Автор: Осипова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов , высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Я - новокузнечанин
Раздел: начальное образование
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Я - новокузнечанин», реализуемая
по духовно – нравственному направлению, составлена на основе программы
воспитания «С любовью к городу» (авторы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова,
В.С. Горбунов, О.Г. Красношлыкова, О.Е. Прудникова, О.А. Аверчук).
Данная
программа
способствует
развитию
у
детей
проявлений
духовности,
а
точнее
–
ее
светлой
стороны,
ориентированной
на
доброту,
любовь,
истину,
уважение
к
другим
людям,
сострадание,
сочувствие,
что
соответствует
ценностям,
определяющим
смысл
жизни
человека
как
непрерывное духовно – нравственное его совершенствование.
Цель п р о г р а м м ы
Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к
прошлому,
настоящему,
будущему
своей
семьи,
школы,
города
на
основе
изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
-
создание и поддержка детских коллективов для реализации
интересов,
потребностей
в
самосовершенствовании,
саморазвитии,
самоопределении;
-
содействие
сплочению
коллективов
образовательных
учреждений
и
связям
с
семьями,
укрепление
их
дальнейшего
взаимодействия;
-
ориентация детей на получение знаний об истории своей
семьи,
школы,
города
для
формирования
патриотических
чувств и
гражданского сознания;
-
формирование дружеских отношений, объединяющих детей
и взрослых средствами интерактивных методов работы.
Отличительной
особенностью
программы
является
то,
что
она
адаптирована
к
условиям
образовательного
процесса
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования.
Реализация
данной
программы
осуществляется через деятельностный подход формирования универсальных
учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных, которые
дети получают в рамках УМК «Начальная школа 21 века»
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В
результате
реализации
программы
обеспечивается
достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые
распределяются по трем уровням.
Первый
уровень
результатов —
приобретение
обучающимися
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного
понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).
Второй
уровень
результатов —
получение
обучающимся
опыта
переживания
и
позитивного
отношения
к
базовым
ценностям
общества,
3
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного
уровня
результатов
особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.
е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок
получает
(или
не
получает)
первое
практическое
подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3
классы).
Третий
уровень
результатов —
получение
обучающимся
опыта
самостоятельного
общественного
действия.
Только
в
самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным
человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение
имеет
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в
открытой общественной среде (4 класс).
С
переходом
от
одного
уровня
результатов
к
другому
существенно
возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению,
при этом предметом воспитания как учения являются не
столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для
участия
обучающихся
в
нравственно
ориентированной
социально
значимой деятельности.
Срок реализации программы – 4 года.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на
добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс.
Продолжительность занятий 1 час.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным
чтением, окружающим миром, риторикой, ИЗО, музыкой, технологией).
Учебная деятельность
Внеурочная деятельность
Литературное
чтение
( а н а л и з
и
оценка
поступков
героев;
развитие
чувства
прекрасного;
р а з в и т и е
эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Р ус с к и й
я з ы к
–
р а с к р ы т и е
воспитательного
потенциала
русского
языка,
развитие
внимания
к
слову
и
чувства ответственности за сказанное и
– экскурсии, например, «Добро и зло
на полотнах художников» и др.;
–беседа «Дом, где живет уважение»;
– ознакомление (по желанию детей и с
согласия родителей) с деятельностью
т р а д и ц и о н н ы х
р е л и г и о з н ы х
организаций:
экскурсии
в
места
богослужения, добровольное участие
4
написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и
м и р а » ,
п р а в и л а
п о в е д е н и я
в
отношениях
«человек
–человек»
и
«человек – природа» и т.д.).
Духовно-нравственная
кул ьту р а
народов
России
(«добро
и
зло»,
«мораль
и
нравственность»,
«долг
и
с о в е с т ь » ,
« м и л о с е р д и е
и
справедливость» и т.д.).
Риторика
(нравственные
нормы
и
правила
общения
в
разных
речевых
ситуациях, культура диалога, речевой
этикет).
Формирование
жизненной
позиции личности – взаимосвязь слова
и дела.
в
п о д г о т о в к е
и
п р о в е д е н и и
религиозных
праздников,
встречи
с
религиозными деятелями;
– осуществление вместе с родителями
творческих проектов и представление
их;
–
ролевые
игры,
моделирующие
ситуации нравственного выбора ;
–
туристические
походы
и
другие
формы
совместно
деятельно сти,
требующие
выработки
и
следования
правилам
нравственного
поведения,
решения моральных дилемм.
