Напоминание

"Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"


Автор: Бугаевская Алла Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ДОУ № 14 г. Липецка
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»

Инструктор по физической культуре Бугаевская А.А.

Игра – единственная и самая любимая деятельность ребенка. Она

позволяет

удовлетворить

потребность

в

развлечении,

удовлетворении

любопытства,

выплескивании

накопившейся

энергии,

получения

новых

ощущений, самоуверенности. В игре у детей проявляется инициативность,

общительность, способность координировать свои действия с действиями

сверстников.

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда формируется основа

здоровья

на

все

последующие

годы.

Оздоровительно-развивающие

игры

позволяют

ставить

и

решать

интересные

двигательные

задачи

разной

сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые

ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают

дополнительную обучающую ситуацию.

Игра создает условия для разнообразной двигательной активности

воспитанников,

обогащает

представления

детей

о

необходимости

движений,

позволяет

использовать в

повседневной

п р а кт и ке

адаптированные

спортивные

игры

и

упражнения,

с п о с о б с т вуе т

формированию умений и развитию физических качеств, побуждает детей к

творчеству в двигательной деятельности.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной

площадки или наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при

наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного

психологического

состояния

или

предупреждения

психоэмоционального

напряжения,

которое

может

быть

вызвано

характером

предстоящей

или

проведенной учебной

деятельности,

они

могут

проводиться

как

индивидуально, так и коллективно.

Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания,

можно

в

определенной

степени

оценить

уровень

их

физической

подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости

нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию

о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность

игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 6 минут.

Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Для максимального эффекта следует обращать внимание на пояснения к

играм.

Игровой

материал

должен

быть

ярким,

голос

ведущего

заинтересовывающим.

Особых

возрастных

требований

к

участникам

оздоровительных игр нет. Оздоровительно развивающие игры чрезвычайно

многообразны.

Они

непрерывно

совершенствуются

и

усложняются.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.

В оздоровительной работе с детьми используются

-игры

на

формирование

правильной

осанки,

которые

способствуют

укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета»

позвоночника;

-игры,

направленные

на

профилактику

болезней

носа

и

горла,

брохолёгочных

заболеваний.

Они

восстанавливают

носовое

дыхание,

проводятся с сопровождением звукоречевой гимнастики, которая является

своеобразным вибромассажером;

-игры

на

преодоление

последствий

болезней

сердечно-сосудистой

системы, они повышают согласованность нервно – регуляторных механизмов

кровообращения;

-игры,

направленные

на

исправление

прикуса.

При таких

систематических

упражнениях

возникает

новый

динамический

стереотип

(привычка говорить, жевать и т.д.);

-игры,

направленные

на

преодоление

плоскостопия,

которые

способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы;

игры

для

преодоления

последствий

инфекционных

заболеваний,

они

помогают

ребенку

обрести

уверенность

в

себе,

улучшить

психическое

здоровье, повысить неспецифический иммунитет;

-игры на преодоление ожирения, которые проводятся для повышения

интенсивности

обменных

процессов

и

увеличения

энергетических

затрат

организма;

-игры

для

преодоления

отставания

в

психомоторном

развитии

у

часто

болеющих острыми респираторными вирусными инфекциями, они помогают

устранить отставание в развитии и направлены на воспитание полезных

н а в ы к о в

х о д ь б ы ,

б е г а ,

л а з а н ь я ,

п о л з а н ь я

и

т . д . .

Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют

давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на

организм без резких степеней

утомляемости. Им легко найти место в

режиме

дня.

Таким

образом,

процесс

оздоровления

детей

проходит

постоянно,

а

не

только

во

время

специализированных

физкультурных

занятий.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие,

раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать

определенные навыки.

Оздоровительно-развивающие

игры способствуют

формированию

у

ребенка

осознанного

отношения

к

собственному

здоровью,

развитию

уверенности детей в собственных силах, формируются и развиваются такие

психические качества как эмоции, чувства, воображение, память, интеллект и

др. Главное, я повторюсь, что дети получают уверенность в своих силах,

бодрое и жизнерадостное настроение.

Приведу в пример некоторые игры:

Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии.

1. Ловкие ноги

Цель игры:

• развитие координации движений, чувства равновесия;

укрепление

связочно-мышечного

аппарата

голени

стопы.

Необходимый материал. Ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем, кистями

опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца

справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к

левой,

не

задев

палки.

После

этого

правую

ногу

перевести

в

исходное

положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо

от палки. Повторять 2—4 раза, последние два раза перенести обе ноги с

платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев

платком палки. Выполняя упражнение, можно приговаривать:

Я платок возьму ногой,

Поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю,

Палку я не зацеплю.

