Автор: Сотникова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 238 Планета детства, корпус 2
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимодействие с семьями дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с семьями
дошкольников по формированию основ
безопасности жизнедеятельности
дошкольников
Юлия Сотникова
Взаимодействие с семьями дошкольников по формированию основ
безопасности жизнедеятельности дошкольников
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Дошкольное воспитание является самым важным периодом
в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период
малышу требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в
его жизни, интересах и развитии.
Ведь дошкольное воспитание - это, прежде всего, задача
родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т. д.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка в раннем возрасте».
Но, как известно, не все родители охотно «включаются» в
образовательный процесс своего ребенка.
А ведь семья и детский сад – это две составляющие одного целого.
И хотя их воспитательные функции перекликаются, положительные
результаты достигаются только при активном включении в эту работу
членов коллектива дошкольногоучреждения и всех членов семьи
воспитанника, а так же при умелом сочетании
разных формсотрудничества между ними.
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален
и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей
в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем,
что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход.
И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом.
Работа с родителями по формированию основ безопасности
жизнедеятельности у дошкольников- одно из важнейших направлений
воспитательно-образовательной работы в дошкольномобразовательном
учреждении. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую
стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных
с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках
детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.
поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны
закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений
воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Цель работы с родителями:
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность
проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень
родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми
необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
• С помощью разнообразных методов и приемов повысить
родительскую компетентность в вопросах формирования основ
безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
• Содействовать установлению между воспитателями и родителями
доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое
сотрудничество;
• Создать условия для обогащения детско-
родительских взаимоотношений и формированиясоциальных навыков
и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями
и взаимной помощи.
Исходя из поставленных задач, повышенное внимание мы уделяем
внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества,
направленных на организацию работы с семьям. Семья является
надёжной опорой в решении задач по воспитанию основ безопасного
поведения дошкольников. Они показывают положительный пример
своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от
ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не
всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность
заключается в том, чтобы дома, на улице было как можно меньше
опасных ситуаций.
Предметы домашнего обихода, нарушения правил дорожного
движения, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев.
В связи с этим реализация основнойобщеобразовательной
программы дошкольного образования включает в себя время,
отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество
с семьей формируету родителей осознанное отношение к собственным
взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Содержание работы с родителями по формированию безопасного
поведения детей дошкольного взрослого включают:
- ознакомление родителей с правилами личной безопасности
дошкольника и поведением в разных экстримальных ситуациях;
- предоставление информации о том, как создать
максимально безопасные условия пребывания ребенка дома, на улице,
на отдыхе;
В процессе работы с родителями нами использовались
разнообразные формы: Информационно-аналитические формы
работы: родительские собрания, анкетирование; тестирования, беседы;
развлечения с участием детей и родителей; консультационный материал
по формированию практических навыков безопасного поведения дома
и на улице у детей дошкольного возраста;
Наглядно –информационные: памятки о необходимости соблюдения
норм безопасного поведения; папки -
передвижки, информационные стенды в которых содержится материал,
необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; интерактивные
презентации.
Также в своей работе мы используем проектный метод работы.
Совместно с родителями мы подготовили краткосрочный
проект «Осторожно, огонь!»
Цель проекта: формирование у детей основ пожарной
безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание
условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах
пожарной безопасности.
Родители являются активными участниками. Экскурсии в пожарную
часть, беседы с диспетчером ПЧ -96, помогают в изготовлении атрибутов.
А родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию
в жизни детского сада, приобретают опыт общения, как со своим
ребёнком, так и с коллективом родителей.
Приобщаю родителей к совместному чтению художественных
произведений сказка «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.
Я. Маршака, Л. Толстой «Пожарные собаки»; С. Михалков «Дядя
Степа»; Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички».
С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа –милиционер»
В. Клименко «Зайка-велосипедист»
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Г. Юрмин «Любопытный мышонок»
Н. Носов «Автомобиль»
Вывод
Работа по формированию основ безопасности
жизнедеятельностипроводиться в тесной взаимосвязипедагога с
родителями.
Владение элементарными знаниями по данной теме помогает
предотвратить беду, уберечь себя и своих детей от опасности.
Главное – личный пример родителей, воспитателей, окружающих.
Единые требования воспитателей и родителей – основа прочных
навыков безопасного поведения детей на улице, дома.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные
условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и
приспособленным к жизни.