Автор: Крюкова Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 61 Г.Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Формирование коммуникативных компетенций на коррекционно-развивающих логопедических занятиях.
Раздел: начальное образование
Формирование коммуникативных
компетенций
на коррекционно – развивающих
логопедических занятиях
Крюкова Е.А.
Учитель – логопед,
МБОУ «СОШ № 61»
Коммуникативная компетентность — это способность
личности к речевому общению и умение слушать.
В качестве обязательных умений, обеспечивающих
коммуникативность учащихся, выделяют:
•
умение задавать вопросы и четко формулировать ответы
на них,
•
внимательно слушать и активно обсуждать
рассматриваемые проблемы,
•
комментировать высказывания собеседников и давать им
критическую оценку, аргументировать свое мнение в
группе (в классе), а также способность выражать
собеседнику эмпатию,
•
адаптировать свои высказывания к возможностям
восприятия других участников коммуникативного
общения.
У обучающихся с речевыми нарушениями возникают сложности:
•
в организации свободного общения,
•
затруднения в развитии речемыслительной и познавательной
деятельности,
•
в осуществлении процесса социализации детей.
Логопедические занятия призваны помочь обучающимся
преодолеть имеющиеся трудности, которые мешают детям
овладеть:
•
грамотой;
•
устной и письменной коммуникацией;
•
осмысленным чтением и письмом;
•
способностью пользоваться устной и письменной речью для
решения соответствующих житейских задач
.
ЦЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
У ДЕТЕЙ - ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В РЕЧЕВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ФОРМ И СПОСОБОВ
НЕВЕРБАЛЬНОЙ И ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
СТРУКТУРЫ ДЕФЕКТА.
На логопедических занятиях коммуникативное развитие идет по двум
направлениям:
количественное накопление
(увеличение словарного запаса, объема высказывания);
качественные изменения
(произношение, развитие связной речи, понимание обращенной
речи).
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ:
•
Работа в группах и мини-группах
•
Проектная деятельность.
•
Использование ИКТ.
ЭТАПЫ формирования коммуникативных компетенций
у детей с нарушениями речи и практические приемы, которые можно
использовать на логопедических занятиях на каждом этапе:
I.«Учитель руководит»
- развитие умений по образцу учителя-логопеда
•
СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ НА ОБЩЕНИЕ
•
УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ
ВОПРОС.
•
УМЕНИЕ ЗАДАВАТЬ ВОПРОС
•
ПОВТОРИТЬ (КОММЕНТИРОВАТЬ) ВОПРОС ИЛИ ОТВЕТ.
•
ПЕРЕСКАЗ ПО ВОПРОСАМ ИЛИ ПЛАНУ.
•
РАССКАЗ ПО ОБРАЗЦУ (С ОПОРАМИ И БЕЗ НИХ)
Составление рассказа, используя универсальные вопросы или план ответа:
Вопросы Ответы
Из чего состоит тело ___? Тело_____состоит из _____ .
Что есть на голове ___? На голове ____ есть _____ .
Чем покрыто тело? Тело покрыто _____ .
Есть ли хвост? У ____ есть (нет) хвост.
К каким животным (птицам) относится? ____ относится к животным(птицам)
Где живёт? ____ живёт _____ .
Приносит ли пользу? _____приносит (не приносит) пользу .
ГЛАЗ
РУКА
РОТ
УХО
НОС
II. «УЧИТЕЛЬ ПОМОГАЕТ»- развитие умений с помощью
учителя-логопеда или с его корректировкой.
•
УМЕНИЕ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Плащ - химчистка. Пещера — бочки.
Считать - чек. Речка — удилище.
Тащить - кирпичи. Черепаха — щенок.
«Отгадай задание»
Сочини сказку
Опиши картинку
Игра
«
Гантели
»
Ход игры. Мишка хочет поднимать только те гантели, на которых обе картинки со звуком Ш, а слон, где обе картинки со звуком С. .Придумать
предложение, где бы присутствовали оба слова Когда предложение будет составлено, ребенок определяет количество слов в этом предложении.
