Автор: Косарева Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №18 "Родничок"
Населённый пункт: г. Шарья Костромской области
Наименование материала: Статья
Тема: Отчет по инновационной деятельности
Раздел: дошкольное образование
В.Н. Косарева
город Шарья, МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»
городского округа город Шарья Костромской области
Отчет по апробации программы «Мы входим в мир прекрасного»
С сентября 2014 года в МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок» городского округа город
Шарья участвует в региональной межсетевой экспериментальной площадке по апробации
музейно
педагогической
программы
«Здравствуй,
музей!»
раздел
«Мы
входим
в
мир
прекрасного»
для
детей
дошкольного
возраста.
Парциальная
программа
«Здравствуй,
музей!»
включена
в
образовательный
процесс
для
обогащения
содержания
основной
образовательной
программы
учреждения
и
направлена
на
формирование
целостного
художественно-эстетического опыта детей, приобщение к изобразительному искусству
и
художественной
культуре,
развитие
эстетических
и
познавательных
способностей,
творчества, стимулирование их личностных проявлений.
Программа
ориентирована
не
только
на
традиционные
задачи
формирования
художественной
культуры
и
эстетического
опыта
ребенка,
освоение
им
навыков
материально-художественной деятельности, в том числе с использованием компьютерных
технологий, но и на формирование у детей навыков визуальной культуры. С этой целью
учитывается
опыт
восприятия
детьми
постоянно
меняющейся
окружающей
среды,
в
объектах которой дети выделяют эстетические качества. Такие объекты предоставляет как
природная, так и городская среда. Их анализ и включение, в педагогический процесс
способствуют социокультурной адаптации детей и развитию у них интеллекта и образно-
ассоциативных связей.
Особенностью
программы
«Здравствуй,
музей!»
является
решение
задач
образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое
развитие,
социально-коммуникативное
развитие;
в
связи,
с
чем
в
ее
содержании и технологии реализации использую интеграцию между образовательными
областями с использованием компьютерных технологий (презентации, видеоролики и др.)
В данной программе представлен подход к осуществлению художественноэстетического
развития
детей
4-7
лет
средствами
искусства,
определено
примерное
содержание,
предложены методы, средства и формы его реализации
Проанализировав пространственную среду в ОУ, пришла к выводу, что необходимо
создание Центра творчества (место для размещения изобразительных материалов, удобной
для
творчества
мебели,
хранения
продуктов
детской
деятельности)
во
всех
группах
начиная со среднего возраста.
Для активизации и развития у дошкольников проявлений интереса и эмоционально-
образного
отношения
к
предметам
и
явлениям
окружающего
мира,
произведениям
искусства, собственной продуктивной деятельности
детям
предлагаются
яркие
предметы,
игрушки,
альбомы
иллюстраций
необычных
природных явлений, выразительные художественные образы.
Для
развития
интереса
детей
к
произведениям
искусства
-
детские
книжки
с
иллюстрациями художников Рачева Е.М., ВаснецоваЮ.А., Чарушина Н.Е., Сутеева В.Г.,
Канашевича В.М., Лебедева В.В. и др.; скульптуры малых форм из различных материалов
(камень, глина, металл, дерево), чтобы ребенок мог обследовать их не только визуально,
но и на ощупь; альбом с фото и слайд-шоу с необычными архитектурными постройками;
предметы
народных
промыслов
(Богородская,
Филимоновская,
Дымковская,
Каргопольская игрушки), а также, предметы быта мини-музея ОУ; эстетические объекты -
Жостовские
подносы,
предметы
с
Хохломской
росписью
(рассматривание
цветов,
растений, животных)
Для формирования и расширения опыта восприятия произведений искусства разных
жанров
и
видов,
эстетических
объектов
(насмотренность)
-
вносятся
для
рассматривания
игрушки
из
глины
(Каргопольская,
Дымковская,
Филимоновская);
из
дерева
(Богородская
игрушка,
матрешки
-
Полхов-
Майданская,
Вятская,
Загорская,
Семеновская); предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, кузовки), подаренные мини-
музею учреждения родителями воспитанников; роспись (Городец) и резьба по дереву;
кружево, вышивка и ткачество (полотенца, рубахи, сарафаны); тряпичные (лоскутные)
куклы- обереги, изготовленные педагогами, родителями и воспитанниками; произведения
живописи - пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины знаменитых художников -
мною сделана мультимедийная библиотека, которая содержит презентации с визуальным
рядом
картин
по
темам
программы,
а
картины
местных
(Костромских)
художников,
которые
украшают
холлы
и
группы
ОУ
используются
как
условие
для
реализации
регионального компонента; в свободном доступе для рассматривания и чтения находятся
детские
книги
с
иллюстрациями
художников,
чтобы
дети
могли
увидеть
различие
в
оформлении (графика и цветная иллюстрация).
