Напоминание

Отчет по инновационной деятельности


Автор: Косарева Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №18 "Родничок"
Населённый пункт: г. Шарья Костромской области
Наименование материала: Статья
Тема: Отчет по инновационной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.Н. Косарева

город Шарья, МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

Отчет по апробации программы «Мы входим в мир прекрасного»

С сентября 2014 года в МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок» городского округа город

Шарья участвует в региональной межсетевой экспериментальной площадке по апробации

музейно

педагогической

программы

«Здравствуй,

музей!»

раздел

«Мы

входим

в

мир

прекрасного»

для

детей

дошкольного

возраста.

Парциальная

программа

«Здравствуй,

музей!»

включена

в

образовательный

процесс

для

обогащения

содержания

основной

образовательной

программы

учреждения

и

направлена

на

формирование

целостного

художественно-эстетического опыта детей, приобщение к изобразительному искусству

и

художественной

культуре,

развитие

эстетических

и

познавательных

способностей,

творчества, стимулирование их личностных проявлений.

Программа

ориентирована

не

только

на

традиционные

задачи

формирования

художественной

культуры

и

эстетического

опыта

ребенка,

освоение

им

навыков

материально-художественной деятельности, в том числе с использованием компьютерных

технологий, но и на формирование у детей навыков визуальной культуры. С этой целью

учитывается

опыт

восприятия

детьми

постоянно

меняющейся

окружающей

среды,

в

объектах которой дети выделяют эстетические качества. Такие объекты предоставляет как

природная, так и городская среда. Их анализ и включение, в педагогический процесс

способствуют социокультурной адаптации детей и развитию у них интеллекта и образно-

ассоциативных связей.

Особенностью

программы

«Здравствуй,

музей!»

является

решение

задач

образовательных областей познавательное развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое

развитие,

социально-коммуникативное

развитие;

в

связи,

с

чем

в

ее

содержании и технологии реализации использую интеграцию между образовательными

областями с использованием компьютерных технологий (презентации, видеоролики и др.)

В данной программе представлен подход к осуществлению художественноэстетического

развития

детей

4-7

лет

средствами

искусства,

определено

примерное

содержание,

предложены методы, средства и формы его реализации

Проанализировав пространственную среду в ОУ, пришла к выводу, что необходимо

создание Центра творчества (место для размещения изобразительных материалов, удобной

для

творчества

мебели,

хранения

продуктов

детской

деятельности)

во

всех

группах

начиная со среднего возраста.

Для активизации и развития у дошкольников проявлений интереса и эмоционально-

образного

отношения

к

предметам

и

явлениям

окружающего

мира,

произведениям

искусства, собственной продуктивной деятельности

детям

предлагаются

яркие

предметы,

игрушки,

альбомы

иллюстраций

необычных

природных явлений, выразительные художественные образы.

Для

развития

интереса

детей

к

произведениям

искусства

-

детские

книжки

с

иллюстрациями художников Рачева Е.М., ВаснецоваЮ.А., Чарушина Н.Е., Сутеева В.Г.,

Канашевича В.М., Лебедева В.В. и др.; скульптуры малых форм из различных материалов

(камень, глина, металл, дерево), чтобы ребенок мог обследовать их не только визуально,

но и на ощупь; альбом с фото и слайд-шоу с необычными архитектурными постройками;

предметы

народных

промыслов

(Богородская,

Филимоновская,

Дымковская,

Каргопольская игрушки), а также, предметы быта мини-музея ОУ; эстетические объекты -

Жостовские

подносы,

предметы

с

Хохломской

росписью

(рассматривание

цветов,

растений, животных)

Для формирования и расширения опыта восприятия произведений искусства разных

жанров

и

видов,

эстетических

объектов

(насмотренность)

-

вносятся

для

рассматривания

игрушки

из

глины

(Каргопольская,

Дымковская,

Филимоновская);

из

дерева

(Богородская

игрушка,

матрешки

-

Полхов-

Майданская,

Вятская,

Загорская,

Семеновская); предметы быта из бересты (шкатулки, посуда, кузовки), подаренные мини-

музею учреждения родителями воспитанников; роспись (Городец) и резьба по дереву;

