Напоминание

Органическая природа драматической игры с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Мишечкина Виктория Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: ОГИК
Населённый пункт: город Видное, Ленинский район, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Органическая природа драматической игры с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: высшее образование





Назад




Мишечкина Виктория Андреевна

Обучающаяся по направлению подготовки 51.03.02 «Народная

художественная культура», профиль «Руководство любительским театром»

Орловского государственного института культуры

Органическая природа драматической игры с детьми младшего

дошкольного возраста

Научный руководитель Титов Александр Юрьевич кандидат педагогических

наук, профессор кафедры режиссуры и мастерства актёра Орловского

государственного института культуры

В

статье

рассмотрен

вопрос

комплексного

подхода

к

феномену

игровой

деятельности,

который,

прежде

всего,

снимает

проблему

субъектно-

объектных отношений в драматической игре.

Ключевые

слова:

игра-театрализация,

игра-драматизация,

драматическая

игра.

Abstract:

The

article

deals

with

the

issue

of

an

integrated

approach

to

the

phenomenon of gaming activity, which, first of all, removes the problem of

subject-object relations in a dramatic game.

Keywords: game-show, game-dramatization, dramatic play.

«Играя открывать мир, весело, но серьезно идти по

своим внутренним следам, переживать в знакомых и

незнакомых ролях то, что находится за вещами - это и

есть самовыражение в играх».

Хайди Фрай.

Как правило, игра с ребёнком младшего дошкольного возраста тотально

театрализуется,

т.е.

подвергается

обработке

условно-знаковыми

моделями

поведения,

оправдывая

это

необходимыми

процессами

адаптации

и

обретения опыта социальных навыков поведения. Что, разумеется, имеет

место быть, но при одном обязательном условии – игра должна быть живой,

органичной и естественной. В методическом аспекте это «условие» обретает

то

качество

категорического

требования,

которое

корректирует

и

координирует

взаимодействие

всех

многофункциональных

видов

и

форм

1

игровой

деятельности:

от

«естественной»

сюжетно-ролевой

игры-

театрализации до игры-драматизации на литературной основе. Исходя из

этого императива, мы определяем воспитательно-развивающую сверхзадачу

драматической

игры

сохранить

детскую

природу

органической

непосредственности в искусственной ситуации («мнимой» по Выготскому)

всевозможных театрализовано-театральных симуляций.

Таким образом, мы утверждаем, что необходимо различать «внешнюю»

форму игры-театрализации и «внутреннюю» самоорганизацию автономного

художественно-психического

комплекса

под

названием

«драматическая

игра». Совершенно верно, что последнее есть не что иное, как формирование

индивидуально-нравственного отношения к происходящему вовне ребёнка,

т.е. его «внутренний мир» в активно-действенном взаимодействии с миром

внешним

и

миром

других

людей.

При

таком

подходе

театрализованная

деятельность действительно может выступать как одно из существенных

средств

развития

у

детей

эмпатии,

т.е.

способности

распознавать

и

почувствовать

эмоциональное

состояние

человека

по

мимике,

жестам,

интонациям.

Следует помнить, что основной парадокс сущностной природы игры, а,

соответственно, всех вытекающих противоречий, заключён в драматическом

напряжении

абсолютной

«внутренней»

свободы

в

игре

(импровизация

и

артистизм)

и

тотальной

зависимости

от

игры

(игромания).

Чуткая

и

внимательная регуляция равновесия и меры этого драматического качества

игры является основным педагогическим инструментарием в методическо-

технологической организации игровой деятельности.

Внешняя

театрализация

игровой

драматизации

это

свободная

импровизация,

оживление

предметов

и

звуков,

которая

воспитывает,

социализирует, развивает, так как она тесно взаимосвязана с другими видами

деятельности пением, движением под музыку, слушанием, рассказыванием и

т.д. Всю гамму чувств и эмоций ребенок будет проживать в театрализованных

играх, если мы научим его внутренней органике драматической игры, т.е.

внутренней органической свободе.

