Напоминание

Генезис и эволюция "живого искусства" малых драматических форм: попытка систематизации


Авторы: Дмитриев Владислав Владимирович, Титов Александр Юрьевич
Должность: обучающийся огик и кандидат педагогических наук, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра
Учебное заведение: ОГИК
Населённый пункт: г.Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Генезис и эволюция "живого искусства" малых драматических форм: попытка систематизации
Раздел: высшее образование





Назад




Дмитриев Владислав Владимирович

обучающийся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная

художественная культура», профиль «Руководство любительским театром»

Орловского государственного института культуры

Научный руководитель: Титов Александр Юрьевич, кандидат педагогических

наук, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Орловского

государственного института культуры

Генезис и эволюция «живого искусства» малых драматических форм:

попытка систематизации

В статье рассмотрен вопрос о «живом искусстве» как динамическом

развитии

малых

драматических

форм,

обретающих,

в

силу

своих

родовидовых

взаимодействий,

самостоятельность,

автономность

и

универсальность. Предпринята «попытка» систематизации видов и жанров

«изящных

искусств»,

которые

в

силу

своей

природы,

в

принципе,

не

поддаются никакой фиксации.

Ключевые

слова:

малые

формы,

род

искусства,

жанр

искусства,

краткость, миниатюра, интермедия, живое искусство.

Genesis and evolution of "living art" of small dramatic forms:

an attempt to systematize

The article deals with the question of "living art" as a dynamic development of

small

dramatic

forms

that

acquire,

by

virtue

of

their

generic

interactions,

independence, autonomy and universality. An "attempt" is made to systematize the

types and genres of "fine arts", which by their nature, in principle, do not lend

themselves to any fixation.

Key words: small forms, kind of art, genre of art, brevity, improvisation, miniature,

interlude, live art.

В антропологических науках о человеке распространена такая теория

когнитивной революции, сделавшая из «просто человека» (ходящего или

делающего) вид существ совершенно небывалый в природе – Homo sapiens –

Человек разумный, – как теория сплетни, слухов (theory gossip) или «сказки»

(tale

«побасенки»

по-нашему).

«Сплетня»

как

уникальная

способность

человека передавать большие объёмы информации об отношениях между

сапиенсами

[3].

И

это

далеко

не

шутка

и

многочисленные

научные

исследования всерьёз поддерживают данную концепцию. «Шутка» и «доля

юмора» заключена в самой природе человека, – человек – генетически – не

может обойтись без шутки в адрес своего ближнего, без рассказа о чьих-то

отношениях с необходимой долей вымысла и преувеличения. Этот «рассказ»

обязательно

должен

быть

кратким

и

информационно

емким,

чтобы

не

обрывался

на

середине

повествования

в

случае

неожиданной

опасности,

поджидающей на каждом шагу (что может быть хуже не-дорассказанного

анекдота). Поскольку рассказ этот, как правило, ведётся об отсутствующем

объекте,

то

его

требуется

живо

передать

посредством

мимикрических

способностей,

т.е.

способностей

подражательных.

Что

делает

этот

«словесный

жанр»

особенно

активным

и

динамичным

в

сочетании

и

взаимодействии с невербальными средствами – мимикой и жестикуляцией. И,

конечно, он должен располагать «контактными» особенностями, дающими

право удерживать внимание своих сородичей на протяжении не одного раза,

т.е. артистизмом неоднократного повторения своего «рассказа».

Пожалуй,

эти

генетические

способности

краткой

формы

«речевых

жанров»

можно

отнести

ко

всем

видам

и

жанрам

малых

форм:

от

современного стендапа (англ. stand-up comedy) до средневекового фарса и

античного мима. Но прежде чем таким «житейским побасёнкам» выделиться

в отдельный и автономный вид исполнительства «изящных искусств», им

потребовалось пройти долгую, трудную, опасную, но весьма увлекательную

эволюцию – «обработку и выделку» – в структуре «больших жанров» от

эпоса до романных форм в качестве «вставок». Интермедия – буквально от

латинского intermedius

«находящийся

посередине»

и

интерлюдия

(«междудействие») стали той основой выделения небольших пьес, сцен или

эпизодов, как правило, комического характера между действиями основной

пьесы (драмы или оперы), в независимый вид «живого исполнительства».

На

профессиональном

сленге

под

«живым

исполнительством»

подразумевается внутренняя динамика в овладении пространства сцены и

зрительного зала («не стоять на месте»). То есть оно есть отрицание каких-

либо способов фиксации произведения и в обязательном порядке должно

подчиняться

закону

импровизации.

Малая

форма,

собственно,

в

строгом

смысле

и

представляет

собой

импровизацию ( о т лат.

improvisus

неожиданный, внезапный), как произведение, которое создаётся во время

исполнения.

