Автор: Загребельная Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: г.Вилючинск
Наименование материала: методическая разработка мероприятия по экологическому воспитанию
Тема: "Дорогою добра"
Раздел: начальное образование
Камчатский край
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Средняя школа №2»
Загребельная Ольга Васильевна
«Региональное мероприятие Всероссийского
экологического детского Фестиваля – праздника
Эколят – Молодых защитников Природы 2019»
Игра – путешествие
«Дорогою добра»
2
Оглавление
Введение___________________________________________________3
Цель, задачи________________________________________________3
Новизна и значимость________________________________________4
Описание мероприятия _______________________________________5
Выводы ___________________________________________________12
Заключение________________________________________________13
7. Приложение 1 «Свидетельство о публикации» ________________ 14
8.Приложение 2 «Фото
мероприятий» ______________________15
9.Приложение 3 «Отзывы родителей» _________________________38
3
Введение
Цель:
Формирование
экологической
культуры,
образование
и
п р о с в е щ е н и е
подрастающего поколения; формирование основ активной жизненной позиции, богатого
внутреннего мира и системы ценностных отношений природы в её единстве с человеком,
применение полученных знаний в качестве решения экологических и природоохранных
проблем;
воспитание
чуткости,
отзывчивости
и
сопереживания
к
окружающей
нас природе.
Задачи:
- пополнить знания об окружающей природе через знакомство с разнообразием
животного и растительного мира;
- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
- формировать умения самостоятельно решать экологические задачи;
-
способствовать
воспитанию
потребности
принимать
активное
участие
в
природоохранной и экологической деятельности.
Актуальность:
Сегодняшние
дети
обладают
разнообразными
знаниями,
в
том
числе
и
по экологии, но применять их на практике не всегда умеют. Но дети – это постоянные
исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, всем помочь. Они
смотрят на происходящее с восторгом и удивлением – пребывая в постоянном поиске, что
является
основной
формой
их
жизнедеятельности,
необходимым
условием
развития,
которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала.
На современном этапе развития человечества наиболее актуальными становятся
проблемы взаимоотношения людей с природой, что говорит о необходимости вывода
экологического воспитания на качественно новый уровень.
Задача
воспитательной
работы
по экологическому направлению
состоит
в
формировании
определенного
объема
знаний
по экологии,
приобретению
навыков
научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия человека и природы,
осознанию значимости своей практической помощи природе.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, законов
и правил взаимодействия человека с природой, формирование чувства сопереживания к
ней, активность в решении некоторых экологических вопросов.
Новизна и значимость:
4
Введение в праздник новых героев – «Эколят» - друзей и защитников Природы,
помогает младшим школьникам через игру подружиться с Природой, понять и полюбить
её.
Сочетание различных видов деятельности помогает им открывать и познавать
окружающую
действительность
с
разных
сторон.
Опираясь
на
полученные
в
ходе мероприятия знания, наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт
исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять
полученные
знания
в
той
или
иной
деятельно сти.
Особенно
важно
в
содержании экологического образования присутствие регионального компонента наряду
с федеральным.
Младшие школьники, принимая участие в торжественной церемонии посвящения
в «Эколята», получили удостоверение «Эколёнка», дали клятву, исполняли гимн Эколят.
Ребёнок, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, главная
задача которых – это сбережение и защита природы.
Данное мероприятие включает
несколько
взаимосвязанных
блоков,
которые
охватывают
все
стороны экологического
воспитания.
В мероприятии использованы
инновационные
технологии,
информационно-коммуникативные
технологии
в
виде
интерактивных
игр
и
презентации,
личностно-ориентированные,
игровые
и
здоровье
сберегающие технологии, технологии проблемного обучения и др.
Особая значимость проведенной работы по экологическому воспитанию – это
положительное влияние на ребенка, через формирование его собственного жизненного
опыта.
(Звучат звуки природы)
5
Учитель: Ребята, что звуки слышатся? (Ответы детей) Надо разобраться!
(Слышится шум.) Ребята, у нас гости!
(Заходят герои) (Слайд 1)
Ёлочка: Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава.
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Шалун: Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом
Звонкой, мирной тишиной.
Тихоня: Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Умница: Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Учитель: Мы очень рады видеть вас! Ваш приход для нас радость.
Ёлочка: Ребята для вас загадка!
Кто в году четыре раза переодевается?
Дети: Земля.
Тихоня: Какие времена года знаете?
Дети: Зима,
весна,
лето,
осень.
Ёлочка: Давайте мы совершим путешествие «Дорогою добра» и расскажем, как
Эколята провели этот год, и каждое доброе дело в «Корзинке добрых дел оставим»
Умница: Только появились на деревьях почки,
Новенькое платье сшила мать для дочки,
С яркими цветами и голубизною,
Маленькую дочку назвала Весною.
Звучит фрагмент из пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского.
Учитель: Весна - время пробуждения природы!
Выходит девочка в костюме Весны.