Окружающий
мир,
3 – 4
к л .
–
«современная
Россия
–
люди
и
государство»,
«наследие
предков
в
культуре
и
символах
государства,
с л а в н ы е
и
т р уд н ы е
с т р а н и ц ы
прошлого»,
«права
и
обязанности
г р а ж д а н ,
д е м о к р а т и я » ,
«общечеловеческие правила поведения
в
многоликом
обще стве,
п р а ва
человека и права ребёнка».
Литературное
чтение
–
с к а з к и
народов России и мира; произведения о
России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная
кул ьту р а
народов России – равенство и добрые
отношения народов России.
Риторика
–
к ул ь т у р а
д и а л о г а ,
взаимодействие
п р ед с т а в и т е л е й
разных конфессий.
–
б е с е д ы
и
к л а с с н ы е
ч а с ы :
«Биографии
народных
ге р о е в » ,
«Боевые
знамена
рассказывают»,
«Орден твоего дома»;
–
п р о с м о т р
и
о б с у ж д е н и е
в и д е о ф р а г м е н т о в ,
ф и л ь м о в ,
п р е д с т а в л я ю щ и х
о б р а з ц ы
г р а ж д а н с к о г о
и
п р и м е р ы
антигражданского
поведения,
в
том
числе противоречивые ситуации;
–
э к с к у р с и и
и
п у т е ш е с т в и я
«Кузбасовцы
-
Герои
В е л и ко й
Отечественной войны
– чтение книги А. Гайдара «Тимур и
его команда»
– встречи-беседы с ветеранами войны
и
труда,
людьми,
делами
которых
можно гордиться;.
Технология – роль труда и творчества,
его различные виды, обучение разным
трудовым
операциям,
важность
их
последовательности
для
получения
результата и т.п.
Окружающий
мир
–
знакомство
с
профессиями
и
ролью
труда
(в
т.ч.
- изготовление подарков,;
- клуб интересных встреч;
-
работ а
кружков,
т в о рч е с к и х
мастерских;
-
составление
сборника
стихов
«Времена года»;
о р г а н и з а ц и я
Го р од а
В е с е л ы х
5
труда
учёных)
в
развитии
общества,
преобразования природы.
Л и т е р а т у р н о е
ч т е н и е ,
изобразительное искусство, музыка –
роль
творческого
труда
писателей,
художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе
учебной работы .
Настойчивость в исполнении учебных
заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в
рамках
использования
технологии
оценивания.
Творческое
применение
предметных
знаний на практике, в том числе при
реализации
различных
учебных
проектов.
Работа
в
группах
и
коллективные
у ч е б н ы е
п р о е к т ы
–
н а в ы к и
сотрудничества.
Пре зент ация
своих
учебных
и
творческих достижений.
мастеров;
- мини проекты
Окружающий мир – взаимосвязи
живой и неживой природы, природы и
хозяйства человека, экологические
проблемы и пути их решения, правила
экологической этики в отношениях
человека и природы.
Литературное чтение – опыт
бережного отношения к природе
разных народов, отражённый в
литературных произведениях.
–
сбережение
природных
ресурсов
в
ходе
учебного
процесса:
выключение
н е н у ж н о го
э л е к т р о о с в е щ е н и я ,
экономно е
расходование
в од ы ,
упаковочных материалов, бумаги и т.п
–
экскурсии
в
краеведческие
и
биологические музеи, парки;
-экскурсии по улице, району, городу;
- заочные путешествия;
- беседы о природе Кузбасса
Изобразительное искусство и
Музыка – приобщение к законам
изобразительного и музыкального
искусства; опыт творческой
деятельности.
Литературное чтение – приобщение к
-
посещение
театров,
филармонии,
Музея искусств - конкурсы рисунков;
- фотовыставки
6
литературе как к искусству слова,
опыт создания письменных творческих
работ.
Технология – приобщение к
художественному труду; осознание
красоты и гармонии изделий народных
промыслов; опыт творческой
деятельности.
Риторика – красота слова звучащего
(коммуникативные и этические
качества речи: «так говорить
некрасиво, плохо, неприлично,
нельзя»), гармония слова и дела,
красота слова и внутренний мир
человека.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
2.1
Описание
требований
к
знаниям
и
умениям,
которые
должен
приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Основные
направления
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся:
Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям.
Национальные ценности: патриотизм, гражданственность
I уровень:
Знать права и обязанности школьника;
Понимать необходимость соблюдения правил;
Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;
Делать первые страницы своего портфолио «Давайте знакомиться»
II уровень:
Знать историю школы, района;
Понимать необходимость изучения своих истоков;
Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;
Делать творческую страничку своего портфолио «Вот я какой».