2

При определении сущности драматической игры с детьми младшего

дошкольного

возраста

необходимо

учитывать

все

сходства

и

различия

сюжетно-ролевой детской игры и игры сценической – игры-для-себя и игры-

для-других («на зрителя»).

Игра

драматическая

в

современной

театральной

педагогике

определяется как «коллективная практика, объединяющая исполнителей, не-

актеров, которые вместе импровизируют на заданную тему, драматическая

игра не носит результативный характер» [5,с.20]. В процессе игры снимается

разделение

на

актеров

и

зрителей,

предпринимается

попытка

привлечь

каждого к участию в игровой деятельности.

Соответственно

в

драматической

игре

нет

места

репетиционному

процессу, заучиванию текста ролей и их распределению по воле режиссёра.

Нет сцены, нет зрителей, нет специально изготавливаемых заранее костюмов

и

декораций.

Нет

и

спектакля

в

общепринятом

понимании,

но

есть

театрально-игровое

действо

для

собственного

удовольствия

играющих.

Однако при общем согласии членов группы не исключается и показ такого

импровизационного спектакля на публике. Иначе говоря, речь идёт о простой

форме театральной игры, которая позволяет привести группу играющих без

специально

используемой

актёрской

игровой

техники

во

внутреннее

переживание с последующим выражением его содержания в свободной игре с

помощью мимики, жестов и звуков.

В драматических играх нет оценок творчества, но есть одобрение и

принятие его в любом качестве. Существует правило: всё, что ты делаешь в

процессе подготовки и проведения игры, принимается остальными. Действия

отдельных игроков, которые в игре реализуют собственные чувства и тем

самым часть своей личности, не комментируются. Им, напротив, оказывают

уважение.

«Позволить

происходить

позволить

возникать,

так

как

не

существует правильного и неправильного» — это принцип драматических

игр.

Нужно только не мешать раскрытию идей и желаний других участников

игры. В безоценочной и свободной от страха атмосфере группы возникает

3

возможность

для

индивидуального

переживания

и

воплощения

самостоятельно

выбранной

играющим

роли.

Поэтому

такая

игра,

как

правило, свободна от зажимов, наигрыша, она естественна, и оттого очень

увлекательна, и выразительна.

В драматических играх с равным удовольствием могут играть все, а

простота

и

выразительность

невербальных

контактов

делает

общение

партнёров естественным и свободным. А это значит, что у плохо говорящих

детей уходят комплексы, снимаются психологические зажимы, появляется

уверенность

в

том,

что

тебя

понимают

и

ценят.

Вместе

с

радостью

совместной игры у такого ребёнка меняется социальный статус, коллектив

начинает относиться к нему положительно. Кроме того, предусмотренные

методикой

фазы

рефлексии

создают

условия

и

для

развития

речи

в

обстановке внимательного, заинтересованного общения.

Таким

образом,

драматическая

игра,

по

мнению

А.Ю.Титова,

выступает не как средство, а как творческий метод развития не одного или

нескольких качеств личности ребенка в комплексе общих и специальных

способностей, а в совокупности всех его творческих способностей (исходя из

принципа

целостности

и

уровневого

взаимодействия

«общих»,

«специальных» и «творческих» способностей). [5,с.19]

Литература:

1. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию

[Текст] /С.И.Гессен.- М.:Школа-Пресс, 1995. - С. 400.

2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для

работников

дошкольных

учреждений

[Текст]

/

М.Д.Маханева.

М.:

ТЦ

«Сфера», 2001. – 128 с.

3. Никитина, А.Б. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие

для руководителей детских театральных коллективов [Текст] / А.Б. Никитина.

– М.: Издательство «Владос», 2001. – 288с.

4. Озерская, М.Г. Jeux dramatiques - драматические игры [Электронный

ресурс] /М.Г.Озерская.

4

5. Титов,

А.Ю.

Игродрама

игра

в

жизни

и

на

сцене:

игровой

психотренинг как органический метод развития творческих способностей

детей / А.Ю. Титов // Научный поиск. - 2015. – № 4.1. – С. 16-23.

5



В раздел образования