Автор: Мишечкина Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: ОГИК
Населённый пункт: город Видное, Ленинский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Органическая природа драматической игры с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: высшее образование
Мишечкина Виктория Андреевна
Обучающаяся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная
художественная культура», профиль «Руководство любительским театром»
Орловского государственного института культуры
Органическая природа драматической игры с детьми младшего
дошкольного возраста
Научный руководитель Титов Александр Юрьевич кандидат педагогических
наук, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Орловского
государственного института культуры
В
статье
рассмотрен
вопрос
комплексного
подхода
к
феномену
игровой
деятельности,
который,
прежде
всего,
снимает
проблему
субъектно-
объектных отношений в драматической игре.
Ключевые
слова:
игра-театрализация,
игра-драматизация,
драматическая
игра.
Abstract:
The
article
deals
with
the
issue
of
an
integrated
approach
to
the
phenomenon of gaming activity, which, first of all, removes the problem of
subject-object relations in a dramatic game.
Keywords: game-show, game-dramatization, dramatic play.
«Играя открывать мир, весело, но серьезно идти по
своим внутренним следам, переживать в знакомых и
незнакомых ролях то, что находится за вещами - это и
есть самовыражение в играх».
Хайди Фрай.
Как правило, игра с ребёнком младшего дошкольного возраста тотально
театрализуется,
т.е.
подвергается
обработке
условно-знаковыми
моделями
поведения,
оправдывая
это
необходимыми
процессами
адаптации
и
обретения опыта социальных навыков поведения. Что, разумеется, имеет
место быть, но при одном обязательном условии – игра должна быть живой,
органичной и естественной. В методическом аспекте это «условие» обретает
то
качество
категорического
требования,
которое
корректирует
и
координирует
взаимодействие
всех
многофункциональных
видов
и
форм
1
игровой
деятельности:
от
«естественной»
сюжетно-ролевой
игры-
театрализации до игры-драматизации на литературной основе. Исходя из
этого императива, мы определяем воспитательно-развивающую сверхзадачу
драматической
игры
–
сохранить
детскую
природу
органической
непосредственности в искусственной ситуации («мнимой» по Выготскому)
всевозможных театрализовано-театральных симуляций.
Таким образом, мы утверждаем, что необходимо различать «внешнюю»
форму игры-театрализации и «внутреннюю» самоорганизацию автономного
художественно-психического
комплекса
под
названием
«драматическая
игра». Совершенно верно, что последнее есть не что иное, как формирование
индивидуально-нравственного отношения к происходящему вовне ребёнка,
т.е. его «внутренний мир» в активно-действенном взаимодействии с миром
внешним
и
миром
других
людей.
При
таком
подходе
театрализованная
деятельность действительно может выступать как одно из существенных
средств
развития
у
детей
эмпатии,
т.е.
способности
распознавать
и
почувствовать
эмоциональное
состояние
человека
по
мимике,
жестам,
интонациям.
Следует помнить, что основной парадокс сущностной природы игры, а,
соответственно, всех вытекающих противоречий, заключён в драматическом
напряжении
абсолютной
«внутренней»
свободы
в
игре
(импровизация
и
артистизм)
и
тотальной
зависимости
от
игры
(игромания).
Чуткая
и
внимательная регуляция равновесия и меры этого драматического качества
игры является основным педагогическим инструментарием в методическо-
технологической организации игровой деятельности.
Внешняя
театрализация
игровой
драматизации
–
это
свободная
импровизация,
оживление
предметов
и
звуков,
которая
воспитывает,
социализирует, развивает, так как она тесно взаимосвязана с другими видами
деятельности пением, движением под музыку, слушанием, рассказыванием и
т.д. Всю гамму чувств и эмоций ребенок будет проживать в театрализованных
играх, если мы научим его внутренней органике драматической игры, т.е.
внутренней органической свободе.