Чем больше слов в предложении, тем тяжелее гантели. Кликни мышкой на гантели, чтобы проверить кто какие гантели поднимет.
ЦЕЛЬ: УЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ЗАДАННЫМИ СЛОВАМИ, ОПРЕДЕЛЯТЬ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ,
АВТОМАТИЗИРОВАТЬ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗВУКИ НА МАТЕРИАЛЕ СЛОВ.
Игра
«
Гантели
»
•
ПОДБОР ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРИДАНИЯ
ВЫСКАЗЫВАНИЮ ОБРАЗНОСТИ, ЯРКОСТИ И КРАТКОСТИ
Прием «Распространение текста» Цель: развивать умение детей
распространять предложения, подбирая нужные языковые
средства.
•
УМЕНИЕ ДОКАЗАТЬ СВОЮ МЫСЛЬ
Игра «Приведи пример» Цель: развивать умение детей доказывать
факт примером. Учитель-логопед подбирает факты, отражающие
какую-то общую истину.
Игра «Деформированное предложение» Цель: находить причинно-
следственные отношения между явлениями, устанавливать
логическую связь.
Упражнение «Подружи слова». Этот принц — иностранец. Он
плохо говорит по-русски и
часто путает слова в предложениях. Помоги ему: «подружи»
слова и произнеси предложения правильно. Образец: Грядка,
репа, расти, на. — Репа растёт на грядке.
Грядка, репа, расти, на.
Мама, суп, варить, грибной.
Снегири, ветка, сидеть, рябина, на.
Игорь, абрикосовое, любить, варенье.
Варя, пряники, четыре, съесть.
Игорь, пескарь, поймать, крючок, на.
Варенье, из, варить, черешня, Римма.
•
УМЕНИЕ ВСТУПИТЬ В ОБЩУЮ БЕСЕДУ СО СВОИМ
ВЫСКАЗЫВАНИЕМ
Цель этого этапа: формировать у детей, имеющих низкий уровень
произвольного внимания, умение следить за темой общей беседы и
при необходимости поддержать разговор, высказывая свою мысль.
•
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ АРТИКУЛЯЦИИ (ИНТОНИРОВАНИЕ
И СКОРОСТЬ РЕЧИ) ВО ВРЕМЯ ОЗВУЧИВАНИЯ МЫСЛИ.
Упражнения на развитие
интонационных умений
Прочитай: тихо/громко, весело/грустно, обиженно,
удивленно, задумчиво, сердито; как герой сказки (злой
волк, капризная принцесса, хитрая лиса,
неповоротливый медведь, петух-хвастун)
Ур-ур-ур – говорила кошка: «Мур!»
Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы – как слезем со скалы
?
?
Дина, Диму угощай –
Дина, Диме дыни дай!
Бубенчики висят,
Качаются, звенят,
Ты повтори их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
III. «УЧИТЕЛЬ НАБЛЮДАЕТ»- развитие навыков
самостоятельной коммуникации школьников, учитель в случае
необходимости может внести корректировку.
•
ОРГАНИЗАЦИЯ БЕСЕДЫ В ПАРЕ
•
ПОДДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ В ПАРЕ, ГРУППЕ.
Чтобы беседа успешно состоялась, участникам диалога нужно
соблюдать определенные правила.
•
УМЕНИЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ.
•
УМЕНИЕ УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНЫХ ИГРАХ,
ВИКТОРИНАХ
УМЕНИЕ
ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕФЛЕКСИЮ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Спасибо за внимание !
Литература
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.- М.: Мозаика-синтез, 1999.
Гридина Т.Я. Языковая игра: стереотип и творчество.-Екатеринбург:Изд.Урал.гос.пед.ун-та, 1996.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред.
А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С.
Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. – М.: Экономика, 1997.
Соловьева, Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями / Л.Г.
Соловьева // Дефектология. – 2007.– № 4. – С. 37–45.
Федосеева, Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. – М., 1999.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.
Картинки взяты в свободном доступе в сети Интернет
Криницкая Светлана Геннадьевна, учитель-логопед