Напоминание

Метод проектов как современная педагогическая технология


Автор: Антоновская Елизавета Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 106"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как современная педагогическая технология
Раздел: среднее образование





Назад




УДК-376.32

Е.Ю. Антоновская

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа №106»

г. Новокузнецк

Е-mail: Antonovskaya-68@mail.

ru

Применение метода проектов на уроках русского языка и

литературы в условиях специального учреждения

Аннотация:

В

данной

статье

описывается

применение

метода

проектов

у

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

уроках русского языка и литературы.

Ключевые

слова:

Метод

проектов,

личностно-ориентированные

технологии, проектное обучение, презентационные умения и навыки.

E.Y. Antonovskaya

Municipal state-owned educational institution Special School No. 106

the city of Novokuznetsk

Application of project-based learning in Russian language and

literature lessons at a special institution

Annotation: this article describes application of project-based learning for

students with physical conditions in Russian language and literature lessons.

Keywords: project-based

learning,

learner-centered

technologies,

project

teaching, presentation skills.

В настоящее время все более актуальным становится использование в

обучении приемов и методов, которые формируют у обучающихся умение

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы,

развивать

навыки

самостоятельности

и

саморазвития.

Метод

проектов

составляет

основу

проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для

самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала в процессе

выполнения

проектов.

Метод

проектов

одна

из

лично стно-

ориентированных

технологий,

в

основе

которой

лежит

развитие

познавательных

навыков

обучающихся,

умений

само стоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развитие

критического

и

творческого

мышления.

Метод

проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с

одной

стороны,

использование

разнообразных

методов,

с

другой

интегрирование

знаний,

умений

из

различных

областей

науки.

В

МКОУ

«Специальная школа № 106» города Новокузнецка проектная деятельность

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это совместная

учебно-познавательная,

творческая

или

игровая

деятельность,

имеющая

общую цель, согласованные методы и способы, направленная на достижение

общего результата. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в

зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах он

выступает

как

помощник.

Учитель

не

передаёт

знания,

а

обеспечивает

деятельность обучающихся, то есть консультирует, мотивирует, наблюдает.

Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над

проектом: выступают активными участниками, а не пассивными статистами.

Другими словами, обучающиеся становятся субъектом деятельности. При

этом они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения

поставленной

цели.

Взаимодействие

с

учителем-консультантом

позволяет

освоить

еще

одну

ролевую

позицию

оценивания.

На

каждом

этапе

возникают

различные

объекты

оценки.

Обучающиеся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

оценивают

«чужой»

продукт

информацию

с

позиций

ее

полезности.

В

тоже

время

они

оценивают

продукт

своей

деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить

адекватно

оценивать

себя

и

других,

необходимо

давать

возможность

поразмышлять

над

тем,

что

дает

каждому

участие

в

проекте,

каковы

слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации,

неадекватное восприятие своих возможностей). Даже не самый удавшийся

проект

имеет

большое

положительное

педагогическое

значение.

Особого

внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация

(защита)

проекта.

Оцениваться

должна

вся

работа

обучающихся

над

проектом, а не только ее конечный продукт. Критерии оценки в оценивании

результатов работы являются хорошими примерами использования стратегий

и навыков оценивания. Известно, что в первую очередь учитель оценивает

результат деятельности обучающиеся. Все усилия по обучению критическому

мышлению могут сойти на нет, если работа обучающихся с ограниченными

возможностями

здоровья

оценивается

лишь

такими

примитивными

методами, как ответы на вопросы множественного или двоичного выбора, а

также на выявление соответствий. Выбор формы презентации проекта –

задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной

деятельности.

Презентация

(защита)

проекта

завершающий

этап

его

выполнения, когда обучающиеся докладывают о проделанной ими работе.

Важно,

чтобы

участники

проекта

ощутили

потребность

в

том,

что

они

сделали, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили

радость себе и окружающим людям. Виды презентационных проектов могут

быть различными: деловая игра, игра с залом, путешествие, реклама, ролевая

игра, соревнования, спектакль, телепередача, экскурсия. В самой презентации

заложен

большой

учебно-воспитательный

эффект,

обусловленный

самим

методом: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся

аргументировано

излагать

свои

мысли,

идеи,

анализировать

свою

деятельность,

предъявляя

результаты

рефлексии,

анализа

групповой

и

индивидуальной

самостоятельной

работы,

вклада

каждого

участника

проекта.

Очень

важно,

чтобы

обучающиеся

рассказали,

как

именно

они

работали

над

проектом.

При

этом

демонстрируется

каждый

шаг,

показывается

результат

практической

реализации

и

воплощения

приобретенных

знаний

и

умений.

Вид

продукта

определяет

форму

проведения

презентации.

Педагогической

целью

проведения

презентации

является выработка или развитие презентационных умений и навыков. К ним

относятся умения: кратко рассказать о постановке и решении задач проекта;

демонстрировать

понимание

проблемы

проекта;

давать

собственную

формулировку

цели

и

задачам

проекта;

выбирать

путь

решения;

анализировать

ход

поиска

решения

для

аргументации

выбора

способа

решения;

демонстрировать

найденное

решение;

анализировать

влияние

различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ

успешности и результативности решения проблемы; оценивать адекватность

уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых находилось

решение.

В

процессе

проектной

деятельности

у

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья формируются общеучебные умения

и навыки. Рефлексивные умения: осмысливать задачу для решения которой

недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения

поставленной

задачи?

Поисковые

(исследовательские)

умения:

самостоятельно

генерировать

идеи,

то

есть

изобретать

способ

действия,

привлекая

знания

из

различных

областей;

самостоятельно

находить

недостающую

информацию

в

информационном

поле;

запрашивать

недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

находить

несколько

вариантов

решения

проблемы;

выдвигать

гипотезы;

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Навыки

оценочной

самостоятельности:

содержание;

оригинальность,

дизайн

оформления;

качество исполнения, внешний вид документа; качество выполнения. Умения

и

навыки

работы

в

сотрудничестве:

коллективное

планирование;

взаимодействие с любым партнером; взаимопомощь в группе в решении

общих

задач;

деловое

партнерское

общение;

нахождение

и

исправление

ошибок в работе других участников группы. Коммуникативные умения и

навыки: инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в

диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;

находить компромисс; интервьюирование, устный опрос. Презентационные

умения и навыки: монологическая речь; уверенность во время выступления;

артистизм; использование различных средств наглядности при выступлении;

ответы на незапланированные вопросы. Учебный проект с точки зрения

обучающихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в

группе

или

самому,

максимально

используя

свои

возможности;

это

деятельность,

позволяющая

проявить

себя,

попробовать

свои

силы,

приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый

результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,

сформулированной

самими

обучающимися

в

виде

цели

и

задач,

когда

результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Анализ

применения проектного обучения позволяет сделать вывод о стабильных

результатах

у

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья:

повышение

уровня

компетенций

и

интереса

к

учебной

деятельности,

появление внутренней потребности и мотивации к усвоению новых знаний,

усиление желания учится жить в коллективе и современном обществе.



В раздел образования