кружево, вышивка и ткачество (полотенца, рубахи, сарафаны); тряпичные (лоскутные)

куклы- обереги, изготовленные педагогами, родителями и воспитанниками; произведения

живописи - пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины знаменитых художников -

мною сделана мультимедийная библиотека, которая содержит презентации с визуальным

рядом

картин

по

темам

программы,

а

картины

местных

(Костромских)

художников,

которые

украшают

холлы

и

группы

ОУ

используются

как

условие

для

реализации

регионального компонента; в свободном доступе для рассматривания и чтения находятся

детские

книги

с

иллюстрациями

художников,

чтобы

дети

могли

увидеть

различие

в

оформлении (графика и цветная иллюстрация).

Большую

помощь

в

оформлении

среды

группы

оказывают

родители,

которые

размещают

яркие

календари

с

качественными

и

доступными

пониманию

детей

фотографиями

или

репродукциями,

выразительных

фотографий

зверей,

пейзажей

или

растений,

сделанных

своими

руками

кукол,

предметов.

Все

эти

предметы

создают

«пространство

красоты»,

которое

мы

обязательно

рассматриваем

с

детьми

и

затем

обыгрываем.

Также в Центре творчества мы создали «фонд сенсорных материалов» - это картон и

лоскуты разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм и фигур (плоских и

объемных),

фигурки

животных

(для

тактильного

обследования

и

игры

в

«Чудесный

мешочек»), материалы и игры М. Монтессори, Б.М. Никитина, В.В. Воскобовича и др. (для

плоскостного

и

объемного

моделирования:

преобразование

фигур,

выкладывание

по

образцам, составление из геометрических фигур).

В учреждении создан Ресурсный центр, в котором имеется мультимедийная аппаратура

для виртуальных экскурсий по городам с красивой и необычной

архитектурой, компьютерных игр (создание архитектурных сооружений и др.), для чтения

и просматривания электронных энциклопедий, презентаций и т.д.

Организовано

взаимодействие

с

музеями

города,

с

Центром

досуга

«Светлица»

библиотеками

города

и

ККЦ

«Ветлужский».

Мы

рады,

когда

сотрудники

городского

краеведческого

музея

приходят

к

нам

с

минивыставками

и

презентациями

на

тему

«Русский самовар», «История новогодней игрушки» и др., а также приглашают нас на

персональные и тематические выставки в музей. Работники библиотек готовят для детей

тематические

выставки

книг

по

произведениям

писателей

и

по

оформлению

книг

иллюстрациями художников Рачева Е.М., ВаснецоваЮ.А., Чарушина Н.Е., Сутеева В.Г.,

Канашевича В.М., Лебедева В.В. и др., чтобы дети наглядно могли увидеть книжную

графику

и

разницу

в

оформлении

(цветная

графика,

черно-белая

графика,

в

которой

присутствуют линии, пятна, штрихи).

Тематическое

планирование

работы

с

детьми

выстроено

с

учетом

принципа

последовательности и системности и реализуется как серия образовательных ситуаций, игр,

проектов,

которую

условно

можно

назвать

«обогащающей»,

от

увиденного

-

вначале

обращаю внимание детей на новое, затем стараемся увидеть выразительное, следующий шаг -

переходим

к

обсуждению,

обыгрыванию,

обследованию

и

далее

к

отражению

(рисуем,

сочиняем, отражаем в игре).

Содержание

программы

постоянно

аппелирует

к

самому

главному

качеству,

заложенному в каждом ребенке, - способности к творчеству.

Творчество -

главное средство

освоения ребенком художественно

эстетического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия

воспитанники

легко

переходят

к

подражательству.

Создавая

собственные

маленькие

произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

Эффективные

методы,

которые я

использую

для достижения целей

программы это:

«погружение»

детей в

атмосферу

искусства и

творчества, акцентируя

внимание детей на деталях, высказываем мнение домысливание ситуации (вхождения в

картину и придумывании ситуаций «до и после» изображенного); пофантазировать о том,

что можно почувствовать, услышать, ощутить, «попав в картину».

