Напоминание

Совершенствование форм и методов работы учителя математики


Автор: Джегутанова Фатима Шумаховна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Хумара"
Населённый пункт: а.Хумара
Наименование материала: Доклад
Тема: Совершенствование форм и методов работы учителя математики
Раздел: полное образование





Назад




Совершенствование форм и методов работы учителя

математики

Учитель математики: Джегутанова Ф.Ш.

Будущее школы определяется не президентом отдельно взятой страны, не

министром образования и даже не учителем. Каждый участник

образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или

вышагивать пятками вперед.

А.А.Гин

Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы

обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на

принципы метапредметности.

Под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные

действия, как указано в новом образовательном стандарте . Выделяют

следующие группы метапредметных умений:

1.

умение планировать собственную деятельность;

2.

способность эффективно действовать в группе;

3.

компьютерная грамотность;

4.

умение работать с источниками информации.

Опираясь на работы известных современных учёных А.В Хуторского,

Н.В.Громыко, Ю.В.Громыко, О.В.Лебедева и А.Г.Асмолова, рассмотрим понятие

метапредметных компетенций.

Метапредметный подход предполагает такое изменение организации

образования, при котором знания воспринимаются, как то, что необходимо

осмыслить и применить в жизни. При таком подходе возможно сформировать у

обучающегося представление о дисциплине, как о системе знаний о мире,

выраженном в числах и обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Математика – это наука о фундаментальных структурах реального мира. На

протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно-

технического прогресса всего человечества. Математически образованная

личность легко применит её технологии в изучении любой новой для человека

проблематики.

Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но

каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые

схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом

несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно

против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал:

«Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему

обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться

только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он

выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.

Инновационные технологии предполагают:

повышение уровня мотивации к учебному труду;

формирование высокого уровня развития обучающихся на основе

включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной

поддержке учителя;

постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с

учителем;

ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание

позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к

каждому ученику.

Педагогические технологии, используемые при этом:

Личностно-ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации.

Проблемное обучение.

Тестовые технологии

Групповая технология

Технология модульного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Цель: создание условий для развития у учащихся качеств личности,

необходимых для полноценной жизни в современном обществе:

инициативность

предприимчивость

коммуникабельность

Задачи:

развитие способности и умений самостоятельной познавательной

деятельности;

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для

применения в практической деятельности;

подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах

деятельности;

формирование опыта разнообразной деятельности (индивидуальной,

коллективной).

Успех обучения в значительной степени зависит от познавательной активности

школьников, от того, насколько они заинтересованы. Новизна, практическая

значимость содержания учебного материала, использование исторического

материала, современных достижений науки способствуют привлечению

внимания учащихся к обучению. А по организации учебного процесса:

1.

применение нетрадиционных форм урока (уроки-соревнования,

театрализованные уроки, уроки-игры, интегрированные, уроки-лекции, урок-

практикум и т.д.);

2.

использование разных форм учебной работы (групповые,

индивидуальные, фронтальные, парные);

3.

мотивация и стимулирование учащихся;

4.

использование современных технологий, метапредметных связей,

проектных и поисковых методов, технологии проблемного обучения.

Такие формы, методы и приемы я применяю на своих уроках и считаю, что они

способствуют формированию устойчивых познавательных интересов учащихся.

Примеры активизации познавательной активности.

Нестандартные ситуации – как средство мотивации учащихся

Изучение новой темы

Проблемные ситуации

Представьте себе, что вы стоите перед дилеммой, либо получить 100 тыс.

долларов прямо сейчас, либо в течении 28 дней получать монетку в 1 цент,

который ежедневно удваивается. Чтобы вы предпочли?

Поисковая беседа

«На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота

одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50

локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили

рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней

разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от более высокой

пальмы появилась рыба?»

Совместный поиск выхода из проблемной ситуации

Что можно сказать о положении луча b? (Он проходит между сторонами

развернутого угла (a

1

a

2

))

Почему можно сделать такое заключение? (он исходит из вершины

развернутого угла и отличен от его сторон)

Как можно представить градусную меру угла (a

1

a

2

)? (По аксиоме

измерения углов: (a

1

a

2

) = (a

1

b) + (a

2

b) )

Чему равна градусная мера развернутого угла? (180º)

Использование материала, выходящего за рамки школьной программы

приемы быстрого счета;

нетрадиционные методы решения задач (решение задачи с конца, метод

графов и др.);

методы и приемы решения геометрических задач.

Формула Пика

Умение применять знания для решения конкретных практических задач:

Абстрактная задача может быть практической:

Абстрактная задача : Решить уравнение x

2

-58x+480=0

Практическая: Имеется материал для построения забора длиной116 м. Можно

ли загородить этим забором прямоугольный загон для уток на птицефабрике

площадью 4,8 а. Определить стороны этого загона.

Такой подход к решению задач показывает учащимся реальную необходимость

применения получаемых знаний для достижения стоящих перед ними

практических целей.

Исторические задачи

Метод проектов на уроках

Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:

практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных

инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)

практические задачи – задачи прикладного характера;

проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений

выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;

теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее

анализ, обобщение и т.п.;

задачи - совокупность заданий на использование общих для них

теоретических сведений.

Урок – проект по теме

Теорема Пифагора

За неделю до проведения урока класс был разделен на группы, каждая из

которых получила задание.

Задание 1 группе: изучить биографию Пифагора, результаты представить в виде

презентации и буклета;

Задание 2 группе: подготовить обзор доказательств теоремы Пифагора в виде

презентации и публикации;

Задание 3 группе: изучить отражение теоремы Пифагора в литературе: в

легендах, стихах, песнях, анекдотах, результаты представить в виде

презентации;

Задание 4 группе: собрать исторические задачи, в решении которых

применяется теорема Пифагора, результат оформить в виде публикации;

Задание 5 группе: изучить философские высказывания Пифагора, их связь с

современностью, результат оформить в виде презентации.

Результаты этой работы были представлены на уроке.

Постоянная, органическая связь теории с практикой в преподавании математики

обеспечивает такое усвоение учащимися программного материала, при котором

теория становится для них руководством к действию, к решению практических

задач, возбуждает интерес к изучению математики, повышает творческую

активность.



В раздел образования