Напоминание

Я - новокузнечанин


Автор: Осипова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов , высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Я - новокузнечанин
Раздел: начальное образование





Назад




1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Я - новокузнечанин», реализуемая

по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы

воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова,

В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).

Данная

программа

способствует

развитию

у

детей

проявлений

духовности,

а

точнее

ее

светлой

стороны,

ориентированной

на

доброту,

любовь,

истину,

уважение

к

другим

людям,

сострадание,

сочувствие,

что

соответствует

ценностям,

определяющим

смысл

жизни

человека

как

непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.

Цель п р о г р а м м ы

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к

прошлому,

настоящему,

будущему

своей

семьи,

школы,

города

на

основе

изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

-

создание и поддержка детских коллективов для реализации

интересов,

потребностей

в

самосовершенствовании,

саморазвитии,

самоопределении;

-

содействие

сплочению

коллективов

образовательных

учреждений

и

связям

с

семьями,

укрепление

их

дальнейшего

взаимодействия;

-

ориентация детей на получение знаний об истории своей

семьи,

школы,

города

для

формирования

патриотических

чувств и

гражданского сознания;

-

формирование дружеских отношений, объединяющих детей

и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Отличительной

особенностью

программы

является

то,

что

она

адаптирована

к

условиям

образовательного

процесса

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования.

Реализация

данной

программы

осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных

учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые

дети получают в рамках УМК «Начальная школа 21 века»

Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В

результате

реализации

программы

обеспечивается

достижение

обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые

распределяются по трем уровням.

Первый

уровень

результатов

приобретение

обучающимися

социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально

одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного

понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй

уровень

результатов

получение

обучающимся

опыта

переживания

и

позитивного

отношения

к

базовым

ценностям

общества,

3

ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения

данного

уровня

результатов

особое

значение

имеет

взаимодействие

обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.

е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок

получает

(или

не

получает)

первое

практическое

подтверждение

приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3

классы).

Третий

уровень

результатов

получение

обучающимся

опыта

самостоятельного

общественного

действия.

Только

в

самостоятельном

общественном действии юный человек действительно становится (а не просто

узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным

человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение

имеет

взаимодействие

обучающегося

с

представителями

различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в

открытой общественной среде (4 класс).

С

переходом

от

одного

уровня

результатов

к

другому

существенно

возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия

обучающихся

в

нравственно

ориентированной

социально

значимой деятельности.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на

добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.

Продолжительность занятий 1 час.

Связь содержания программы с учебными предметами.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего

образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые

предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным

чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное

чтение

( а н а л и з

и

оценка

поступков

героев;

развитие

чувства

прекрасного;

р а з в и т и е

эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Р ус с к и й

я з ы к

р а с к р ы т и е

воспитательного

потенциала

русского

языка,

развитие

внимания

к

слову

и

чувства ответственности за сказанное и

– экскурсии, например, «Добро и зло

на полотнах художников» и др.;

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с

согласия родителей) с деятельностью

т р а д и ц и о н н ы х

р е л и г и о з н ы х

организаций:

экскурсии

в

места

богослужения, добровольное участие

4

написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и

м и р а » ,

п р а в и л а

п о в е д е н и я

в

отношениях

«человек

–человек»

и

«человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная

кул ьту р а

народов

России

(«добро

и

зло»,

«мораль

и

нравственность»,

«долг

и

с о в е с т ь » ,

« м и л о с е р д и е

и

справедливость» и т.д.).

Риторика

(нравственные

нормы

и

правила

общения

в

разных

речевых

ситуациях, культура диалога, речевой

этикет).

Формирование

жизненной

позиции личности – взаимосвязь слова

и дела.

в

п о д г о т о в к е

и

п р о в е д е н и и

религиозных

праздников,

встречи

с

религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями

творческих проектов и представление

их;

ролевые

игры,

моделирующие

ситуации нравственного выбора ;

туристические

походы

и

другие

формы

совместно

деятельно сти,

требующие

выработки

и

следования

правилам

нравственного

поведения,

решения моральных дилемм.

Окружающий

мир,

3 – 4

к л .