Большую
помощь
в
оформлении
среды
группы
оказывают
родители,
которые
размещают
яркие
календари
с
качественными
и
доступными
пониманию
детей
фотографиями
или
репродукциями,
выразительных
фотографий
зверей,
пейзажей
или
растений,
сделанных
своими
руками
кукол,
предметов.
Все
эти
предметы
создают
«пространство
красоты»,
которое
мы
обязательно
рассматриваем
с
детьми
и
затем
обыгрываем.
Также в Центре творчества мы создали «фонд сенсорных материалов» - это картон и
лоскуты разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм и фигур (плоских и
объемных),
фигурки
животных
(для
тактильного
обследования
и
игры
в
«Чудесный
мешочек»), материалы и игры М. Монтессори, Б.М. Никитина, В.В. Воскобовича и др. (для
плоскостного
и
объемного
моделирования:
преобразование
фигур,
выкладывание
по
образцам, составление из геометрических фигур).
В учреждении создан Ресурсный центр, в котором имеется мультимедийная аппаратура
для виртуальных экскурсий по городам с красивой и необычной
архитектурой, компьютерных игр (создание архитектурных сооружений и др.), для чтения
и просматривания электронных энциклопедий, презентаций и т.д.
Организовано
взаимодействие
с
музеями
города,
с
Центром
досуга
«Светлица»
библиотеками
города
и
ККЦ
«Ветлужский».
Мы
рады,
когда
сотрудники
городского
краеведческого
музея
приходят
к
нам
с
минивыставками
и
презентациями
на
тему
«Русский самовар», «История новогодней игрушки» и др., а также приглашают нас на
персональные и тематические выставки в музей. Работники библиотек готовят для детей
тематические
выставки
книг
по
произведениям
писателей
и
по
оформлению
книг
иллюстрациями художников Рачева Е.М., ВаснецоваЮ.А., Чарушина Н.Е., Сутеева В.Г.,
Канашевича В.М., Лебедева В.В. и др., чтобы дети наглядно могли увидеть книжную
графику
и
разницу
в
оформлении
(цветная
графика,
черно-белая
графика,
в
которой
присутствуют линии, пятна, штрихи).
Тематическое
планирование
работы
с
детьми
выстроено
с
учетом
принципа
последовательности и системности и реализуется как серия образовательных ситуаций, игр,
проектов,
которую
условно
можно
назвать
«обогащающей»,
от
увиденного
-
вначале
обращаю внимание детей на новое, затем стараемся увидеть выразительное, следующий шаг -
переходим
к
обсуждению,
обыгрыванию,
обследованию
и
далее
к
отражению
(рисуем,
сочиняем, отражаем в игре).
Содержание
программы
постоянно
аппелирует
к
самому
главному
качеству,
заложенному в каждом ребенке, - способности к творчеству.
Творчество -
главное средство
освоения ребенком художественно
эстетического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия
воспитанники
легко
переходят
к
подражательству.
Создавая
собственные
маленькие
произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Эффективные
методы,
которые я
использую
для достижения целей
программы это:
•
«погружение»
детей в
атмосферу
искусства и
творчества, акцентируя
внимание детей на деталях, высказываем мнение домысливание ситуации (вхождения в
картину и придумывании ситуаций «до и после» изображенного); пофантазировать о том,
что можно почувствовать, услышать, ощутить, «попав в картину».
