Автор: Дорохова Екатерина Вячеславовна
Должность: воспитатель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ №191 "Центр развития ребенка-детский сад"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание художественно-эстетического отношения детей к окружающему миру.
Раздел: дошкольное образование
Воспитание художественно-эстетического отношения детей к
окружающему миру.
Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в
результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту
окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни,
оно должно быть целенаправленным и систематичным. Воспитание чувства
прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным
восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к
общественному труду и жизни, к быту и природе. Но познание искусства –
это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая
помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-
эстетические чувства, воображение и фантазию. Таким образом, эстетическое
воспитание представляет собой процесс формирования личности, которая
способна как воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас,
создавать различные художественные ценности. Данное определение
применимо к зрелой личности. Но дети уже в дошкольном возрасте
реагируют на прекрасное, которое их окружает, прислушиваются к музыке,
поэзии, обращают внимание на предметы изобразительного искусства,
природные явления. Также ребенок самостоятельно начинает рисовать,
лепить, создавать, творить своими руками. Данные факты говорят о
необходимости применения приемов художественно-эстетического
воспитания к детям дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного
развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое и
художественное развитие. Художественно-эстетическое воспитание
выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За
счет такого вида воспитания дошкольников:
происходит должное развитие эстетических оценок;
формируется у ребенка эстетическое отношение к окружающему
миру и всему обществу.
Результатом таких мероприятий, как раз и выступает художественно-
эстетическое развитие ребенка. При рассмотрении нашего исследования
нельзя не оставить без внимания задачи художественно-эстетического
воспитания. Такие известные педагоги, как Б.Т. Лихачев, Е.М. Торошилова и
другие, выделяют основные задачи такого воспитания. Другое теоретическое
исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании
непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного,
прекрасного, изящного. Третье теоретико-методическое положение, по
мнению Б.Т. Лихачева, заключается в необходимости гармоничного решения
комплекса задач в процессе ознакомления детей с эстетикой окружающего
мира. Все задачи эстетического воспитания можно объединить в группы,
направленные на:
- развитие эстетического сознания, эстетических чувств;
- освоение эстетической деятельности;
- развитие эстетических, художественных способностей;
Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по развитию
эстетического восприятия и эстетического сознания детей предусматривает
развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и
признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей.
В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей. У
ребенка формируются нравственные чувства, расширяется его кругозор,
набор знаний об обществе, природе и мире в целом Необходимым
компонентом работы является также воспитание у детей эстетического вкуса.
Вторая группа задач – приобщение детей к активной эстетической и
художественной деятельности:
- формирование первичных умений и навыков исполнительской
художественной деятельности;
- формирование умений воспринимать и использовать разные средства
выразительности того или иного вида искусства;
- воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы
прекрасного в быт, природу, собственный лик в отношения с окружающими
людьми.
К третьей группе задач относится развитие общих и специальных
художественно-творческих способностей. Возможность проявления
творчества уже в дошкольном возрасте доказана результатами
многочисленных исследований. Содержание образовательной области
«Художественное творчество» ФГОС направлено на достижение целей
формирования интереса к эстетической стороне окружающей
действительности.
Для современного общества и государства проблема художественно-
эстетического воспитания выступает одной из важнейших задач, которая
стоит перед воспитателем и воспитуемым. В частности на дошкольные
учреждения возлагается большая ответственность, связанная с должным
уровнем формирования художественно-эстетических качеств ребенка.
Такое воспитание способствует всестороннему развитию личности.
Использование различных творческих занятий с детьми способствует
развитию их мышления, воли, воображения, организованности,
дисциплинированности и других важных качеств полноценной личности.