«современная

Россия

люди

и

государство»,

«наследие

предков

в

культуре

и

символах

государства,

с л а в н ы е

и

т р уд н ы е

с т р а н и ц ы

прошлого»,

«права

и

обязанности

г р а ж д а н ,

д е м о к р а т и я » ,

«общечеловеческие правила поведения

в

многоликом

обще стве,

п р а ва

человека и права ребёнка».

Литературное

чтение

с к а з к и

народов России и мира; произведения о

России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная

кул ьту р а

народов России – равенство и добрые

отношения народов России.

Риторика

к ул ь т у р а

д и а л о г а ,

взаимодействие

п р ед с т а в и т е л е й

разных конфессий.

б е с е д ы

и

к л а с с н ы е

ч а с ы :

«Биографии

народных

ге р о е в » ,

«Боевые

знамена

рассказывают»,

«Орден твоего дома»;

п р о с м о т р

и

о б с у ж д е н и е

в и д е о ф р а г м е н т о в ,

ф и л ь м о в ,

п р е д с т а в л я ю щ и х

о б р а з ц ы

г р а ж д а н с к о г о

и

п р и м е р ы

антигражданского

поведения,

в

том

числе противоречивые ситуации;

э к с к у р с и и

и

п у т е ш е с т в и я

«Кузбасовцы

-

Герои

В е л и ко й

Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и

его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны

и

труда,

людьми,

делами

которых

можно гордиться;.

Технология – роль труда и творчества,

его различные виды, обучение разным

трудовым

операциям,

важность

их

последовательности

для

получения

результата и т.п.

Окружающий

мир

знакомство

с

профессиями

и

ролью

труда

т.ч.

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

-

работ а

кружков,

т в о рч е с к и х

мастерских;

-

составление

сборника

стихов

«Времена года»;

о р г а н и з а ц и я

Го р од а

В е с е л ы х

5

труда

учёных)

в

развитии

общества,

преобразования природы.

Л и т е р а т у р н о е

ч т е н и е ,

изобразительное искусство, музыка

роль

творческого

труда

писателей,

художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе

учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных

заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в

рамках

использования

технологии

оценивания.

Творческое

применение

предметных

знаний на практике, в том числе при

реализации

различных

учебных

проектов.

Работа

в

группах

и

коллективные

у ч е б н ы е

п р о е к т ы

н а в ы к и

сотрудничества.

Пре зент ация

своих

учебных

и

творческих достижений.

мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи

живой и неживой природы, природы и

хозяйства человека, экологические

проблемы и пути их решения, правила

экологической этики в отношениях

человека и природы.

Литературное чтение – опыт

бережного отношения к природе

разных народов, отражённый в

литературных произведениях.

сбережение

природных

ресурсов

в

ходе

учебного

процесса:

выключение

н е н у ж н о го

э л е к т р о о с в е щ е н и я ,

экономно е

расходование

в од ы ,

упаковочных материалов, бумаги и т.п

экскурсии

в

краеведческие

и

биологические музеи, парки;

-экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Кузбасса

Изобразительное искусство и

Музыка – приобщение к законам

изобразительного и музыкального

искусства; опыт творческой

деятельности.

Литературное чтение – приобщение к

-

посещение

театров,

филармонии,

Музея искусств - конкурсы рисунков;

- фотовыставки

6

литературе как к искусству слова,

опыт создания письменных творческих

работ.

Технология – приобщение к

художественному труду; осознание

красоты и гармонии изделий народных

промыслов; опыт творческой

деятельности.

Риторика – красота слова звучащего

(коммуникативные и этические

качества речи: «так говорить

некрасиво, плохо, неприлично,

нельзя»), гармония слова и дела,

красота слова и внутренний мир

человека.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности.

2.1

Описание

требований

к

знаниям

и

умениям,

которые

должен

приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Основные

направления

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся:

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям.

Национальные ценности: патриотизм, гражданственность

I уровень:

Знать права и обязанности школьника;

Понимать необходимость соблюдения правил;

Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»

II уровень:

Знать историю школы, района;

Понимать необходимость изучения своих истоков;

Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».