•
путешествия (по сказочному лесу,
в прошлое,
на ковре-самолете, по
виртуальному городу и т.д.),
•
игровые занятия (в виде костюмированной ярмарки, в музей, «гостей привечаем»,
«разыгрывание
сюжетов,
характеров»),
«Игровые
цепочки»
-
организация
игрового
упражнения «Мы попали в картину» - придумывание и изображение пластикой, жестами
«настроения» картин (имитация действий: порывы холодного северного ветра, солнечных
зайчиков
на
февральском
снегу,
тихое
падение
спокойных
прекрасных
снежинок,
спокойствие лесного сугроба, укапывающего деревца) под сопровождение музыки великих
композиторов (например, Чайковский «Времена года» и др.).
•
ориентирование
педагогического
процесса
на
эстетически-творческое
освоение
мира (прогулки, экскурсии по городу «Город в котором мы живем», в ЦДК «Светлица» на
тему «Дома и жилища», «Как раньше люди жили», досуговая деятельность эстетической
направленности),
• совместные детско-родительские мероприятия - привлечение родителей к участию в
народных праздниках, гуляниях «Масленица», «Пришла коляда...», «Праздник русского
платка» - оформление родителями зала своими русскими шалями, платками; выставки
работ
в
холле
учреждения
«Светло
пасхальная
радость»,
«Вместо
елки
праздничный
букет», «Увлечения детей и родителей», мастер-класс «Народная тряпичная кукла», на
котором родители делятся опытом изготовления тряпичной куклы из лоскутков; сбор
информации для проектов «Какие музеи бывают», «Для чего нужен музей» и др.; создание
макетов «Сельский дворик» из природного материала, «Храм Святителя Николая» в городе
Шарья, пополнение коллекций «Колокольчики», «Часы» в мини - музее ОУ.
В
дополнение
к
эффективному
проведению
образовательных
ситуаций
организую
тематические
выставки
«Резьба
из
дерева»,
«Деревянная
игрушка»,
«Игрушки
наших
предков»,
«Малая
скульптура»,
«Промыслы
и
ремесла
России»
и
др.
с
показом
видеороликов, презентаций, на которых дети могут увидеть и потрогать (осязать) любой
предмет. В создании и оформлении выставок принимают участие родители и педагоги.
Результаты внедрения программы:
•
воспитанники
проявляют
любознательность,
активность,
самостоятельность,
творчество:
•
имеют
некоторые
представления
о
предметах
народных
промыслов
(выделяют
группы игрушек, утвари, мебели; могут назвать некоторые промыслы, материалы для
изготовления предметов); знают, что такое иллюстрация, картина, скульптура, здания;
некоторые изобразительные материалы;
•
понимают и используют в речи некоторые слова, обозначающие виды искусства,
некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники (картина,
иллюстрация, скульптура, краски, пейзаж, портрет, жанровое произведение и т. д.);
•
имеют начальный опыт посещения музеев совместно с родителями и педагогом;
проявляется интерес к посещению музея, соблюдают правила посещения музея
•
при
косвенной
помощи
взрослого
могут
внимательно
и
последовательно
рассматривать предметы и репродукции произведений; с помощью вопросов (в диалоге с
педагогом)
выделять
главное
в
изображении,
общие
и
типичные
признаки
объектов,
некоторые
средства
выразительности
(цвет,
форму),
соотносить
воспринимаемое
с
собственным опытом;
•
в
процессе
восприятия
предметов
и
явлений
окружающего
мира
и
искусства
уверенно различают некоторые проявления формы, размера, цвета и некоторые оттенки;
•
различают,
называют
некоторые
произведения
по
видам
(картина,
скульптура);
узнают
и
эмоционально
откликаются на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты:
выбирают
предметы,
согласно собственным предпочтениям.
•
общаются со взрослыми и детьми по поводу «искусства», вступают в диалог со
взрослым, задают вопросы, слышат вопросы взрослого.
Результаты
мониторинга
позволяют
увидеть
«продвижение»
в
развитии
детей,
позитивное влияние педагогической работы и эффективность используемых методов и
приемов на развитие данного опыта.