Напоминание

"Дорогою добра"


Автор: Загребельная Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №2
Населённый пункт: г.Вилючинск
Наименование материала: методическая разработка мероприятия по экологическому воспитанию
Тема: "Дорогою добра"
Раздел: начальное образование





Назад




Камчатский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

«Средняя школа №2»

Загребельная Ольга Васильевна

«Региональное мероприятие Всероссийского

экологического детского Фестиваля – праздника

Эколят – Молодых защитников Природы 2019»

Игра – путешествие

«Дорогою добра»

2

Оглавление

Введение___________________________________________________3

Цель, задачи________________________________________________3

Новизна и значимость________________________________________4

Описание мероприятия _______________________________________5

Выводы ___________________________________________________12

Заключение________________________________________________13

7. Приложение 1 «Свидетельство о публикации» ________________ 14

8.Приложение 2 «Фото

мероприятий» ______________________15

9.Приложение 3 «Отзывы родителей» _________________________38

3

Введение

Цель:

Формирование

экологической

культуры,

образование

и

п р о с в е щ е н и е

подрастающего поколения; формирование основ активной жизненной позиции, богатого

внутреннего мира и системы ценностных отношений природы в её единстве с человеком,

применение полученных знаний в качестве решения экологических и природоохранных

проблем;

воспитание

чуткости,

отзывчивости

и

сопереживания

к

окружающей

нас природе.

Задачи:

- пополнить знания об окружающей природе через знакомство с разнообразием

животного и растительного мира;

- воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;

- формировать умения самостоятельно решать экологические задачи;

-

способствовать

воспитанию

потребности

принимать

активное

участие

в

природоохранной и экологической деятельности.

Актуальность:

Сегодняшние

дети

обладают

разнообразными

знаниями,

в

том

числе

и

по экологии, но применять их на практике не всегда умеют. Но дети – это постоянные

исследователи, которые хотят все знать, все понять, во всем разобраться, всем помочь. Они

смотрят на происходящее с восторгом и удивлением – пребывая в постоянном поиске, что

является

основной

формой

их

жизнедеятельности,

необходимым

условием

развития,

которая закладывает фундамент и дает перспективы роста творческого потенциала.

На современном этапе развития человечества наиболее актуальными становятся

проблемы взаимоотношения людей с природой, что говорит о необходимости вывода

экологического воспитания на качественно новый уровень.

Задача

воспитательной

работы

по экологическому направлению

состоит

в

формировании

определенного

объема

знаний

по экологии,

приобретению

навыков

научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия человека и природы,

осознанию значимости своей практической помощи природе.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, законов

и правил взаимодействия человека с природой, формирование чувства сопереживания к

ней, активность в решении некоторых экологических вопросов.

Новизна и значимость:

4

Введение в праздник новых героев – «Эколят» - друзей и защитников Природы,

помогает младшим школьникам через игру подружиться с Природой, понять и полюбить

её.

Сочетание различных видов деятельности помогает им открывать и познавать

окружающую

действительность

с

разных

сторон.

Опираясь

на

полученные

в

ходе мероприятия знания, наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт

исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять

полученные

знания

в

той

или

иной

деятельно сти.

Особенно

важно

в

содержании экологического образования присутствие регионального компонента наряду

с федеральным.

Младшие школьники, принимая участие в торжественной церемонии посвящения

в «Эколята», получили удостоверение «Эколёнка», дали клятву, исполняли гимн Эколят.

Ребёнок, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, главная

задача которых – это сбережение и защита природы.

Данное мероприятие включает

несколько

взаимосвязанных

блоков,

которые

охватывают

все

стороны экологического

воспитания.

В мероприятии использованы

инновационные

технологии,

информационно-коммуникативные

технологии

в

виде

интерактивных

игр

и

презентации,

личностно-ориентированные,

игровые

и

здоровье

сберегающие технологии, технологии проблемного обучения и др.