Дружные пальчики.

Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обруч.

Содержание

игры.

Участники делятся на две команды. Для каждой команды 2-3 обруча.

Вокруг

обруча

располагаются

четыре

участника.

Перед

обручами

на

расстоянии 1-2м разложены 4 лоточка с 10 карандашами. По сигналу педагога

игроки берут пальцами спот каждой ноги по карандашу, быстро доходят до

обруча, опускают в него карандаши бегом возвращаются к оставшимся. Если

игрок теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает

движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Выигрывает

команда,

игроки

которой

первыми

завершают

перенос

карандашей.

(индивидуальный

вариант игры:

все

дети

сидят

на

стульях,

перед каждым лоточек, справа и слава от которого лежат по 8-10 карандашей.

По

сигналу

надо

быстро

переложить

карандаши

каждой

ногой

в

лоток.

Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой.

Побеждает ребенок, который затратил меньше времени).

Каракатица

Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую

палку.

Инвентарь: Деревянные или пластмассовые гимнастические палки.

Содержание

игры:

Участники

делятся

на

две

команды,

каждый

участник принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в

коленях, руки в упоре сзади. Игроки выстраиваются в колонну, которую

завершает капитан. По сигналу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на

кисти

и

пятки,

начинает

движение

до

поворота,

разворачивается

и

возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую

палку.

Передав

эстафету

своему

другу

по

команде,

ребенок

встает

за

последним участником команды,

Правила: Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает

игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным сопровождением или без него.

Игры на формирование правильной осанки.

Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний.

Дефекты

осанки

отрицательно

влияют

на

деятельность

сердца,

желудка,

печени, почек.

Основа

профилактики

и

лечения

нарушений

осанки

общая

тренировка организма ребенка.

Значение игр:

укрепляют опорно-двигательный аппарат;

усилят мышечный «корсет» позвоночника;

улучшают функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.

В процессе проведения подвижных игр надо добиваться:

тренировки

навыков

в

удержании

головы

и

туловища

в

правильном положении;

правильной

ходьбе

(грудь

вперед,

лопатки

чуть

сведены,

подбородок приподнят).

Выработке

правильной

осанки

помогают

игры

на

координацию

движений, равновесия. Игровые упражнения чередуются с дыхательными.

Приобретение правильной осанки — длительный процесс, поэтому

ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка.

Некоторые ограничиваются замечанием: «Не горбись!» — это ошибка, так

как бессознательно человек частицу «не» обычно не воспринимает. Нужно

давать

позитивные

формулировки

(«иди

прямо»,

«выше

подбородок»)

и

непосредственно

на

теле

ребенка

показывать

правильное

положение,

А

лучше всего чаше играть в игры на развитие осанки. В более старшем

возрасте

хорошую

осанку

можно

развить

в

танцевальном

кружке

или

балетной школе.

1. Роботы

Цели игры:

• развитие чувства правильной позы;

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Ход игры.

Ведущий объявляет конкурс на лучшего «робота» — кто правильно

выполнит

задание

ведущего.

Подойти

к

стенке

без

плинтуса

и

принять

правильную осанку: руки опущены. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно

касаются стены. Голова удерживается прямо, взгляд устремлен вперед, губы

сомкнуты,

плечи

слегка

опущены,

на

одном

уровне,

лопатки

сведены;

передняя поверхность грудной клетки развернута, живот слегка подтянут,

ягодицы

напряжены,

колени

выпрямлены.

Скользя

по

стене

тыльной

стороной кистей, слегка поднять руки, пальцы разведены и напряжены. В

этой позе отойти на 3-4 шага вперед от стены (поза напряженная), руки

свободно опустить, но все туловище и голову держать прямо (будто «аршин

проглотил»).

Пройти

1-2

раза

по

комнате,

сохраняя

правильную

осанку.

Выигрывает игрок, лучше всех выполнивший все задания.

2. Волшебные слова

Цель игры:

развитие

памяти,

внимания,

координации,

умения

сохранять

равновесие.

Ход игры.

Игроки

идут

по

кругу

и

делают

движения,

соответствующие

зашифрованным командам ведущего. На слово «земля» становятся на колени,

опустив голову и руки. По команде ведущего продолжают движение по кругу.

На слово «лес» останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища,

приняв правильную осанку. На слово «небо» останавливаются и поднимают

руки вверх, соединяя их над головой.

Команды вначале двигаются друг за другом, а потом вразбивку. Игрок,

который ошибся, выходит из игры. Вначале игры команды двигаются через 6

—10 секунд, а затем постепенно темп ускоряется до 3-5 секунд.

Советы взрослым. Следите за правильностью осанки при выполнении

движений.