2
При определении сущности драматической игры с детьми младшего
дошкольного
возраста
необходимо
учитывать
все
сходства
и
различия
сюжетно-ролевой детской игры и игры сценической – игры-для-себя и игры-
для-других («на зрителя»).
Игра
драматическая
в
современной
театральной
педагогике
определяется как «коллективная практика, объединяющая исполнителей, не-
актеров, которые вместе импровизируют на заданную тему, драматическая
игра не носит результативный характер» [5,с.20]. В процессе игры снимается
разделение
на
актеров
и
зрителей,
предпринимается
попытка
привлечь
каждого к участию в игровой деятельности.
Соответственно
в
драматической
игре
нет
места
репетиционному
процессу, заучиванию текста ролей и их распределению по воле режиссёра.
Нет сцены, нет зрителей, нет специально изготавливаемых заранее костюмов
и
декораций.
Нет
и
спектакля
в
общепринятом
понимании,
но
есть
театрально-игровое
действо
для
собственного
удовольствия
играющих.
Однако при общем согласии членов группы не исключается и показ такого
импровизационного спектакля на публике. Иначе говоря, речь идёт о простой
форме театральной игры, которая позволяет привести группу играющих без
специально
используемой
актёрской
игровой
техники
во
внутреннее
переживание с последующим выражением его содержания в свободной игре с
помощью мимики, жестов и звуков.
В драматических играх нет оценок творчества, но есть одобрение и
принятие его в любом качестве. Существует правило: всё, что ты делаешь в
процессе подготовки и проведения игры, принимается остальными. Действия
отдельных игроков, которые в игре реализуют собственные чувства и тем
самым часть своей личности, не комментируются. Им, напротив, оказывают
уважение.
«Позволить
происходить
—
позволить
возникать,
так
как
не
существует правильного и неправильного» — это принцип драматических
игр.
Нужно только не мешать раскрытию идей и желаний других участников
игры. В безоценочной и свободной от страха атмосфере группы возникает
3
возможность
для
индивидуального
переживания
и
воплощения
самостоятельно
выбранной
играющим
роли.
Поэтому
такая
игра,
как
правило, свободна от зажимов, наигрыша, она естественна, и оттого очень
увлекательна, и выразительна.
В драматических играх с равным удовольствием могут играть все, а
простота
и
выразительность
невербальных
контактов
делает
общение
партнёров естественным и свободным. А это значит, что у плохо говорящих
детей уходят комплексы, снимаются психологические зажимы, появляется
уверенность
в
том,
что
тебя
понимают
и
ценят.
Вместе
с
радостью
совместной игры у такого ребёнка меняется социальный статус, коллектив
начинает относиться к нему положительно. Кроме того, предусмотренные
методикой
фазы
рефлексии
создают
условия
и
для
развития
речи
в
обстановке внимательного, заинтересованного общения.
Таким
образом,
драматическая
игра,
по
мнению
А.Ю.Титова,
выступает не как средство, а как творческий метод развития не одного или
нескольких качеств личности ребенка в комплексе общих и специальных
способностей, а в совокупности всех его творческих способностей (исходя из
принципа
целостности
и
уровневого
взаимодействия
«общих»,
«специальных» и «творческих» способностей). [5,с.19]
Литература:
1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию
[Текст] /С.И.Гессен.- М.:Школа-Пресс, 1995. - С. 400.
2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для
работников
дошкольных
учреждений
[Текст]
/
М.Д.Маханева.
–
М.:
ТЦ
«Сфера», 2001. – 128 с.
3. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие
для руководителей детских театральных коллективов [Текст] / А.Б. Никитина.
– М.: Издательство «Владос», 2001. – 288с.
4. Озерская, М.Г. Jeux dramatiques - драматические игры [Электронный
ресурс] /М.Г.Озерская.
4
5. Титов,
А.Ю.
Игродрама
–
игра
в
жизни
и
на
сцене:
игровой
психотренинг как органический метод развития творческих способностей
детей / А.Ю. Титов // Научный поиск. - 2015. – № 4.1. – С. 16-23.
5