Весна: Меня зовут весною — я девочка Весна.
6
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи,
Чтоб с юг прилетели веселые грачи.
Шалун: Ну, весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?
Весна: У меня уборка:
Снег смести с пригорка,
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайки посушу,
Вас на праздник приглашу.
Игра «Хоровод»
Повторяйте все за мной, танец солнца заводной.
Показывает движения, все повторяют. (Слайд 2)
Ш а л у н : Р е б я т а
2 А
к л а с с а
п р о в о д я т
р е г у л я р н о
субботники
по
благоуст ройству
территории
и
р а з б и в к е
клумб. (Слайд 3)
Умница: Немало народных примет, пословиц, загадок о
природе сложено.
Умница: Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.
Если облака плывут высоко — к хорошей погоде.
Гром ранней весной - перед холодом.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
Если весной много паутины – к жаркому лету.
Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.
Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.
Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.
Тихоня: Без рук, без топорёнка построена избенка. Что это?
Дети: Гнездо.
Тихоня: Золотое яблочко катится по серебряному блюдечку. Что это?
Дети: Солнце.
Тихоня: Поднялись ворота, всему свету красота. Что это?
Дети: Радуга.
Тихоня: На шесте дворец, во дворце певец. Кто это?
Дети: Скворец.
7
Ёлочка: Прочитав
буквы
только
в
цветочках,
вы
узнаете,
как
называются
первые
весенние
цветы. (/Слайд 4)
Умница: Кроме подснежников есть ещё другие весенние цветы.
Учитель: - У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них
занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ландыши, ... Давайте поговорим
о …
Умница:
Ветренице!
На
Камчатке
растёт
ветреница
камчатская,
ветреница
охотская,
ветреница
сибирская.
Ветреница
–
уникальное
растение,
она
уменьшает
содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.
Тихоня: Ребята со 2А не только изучают, наблюдают за первоцветами, но и провели
Акцию «Сохраним первоцветы!» (Слайд5)
Шалун: И
конкурс
рисунка
провели! (Слайд 6,7)
Умница: Да за цветами лучше наблюдать или самим выращивать. (Слайд 8, 9,
10)
Ёлочка: И рассказывать об этом ребятам. Акция «Посади цветок!» (Слайд 11)
Ш а л у н : И
не
только
на
улице
разводить
цветы,
но
и
о з е л е н я т ь
помещения! (Слайд 12, 13, 14)
Тихоня: А ребята и посадкой деревьев занимаются! (Слайд 15, 16)
Ёлочка: Дочь свою вторую называла Летом,
Мать дала ей много солнечного света.
Звучит фрагмент из пьесы «Белые ночи» П.И. Чайковского.
Выходит девочка в костюме Лета.
Лето: Всё от солнца ясного расцвело, —
Это лето к нам красное пришло.
По росистой травушке, по траве,
По зеленой шелковой мураве
Лето в школу к нам идет,
Землянику и малину
8
И смородину несет.
Лето к нам идет лугами,
Осыпает их цветами.
Дети поют «Песенку о лете».
Шалун: Лето! Я люблю лето! Время солнца, дождика, травы и птиц! Так и хочется
летом крикнуть - Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте,
звери: тигры, львы, слоны, волки! Здравствуй, всё живое на планете!
Учитель: Эколята 2А регулярно ведут рубрики в Уголке (Слайд 17)
Здравствуй, вся Камчатка!
Умница: Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и
знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили
бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди
уничтожили их.
Тихоня: Спелыми плодами любовалась мать,
Осень - третью дочку стала называть.
Звучит фрагмент из пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
Выходит девочка в костюме Осени.
Ёлочка: Следом за летом осень идет.
Желтые песни ей ветер поет.
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
Умница: Холодно становится, холодно! Прошло красное лето. Казалось бы, еще
вчера стояли длинные теплые дни. И вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что
увял
и
состарился
пригнувшийся
под
плодами
сад.
Осень
раскрашивает
всё
вокруг
разноцветными красками. Я сейчас проверю, знаете ли вы названия цветов и красок.
(Слайд 18, 19) Если произношу названия краски – хлопните в ладоши 1 раз, если нет –
замрите: Розовый, красный, оранжевый, синий.
Желтый, лимон, абрикосовый, милый.
Черный, зеленый, малина,
Осень, как сказка красива.
Тихоня: Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
9
Посмотрите – роща золотом одета!»
Шалун: А кто из вас сможет найти ответы на осенние загадки?
1.
Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет…
Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет? (Осень)
2.
Всё лето над нами о чём-то шептали,
К зиме под ногами они зашуршали? (Листья)
3.
Пушистая вата плывёт куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
4.
Сосновая ветка, еловая ветка …
От ветки до ветки натянута сетка. (Паутина)
5.
Не удержались в сите сверкающие нити
И, выскочив на волю, пришли тучи к полю. (Дождь)
Ёлочка: Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Тихоня: Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток.
Шалун: И моет всех тоже вода.