Особая значимость проведенной работы по экологическому воспитанию – это

положительное влияние на ребенка, через формирование его собственного жизненного

опыта.

(Звучат звуки природы)

5

Учитель: Ребята, что звуки слышатся? (Ответы детей) Надо разобраться!

(Слышится шум.) Ребята, у нас гости!

(Заходят герои) (Слайд 1)

Ёлочка: Солнце светит, пахнет хлебом,

Лес шумит, река, трава.

Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова.

Шалун: Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом

Звонкой, мирной тишиной.

Тихоня: Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Умница: Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Учитель: Мы очень рады видеть вас! Ваш приход для нас радость.

Ёлочка: Ребята для вас загадка!

Кто в году четыре раза переодевается?

Дети: Земля.

Тихоня: Какие времена года знаете?

Дети: Зима,

весна,

лето,

осень.

Ёлочка: Давайте мы совершим путешествие «Дорогою добра» и расскажем, как

Эколята провели этот год, и каждое доброе дело в «Корзинке добрых дел оставим»

Умница: Только появились на деревьях почки,

Новенькое платье сшила мать для дочки,

С яркими цветами и голубизною,

Маленькую дочку назвала Весною.

Звучит фрагмент из пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского.

Учитель: Весна - время пробуждения природы!

Выходит девочка в костюме Весны.

Весна: Меня зовут весною — я девочка Весна.

6

Иду тропой лесною без отдыха и сна.

Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи,

Чтоб с юг прилетели веселые грачи.

Шалун: Ну, весна, как дела?

Для чего тебе метла?

Для чего тебе ручьи?

И лучи, что горячи?

Весна: У меня уборка:

Снег смести с пригорка,

Мусор смыть с дорожек.

Я лужайки посушу,

Вас на праздник приглашу.

Игра «Хоровод»

Повторяйте все за мной, танец солнца заводной.

Показывает движения, все повторяют. (Слайд 2)

Ш а л у н : Р е б я т а

2 А

к л а с с а

п р о в о д я т

р е г у л я р н о

субботники

по

благоуст ройству

территории

и

р а з б и в к е

клумб. (Слайд 3)

Умница: Немало народных примет, пословиц, загадок о

природе сложено.

Умница: Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.

Если облака плывут высоко — к хорошей погоде.

Гром ранней весной - перед холодом.

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.

Если весной много паутины – к жаркому лету.

Если весной встретится белый заяц, то снег обязательно еще выпадет.

Из берёзы течет много сока — к дождливому лету.

Если одуванчик зацвел ранней весной, лето будет коротким.

Тихоня: Без рук, без топорёнка построена избенка. Что это?

Дети: Гнездо.

Тихоня: Золотое яблочко катится по серебряному блюдечку. Что это?

Дети: Солнце.

Тихоня: Поднялись ворота, всему свету красота. Что это?

Дети: Радуга.

Тихоня: На шесте дворец, во дворце певец. Кто это?

Дети: Скворец.

7

Ёлочка: Прочитав

буквы

только

в

цветочках,

вы

узнаете,

как

называются

первые

весенние

цветы. (/Слайд 4)

Умница: Кроме подснежников есть ещё другие весенние цветы.

Учитель: - У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них

занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ландыши, ... Давайте поговорим

о …

Умница:

Ветренице!

На

Камчатке

растёт

ветреница

камчатская,

ветреница

охотская,

ветреница

сибирская.

Ветреница

уникальное

растение,

она

уменьшает

содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.

Тихоня: Ребята со 2А не только изучают, наблюдают за первоцветами, но и провели

Акцию «Сохраним первоцветы!» (Слайд5)

Шалун: И

конкурс

рисунка

провели! (Слайд 6,7)

Умница: Да за цветами лучше наблюдать или самим выращивать. (Слайд 8, 9,

10)

Ёлочка: И рассказывать об этом ребятам. Акция «Посади цветок!» (Слайд 11)

Ш а л у н : И

не

только

на

улице

разводить

цветы,

но

и

о з е л е н я т ь

помещения! (Слайд 12, 13, 14)

Тихоня: А ребята и посадкой деревьев занимаются! (Слайд 15, 16)

Ёлочка: Дочь свою вторую называла Летом,

Мать дала ей много солнечного света.

