"Роль психолого-педагогической работы воспитателя в успешном обучении дошкольников математике"
Автор: Бахолдина Ольга Ивановна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МКДОУ Д/С №8 Населённый пункт: город Острогожск, Воронежская область Наименование материала: Статья Тема: "Роль психолого-педагогической работы воспитателя в успешном обучении дошкольников математике" Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
Бахолдина Ольга Ивановна
воспитатель 1КК
2016 год
«Роль психолого-педагогической работы воспитателя в
успешном обучении дошкольников математике».
К теме формирования элементарных математических представлений
у детей (далее ФЭМП) и роли воспитателя в этом процессе я обратилась
не случайно. Формированию математических представлений у детей
отводится важное место в педагогическом процессе детского сада. В эпоху
компьютеризации, жизнь становится разнообразнее и сложнее. Все чаще
от нас требуются подвижность мышления, быстрота ориентировки,
творческий подход к решению задач.
Авторы программы «От рождения до школы», составляя ее,
основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем
обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно
организованное обучение «ведет» за собой развитие. Поэтому я хорошо
осознаю ведущую и значимую роль воспитателя в качественном
развитии и подготовке дошкольников к обучению в школе.
Как без математических понятий и терминов невозможно представить
ни одной сферы жизнедеятельности человека, так и в детском саду
математика тесно связана с другими ОО.
Кто наблюдал за детьми - замечал, что каждый ребенок по своей
природе – маленький исследователь.
Моя задача, как педагога, - помочь детям развить и сохранить это
стремление к познанию. Удовлетворить детскую потребность в
любознательности. Своевременно давать «пищу» уму ребенка. Научить
детей пользоваться математическими знаниями в повседневной жизни
и создавать предпосылки будущей учебной деятельности.
Решением этих задач занимаюсь в разнообразных видах детской
деятельности в течение дня. И через все формы взаимосвязи с
родителями.
Формированию математических знаний у дошкольников я
посвятила всю свою педагогическую деятельность и имею определенный
опыт в этом вопросе.
Я знаю, что формирование математических представлений должно
опираться на предметно-чувственную деятельность и, что успешное и
быстрое овладение математическими знаниями детьми зависит от моих
каждодневных усилий.
С этой целью в группе создана предметно-развивающая среда
(ПРС), вызывающая у детей интерес к математике: : это инновационные
игры, наборы геометрических фигур, пирамиды и кубики разной
величины и цвета, игры - вкладыши, настольные и дидактические игры,
магнитная доска и «чудесный мешочек» с запасом материала, мозаики,
геометрические домино и лото; варианты игр-головоломок, трафареты,
геоконты и мн. др. Все пособия находятся в доступном месте, и дети
могут использовать их самостоятельно.
Я замечала, что дети быстро запоминают воспринятый материал,
но легко его и забывают. Они усваивают быстрее то, что их
заинтересовало, обрадовало или испугало. Для расширения кругозора
детей и прочного усвоения математических понятий использую элементы
устного народного творчества - сказки: «Три поросенка», «Волк и семеро
козлят» и др., стихи: «Веселый счет», С. Маршака, «Урок
счета»,Т.Ахматовой, пословицы: «1 ум хорошо, а 2 лучше», «Семеро
одного не ждут», загадки: «2кольца, 2 конца….», «Стоит Антошка на …» и
мн. др.).
Свою работу по математике строю на основе общих педагогических
принципов , которые вы видите на слайде.
Хочу заметить, что знакомить детей с математическими понятиями
я начинаю с раннего возраста. В 2-х летнем возрасте обращаю внимание
на сенсорное развитие детей (цвет, величину, форму). Занятия в этом
возрасте имеют игровой, ситуативный и предметный характер.
Во 2 младшей группе процесс познания становится более
целенаправленным. Игры, по-прежнему, занимают ведущее положение.
Преимущество в этом возрасте отдаю развитию мелкой моторики.
Необходимый ассортимент игр, пособий, учебно-игровых
материалов постоянно обновляю при переходе из одной группы в другую.
Хочу остановиться подробнее на психолого - педагогической
работе в средней возрастной группе, в которой на данный момент
работаю.
« Непосредственно образовательная деятельность» (далее -
занятия) является основным видом организованной образовательной
деятельности. Занятия по математике провожу еженедельно
продолжительностью – 20 минут. На каждом занятии работаю
одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. Все
занятия интегративные – цели занятия охватывают сразу несколько
образовательных областей. Для создания у детей интереса и хорошего
эмоционального настроя, для занятий подбираю красочные наглядные
пособия, часто меняю их, занятия начинаю с игрового приема, с
мотивации деятельности: дети, вы хотите помочь… или: мы идем в гости
к… Объясняю тему конкретно, в темпе, доступном восприятию
дошкольников, использую дидактические игры, меняю задания и приемы,
часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера: как
сделать, чтобы петушок поместился в домике? Чтобы дети максимально
усваивали материал, занимались с желанием и проявляли инициативу -
использую похвалу и поощрительные жетоны за правильные действия,
различные методы и приемы: наглядно-действенные, словесные,
практические, игровые, проблемно-поисковые.