Умница: А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут
тяжелые грузы и пассажиров.
Тихоня: Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее
непригодной к употреблению.
Ёлочка: Пресных вод приходится очень мало.
Умница:
Наша
Камчатка
богата
водами.
Множество
рек,
озёр,
ледников
находится
на
Камчатке!
Шалун: Наша с вами задача сохранить водное богатство нашего края. Воду нужно
беречь.
Умница: Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!
Ёлочка: Снегом, украшая горы и дома,
Имя старшей дочке мать дала - Зима.
Зима: Я
- Зима-метелица!
В гости к вам пришла.
Кто любит мой пушистый снег,
Узоры на окне?
Кто любит санок быстрый бег?
10
Кто радуется мне?
Шалун: Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Приучайте птиц в мороз к своему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Умница:
Ребята,
птицы
так
же,
как
и
звери,
нуждаются
в
вашей
заботе
и
внимании.
Особенно
зимующие, ведь им так недостает корма в лютые морозные дни!
Как человек помогает птицам пережить зиму? (Слайд 20, 21)
Тихоня: Назовите, каких птиц вы наблюдали, подкармливая их.
(Ответы учащихся).
Ёлочка: Подкармливая птиц, вы помогаете им перенести суровую зиму, и при
этом можете понаблюдать за пернатыми. Только нужно помнить
одно
правило:
нельзя
обманывать
доверие птиц; если начали подкармливать, нужно делать это каждый день в
течение всей зимы.
Шалун: Играем в игру на внимание. Если я называю птиц, вы молчите, если
другое слово – вы хлопаете. (Слайд 22)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Ласточки, ежи,
Галки, макароны…
Аисты, вороны...
Голуби, куницы…
Ласточки, лисицы…
Болтики, кукушки…
Зяблики, игрушки…
Сороки, утки
Воробьи, шутки…
Филины, ужи…
Утки и стрижи.
11
(Звучит аудиозапись голосов птиц.)
Тихоня:
Какое
хорошее
у
нас
с
вами
путешествие
проходит.
Но
наступает
торжественный момент …
Ёлочка: Ребята, первоклассники, вы готовы вступить в ряды Эколят?
Умница: Произносим
Клятву
Эколят! (Слайд 23, 24)
Шалун:
Наша
встреча
сегодня
подходит
к
концу,
но
впереди
по
дороге
Добра
нас
ждут
важные
дела.
Удачи
нам
всем.
У
нас
общее
дело.
Тихоня: Люби родную природу -
Озера, леса и поля.
Ёлочка: Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Шалун: Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относиться добрей.
Учитель:
Сегодня
мы
еще
раз
вспомнили
о
том,
как важно
внимательно
относиться к нашей планете. Мы поняли, что тоже можем многое сделать для природы,
для нашей Земли. Что для этого необходимо делать каждому из нас? (Ответы детей) А
вы хотите увидеть, какой будет наша Земля, если мы окружим её вниманием, любовью
и заботой? Тогда закройте глаза и откроете по моей команде (звучит музыка).
12
Выводы
Результатами мероприятий можно считать следующие достижения:
– формирование понимания неразрывной связи человека с природой;
– пополнение знаний детей о природе;
– формирование
бережного
отношения
к природе и потребности
принимать
активное участие в природоохранной деятельности;
– формирование желания заботиться о живых объектах природы;
– развитие эмоциональной отзывчивости средствами природы и музыки;
– обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.
Эффективность заключается еще в том, что такая форма взаимодействия дает детям
возможность самим исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а
также
применять
полученные
знания
в
той
или
иной
деятельности.
В
процессе мероприятия не только закреплялись навыки и умения, полученные на уроках и
во внеурочной деятельности, но и углублялась потребность детей в познании нового,
расширении своего кругозора. Успешно решалась задача взаимодействия ребят друг с
другом, развитие их коммуникативных навыков. На таких мероприятиях дети учатся
бережному отношению к окружающему миру.
13
Заключение.
Проведенное экологическое мероприятие показало важность и значимость для
развития экологической
культуры,
экологического образования
и
просвещения
учащихся не только 1 – В и 2 – А классов, но и детей других классов МБОУ СШ №2, а
также приобщение к теме экологического воспитания родительского коллектива. Только
совместными
усилиями
мы
можем
решить
одну
из
главных
задач
–
воспитание
экологически грамотного человека.
Безусловно, существует необходимость в дальнейшем проведении мероприятий в
рамках
природоохранных
социально-образовательных
проектов «Эколята
–
дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы», так как при проведении
такой
работы
происходит
развитие экологической
этики
воспитанников,
ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание,
воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени,
личной ответственности за все происходящее вокруг.
Проведение мероприятия станет доброй и красочной традицией для нашей школы,
ведь
именно
с
таких мероприятий начинается
патриотическое
воспитание
детей,
развития у молодого поколения чувства любви к природе и к родному краю.
В заключении хочется сказать, что прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы
пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда».
14