Автор: Осташкова Елена Николаевна
Должность: студент орловского института культуры
Учебное заведение: Детская театральная студия
Населённый пункт: город Орск, Оренбургская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические принципы развития и воспитания творческой природы ребенка
Раздел: дополнительное образование
Методические принципы развития и воспитания
творческой природы ребенка
Осташкова Елена Николаевна
Студент 5курса Орловского института искусств
Направление: художественная культура
Аннотация. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки
детей к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль
образовательных учреждений в воспитании активных, инициативных,
творчески мыслящих людей. Для достижения этой цели необходимо
правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность
ребенка.
Правильно организованная творческая деятельность ребенка повышает его
вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению
знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе,
воспитывает независимость взглядов. Из всего вышесказанного вытекает
необходимое условие организации творческой деятельности дошкольников,
зависящее, в первую очередь, от педагога. М.Н. Скаткин выделил следующие
способы активизации творческой деятельности: проблемное изложение
знаний, дискуссию, исследовательский метод, творческие работы учащихся,
создание атмосферы коллективной творческой деятельности.
Также одним из условий организации творческой деятельности ребенка
выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том,
что «если воспитатель обладает высшими творческими возможностями, то
одаренные ученики добиваются блистательных успехов. Если же
преподаватель сам находится внизу шкалы «творческие способности», успехи
менее способных учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко
одаренные дети не раскрываются, не реализуют своих возможностей». Дело в
том, что воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих
способностей, не может организовать действительно творческую
деятельность, в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом
анализе работ Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются
творческие способности. Если педагог не обладает таким свойством
личности как направленность на творчество, то и от своих учеников он будет
требовать только знаний репродуктивного уровня. Если же воспитатель сам
человек творческий, то он стремится и умеет организовать творческую
деятельность.
Для того чтобы ребенок не утратил заинтересованности в творческой
деятельности, как и в любой другой, необходимо помнить о том, что он, как
правило, стремится к решению максимально трудных для него задач. Это
помогает реализовать второе условие, предъявляемое к творческой
деятельности, выдвинутое Немовым Р.С. Оно заключается в том, что
деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или,
иными словами, деятельность должна находиться в зоне потенциального
развития ребёнка. При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу
при постановке творческих задач увеличивать их сложность. Ещё одним
важным условием для организации творческой деятельности Левин В.А.
называл развитие творческих способностей, что является неотъемлемой
частью творческой деятельности, а не обучение только техническим навыкам
и умениям. При несоблюдении этих условий, как подчёркивал В.А.Левин,
многие качества, необходимые творческой личности (художественный вкус,
умение и желание сопереживать, стремление к новому, чувство прекрасного)
попадают в число избыточных, лишних.
Важность развития творчества ребенка, его способностей при решении
любой задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность на данной
ступени развития общества является очевидным.
Традиционные же объективные условия возникновения в процессе обучения
творческой деятельности ребенка обеспечиваются при реализации принципа
проблемности в процессе обучения. Широкое применение в практике
обучения получили проблемные ситуации, возникающие в результате
побуждения ребенка к выдвижению гипотез, предварительных выводов,
обобщений. Являясь сложным приемом умственной деятельности,
обобщение предполагает наличие умения анализировать явления, выделять
главное, абстрагировать, сравнивать, оценивать, определять понятия.
Познавательная мотивация творчества ребенка проявляется в форме
поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к
новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой
избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).
Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества
ребенка. К 5-6 годам творчество ребенка выражается часто в форме
самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому,
неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.
Это приводит к тому, что уже в дошкольном возрасте основным компонентом
творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную
открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску
несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем у ребенка
часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный
компонент творческого начала, выражающий степень непохожести,
нестандартности, необычности.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде
выполнения определенных заданий. А.Ю. Козырева определяет творческие
задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в
которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в
новых условиях, создать нечто субъективно новое». Эффективность развития
творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе
которого составлено задание.
Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности
ребенка преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах
(таких как метод перебора вариантов, аналогия и др.). Активно используются
моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования.
Между тем для эффективного развития творческой деятельности
дошкольников в обучении применение эвристических методов должно
сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.
На основе анализа литературы Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин,
М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др. можно выделить следующие
требования к творческим заданиям:
- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
- соответствие условия выбранным методам творчества;
- возможность разных способов решения;
- учет актуального уровня развития;
- учет возрастных особенностей дошкольника.
Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под
которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих
заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов
творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и
использование в новом качестве
объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих
способностей дошкольников.
Важно не только обеспечить эту систему творческих заданий, но и
организовать ее взаимодействие, органичное сочетание, естественный
переход ребенка от художественного творчества к восприятию и возвращение
с багажом впечатлений и знаний опять к самостоятельному творчеству.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный,
деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор
- личность ребенка: его способности, потребности, мотивы, цели и другие
индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий
опыт.
При отборе содержания для системы творческих заданий на занятиях
необходимо учитывать то, что творческая деятельность дошкольников
осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах.
Чтобы накапливать творческий опыт, ребенок обязательно должен осознавать
(рефлексировать) процесс выполнения творческой деятельности.
Организация осознания ребенком собственной творческой деятельности
предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия
реализуется в процессе выполнения ребенком заданий и предполагает
самостоятельное фиксирование уровня достижения: эмоциональный настрой,
приобретение новой информации и практического опыта, степень личного
продвижения с учетом предыдущего опыта.
Особое внимание уделяется творческой деятельности ребенка. Под
содержанием творческой деятельности понимаются две его формы – внешняя
и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется
образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности,
создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Дети
привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость
заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно
определяться самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации,
условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого
воспитателя. Отметим, что одним из важнейших условий правильно
организованной творческой деятельности является непрерывность
творческого процесса. Отмечается, что эпизодическая творческая
деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной
выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время
ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной
ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к
развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и
рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т. е. к
развитию творческих качеств личности .
Таким образом, в процессе творческой деятельности ребенок развивается
интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое
место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия,
совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Очевидно, что в воспитательной деятельности элементы творчества
проявляются, прежде всего, в особенностях ее протекания; а именно: в
умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-
практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.
Список литературы
1.
Козина,
А.Ю.
Лекции
по
педагогике
и
психологии
творчества
/А.Ю.
Козырева.- М.: Просвещение, 2013.
2.
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
3.
Пешкова, В.Е. Педагогика: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. -
М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015.
4.
Проханова, С.С. Влияние творческой деятельности на развитие личности.
– Мир науки, культуры, образования. – 2014. - № 4