Наш детский сад работает по программе «Дом радости» Крыловой. В своей
технологии она включила большое значение именно любованию
произведениями искусства, в каждой возрастной группе, в каждой изучаемой
теме есть местечко для художественного произведения. С точки зрения
Б.Т.Лихачева беглое знакомство детей с произведениями искусства исключает
процесс любования как одного из ключевых элементов художественно-
эстетического отношения. Также с этим элементом тесно связана
способность ребенка к глубокому переживанию. То есть у детей дошкольного
возраста, как раз и происходит формирование данного важного элемента,
который в дальнейшем накладывает отпечаток на всю жизнь. В итоге одной
из составных элементов нашего исследования является формирование таких
качеств ребенка, которые позволят ему дать с учетом его возрастных
особенностей адекватную оценку любому произведению искусства, а также
высказать свою точку зрения по поводу данного предмета и своего
психического состояния. В результате формирование у каждого ребенка
творческой художественно-эстетической способности, что такой создает
возможности у ребенка не только знать прекрасное, но и уметь им
любоваться, оценивать, а также активно участвовать в создании нового
прекрасного, создавать собственными руками предметы искусства. Наше
исследование, позволяет нам только частично отразить сущность
художественно-эстетического воспитания с точки зрения педагогики. Именно
поэтому весьма целесообразным будет рассмотрение некоторых компонентов
психологического процесса художественно-эстетического воспитания.
Важные компоненты формирования эстетической культуры личности: –
эстетическое восприятие (способность выделять в искусстве и жизни
эстетические образы и испытывать эстетические чувства); – эстетические
чувства (эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением
человека к явлениям действительности и искусства); – эстетические
потребности (нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями
в эстетических переживаниях); – эстетические вкусы (способность оценивать
произведения искусства, эстетические явления); – эстетические идеалы
(социально и индивидуально психологически обусловленные представления
о совершенной красоте в природе, обществе, искусстве, человеке). Важно,
чтобы в дошкольном возрасте педагог оказывал содействие освоению
ребёнком моделей культурных операций и действий по отношению к
художественно-эстетическим объектам, передаче знаний и ценностных
ориентаций культуротворческого характера. Это возможно только при
условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие
механизма личности – художественно-эстетическое сознание: вкусы, чувства,
оценки, идеалы, потребности, интересы. Выявленные компоненты
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
позволили сформулировать основные понятия исследования: художественно-
эстетическое воспитания детей дошкольного возраста понимается как
специально организованный процесс воспитания и обучения, направленный
на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к
действительности как особого ресурса художественного восприятия
окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать
его красоту; становление эстетически развитой творчески активной личности
– это эстетическое преобразование ребёнка как культурного человека, которое
происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и
искусства в собственной художественно-творческой практике при
обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении
взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности
ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы. Процесс формирования
эстетического вкуса у человека может продлиться несколько лет, в период
становления его личности. В дошкольном возрасте эстетический вкус не
формируется, но это не говорит о том, что его не следует воспитывать у
ребенка. Эстетическая информация, полученная ребенком в детском возрасте,
является основой его будущего вкуса. В процессе взросления ребенок
систематически знакомится с различными явлениями искусства. Воспитатель
при этом может акцентировать его внимание на различных эстетических
качествах явлений искусства и жизнедеятельности. В итоге, у ребенка
формируется совокупность представлений, которые характеризуют его
личные предпочтения и симпатии. Система художественно-эстетического
воспитания способствует развитию ребенка в эстетическом и
художественном плане, а также нравственном, духовном и интеллектуальном.
Данный результат достигается путем решения задач: усвоение ребенком
системы знаний художественно-эстетической культуры, развития
способности к творческой деятельности, а также формирование эстетических
психологических качеств человека, выраженных эстетическим восприятием,
оценкой, чувством, вкусом и другими категориями психологии. Таким
образом, подводя итог, можно сказать о том, что «художественно-
эстетическое воспитание» детей дошкольного возраста в психолого-
педагогической литературе является весьма неоднозначной и дискуссионной
категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет интенсивный
процесс формирования новой системы дошкольного образования в России,.
При этом нельзя забывать, что именно должный уровень художественно-
эстетического воспитания дошкольников позволяет сформировать
целостную личность. В нашей работе мы исходили из следующего
определения В.Н. Шацкой «Художественное воспитание есть процесс
целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря
которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,
любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по
возможности творить в искусстве».