Напоминание

Воспитание художественно-эстетического отношения детей к окружающему миру.


Автор: Дорохова Екатерина Вячеславовна
Должность: воспитатель, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ №191 "Центр развития ребенка-детский сад"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание художественно-эстетического отношения детей к окружающему миру.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание художественно-эстетического отношения детей к

окружающему миру.

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в

результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту

окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.

Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни,

оно должно быть целенаправленным и систематичным. Воспитание чувства

прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным

восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к

общественному труду и жизни, к быту и природе. Но познание искусства –

это наиболее ценная составляющая этой многогранной системы, которая

помогает воспитать в ребенке нравственность, развить музыкально-

эстетические чувства, воображение и фантазию. Таким образом, эстетическое

воспитание представляет собой процесс формирования личности, которая

способна как воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас,

создавать различные художественные ценности. Данное определение

применимо к зрелой личности. Но дети уже в дошкольном возрасте

реагируют на прекрасное, которое их окружает, прислушиваются к музыке,

поэзии, обращают внимание на предметы изобразительного искусства,

природные явления. Также ребенок самостоятельно начинает рисовать,

лепить, создавать, творить своими руками. Данные факты говорят о

необходимости применения приемов художественно-эстетического

воспитания к детям дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного

развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое и

художественное развитие. Художественно-эстетическое воспитание

выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За

счет такого вида воспитания дошкольников:

происходит должное развитие эстетических оценок;

формируется у ребенка эстетическое отношение к окружающему

миру и всему обществу.

Результатом таких мероприятий, как раз и выступает художественно-

эстетическое развитие ребенка. При рассмотрении нашего исследования

нельзя не оставить без внимания задачи художественно-эстетического

воспитания. Такие известные педагоги, как Б.Т. Лихачев, Е.М. Торошилова и

другие, выделяют основные задачи такого воспитания. Другое теоретическое

исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании

непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного,

прекрасного, изящного. Третье теоретико-методическое положение, по

мнению Б.Т. Лихачева, заключается в необходимости гармоничного решения

комплекса задач в процессе ознакомления детей с эстетикой окружающего

мира. Все задачи эстетического воспитания можно объединить в группы,

направленные на:

- развитие эстетического сознания, эстетических чувств;

- освоение эстетической деятельности;

- развитие эстетических, художественных способностей;

Воспитательно-образовательная работа с дошкольниками по развитию

эстетического восприятия и эстетического сознания детей предусматривает

развитие восприятия и ознакомление с «эталонной системой» качеств и

признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей.

В эту группу задач входит развитие эстетических эмоций и чувств детей. У

ребенка формируются нравственные чувства, расширяется его кругозор,

набор знаний об обществе, природе и мире в целом Необходимым

компонентом работы является также воспитание у детей эстетического вкуса.

Вторая группа задач – приобщение детей к активной эстетической и

художественной деятельности:

- формирование первичных умений и навыков исполнительской

художественной деятельности;

- формирование умений воспринимать и использовать разные средства

выразительности того или иного вида искусства;

- воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы

прекрасного в быт, природу, собственный лик в отношения с окружающими

людьми.

К третьей группе задач относится развитие общих и специальных

художественно-творческих способностей. Возможность проявления

творчества уже в дошкольном возрасте доказана результатами

многочисленных исследований. Содержание образовательной области

«Художественное творчество» ФГОС направлено на достижение целей

формирования интереса к эстетической стороне окружающей

действительности.

Для современного общества и государства проблема художественно-

эстетического воспитания выступает одной из важнейших задач, которая

стоит перед воспитателем и воспитуемым. В частности на дошкольные

учреждения возлагается большая ответственность, связанная с должным

уровнем формирования художественно-эстетических качеств ребенка.

Такое воспитание способствует всестороннему развитию личности.

Использование различных творческих занятий с детьми способствует

развитию их мышления, воли, воображения, организованности,

дисциплинированности и других важных качеств полноценной личности.

