй части посвящен игре двумя руками.

Понятие

«квинта»,

дается

в

качестве

наглядной

подсказки

с

объяснением, что данный интервал охватывает 5 звуков. Песенки

«Андрей-воробей»,

«Сорока-ворона»,

«Колыбельная»,

«До-ре-ми»

знакомы по первой части, поэтому основная задача – постановка 1-5

пальцев

и

синхронное

взятие

звуков.

Постепенно

материал

усложняется,

но

не

теряет

образности

и

прозрачно сти.

Продолжается закрепление уже приобретенных навыков игры легато

и стаккато, а картинки помогают в работе над штрихом. Если это

«Обезьянки»

25,

то

их

проказливый,

подвижный

характер

изображен восьмушками на стаккато, а «Бабушкина сказка на ночь»

– на легато. Пьеска «Грустно-весело» из второй тетради знакомит с

контрастным

настроением

мажора-минора.

Широкий

диапазон,

много бемолей и сложный ритм – это минор. Вторая часть в мажоре

повторяет тот же ритмический рисунок, но уже вся мелодия идет по

белым клавишам, что упрощает задачу в разучивании текста. Для

большего контраста можно минор играть на пиано, а мажор – бодро,

на форте.

Еще один раздел посвящен этюдам, и в них мы знакомим

нашего маленького музыканта с шестнадцатыми длительностями.

Неизменными являются странички с паровозиками., которые вновь

становятся помощниками в освоении этого сложного ритма.

Завершает

вторую

тетрадь

раздел,

представленный

национальными

мотивами:

«Молдавская

народная

песня»,

«Белорусская»,

«Шотландская»,

«Украинская»

и

«Русская».

Есть

возможность

сравнить,

чем

отличается

один

мотив

от

другого,

проанализировать ритмические особенности каждой пьески. Здесь

же

нужно

использовать

в

игре

весь

пианистический

опыт,

приобретенный учеником при прохождении двух нотных тетрадей.

Таким образом:

1) материал выстроен от простого к сложному;

2) тексты

очень

образны

и

интересны,

заполнены

красочными иллюстрациями;

3) дают

возможность

ребенку

самому

фантазировать

по

поводу сюжета в тех пьесках, где нет слов;

4) на

каждый

из

стихотворений

можно

с очи н и ть

собственную мелодию и собственный ритм;

5) игровая форма подачи всего теоретического материала.

Цель

данного

пособия

ознакомить

маленьких

детей

в

доступной для них форме с азами нотной грамоты и привить любовь

к

музицированию.

Но

данный

сборник

является

не

догмой

для

обязательного

выполнения,

а

очень

хорошим

материалом,

пробуждающим фантазию как ребенка, так и преподавателя. Ведь

каждый раз с разными детьми мы применяем различные варианты

работы на одном и том же материале.

Список использованной литературы

1. Кончаловская Н. “Нотная азбука” – М., 1997.

2. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для

самых маленьких. Часть 1” – Р-н-Д., 2004.

3. Королькова И.С. “Крохе-музыканту. Нотная азбука для

самых маленьких. Часть 2” – Р-н-Д., 2006.



В раздел образования