Автор: Лемешкин Евгений Игоревич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска"
Населённый пункт: город Жирновск, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение анкетирования на уроках физической культуры в школе"
Раздел: полное образование
Применение анкетирования на уроках физической культуры в школе
Физическая
культура
в
школьной
жизни
учащихся
призвана
создать
фундамент
для
их
всестороннего
физического
развития,
формирования
двигательных
навыков
и
умений,
укрепления
здоровья
и,
как
следствие,
гармоничного развития личности. Уже ни для кого не секрет, что низкий уровень
двигательной
активности
приводит
к
серьезному
ухудшению
здоровья
и
неполноценному
физическому
развитию
подрастающего
поколения.
Однако,
не
всегда учитель физической культуры может выявить те или иные закономерности в
процессе
обучения,
предпочтения
учащихся
и
их
склонности
к
определенным
видам
спорта
ввиду
многих
причин:
ограниченность
времени,
неналаженная
коммуникация
с
обучающимися,
особенности
характера
учащихся
и
т.д.
Возможность быстрых массовых опросов и выявления тех самых закономерностей
предоставляет нам анкетирование.
Анкетирование представляет собой метод массового сбора информации при
помощи
специально
разработанных
опросников
(анкет).
В
педагогических
исследованиях в настоящее время применяются различные виды анкет: именные и
анонимные,
открытые
(самостоятельный
ответ)
и
закрытые
(выбор
ответа
из
предложенных), полные и урезанные, «полярная» анкета (бальная оценка) и т.д.
Информация,
полученная
в
ходе
педагогического
анкетирования,
поможет
разобраться
в
конкретной
проблемной
ситуации
–
это
можно
проследить
на
следующем примере из личной практики:
В
целях
понимания
отношения
старшеклассников
к
Всероссийскому
физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» было проведено
анкетирование в 10-11 классах нашей школы. В опросе принимали участие 40
учащихся.
Естественно,
это
слишком
маленькая
группа
респондентов
для
выявления каких-то глобальных тенденций, однако определенную картину наш
опрос все же выявил.
Анкета состояла из 10 вопросов.
Анкета для учащихся 10-11 классов МКОУ «Средняя школа с углубленным
изучением отдельных предметов города Жирновска»
1.
Знаете ли Вы, что такое Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК ГТО)?
1. да
2. нет
3. догадываюсь
2.
Ознакомлены ли Вы с нормативами ВФСК ГТО для своей возрастной
группы?
1. да
2. нет
3. частично
3.
Зарегистрированы ли Вы на сайте ВФСК ГТО?
1. да
2. нет
3.
в
ближайшее
время
планирую
зарегистрироваться
4.
Пробовали ли Вы сдавать нормативы ВФСК ГТО?
1. да
2. нет
5.
Имеете ли Вы знак отличия ВФСК ГТО? Если да, то какой?
1. золотой
2. серебряный
3. бронзовый
4. не имею
6.
Планируете ли Вы в этом учебном году сдавать нормативы ВФСК
ГТО?
1. да
2. нет
7.
Какой знак отличия Вы планируете получить?
1. золотой
2. серебряный
3. бронзовый
4. не уверен, что получу знак отличия
8.
Каково, на Ваш взгляд, отношение к ВФСК ГТО Ваших родителей?
1. положительное
2. отрицательное
3. нейтральное
9.
Как Вы считаете, какое влияние на физическое развитие населения
страны оказывает ВФСК ГТО?
1. положительное
2. отрицательное
3. не влияет
10. Знаете
ли
Вы
о
дополнительных
баллах
за
золотой
знак
отличия
ВФСК ГТО при поступлении в Высшие учебные заведения?
1. да
2. нет
Мы получили следующие результаты:
На
вопрос Знаете
ли
Вы,
что
такое
Всероссийский
физкультурно-
спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК ГТО)? 85%
учащихся ответили утвердительно, 10 % догадываются, что это такое, и лишь 5 %
не понимают от чем идет речь.
С нормативами ВФСК ГТО для своей возрастной группы ознакомлены 37,5 %
старшеклассников, 40 % ознакомлены частично, 22,5 % - не ознакомлены.
На официальном сайте ВФСК ГТО зарегистрированы 22,5 %, в ближайшее
время
планируют
зарегистрироваться
10
%,
а
незарегистрированных
учеников
большинство – 67,5 %.
Больше половины учеников – 52,5 % - уже пробовали сдавать нормативы
ВФСК ГТО, а значит, посещали Центр аттестации в г. Жирновске и пытались
проверить свои силы, что весьма похвально.
К сожалению, как выявил опрос, ни один обучающийся в 10-11 классах нашей
школы в настоящий момент не имеет знака отличия ГТО.
Однако 20 % из них планируют уже в этом году сдавать нормативы ВФСК
ГТО.
Неутешительные данные мы получили, проанализировав ответы на вопрос:
Какой знак отличия Вы планируете получить? 70 % учеников не уверены, что
вообще получат знак отличия. 25 % - рассчитывают на золотой знак, 5 % - на
серебряный.
Радует отношение родителей к ВФСК ГТО – положительное и нейтральное 50
на 50.
Риторический вопрос был задан респондентам в рамках анкетирования: Как
Вы
считаете,
какое
влияние
на
физическое
развитие
населения
страны
оказывает ВФСК ГТО? 82,5 % считают влияние комплекса положительным.
Также
мы
хотели
выявить
осведомленность
учеников
о
дополнительных
баллах при поступлении в ВУЗы. 80 % учеников знают о таких преимуществах.
Таким образом, анкетирование раскрыло многие аспекты рассматриваемой
проблемы.
Стало
ясно,
что
основной
недостаток
комплекса
ВФСК
ГТО
для
учащихся
10-11
классов,
заключается
в
их
низкой
вовлеченности
и
огромной
неуверенности в своих силах. Однако, скорее это не недостаток ВФСК ГТО как
такового,
а
проблема
реализации
на
практике
столь
масштабного
проекта
по
оздоровлению
населения.
Отдельно
стоит
сказать
и
про
недостаточную
физическую подготовку учащихся, в том случае, если это не низкая самооценка, а
реальная оценка своих возможностей.
Учителю
физической
культуры,
по
результатам
анкетирования,
следует
сделать
упор
на
пропаганду
ГТО
в
школе,
индивидуальную
подготовку
обучающихся по обязательным нормативам и нормативам по выбору в зависимости
от
склонностей
того
или
иного
ученика,
повышать
мотивацию
учеников,
поддерживать
и,
сопровождать,
своих
подопечных
непосредственно
во
время
проведения тестирования.
Таким
образом,
проведение
анкетирования
обучающихся
на
уроках
физической
культуры
необходимо
для
анализа
успеваемости,
эффективного
взаимодействия ученик-учитель, изучения недостатков работы учителя, выявления
проблем учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое
оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное
издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 272 с.
2.
Загвязинский В. И., Атаханов Р.. Методология и методы психологопедагогического
исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.:
Издательский центр «Академия»., 2005. – 208 с.
3.
Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики //
Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – С. 57.
4.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое
общество России, – 2006. – 608 с.
5.
Сластенин В. А. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических
учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.