Наш детский сад работает по программе «Дом радости» Крыловой. В своей

технологии она включила большое значение именно любованию

произведениями искусства, в каждой возрастной группе, в каждой изучаемой

теме есть местечко для художественного произведения. С точки зрения

Б.Т.Лихачева беглое знакомство детей с произведениями искусства исключает

процесс любования как одного из ключевых элементов художественно-

эстетического отношения. Также с этим элементом тесно связана

способность ребенка к глубокому переживанию. То есть у детей дошкольного

возраста, как раз и происходит формирование данного важного элемента,

который в дальнейшем накладывает отпечаток на всю жизнь. В итоге одной

из составных элементов нашего исследования является формирование таких

качеств ребенка, которые позволят ему дать с учетом его возрастных

особенностей адекватную оценку любому произведению искусства, а также

высказать свою точку зрения по поводу данного предмета и своего

психического состояния. В результате формирование у каждого ребенка

творческой художественно-эстетической способности, что такой создает

возможности у ребенка не только знать прекрасное, но и уметь им

любоваться, оценивать, а также активно участвовать в создании нового

прекрасного, создавать собственными руками предметы искусства. Наше

исследование, позволяет нам только частично отразить сущность

художественно-эстетического воспитания с точки зрения педагогики. Именно

поэтому весьма целесообразным будет рассмотрение некоторых компонентов

психологического процесса художественно-эстетического воспитания.

Важные компоненты формирования эстетической культуры личности: –

эстетическое восприятие (способность выделять в искусстве и жизни

эстетические образы и испытывать эстетические чувства); – эстетические

чувства (эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением

человека к явлениям действительности и искусства); – эстетические

потребности (нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями

в эстетических переживаниях); – эстетические вкусы (способность оценивать

произведения искусства, эстетические явления); – эстетические идеалы

(социально и индивидуально психологически обусловленные представления

о совершенной красоте в природе, обществе, искусстве, человеке). Важно,

чтобы в дошкольном возрасте педагог оказывал содействие освоению

ребёнком моделей культурных операций и действий по отношению к

художественно-эстетическим объектам, передаче знаний и ценностных

ориентаций культуротворческого характера. Это возможно только при

условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие

механизма личности – художественно-эстетическое сознание: вкусы, чувства,

оценки, идеалы, потребности, интересы. Выявленные компоненты

художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

позволили сформулировать основные понятия исследования: художественно-

эстетическое воспитания детей дошкольного возраста понимается как

специально организованный процесс воспитания и обучения, направленный

на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к

действительности как особого ресурса художественного восприятия

окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать

его красоту; становление эстетически развитой творчески активной личности

– это эстетическое преобразование ребёнка как культурного человека, которое

происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и

искусства в собственной художественно-творческой практике при

обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении

взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности

ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы. Процесс формирования

эстетического вкуса у человека может продлиться несколько лет, в период

становления его личности. В дошкольном возрасте эстетический вкус не

формируется, но это не говорит о том, что его не следует воспитывать у

ребенка. Эстетическая информация, полученная ребенком в детском возрасте,

является основой его будущего вкуса. В процессе взросления ребенок

систематически знакомится с различными явлениями искусства. Воспитатель

при этом может акцентировать его внимание на различных эстетических

качествах явлений искусства и жизнедеятельности. В итоге, у ребенка

формируется совокупность представлений, которые характеризуют его

личные предпочтения и симпатии. Система художественно-эстетического

воспитания способствует развитию ребенка в эстетическом и

художественном плане, а также нравственном, духовном и интеллектуальном.

Данный результат достигается путем решения задач: усвоение ребенком

системы знаний художественно-эстетической культуры, развития

способности к творческой деятельности, а также формирование эстетических

психологических качеств человека, выраженных эстетическим восприятием,

оценкой, чувством, вкусом и другими категориями психологии. Таким

образом, подводя итог, можно сказать о том, что «художественно-

эстетическое воспитание» детей дошкольного возраста в психолого-

педагогической литературе является весьма неоднозначной и дискуссионной

категорией. Во многом это обусловлено тем, что сегодня идет интенсивный

процесс формирования новой системы дошкольного образования в России,.

При этом нельзя забывать, что именно должный уровень художественно-

эстетического воспитания дошкольников позволяет сформировать

целостную личность. В нашей работе мы исходили из следующего

определения В.Н. Шацкой «Художественное воспитание есть процесс

целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря

которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус,

любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по

возможности творить в искусстве».



В раздел образования