III уровень:

Знать

историю

государственного

флага

и

герба

России,

основные

государственные праздники;

Понимать, что являюсь жителем Новокузнецка, Кузбасса, России;

7

Уметь рассказать некоторые праздники России;

Делать страничку своего портфолио

Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

Понимать различие хороших и плохих поступков;

Уметь признавать собственные плохие поступки;

Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

Знать как вести себя в обществе с другими детьми;

Понимать значимость правильного поведения в обществе;

Уметь сказать «нет»;

Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;

Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Проводить беседы в подшефном классе

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности: труд и творчество, наука

I уровень:

Знать, что лениться – это плохо;

Понимать необходимость трудиться;

Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

II уровень:

Знать о роли труда в жизни человека;

Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;

Уметь работать в коллективе;

Участвовать в трудовых акциях.

III уровень:

Знать различные профессии;

Понимать,

что

выполняя

работу

нужно

стремиться

к

творче ству,

нестандартному ее выполнению;

Уметь работать над проектами;

Выражать

свою

личность

в

различных

видах

творчества,

стараюсь

быть

полезным людям.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

(экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

8

I уровень:

Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;

Понимать для чего они;

Ухаживать за цветами;

Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

Знать растения, которые надо охранять;

Понимать необходимость сохранности красоты природы;

Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;

Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

Знать лекарственные растения;

Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;

уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;

Добровольно участвовать в экологических акциях

Формирование ценностного отношения к здоровью

и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

Знать

правила

личной

гигиены,

основы

правил

дорожного

движения,

безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

II уровень:

Знать основы правильного питания,

Перечислить

факторы,

которые

вредят

моему

здоровью

и

здоровью

моих

близких;

Могу сказать «нет»;

Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;

Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;

Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

представления об эстетических идеалах и ценностях

(эстетическое воспитание)

Национальные ценности: искусство и литература, человечество

I уровень:

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее,

кино);

9

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга –

лучший друг».

Уметь

проявлять

чувства

(восторг,

радость

и.т.д.)Д:

соблюдаю

режим

дня,

правила

Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

Знать сказки, стихи, песни;

Понимать значение слов «дарить красоту»;

Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

Знать памятники культуры в районе, городе;

Понимать, что надо их беречь;

Уметь рассказать о некоторых из них;

Проводить заочное путешествие для подшефного класса

2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в

результате реализации программы.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей

(ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных

ступенях

его

развития.

В

педагогическом

смысле

воспитание

целенаправленное

управление

развитием

личности.

Следовательно,

воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,

отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий

основами

умения

учиться,

способный

к

организации

собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

Доброжелательный,

умеющий

слышать

и

слушать

собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни.

2.3. Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,

регионального, Всероссийского);

10

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для

оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность

рассматривается

рядом

исследователей

как

мера

результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени

приближения

к

заданной

цели.

С

общедидактической

точки

зрения

эффективность

это

показатель

того,

как

в

процессе

педагогической

деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые

(С.И.Архангельский.

Лекции

по

теории

обучения

в

высшей

школе,

М.,

1974.,с.9)

Таким

образом,

можно

говорить

об

эффективности

усвоения

программы,

если

наблюдается

положительная

динамика

в

критериях

и

показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности

ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь

успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая

выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их

в динамике.

11

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на

непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние

задания

* я стремлюсь получить хорошие

отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обра-

щаюсь за помощью

* мне нравится помогать родителям,

выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К

ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические

правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек

1-2-е классы

1-2-е классы

12

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда

4 – часто

3 – редко

2 - никогда

1-

у меня другая позиция

Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.

Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист

данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

п/п

Фамилия, имя

Любо

знате

льност

ь

Трудо

любие

Береж

ное от

ноше

ние к

приро

де

Мое

отнош

ение к

шко ле

Краси

вое в

моей

жизни

Как я

отнош

усь к

себе

Сред

ний

балл

Уро

вень

воспи

таннос

ти

В классе _______ учеников

___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________ Классный руководитель _____________________

3-4-е классы

13

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые

оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за

помощью

* мне нравится самообслуживание в школе

и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной

жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время

учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

2-

у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным

определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 –

хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

14

Сводный лист

данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

п/п

Фамилия, имя

Любоз

на

тель

ность

Приле

жание

Отно

шение

к при

роде

Я и

школа

Прек

рас

ное в

моей

жизни

Сред

ний

балл

Уро

вень

воспи

танно

сти

В классе _______ учеников

___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________ Классный руководитель ___________________

3. Тематическое планирование

15

Название

разделов

Теоретические занятии

Практические занятия

всего

«Моя школа –

моя судьба»