Звучит фрагмент из пьесы «Белые ночи» П.И. Чайковского.

Выходит девочка в костюме Лета.

Лето: Всё от солнца ясного расцвело, —

Это лето к нам красное пришло.

По росистой травушке, по траве,

По зеленой шелковой мураве

Лето в школу к нам идет,

Землянику и малину

8

И смородину несет.

Лето к нам идет лугами,

Осыпает их цветами.

Дети поют «Песенку о лете».

Шалун: Лето! Я люблю лето! Время солнца, дождика, травы и птиц! Так и хочется

летом крикнуть - Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби! Здравствуйте,

звери: тигры, львы, слоны, волки! Здравствуй, всё живое на планете!

Учитель: Эколята 2А регулярно ведут рубрики в Уголке (Слайд 17)

Здравствуй, вся Камчатка!

Умница: Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и

знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили

бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди

уничтожили их.

Тихоня: Спелыми плодами любовалась мать,

Осень - третью дочку стала называть.

Звучит фрагмент из пьесы «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Выходит девочка в костюме Осени.

Ёлочка: Следом за летом осень идет.

Желтые песни ей ветер поет.

Красную под ноги стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

Умница: Холодно становится, холодно! Прошло красное лето. Казалось бы, еще

вчера стояли длинные теплые дни. И вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что

увял

и

состарился

пригнувшийся

под

плодами

сад.

Осень

раскрашивает

всё

вокруг

разноцветными красками. Я сейчас проверю, знаете ли вы названия цветов и красок.

(Слайд 18, 19) Если произношу названия краски – хлопните в ладоши 1 раз, если нет –

замрите: Розовый, красный, оранжевый, синий.

Желтый, лимон, абрикосовый, милый.

Черный, зеленый, малина,

Осень, как сказка красива.

Тихоня: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень: «Не жалейте лето!

9

Посмотрите – роща золотом одета!»

Шалун: А кто из вас сможет найти ответы на осенние загадки?

1.

Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет…

Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет? (Осень)

2.

Всё лето над нами о чём-то шептали,

К зиме под ногами они зашуршали? (Листья)

3.

Пушистая вата плывёт куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

4.

Сосновая ветка, еловая ветка …

От ветки до ветки натянута сетка. (Паутина)

5.

Не удержались в сите сверкающие нити

И, выскочив на волю, пришли тучи к полю. (Дождь)

Ёлочка: Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Тихоня: Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток.

Шалун: И моет всех тоже вода.

Умница: А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут

тяжелые грузы и пассажиров.

Тихоня: Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее

непригодной к употреблению.

Ёлочка: Пресных вод приходится очень мало.

Умница:

Наша

Камчатка

богата

водами.

Множество

рек,

озёр,

ледников

находится

на

Камчатке!

Шалун: Наша с вами задача сохранить водное богатство нашего края. Воду нужно

беречь.

Умница: Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги -

Мы ведь на планете не одни!

Ёлочка: Снегом, украшая горы и дома,

Имя старшей дочке мать дала - Зима.

Зима: Я

- Зима-метелица!

В гости к вам пришла.

Кто любит мой пушистый снег,

Узоры на окне?

Кто любит санок быстрый бег?

10

Кто радуется мне?

Шалун: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

Умница:

Ребята,

птицы

так

же,

как

и

звери,

нуждаются

в

вашей

заботе

и

внимании.

Особенно

зимующие, ведь им так недостает корма в лютые морозные дни!

Как человек помогает птицам пережить зиму? (Слайд 20, 21)

Тихоня: Назовите, каких птиц вы наблюдали, подкармливая их.

(Ответы учащихся).