Начинаю занятие обязательно с игрового приема или с мотивации
познавательной деятельности: давайте поможем Зайчику., сорока не знает,
сколько.. помогите и т.д. Тогда дети занимаются с большим желанием,
стараются проявить инициативу, дать правильный ответ. Я поощряю
любое правильное действие ребенка - использую похвалу и
поощрительные жетоны. Свои объяснения стараюсь давать конкретно, в
темпе, доступном восприятию детей.
С целью поддержания интереса к занятию, подбираю красочные
наглядные пособия для демонстрационного и раздаточного материала,
часто их меняю.
Для более прочного усвоения материала, использую различные
методы и приемы – вы их видите на слайде.
Часто ставлю детей в позицию проблемно-поискового характера:
например, как сделать, чтобы Петушок поместился в этом домике?
Каждый режимный момент использую для того, чтобы дети
приобретали знания опытным путем и отражали в своей речи то, что
непосредственно наблюдали и сами делали. Это очень важно, т.к. дети
запоминают математические выражения, но иногда не соотносят их с
конкретными предметами и их свойствами.
Чтобы занятия математикой не были скучными - использую
игровые упражнения и дидактические игры. Они позволяют мне
решить одновременно интеллектуальные задачи в игровой форме и
удовлетворить потребность детей в игре.
В средней группе продолжаю совершенствовать количественный
счет в пределах 5 и обучать порядковому счету. Это умение
совершенствую в играх: «Найди цифру», «Назови соседа», и др.
Знания о геометрических фигурах, и их сенсорных признаках-
цвете, форме, величине- закрепляю у детей в играх: «Найди свою
фигуру», «Геометрическое лото», игры-вкладыши и т.д.
В среднем возрасте наиболее трудно, на мой взгляд, даются понятия,
связанные с величиной. Дети умеют правильно определить размер
предмета, но часто называют его универсальными словами: большой и
маленький, (вместо: широкий - узкий, длинный-короткий и т.д.).
Упражняю детей в этом умении в играх: «На что похоже?», «Наоборот» и
т.д.
Развитию навыков определения пространственных направлений,
умению двигаться в заданном направлении и обозначать свои действия
словами способствуют регулярно проводимые игры: «Что изменилось?
«Поможем клоуну» и др.
Ежедневная работа с календарем природы, использование плакатов и
картинок, дидактические и подвижные игры - помогают мне донести
до детей значение слов вчера, сегодня, завтра; совершенствовать
ориентировку во времени; упражнять в назывании последовательности
времен года, частей суток.
Занимательные игры в «Лего», в «пазлы» и кубики,
инновационные игры, лабиринты, загадки, кроссворды - я считаю очень
важными в процессе развития логического мышления - что будет так
необходимо детям в школе.
Методика ФЭМП постоянно развивается и совершенствуется за
счет новых технологий обучения, повышающих эффективность процесса
познания.
В образовательном процессе особую роль отвожу инновационным
технологиям: развивающим играм В.Воскобовича (игровой квадрат,
прозрачный квадрат, геоконт и др), блокам Дьенеша и счетным палочкам
Кюизенера, головоломкам Пифагора, «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.
Я понимаю, чем больше рецепторов задействовано в познавательном
процессе одновременно - тем интенсивнее идет процесс обучения детей:
это физические упражнения, подвижные, строительные и
театрализованные игры, игры с закрытыми глазами, восприятие
музыкальных произведений, труд, художественное творчество и т.д.
«Таланты детей находятся на кончиках пальцев»- так утверждала
известный педагог М. Монтессори. Поэтому каждую свободную минуту в
течение дня занимаю детей пальчиковыми играми; продуктивной
деятельностью; мозаикой; поощряю разнообразные действия со
шнурками, с мелкими игрушками.
На протяжении многих лет веду кружок «Оригами». Это, можно
сказать, кладезь для развития мелкой моторики, координации движения
рук, тренировки психических процессов и развития математических и
конструктивных способностей детей.
В течение дня дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевые
игры: «Магазин», « Шоферы» и прочие, где я воочию могу наблюдать и
радоваться результату своего обучения - дети свободно используют в
играх математическую терминологию: количественный и порядковый
счет при отсчете денег и товара; слова временного и пространственного
значения (приду завтра, ездил вчера, повернул направо, влево);
выражения, имеющие размерное значение предметов.
Вся работа по ФЭМП отражена в моей рабочей программе и в
календарно-тематическом планировании.
В образовательном процессе использую современные технические
средства обучения (DVD , компьютер, электронные пособия с
развивающими играми).
Проведение диагностики позволяет мне проанализировать уровень
знаний и умений. Хотя должна заметить, что главное в математике не
объем знаний и умений, а их влияние на уровень развития и процесс
познания ребенка.
Вся работа по математике проходит в тесной взаимосвязи с
родителями. На собраниях знакомлю их с целями и задачами; провожу
анкетирование: «В какие игры играет Ваш ребенок?»; даю советы, какие
дидактические игры можно приобрести ребенку; консультирую, как их
правильно использовать; регулярно на доске информации отражаю
результаты овладения детьми знаниями.
В заключение скажу, что использование инновационных
технологий, современных технических средств обучения позволяет мне
повышать свой педагогический уровень знаний, разнообразить формы
работы с детьми и родителями. А это в конечном результате сказывается
на успешной реализации поставленных задач по формированию
математических знаний и подготовке детей к школе.