3. С мячом играй, но его не теряй

Цель игры:

умение

координировано

выполнять

различные

упражнения;

формирование правильной осанки;

• укрепление мышц туловища и конечностей.

Ход

игры. Детям

раздают

средние

и

маленькие

мячи.

Ведущий

инструктор говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются

в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят.

На

слова:

«Мяч

не

теряй,

вверх

поднимай!»

все

останавливаются

и

показывают свои мячи. Игра повторяется 3—4 раза. После этого ведущий

предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу. Расположив детей по

кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами,

например: I) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести

руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной

руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол,

выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть,

покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать,

подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади.

4. Восточный носильщик

Цели игры:

• развитие координации движений, равновесия;

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Необходимые материалы. Поднос или книга, кубик.

Ход игры. Ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и

показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен

выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу

или поднос с кубиком па голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше

пройдет.

Ведущий

должен

следить,

чтобы

мышцы

не

были

слишком

напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки

вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться и так несколько

раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

Оздоровительно развивающие игры (для часто болеющих детей)

Цель игр для часто болеющих детей – общее укрепление организма,

тренировка дыхательной мускулатуры.

Задачи, решаемые при использовании оздоровительно – развивающих

игр: общее укрепление организма; тренировка дыхательной мускулатуры;

улучшение

дренажной

функции

бронхов;

совершенствование

навыка

правильного

дыхания

в

усложнённых

условиях; адаптация к постоянно

возрастающим физическим нагрузкам.

1. Ванька-встанька

Цели игры:

• углубление дыхания;

• общефизиологическое воздействие

• укрепление мышц ног, связочно-мышечного аппарата стоп.

Ход игры. Игроки рассчитываются на первый-второй, становятся в две

шеренги лицом друг к другу, держась крепко за руку. По первому сигналу

ведущего

«первые»

приседают

«под

воду»,

делают

глубокий

выдох;

по

второму сигналу «вторые» «погружаются в воду», выдыхая в нее, а первые

резко выпрыгивают «из воды», делая глубокий вдох.

Игры при заболеваниях дыхательной системы:

"Шарик лопнул"

Цель. Восстановление носового дыхания, формирование углубленного

дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку "надуть шарик": широко развести руки

в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый

шарик через рот — "ффф....", медленно соединяя ладони под "шариком".

Затем ребенок пусть хлопнет в ладоши — "шарик лопается". "Из шарика

выходит

воздух":

ребенок

произносит

звук

"шшш...",

складывая

губы

хоботком и опуская руки на колени. "Шарик надувают" 2 - 5 раз. За старание

ребенок получает фант. Следите, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во

время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения .

"Перышки"

Цель. Тренировка навыков правильного носового дыхания, укрепление

мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

Ход

игры.

Натяните

веревку

между

стульями

и

привяжите

к

ней

перышки.

Посадите

ребенка

на

расстоянии

50

см

напротив

перышек.

Предложите ребенку по сигналу, сделав глубокий вдох, сильным выдохом

сдуть

одно

перышко,

а

затем

и

другое,

делая

перед

каждым

выдохом

глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно

сложить узкой трубочкой, а щеки надуть.

Игры

этой

серии

предназначены

для

профилактики

утомления:

"Цапля".

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет

конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в

колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать

ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты.

Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у

кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и

цапли".

Игра

"Цапля" тренирует

вестибулярный

аппарат

и

развивает

способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

"Гуси".

Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде

ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые.

Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет

икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

Игры при заболеваниях сердечно-сосудистой системы:

"Пальчик о пальчик"

Цель. Уравновешивание

нервных

процессов,

укрепление

тормозных

реакций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за

вами движения:

Пальчик о пальчик тук да тук, (Повторить 2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)

Спрятались, спрятались (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук. ! (Повторить 2 раза).

Игры после перенесенных инфекционных заболеваний:

"Заинька- паинька"

Цель. Развитие координации движений, повышение эмоционального

тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход

игры.

Встаньте

напротив

ребенка

и

попросите

его

повторять

движения в соответствии со словами песни:

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись, (кланяется в разные стороны.)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись. (Поворачивается, руки на поясе.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни ножкой. (Топает по очереди каждой ногой.)

Взрослый следит за правильным выполнением движений. Наблюдает,

чтобы

не было переутомления и сверх возбуждения.

Литература.

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду /

Э. И. Адашкявичене. – М. ,1992.

2 .

К о з ы р е в а

О .

В . Оздоровительно-развивающие

игры

для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры

дошкольных образовательных учреждений \ О. В. Козырева М., 2007.



В раздел образования