Именно

из

самой

природы

малых

форм,

обусловленной

импровизационным

существанием

исполнителя,

находящегося

в

самом

процессе

создания

продукта

исполнения

(произведения),

и

возникает

та

проблема пестроты, неоднородности и нестабильности в систематизации и

классификации всего многообразия их видов и жанров. Это связано прежде

всего с «народными корнями», уходящими в глубь самой антропологической

природы

человека,

о

которой

мы

говорили

в

самом

начале

нашего

повествования. С «корнями», которые философ и культуролог М.М. Бахтин

называл

«неофициальной

культурой»

или

культурой

смеховой,

«неканонической».

Динамичность

и

острота,

как

эффект

обязательного

присутствия

риска,

обусловили

специфику

минимализма

малых

форм,

несложных

по

содержанию, но всегда неожиданных и эффектных в своей исполнительской

«простоте»,

что

требует

особой

выучки

и

виртуозности

«живого

исполнительства» [1]. Минимализм, максимальная условность, мобильность

свёртывания

и

развёртывания

сценического

действия

лежит

в

основе

не

только концепции «Бедного театра» Ежи Гротовского, но является сутью и

«передвижного

театра»

от

бродячих

трупп

до

политического

театра

Пискатора,

и

эпической

драмы

Б.

Брехта,

революционной

агитки

и

площадных «вставок» театра на Таганке.

Академик Клитин Станислав Сергеевич, совсем недавно ушедший от

нас

«патриарх»

научного

исследования

эстрады

и

театра

малых

форм

(миниатюр), режиссёр, долгие годы возглавлявший Ярославский театральный

институт

(бессменный

ректор

1979-1998

гг.),

сочинил

оригинальный

мнемотехнический приём и, единовременно, систематизацию принципов и

особенностей

малых

форм

под

наименованием

«КРОНА»

(или

КРОХА):

Краткость

Рассказывание

Общительность

Неожиданность

(или

Хитроумие) – Артистизм [2].

В рабочем порядке мы предлагаем не строго научную, и, упаси Боже,

схематическую

классификацию,

но

систематизацию

взаимодействий

различных

видов,

форм

и

жанров

живого

искусства

исполнения,

представленную в виде условной таблицы. В которой наглядно представлено,

как трудно и, практически невозможно, уловить тот живой момент, когда

«жанры» переходят в разряд «формы», а то и другое никоим образом не

может зафиксировать себя в родовидовой кристаллизации, но именно эти

малые формы и являются генетическим основанием и базисом эволюции

«больших форм» и видов искусства.

МАЛЫЕ ФОРМЫ КАК ЖИВОЙ ВИД ИСКУССТВА

«ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ»

ВИДЫ

ФОРМЫ

краткость

ЖАНРЫ

ДРАМАТИЧЕСКИЕ

Народный театр

Эпизоды, вставки-

начинки (фарсы)

Фарсовые

Обрядовые

Народная драма «Царь

Максимилиан»

Церковный театр

Диалоги

Литургическая драма

Площадной театр

Вставки (интермедии)

Мистерии, миракли

Городской театр

Миниатюры (заставки)

моралите

Бродячий театр

«профессиональные

труппы»

Дивертисмент (связки

номеров)

Сценарий

Элитарный театр

Салонный театр

«учёный театр»

«университетский

театр»

Композиция

музыкально-

поэтическая

«учёная комедия»

Дельарте

Итальянская комедия

Действия,

объединённые одной

сюжетной канвой

Игровой сценарий

Драматический театр

Триединства места,

времени, действия

Одноактная

литературная комедия

Одноактная пьеса

Бульварные театры

Зрелищная доминанта

над литературной

основой

водевиль

Агитационный театр

универсален

Агитлубок, цирковое

антре

Политический театр

универсален

универсален

Передвижной театр

универсален

универсален

Театр одного актёра

универсален

Эстрадные миниатюры,

скетчи

«Чтецкий театр»

Литературно-

поэтические

композиции

Чтецкие номера

Поэтический театр

Спектакль-коллаж

универсален

Театр абсурда

Спектакль-участие

Одноактная пьеса

Эстрадный театр

Спектакль-

сочинительство

Миниатюры

Малоформатная

инсценировка

Театр миниатюр

универсален

Синтетические жанры

Литература:

1.

Григорьева, О.И. Техника работы на малой сцене // Диверсификация

механизмов развития креативной среды общеобразовательной организации в

целях

инновационного

развития

системы

школьной

социализации

обучающихся:

материалы

Московской

городской

научно-практической

конференции с международным участием / под общ.ред. Л.И. Клочковой,

А.А. Белова. – М., 2014. – С 34-39.

2.

Клитин,

С.

С. Малые формы. Особый род живого искусства: слово,

музыка, пластика, театр. С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства. – Санкт-

Петербург:

Изд-во

Санкт-Петербургской

государственной

академии

театрального искусства, 2014.

3.

Харари,

Ю.Н. SAPIENS: Краткая история человечества / Юваль Ной

Харари. – М.: Синбад,2019.



В раздел образования