1

1

1

-

3

3

3

4

16

«Страницы

истории родного

города»

2

1

-

1

2

3

4

3

16

«Семь + я»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«Город

будущего»

1

2

1

-

3

2

3

4

16

«Культурное

наследие»

1

2

1

1

3

2

3

2

16

«Старшее

поколение»

2

2

2

1

2

2

2

3

16

«Мы – будущее

нашего города»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«В гармонии с

природой»

1

1

1

1

3

3

3

3

16

«Я

-новокузнечанин

»

1

2

2

1

3

2

2

3

16

итого

11

13

10

8

25

23

26

28

144

4. Содержание программы

16

Программа состоит из 9 тематических блоков:

1.

Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".

2.

Октябрь - "Страницы истории родного города".

3.

Ноябрь - "Семь + я".

4.

Декабрь - "Город будущего".

5.

Январь - "Культурное наследие".

6.

Февраль - "Старшее поколение".

7.

Март - "Мы - будущее нашего города".

8.

Апрель - "В гармонии с природой".

9.

Май - «Я-новокузнечанин»

«Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание.

Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников

школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка

правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

«Страницы истории родного города»

Добрые дела. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе?

Улица,

на

которой

я

живу.

История

улиц

района.

Правила

поведения

в

общественных местах. История заводов.

Практические

занятия:

экскурсии,

конкурсы,

встречи

со

старожилами,

фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до

дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.

«Семь + я»

Семейные

традиции.

Мои

родители.

Моя

родословная.

Мое

имя.

Что

оно

означает?

Мои

обязанности

в

семье.

Семейные

праздники.

Семейная

библиотека. Профессии моих родителей.

Практические

занятия:

разучивание

песен

и

стихов,

конкурсы,

спортивные

состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение

рассказов, посещение библиотеки семейного чтения «Ладушки», презентация

семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск

газет, изготовление поделок.

«Город будущего»

Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо?

Знакомство

с

понятиями

«проект»,

«архитектура».

Новостройки

города.

Знакомство с различными профессиями.

Практические

занятия:

экскурсии,

выставки,

создание

и

реализация

социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие,

беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

17

«Культурное наследие»

Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном

искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с

родителями.

Практические

занятия:

экскурсии,

прогулки,

посещение

театров,

музеев,

встречи

с

поэтами,

художниками,

литературные

и

музыкальные

гостиные,

выставки, викторины.

«Старшее поколение»

История страны. История вооруженных сил. Виды и рол войск. Боевые знамена.

Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.

Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги

памяти,

поисковая

работа,

экскурсии

в

музей

боевой

славы,

встречи

с

ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство

над памятниками.

«Мы - будущее нашего города»

Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного

собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио.

Практические

занятия:

чтение

книги

«Тимур

и

его

команда»,

посещение

учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений,

пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений»,

«Юные дарования», персональные выставки детей.

«В гармонии с природой»

Природа

родного

города.

Красная

книга

Кузбасса.

Походы

и

путешествия.

Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного

дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание

музыкальных произведений, агитбригады, участие в акциях.

«Я-новокузнечанин»

Памятники города. Безопасность в городе. Правила

поведения на улице. День Победы. Местные умельцы и самородки.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, разведение комнатных

растений, мастер – классы, создание сборника стихов о городе, мини – проекты,

поделки, участие в акциях.

5. Список литературы

18

1.

Классный

руководитель

и

воспитание

школьников:

методические

материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1. 1 –

4 класс [Текст]./под общей редакцией Кукченко Т.М. – Кемерово: МОУ

ДПО «Научный методический цнтр», 2008. – 204 с.

2.

Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г.,

Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале.

Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С.

Горбунов,

О.Г.

Красношлыкова,

О.Е.

Прудникова,

О.А.

Аверчук

Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.

3.

Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/

И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.

4.

Три

ступени

к

демократии:

гражданское

образование

учащихся

общеобразовательных

учреждений

России

//

Граждановедение:

приложение к «Учительской газете».-2003.№7.

5.

Шемшурина

А.И.

Программа

нравственно-этического

воспитания

ш кол ь н и ко в

в

р а б от е

к л а с с н о го

ру ко вод и т е л я

[ Т е к с т ] . /

А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2

6.

Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические

рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-

№1

7.

Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.

19



В раздел образования