путешествия (по сказочному лесу,

в прошлое,

на ковре-самолете, по

виртуальному городу и т.д.),

игровые занятия (в виде костюмированной ярмарки, в музей, «гостей привечаем»,

«разыгрывание

сюжетов,

характеров»),

«Игровые

цепочки»

-

организация

игрового

упражнения «Мы попали в картину» - придумывание и изображение пластикой, жестами

«настроения» картин (имитация действий: порывы холодного северного ветра, солнечных

зайчиков

на

февральском

снегу,

тихое

падение

спокойных

прекрасных

снежинок,

спокойствие лесного сугроба, укапывающего деревца) под сопровождение музыки великих

композиторов (например, Чайковский «Времена года» и др.).

ориентирование

педагогического

процесса

на

эстетически-творческое

освоение

мира (прогулки, экскурсии по городу «Город в котором мы живем», в ЦДК «Светлица» на

тему «Дома и жилища», «Как раньше люди жили», досуговая деятельность эстетической

направленности),

• совместные детско-родительские мероприятия - привлечение родителей к участию в

народных праздниках, гуляниях «Масленица», «Пришла коляда...», «Праздник русского

платка» - оформление родителями зала своими русскими шалями, платками; выставки

работ

в

холле

учреждения

«Светло

пасхальная

радость»,

«Вместо

елки

праздничный

букет», «Увлечения детей и родителей», мастер-класс «Народная тряпичная кукла», на

котором родители делятся опытом изготовления тряпичной куклы из лоскутков; сбор

информации для проектов «Какие музеи бывают», «Для чего нужен музей» и др.; создание

макетов «Сельский дворик» из природного материала, «Храм Святителя Николая» в городе

Шарья, пополнение коллекций «Колокольчики», «Часы» в мини - музее ОУ.

В

дополнение

к

эффективному

проведению

образовательных

ситуаций

организую

тематические

выставки

«Резьба

из

дерева»,

«Деревянная

игрушка»,

«Игрушки

наших

предков»,

«Малая

скульптура»,

«Промыслы

и

ремесла

России»

и

др.

с

показом

видеороликов, презентаций, на которых дети могут увидеть и потрогать (осязать) любой

предмет. В создании и оформлении выставок принимают участие родители и педагоги.

Результаты внедрения программы:

воспитанники

проявляют

любознательность,

активность,

самостоятельность,

творчество:

имеют

некоторые

представления

о

предметах

народных

промыслов

(выделяют

группы игрушек, утвари, мебели; могут назвать некоторые промыслы, материалы для

изготовления предметов); знают, что такое иллюстрация, картина, скульптура, здания;

некоторые изобразительные материалы;

понимают и используют в речи некоторые слова, обозначающие виды искусства,

некоторые средства выразительности, изобразительные материалы и техники (картина,

иллюстрация, скульптура, краски, пейзаж, портрет, жанровое произведение и т. д.);

имеют начальный опыт посещения музеев совместно с родителями и педагогом;

проявляется интерес к посещению музея, соблюдают правила посещения музея

при

косвенной

помощи

взрослого

могут

внимательно

и

последовательно

рассматривать предметы и репродукции произведений; с помощью вопросов (в диалоге с

педагогом)

выделять

главное

в

изображении,

общие

и

типичные

признаки

объектов,

некоторые

средства

выразительности

(цвет,

форму),

соотносить

воспринимаемое

с

собственным опытом;

в

процессе

восприятия

предметов

и

явлений

окружающего

мира

и

искусства

уверенно различают некоторые проявления формы, размера, цвета и некоторые оттенки;

различают,

называют

некоторые

произведения

по

видам

(картина,

скульптура);

узнают

и

эмоционально

откликаются на рассматриваемые ранее произведения, эстетические объекты:

выбирают

предметы,

согласно собственным предпочтениям.

общаются со взрослыми и детьми по поводу «искусства», вступают в диалог со

взрослым, задают вопросы, слышат вопросы взрослого.

Результаты

мониторинга

позволяют

увидеть

«продвижение»

в

развитии

детей,

позитивное влияние педагогической работы и эффективность используемых методов и

приемов на развитие данного опыта.



В раздел образования