Напоминание

"Развитие речи детей по средствам пальчиковых игр в младшей группе"


Автор: Жарынина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9
Населённый пункт: город Касли Челябинская область
Наименование материала: программа
Тема: "Развитие речи детей по средствам пальчиковых игр в младшей группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9

«Жемчужинка» города Касли Каслинского муниципального района

«Развитие речи по

средствам пальчиковых игр

в младшей группе»

Воспитатель:

Жарынина Татьяна Алексеевна

2018-2019

Введение

Пальчиковая игра - это средство воспитания, вид творческой

деятельности, посредством которого развивается не только речь, но и

формируется личность дошкольника. Играя пальцами рук, тренируя мелкие

движения кисти, способствуем положительной динамике развития речи, так

как речевые области в коре больших полушарий головного мозга

формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев

рук.

В дошкольных образовательных учреждениях важно использовать

пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах, в частности,

включать её при проведении оздоровительных гимнастик и при реализации

непрерывной образовательной деятельности.

Актуальность темы

Проведенное теоретическое изучение показывает важность развития

речи дошкольников с помощью пальчиковых игр. При проведении

пальчиковых игр следует учитывать, что пальчиковые игры дают

возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и,

вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм

ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается

внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют

добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и

ребёнком.

Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе

пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

1.

Развивать познавательные, сенсорные, речевые способности учытывая

индивидуальные и возрастные особенности детей

2.

Вызывать положительные эмоции, прививать интерес к пальчиковым

играм

3.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными

движениями в сочетании с речью

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев». Малышу необходимо все потрогать, так он

научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и

форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре

головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и

точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности,

фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке

руки ребенка к письму.

Эта тема «Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста».

мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением

через самообразование.

Создала картотеку пальчиковых игр, которые будут направлены на

устранение имеющихся проблем речевого развития детей , развитие мелкой

моторики рук.

При использовании пальчиковых игр необходимо учитывать основные

принципы работы, которые заключаются в:

привлечении всех участников педагогического процесса

к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;

преемственности между возрастными различиями и видами детской

деятельности;

соответствии возрастным особенностям детей;

систематичности и последовательности;

переходе от простых игр к более сложным;

личностно-ориентированном подходе;

оздоровительной направленности.

Методы:

- Разучивание потешек;

- Использование атрибутов к пальчиковым играм;

- Изобразительное творчество;

- Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и

досуга.

Виды пальчиковых игр:

1. Игры с пальчиками.

2. Пальчиковые игры с палочками.

3. Пальчиковые игры со скороговорками.

4. Пальчиковые игры со стихами.

5. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,

6. Пальчиковый театр.

Этапы разучивания игр.

1.Взрослый сначала показывает игру ребёнку сам.

2.Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3 .Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст.

4.Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого,

который произносит текст.

Работа с родителями

Для достижения хороших результатов буду использовать разнообразные

формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы.

Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить

ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек

обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный

материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек - куклы.

Рекомендации родителям определю в виде памяток, в которых буду

убеждать их давать больше самостоятельности детям при одевании:

самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так

как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»,

« Пальчиковая гимнастика».

Практикум для родителей по теме: « Пальчиковая гимнастика для развития

речи дошкольников».

Памятка для родителей « Пальчиковая гимнастика - для развития речи

дошкольников».

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти планирую проводить во

время утренней стимулирующей гимнастик, физкультминутки, в свободное

время утром и после сна. Упражнения буду подбирать так, чтобы в них

содержалось больше разнообразных движений пальцами.

Перспективный план

Месяц

Название игры

сентябрь

«Дудочка»

Упражнени

я с

кардашам

и

«Собираем брёвнышки»

«Согреваем ладошки»

«Гусеница»

октябрь

Пара барабанов

Пальчиковые игры со скороговорками.

Груздь на солнце греет бок

У ежа – ежата

От топота копыт

ноябрь

Осенние листья

Пальчи

ковые

гры со

стихами

стих о пальчиках

Этот пальчик маленький

Раз, два, три, четыре, пять

декабрь

Пальчиковая гимнастика

«Новогодний праздник»

«Семья»

«Новогодние игрушки»

«Снегири»

январь

«Помощник»

«Зима»

«Транспорт»

«Зимние забавы»

февраль

«Ёлочка»

«Новогодние игрушки»

«Что зимой мы любим делать?»

« Снежинки»

март

«Я перчатку надеваю»

Мамин день.

«Большая стирка»

«Радуются взрослые и дети»

апрель

Театрализованные пальчиковые игры по русским народным

сказам

«Колобок»

«Теремок»

«Репка»

май

«Семеро козлят»

«Три поросенка»

«Маша и медведь»

«Бычок смоляной бочок»

Методическая литература:

- «Ребенок от рождения до года» под. ред. С. Н. Теплюк;

- Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения);

- А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей» (с рождения);

- Н. С. Жукова «Учимся говорить правильно» (от 1г.);

- Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

(1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез».

- Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками»

Приложение



В раздел образования