Автор: Антоновская Елизавета Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Специальная школа № 106"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как современная педагогическая технология
Раздел: среднее образование
УДК-376.32
Е.Ю. Антоновская
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа №106»
г. Новокузнецк
Е-mail: Antonovskaya-68@mail.
ru
Применение метода проектов на уроках русского языка и
литературы в условиях специального учреждения
Аннотация:
В
данной
статье
описывается
применение
метода
проектов
у
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
уроках русского языка и литературы.
Ключевые
слова:
Метод
проектов,
личностно-ориентированные
технологии, проектное обучение, презентационные умения и навыки.
E.Y. Antonovskaya
Municipal state-owned educational institution Special School No. 106
the city of Novokuznetsk
Application of project-based learning in Russian language and
literature lessons at a special institution
Annotation: this article describes application of project-based learning for
students with physical conditions in Russian language and literature lessons.
Keywords: project-based
learning,
learner-centered
technologies,
project
teaching, presentation skills.
В настоящее время все более актуальным становится использование в
обучении приемов и методов, которые формируют у обучающихся умение
самостоятельно
добывать
новые
знания,
собирать
необходимую
информацию,
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы,
развивать
навыки
самостоятельности
и
саморазвития.
Метод
проектов
составляет
основу
проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для
самостоятельного усвоения обучающимися учебного материала в процессе
выполнения
проектов.
Метод
проектов
–
одна
из
лично стно-
ориентированных
технологий,
в
основе
которой
лежит
развитие
познавательных
навыков
обучающихся,
умений
само стоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
и
творческого
мышления.
Метод
проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с
одной
стороны,
использование
разнообразных
методов,
с
другой
–
интегрирование
знаний,
умений
из
различных
областей
науки.
В
МКОУ
«Специальная школа № 106» города Новокузнецка проектная деятельность
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это совместная
учебно-познавательная,
творческая
или
игровая
деятельность,
имеющая
общую цель, согласованные методы и способы, направленная на достижение
общего результата. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в
зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах он
выступает
как
помощник.
Учитель
не
передаёт
знания,
а
обеспечивает
деятельность обучающихся, то есть консультирует, мотивирует, наблюдает.
Роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над
проектом: выступают активными участниками, а не пассивными статистами.
Другими словами, обучающиеся становятся субъектом деятельности. При
этом они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения
поставленной
цели.
Взаимодействие
с
учителем-консультантом
позволяет
освоить
еще
одну
ролевую
позицию
–
оценивания.
На
каждом
этапе
возникают
различные
объекты
оценки.
Обучающиеся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
оценивают
«чужой»
продукт
–
информацию
с
позиций
ее
полезности.
В
тоже
время
они
оценивают
продукт
своей
деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить
адекватно
оценивать
себя
и
других,
необходимо
давать
возможность
поразмышлять
над
тем,
что
дает
каждому
участие
в
проекте,
каковы
слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации,
неадекватное восприятие своих возможностей). Даже не самый удавшийся
проект
имеет
большое
положительное
педагогическое
значение.
Особого
внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация
(защита)
проекта.
Оцениваться
должна
вся
работа
обучающихся
над
проектом, а не только ее конечный продукт. Критерии оценки в оценивании
результатов работы являются хорошими примерами использования стратегий
и навыков оценивания. Известно, что в первую очередь учитель оценивает
результат деятельности обучающиеся. Все усилия по обучению критическому
мышлению могут сойти на нет, если работа обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
оценивается
лишь
такими
примитивными
методами, как ответы на вопросы множественного или двоичного выбора, а
также на выявление соответствий. Выбор формы презентации проекта –
задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной
деятельности.
Презентация
(защита)
проекта
–
завершающий
этап
его
выполнения, когда обучающиеся докладывают о проделанной ими работе.
Важно,
чтобы
участники
проекта
ощутили
потребность
в
том,
что
они
сделали, почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили
радость себе и окружающим людям. Виды презентационных проектов могут
быть различными: деловая игра, игра с залом, путешествие, реклама, ролевая
игра, соревнования, спектакль, телепередача, экскурсия. В самой презентации
заложен
большой
учебно-воспитательный
эффект,
обусловленный
самим
методом: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья учатся
аргументировано
излагать
свои
мысли,
идеи,
анализировать
свою
деятельность,
предъявляя
результаты
рефлексии,
анализа
групповой
и
индивидуальной
самостоятельной
работы,
вклада
каждого
участника
проекта.
Очень
важно,
чтобы
обучающиеся
рассказали,
как
именно
они
работали
над
проектом.
При
этом
демонстрируется
каждый
шаг,
показывается
результат
практической
реализации
и
воплощения
приобретенных
знаний
и
умений.
Вид
продукта
определяет
форму
проведения
презентации.
Педагогической
целью
проведения
презентации
является выработка или развитие презентационных умений и навыков. К ним
относятся умения: кратко рассказать о постановке и решении задач проекта;
демонстрировать
понимание
проблемы
проекта;
давать
собственную
формулировку
цели
и
задачам
проекта;
выбирать
путь
решения;
анализировать
ход
поиска
решения
для
аргументации
выбора
способа
решения;
демонстрировать
найденное
решение;
анализировать
влияние
различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ
успешности и результативности решения проблемы; оценивать адекватность
уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых находилось
решение.
В
процессе
проектной
деятельности
у
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья формируются общеучебные умения
и навыки. Рефлексивные умения: осмысливать задачу для решения которой
недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной
задачи?
Поисковые
(исследовательские)
умения:
самостоятельно
генерировать
идеи,
то
есть
изобретать
способ
действия,
привлекая
знания
из
различных
областей;
самостоятельно
находить
недостающую
информацию
в
информационном
поле;
запрашивать
недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
находить
несколько
вариантов
решения
проблемы;
выдвигать
гипотезы;
устанавливать
причинно-следственные
связи.
Навыки
оценочной
самостоятельности:
содержание;
оригинальность,
дизайн
оформления;
качество исполнения, внешний вид документа; качество выполнения. Умения
и
навыки
работы
в
сотрудничестве:
коллективное
планирование;
взаимодействие с любым партнером; взаимопомощь в группе в решении
общих
задач;
деловое
партнерское
общение;
нахождение
и
исправление
ошибок в работе других участников группы. Коммуникативные умения и
навыки: инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения;
находить компромисс; интервьюирование, устный опрос. Презентационные
умения и навыки: монологическая речь; уверенность во время выступления;
артистизм; использование различных средств наглядности при выступлении;
ответы на незапланированные вопросы. Учебный проект с точки зрения
обучающихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в
группе
или
самому,
максимально
используя
свои
возможности;
это
деятельность,
позволяющая
проявить
себя,
попробовать
свои
силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной
самими
обучающимися
в
виде
цели
и
задач,
когда
результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы. Анализ
применения проектного обучения позволяет сделать вывод о стабильных
результатах
у
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья:
повышение
уровня
компетенций
и
интереса
к
учебной
деятельности,
появление внутренней потребности и мотивации к усвоению новых знаний,
усиление желания учится жить в коллективе и современном обществе.