Автор: Джегутанова Фатима Шумаховна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ а.Хумара"
Населённый пункт: а.Хумара
Наименование материала: Доклад
Тема: Совершенствование форм и методов работы учителя математики
Раздел: полное образование
Совершенствование форм и методов работы учителя
математики
Учитель математики: Джегутанова Ф.Ш.
Будущее школы определяется не президентом отдельно взятой страны, не
министром образования и даже не учителем. Каждый участник
образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или
вышагивать пятками вперед.
А.А.Гин
Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы
обучающимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на
принципы метапредметности.
Под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные
действия, как указано в новом образовательном стандарте . Выделяют
следующие группы метапредметных умений:
1.
умение планировать собственную деятельность;
2.
способность эффективно действовать в группе;
3.
компьютерная грамотность;
4.
умение работать с источниками информации.
Опираясь на работы известных современных учёных А.В Хуторского,
Н.В.Громыко, Ю.В.Громыко, О.В.Лебедева и А.Г.Асмолова, рассмотрим понятие
метапредметных компетенций.
Метапредметный подход предполагает такое изменение организации
образования, при котором знания воспринимаются, как то, что необходимо
осмыслить и применить в жизни. При таком подходе возможно сформировать у
обучающегося представление о дисциплине, как о системе знаний о мире,
выраженном в числах и обеспечить преемственность всех ступеней образования.
Математика – это наука о фундаментальных структурах реального мира. На
протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно-
технического прогресса всего человечества. Математически образованная
личность легко применит её технологии в изучении любой новой для человека
проблематики.
Педагогика обязывает нас принимать обучающегося таким, каков он есть, но
каждый ученик – личность. И в классе всегда есть такие ученики, которые
схватывают все на лету, и такие, которым все надо подробнейшим образом
несколько раз пояснять; увлеченные математикой и не любящие ее. Насильно
против воли человека научить невозможно. Когда-то Галилео Галилей сказал:
«Вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему
обнаружить это внутри себя». Дети учатся сами, а учителя, педагоги учиться
только помогают. Нужно сделать так, чтобы ученик сам захотел, тогда он
выучит. Стимулом к обучению служат эмоции, лучше, если положительные.
Инновационные технологии предполагают:
повышение уровня мотивации к учебному труду;
формирование высокого уровня развития обучающихся на основе
включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной
поддержке учителя;
постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с
учителем;
ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание
позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к
каждому ученику.
Педагогические технологии, используемые при этом:
Личностно-ориентированная технология обучения
Технология уровневой дифференциации.
Проблемное обучение.
Тестовые технологии
Групповая технология
Технология модульного обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Цель: создание условий для развития у учащихся качеств личности,
необходимых для полноценной жизни в современном обществе:
инициативность
предприимчивость
коммуникабельность
Задачи:
развитие способности и умений самостоятельной познавательной
деятельности;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности;
подготовка к самостоятельному решению проблем в различных сферах
деятельности;
формирование опыта разнообразной деятельности (индивидуальной,
коллективной).
Успех обучения в значительной степени зависит от познавательной активности
школьников, от того, насколько они заинтересованы. Новизна, практическая
значимость содержания учебного материала, использование исторического
материала, современных достижений науки способствуют привлечению
внимания учащихся к обучению. А по организации учебного процесса:
1.
применение нетрадиционных форм урока (уроки-соревнования,
театрализованные уроки, уроки-игры, интегрированные, уроки-лекции, урок-
практикум и т.д.);
2.
использование разных форм учебной работы (групповые,
индивидуальные, фронтальные, парные);
3.
мотивация и стимулирование учащихся;
4.
использование современных технологий, метапредметных связей,
проектных и поисковых методов, технологии проблемного обучения.
Такие формы, методы и приемы я применяю на своих уроках и считаю, что они
способствуют формированию устойчивых познавательных интересов учащихся.
Примеры активизации познавательной активности.
Нестандартные ситуации – как средство мотивации учащихся
Изучение новой темы
Проблемные ситуации
Представьте себе, что вы стоите перед дилеммой, либо получить 100 тыс.
долларов прямо сейчас, либо в течении 28 дней получать монетку в 1 цент,
который ежедневно удваивается. Чтобы вы предпочли?
Поисковая беседа
«На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота
одной 30 локтей, другой – 20 локтей. Расстояние между их основаниями – 50
локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили
рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней
разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от более высокой
пальмы появилась рыба?»
Совместный поиск выхода из проблемной ситуации
Что можно сказать о положении луча b? (Он проходит между сторонами
развернутого угла (a
1
a
2
))
Почему можно сделать такое заключение? (он исходит из вершины
развернутого угла и отличен от его сторон)
Как можно представить градусную меру угла (a
1
a
2
)? (По аксиоме
измерения углов: (a
1
a
2
) = (a
1
b) + (a
2
b) )
Чему равна градусная мера развернутого угла? (180º)
Использование материала, выходящего за рамки школьной программы
приемы быстрого счета;
нетрадиционные методы решения задач (решение задачи с конца, метод
графов и др.);
методы и приемы решения геометрических задач.
Формула Пика
Умение применять знания для решения конкретных практических задач:
Абстрактная задача может быть практической:
Абстрактная задача : Решить уравнение x
2
-58x+480=0
Практическая: Имеется материал для построения забора длиной116 м. Можно
ли загородить этим забором прямоугольный загон для уток на птицефабрике
площадью 4,8 а. Определить стороны этого загона.
Такой подход к решению задач показывает учащимся реальную необходимость
применения получаемых знаний для достижения стоящих перед ними
практических целей.
Исторические задачи
Метод проектов на уроках
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных
инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
практические задачи – задачи прикладного характера;
проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений
выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее
анализ, обобщение и т.п.;
задачи - совокупность заданий на использование общих для них
теоретических сведений.
Урок – проект по теме
Теорема Пифагора
За неделю до проведения урока класс был разделен на группы, каждая из
которых получила задание.
Задание 1 группе: изучить биографию Пифагора, результаты представить в виде
презентации и буклета;
Задание 2 группе: подготовить обзор доказательств теоремы Пифагора в виде
презентации и публикации;
Задание 3 группе: изучить отражение теоремы Пифагора в литературе: в
легендах, стихах, песнях, анекдотах, результаты представить в виде
презентации;
Задание 4 группе: собрать исторические задачи, в решении которых
применяется теорема Пифагора, результат оформить в виде публикации;
Задание 5 группе: изучить философские высказывания Пифагора, их связь с
современностью, результат оформить в виде презентации.
Результаты этой работы были представлены на уроке.
Постоянная, органическая связь теории с практикой в преподавании математики
обеспечивает такое усвоение учащимися программного материала, при котором
теория становится для них руководством к действию, к решению практических
задач, возбуждает интерес к изучению математики, повышает творческую
активность.