Напоминание

"Роль психолого-педагогической работы воспитателя в успешном обучении дошкольников математике"


Автор: Бахолдина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МКДОУ Д/С №8
Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль психолого-педагогической работы воспитателя в успешном обучении дошкольников математике"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №8

г. Острогожск

Статья

«Роль психолого-педагогической работы

воспитателя в успешном обучении дошкольников

математике»





Подготовила:
Бахолдина Ольга Ивановна воспитатель 1КК 2016 год
«Роль психолого-педагогической работы воспитателя в

успешном обучении дошкольников математике».

К теме формирования элементарных математических представлений у детей (далее ФЭМП) и роли воспитателя в этом процессе я обратилась не случайно. Формированию математических представлений у детей отводится важное место в педагогическом процессе детского сада. В эпоху компьютеризации, жизнь становится разнообразнее и сложнее. Все чаще от нас требуются подвижность мышления, быстрота ориентировки, творческий подход к решению задач. Авторы программы «От рождения до школы», составляя ее, основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Поэтому я хорошо осознаю ведущую и значимую роль воспитателя в качественном развитии и подготовке дошкольников к обучению в школе. Как без математических понятий и терминов невозможно представить ни одной сферы жизнедеятельности человека, так и в детском саду математика тесно связана с другими ОО. Кто наблюдал за детьми - замечал, что каждый ребенок по своей природе – маленький исследователь. Моя задача, как педагога, - помочь детям развить и сохранить это стремление к познанию. Удовлетворить детскую потребность в любознательности. Своевременно давать «пищу» уму ребенка. Научить детей пользоваться математическими знаниями в повседневной жизни и создавать предпосылки будущей учебной деятельности. Решением этих задач занимаюсь в разнообразных видах детской деятельности в течение дня. И через все формы взаимосвязи с родителями. Формированию математических знаний у дошкольников я посвятила всю свою педагогическую деятельность и имею определенный опыт в этом вопросе. Я знаю, что формирование математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность и, что успешное и быстрое овладение математическими знаниями детьми зависит от моих каждодневных усилий. С этой целью в группе создана предметно-развивающая среда (ПРС), вызывающая у детей интерес к математике: : это инновационные игры, наборы геометрических фигур, пирамиды и кубики разной величины и цвета, игры - вкладыши, настольные и дидактические игры, магнитная доска и «чудесный мешочек» с запасом материала, мозаики, геометрические домино и лото; варианты игр-головоломок, трафареты, геоконты и мн. др. Все пособия находятся в доступном месте, и дети могут использовать их самостоятельно. Я замечала, что дети быстро запоминают воспринятый материал, но легко его и забывают. Они усваивают быстрее то, что их заинтересовало, обрадовало или испугало. Для расширения кругозора детей и прочного усвоения математических понятий использую элементы устного народного творчества - сказки: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят» и др., стихи: «Веселый счет», С. Маршака, «Урок
счета»,Т.Ахматовой, пословицы: «1 ум хорошо, а 2 лучше», «Семеро одного не ждут», загадки: «2кольца, 2 конца….», «Стоит Антошка на …» и мн. др.). Свою работу по математике строю на основе общих педагогических принципов , которые вы видите на слайде. Хочу заметить, что знакомить детей с математическими понятиями я начинаю с раннего возраста. В 2-х летнем возрасте обращаю внимание на сенсорное развитие детей (цвет, величину, форму). Занятия в этом возрасте имеют игровой, ситуативный и предметный характер. Во 2 младшей группе процесс познания становится более целенаправленным. Игры, по-прежнему, занимают ведущее положение. Преимущество в этом возрасте отдаю развитию мелкой моторики. Необходимый ассортимент игр, пособий, учебно-игровых материалов постоянно обновляю при переходе из одной группы в другую. Хочу остановиться подробнее на психолого - педагогической работе в средней возрастной группе, в которой на данный момент работаю. « Непосредственно образовательная деятельность» (далее - занятия) является основным видом организованной образовательной деятельности. Занятия по математике провожу еженедельно продолжительностью – 20 минут. На каждом занятии работаю одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. Все занятия интегративные – цели занятия охватывают сразу несколько образовательных областей. Для создания у детей интереса и хорошего эмоционального настроя, для занятий подбираю красочные наглядные пособия, часто меняю их, занятия начинаю с игрового приема, с мотивации деятельности: дети, вы хотите помочь… или: мы идем в гости к… Объясняю тему конкретно, в темпе, доступном восприятию дошкольников, использую дидактические игры, меняю задания и приемы, часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера: как сделать, чтобы петушок поместился в домике? Чтобы дети максимально усваивали материал, занимались с желанием и проявляли инициативу - использую похвалу и поощрительные жетоны за правильные действия, различные методы и приемы: наглядно-действенные, словесные, практические, игровые, проблемно-поисковые. Начинаю занятие обязательно с игрового приема или с мотивации познавательной деятельности: давайте поможем Зайчику., сорока не знает, сколько.. помогите и т.д. Тогда дети занимаются с большим желанием, стараются проявить инициативу, дать правильный ответ. Я поощряю любое правильное действие ребенка - использую похвалу и поощрительные жетоны. Свои объяснения стараюсь давать конкретно, в темпе, доступном восприятию детей. С целью поддержания интереса к занятию, подбираю красочные наглядные пособия для демонстрационного и раздаточного материала, часто их меняю. Для более прочного усвоения материала, использую различные методы и приемы – вы их видите на слайде.
Часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера: например, как сделать, чтобы Петушок поместился в этом домике? Каждый режимный момент использую для того, чтобы дети приобретали знания опытным путем и отражали в своей речи то, что непосредственно наблюдали и сами делали. Это очень важно, т.к. дети запоминают математические выражения, но иногда не соотносят их с конкретными предметами и их свойствами. Чтобы занятия математикой не были скучными - использую игровые упражнения и дидактические игры. Они позволяют мне решить одновременно интеллектуальные задачи в игровой форме и удовлетворить потребность детей в игре. В средней группе продолжаю совершенствовать количественный счет в пределах 5 и обучать порядковому счету. Это умение совершенствую в играх: «Найди цифру», «Назови соседа», и др. Знания о геометрических фигурах, и их сенсорных признаках- цвете, форме, величине- закрепляю у детей в играх: «Найди свою фигуру», «Геометрическое лото», игры-вкладыши и т.д. В среднем возрасте наиболее трудно, на мой взгляд, даются понятия, связанные с величиной. Дети умеют правильно определить размер предмета, но часто называют его универсальными словами: большой и маленький, (вместо: широкий - узкий, длинный-короткий и т.д.). Упражняю детей в этом умении в играх: «На что похоже?», «Наоборот» и т.д. Развитию навыков определения пространственных направлений, умению двигаться в заданном направлении и обозначать свои действия словами способствуют регулярно проводимые игры: «Что изменилось? «Поможем клоуну» и др. Ежедневная работа с календарем природы, использование плакатов и картинок, дидактические и подвижные игры - помогают мне донести до детей значение слов вчера, сегодня, завтра; совершенствовать ориентировку во времени; упражнять в назывании последовательности времен года, частей суток. Занимательные игры в «Лего», в «пазлы» и кубики, инновационные игры, лабиринты, загадки, кроссворды - я считаю очень важными в процессе развития логического мышления - что будет так необходимо детям в школе. Методика ФЭМП постоянно развивается и совершенствуется за счет новых технологий обучения, повышающих эффективность процесса познания. В образовательном процессе особую роль отвожу инновационным технологиям: развивающим играм В.Воскобовича (игровой квадрат, прозрачный квадрат, геоконт и др), блокам Дьенеша и счетным палочкам Кюизенера, головоломкам Пифагора, «Танграм», «Колумбово яйцо» и др. Я понимаю, чем больше рецепторов задействовано в познавательном процессе одновременно - тем интенсивнее идет процесс обучения детей: это физические упражнения, подвижные, строительные и
театрализованные игры, игры с закрытыми глазами, восприятие музыкальных произведений, труд, художественное творчество и т.д. «Таланты детей находятся на кончиках пальцев»- так утверждала известный педагог М. Монтессори. Поэтому каждую свободную минуту в течение дня занимаю детей пальчиковыми играми; продуктивной деятельностью; мозаикой; поощряю разнообразные действия со шнурками, с мелкими игрушками. На протяжении многих лет веду кружок «Оригами». Это, можно сказать, кладезь для развития мелкой моторики, координации движения рук, тренировки психических процессов и развития математических и конструктивных способностей детей. В течение дня дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые игры: «Магазин», « Шоферы» и прочие, где я воочию могу наблюдать и радоваться результату своего обучения - дети свободно используют в играх математическую терминологию: количественный и порядковый счет при отсчете денег и товара; слова временного и пространственного значения (приду завтра, ездил вчера, повернул направо, влево); выражения, имеющие размерное значение предметов. Вся работа по ФЭМП отражена в моей рабочей программе и в календарно-тематическом планировании. В образовательном процессе использую современные технические средства обучения (DVD , компьютер, электронные пособия с развивающими играми). Проведение диагностики позволяет мне проанализировать уровень знаний и умений. Хотя должна заметить, что главное в математике не объем знаний и умений, а их влияние на уровень развития и процесс познания ребенка. Вся работа по математике проходит в тесной взаимосвязи с родителями. На собраниях знакомлю их с целями и задачами; провожу анкетирование: «В какие игры играет Ваш ребенок?»; даю советы, какие дидактические игры можно приобрести ребенку; консультирую, как их правильно использовать; регулярно на доске информации отражаю результаты овладения детьми знаниями. В заключение скажу, что использование инновационных технологий, современных технических средств обучения позволяет мне повышать свой педагогический уровень знаний, разнообразить формы работы с детьми и родителями. А это в конечном результате сказывается на успешной реализации поставленных задач по формированию математических знаний и подготовке детей к школе.


В раздел образования