Ёлочка: Подкармливая птиц, вы помогаете им перенести суровую зиму, и при

этом можете понаблюдать за пернатыми. Только нужно помнить

одно

правило:

нельзя

обманывать

доверие птиц; если начали подкармливать, нужно делать это каждый день в

течение всей зимы.

Шалун: Играем в игру на внимание. Если я называю птиц, вы молчите, если

другое слово – вы хлопаете. (Слайд 22)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

Ласточки, ежи,

Галки, макароны…

Аисты, вороны...

Голуби, куницы…

Ласточки, лисицы…

Болтики, кукушки…

Зяблики, игрушки…

Сороки, утки

Воробьи, шутки…

Филины, ужи…

Утки и стрижи.

11

(Звучит аудиозапись голосов птиц.)

Тихоня:

Какое

хорошее

у

нас

с

вами

путешествие

проходит.

Но

наступает

торжественный момент …

Ёлочка: Ребята, первоклассники, вы готовы вступить в ряды Эколят?

Умница: Произносим

Клятву

Эколят! (Слайд 23, 24)

Шалун:

Наша

встреча

сегодня

подходит

к

концу,

но

впереди

по

дороге

Добра

нас

ждут

важные

дела.

Удачи

нам

всем.

У

нас

общее

дело.

Тихоня: Люби родную природу -

Озера, леса и поля.

Ёлочка: Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Здесь мы с тобой родились,

Шалун: Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди, все вместе

К земле относиться добрей.

Учитель:

Сегодня

мы

еще

раз

вспомнили

о

том,

как важно

внимательно

относиться к нашей планете. Мы поняли, что тоже можем многое сделать для природы,

для нашей Земли. Что для этого необходимо делать каждому из нас? (Ответы детей) А

вы хотите увидеть, какой будет наша Земля, если мы окружим её вниманием, любовью

и заботой? Тогда закройте глаза и откроете по моей команде (звучит музыка).

12

Выводы

Результатами мероприятий можно считать следующие достижения:

– формирование понимания неразрывной связи человека с природой;

– пополнение знаний детей о природе;

– формирование

бережного

отношения

к природе и потребности

принимать

активное участие в природоохранной деятельности;

– формирование желания заботиться о живых объектах природы;

– развитие эмоциональной отзывчивости средствами природы и музыки;

– обогащение словарного запаса детей новыми понятиями.

Эффективность заключается еще в том, что такая форма взаимодействия дает детям

возможность самим исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а

также

применять

полученные

знания

в

той

или

иной

деятельности.

В

процессе мероприятия не только закреплялись навыки и умения, полученные на уроках и

во внеурочной деятельности, но и углублялась потребность детей в познании нового,

расширении своего кругозора. Успешно решалась задача взаимодействия ребят друг с

другом, развитие их коммуникативных навыков. На таких мероприятиях дети учатся

бережному отношению к окружающему миру.

13

Заключение.

Проведенное экологическое мероприятие показало важность и значимость для

развития экологической

культуры,

экологического образования

и

просвещения

учащихся не только 1 – В и 2 – А классов, но и детей других классов МБОУ СШ №2, а

также приобщение к теме экологического воспитания родительского коллектива. Только

совместными

усилиями

мы

можем

решить

одну

из

главных

задач

воспитание

экологически грамотного человека.

Безусловно, существует необходимость в дальнейшем проведении мероприятий в

рамках

природоохранных

социально-образовательных

проектов «Эколята

дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы», так как при проведении

такой

работы

происходит

развитие экологической

этики

воспитанников,

ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание,

воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени,

личной ответственности за все происходящее вокруг.

Проведение мероприятия станет доброй и красочной традицией для нашей школы,

ведь

именно

с

таких мероприятий начинается

патриотическое

воспитание

детей,

развития у молодого поколения чувства любви к природе и к родному краю.

В заключении хочется сказать, что прав А. Экзюпери, предупреждавший: «Все мы

пассажиры большого корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда».

14



В раздел образования