III уровень:
Знать
историю
государственного
флага
и
герба
России,
основные
государственные праздники;
Понимать, что являюсь жителем Новокузнецка, Кузбасса, России;
7
Уметь рассказать некоторые праздники России;
Делать страничку своего портфолио
Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания.
Национальные ценности: личность, наука, солидарность
I уровень:
Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;
Понимать различие хороших и плохих поступков;
Уметь признавать собственные плохие поступки;
Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных
II уровень:
Знать как вести себя в обществе с другими детьми;
Понимать значимость правильного поведения в обществе;
Уметь сказать «нет»;
Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.
III уровень:
Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;
Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;
Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;
Проводить беседы в подшефном классе
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Национальные ценности: труд и творчество, наука
I уровень:
Знать, что лениться – это плохо;
Понимать необходимость трудиться;
Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;
Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.
II уровень:
Знать о роли труда в жизни человека;
Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;
Уметь работать в коллективе;
Участвовать в трудовых акциях.
III уровень:
Знать различные профессии;
Понимать,
что
выполняя
работу
нужно
стремиться
к
творче ству,
нестандартному ее выполнению;
Уметь работать над проектами;
Выражать
свою
личность
в
различных
видах
творчества,
стараюсь
быть
полезным людям.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание)
Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:
8
I уровень:
Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;
Понимать для чего они;
Ухаживать за цветами;
Рисовать плакаты о сохранности природы.
II уровень:
Знать растения, которые надо охранять;
Понимать необходимость сохранности красоты природы;
Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;
Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.
III уровень:
Знать лекарственные растения;
Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;
уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;
Добровольно участвовать в экологических акциях
Формирование ценностного отношения к здоровью
и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать
правила
личной
гигиены,
основы
правил
дорожного
движения,
безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить
факторы,
которые
вредят
моему
здоровью
и
здоровью
моих
близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Участвовать в агитбригаде «Веселые витаминчики».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представления об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
Национальные ценности: искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее,
кино);
9
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга –
лучший друг».
Уметь
проявлять
чувства
(восторг,
радость
и.т.д.)Д:
соблюдаю
режим
дня,
правила
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
Проводить заочное путешествие для подшефного класса
2.2. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в
результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей
(ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных
ступенях
его
развития.
В
педагогическом
смысле
воспитание
–
целенаправленное
управление
развитием
личности.
Следовательно,
воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,
отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий
основами
умения
учиться,
способный
к
организации
собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
Доброжелательный,
умеющий
слышать
и
слушать
собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
2.3. Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,
регионального, Всероссийского);
10
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
2.4. Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для
оценки планируемых результатов освоения программы.
Эффективность
рассматривается
рядом
исследователей
как
мера
результативности, действенности, как характеристика деятельности по степени
приближения
к
заданной
цели.
С
общедидактической
точки
зрения
эффективность
–
это
показатель
того,
как
в
процессе
педагогической
деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые
(С.И.Архангельский.
Лекции
по
теории
обучения
в
высшей
школе,
М.,
1974.,с.9)
Таким
образом,
можно
говорить
об
эффективности
усвоения
программы,
если
наблюдается
положительная
динамика
в
критериях
и
показателях.
Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности
ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь
успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая
выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их
в динамике.
11
Я оцениваю себя
вместе с родителями
Меня оценивает
учитель
Итоговые
оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
* мне интересно учиться
* я люблю мечтать
* мне интересно находить ответы на
непонятные вопросы
* мне нравится выполнять домашние
задания
* я стремлюсь получить хорошие
отметки
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
* я старателен в учебе
* я внимателен
* я помогаю другим в делах и сам обра-
щаюсь за помощью
* мне нравится помогать родителям,
выполнять домашнюю работу
* мне нравится дежурство в школе
3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К
ПРИРОДЕ:
* к земле
* к растениям
* к животным
* к природе
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
* я выполняю правила для учащихся
* я добр в отношениях с людьми
* я участвую в делах класса и школы
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
* я аккуратен в делах
* я опрятен в одежде
* мне нравится все красивое вокруг меня
* я вежлив в отношениях с людьми
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
* я управляю собой
* я соблюдаю санитарно-гигиенические
правила ухода за собой
* у меня нет вредных привычек
1-2-е классы
1-2-е классы
12
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 - никогда
1-
у меня другая позиция
Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.
Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 1-2-х классов
Сводный лист
данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№
п/п
Фамилия, имя
Любо
знате
льност
ь
Трудо
любие
Береж
ное от
ноше
ние к
приро
де
Мое
отнош
ение к
шко ле
Краси
вое в
моей
жизни
Как я
отнош
усь к
себе
Сред
ний
балл
Уро
вень
воспи
таннос
ти
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель _____________________
3-4-е классы
13
Я оцениваю себя
вместе с родителями
Меня оценивает
учитель
Итоговые
оценки
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
* мне интересно учиться
* я всегда выполняю домашнее задание
* я люблю читать
* мне интересно находить ответы на не-
понятные вопросы
*я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ПРИЛЕЖАНИЕ:
* я старателен в учебе
* я внимателен
* я самостоятелен
* я помогаю другим и сам обращаюсь за
помощью
* мне нравится самообслуживание в школе
и дома
3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ
* я берегу землю
* я берегу растения
* я берегу животных
* я берегу природу
4. Я И ШКОЛА
* я выполняю правила для учащихся
* я выполняю правила внутришкольной
жизни
* я участвую в делах класса и школы
* я добр в отношениях с людьми
* я справедлив в отношениях с людьми
5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ
* я аккуратен и опрятен
* я соблюдаю культуру поведения
* я забочусь о здоровье
* я умею правильно распределять время
учебы и отдыха
* у меня нет вредных привычек
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:
5 – всегда По каждому качеству (критерию) выводиться
4 – часто одна среднеарифметическая оценка.
3 – редко В результате каждый ученик имеет 6 оценок.
2 - никогда
2-
у меня другая позиция
Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным
определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 –
хороший уровень,
3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.
Классному руководителю 3-4-х классов
14
Сводный лист
данных изучения уровня воспитанности
учащихся ______ класса
№
п/п
Фамилия, имя
Любоз
на
тель
ность
Приле
жание
Отно
шение
к при
роде
Я и
школа
Прек
рас
ное в
моей
жизни
Сред
ний
балл
Уро
вень
воспи
танно
сти
В классе _______ учеников
___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)
___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)
___________ имеют средний уровень воспитанности (с)
___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)
Дата ________________ Классный руководитель ___________________
3. Тематическое планирование
15
Название
разделов
Теоретические занятии
Практические занятия
всего
«Моя школа –
моя судьба»
1
1
1
-
3
3
3
4
16
«Страницы
истории родного
города»
2
1
-
1
2
3
4
3
16
«Семь + я»
1
1
1
1
3
3
3
3
16
«Город
будущего»
1
2
1
-
3
2
3
4
16
«Культурное
наследие»
1
2
1
1
3
2
3
2
16
«Старшее
поколение»
2
2
2
1
2
2
2
3
16
«Мы – будущее
нашего города»
1
1
1
1
3
3
3
3
16
«В гармонии с
природой»
1
1
1
1
3
3
3
3
16
«Я
-новокузнечанин
»
1
2
2
1
3
2
2
3
16
итого
11
13
10
8
25
23
26
28
144
4. Содержание программы
16
Программа состоит из 9 тематических блоков:
1.
Сентябрь - "Моя школа - моя судьба".
2.
Октябрь - "Страницы истории родного города".
3.
Ноябрь - "Семь + я".
4.
Декабрь - "Город будущего".
5.
Январь - "Культурное наследие".
6.
Февраль - "Старшее поколение".
7.
Март - "Мы - будущее нашего города".
8.
Апрель - "В гармонии с природой".
9.
Май - «Я-новокузнечанин»
«Моя школа - моя судьба»
Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание.
Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников
школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.
Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка
правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.
«Страницы истории родного города»
Добрые дела. Изучение плана района. Что я знаю о своем районе, городе?
Улица,
на
которой
я
живу.
История
улиц
района.
Правила
поведения
в
общественных местах. История заводов.
Практические
занятия:
экскурсии,
конкурсы,
встречи
со
старожилами,
фотоконкурсы, викторины, составление безопасного маршрута от школы до
дома, заочные путешествия, презентации классных коллективов.
«Семь + я»
Семейные
традиции.
Мои
родители.
Моя
родословная.
Мое
имя.
Что
оно
означает?
Мои
обязанности
в
семье.
Семейные
праздники.
Семейная
библиотека. Профессии моих родителей.
Практические
занятия:
разучивание
песен
и
стихов,
конкурсы,
спортивные
состязания «Мама, папа, я – спортивная семья», «За нами не угнаться», чтение
рассказов, посещение библиотеки семейного чтения «Ладушки», презентация
семейных альбомов, разучивание игр, праздники семейного отдыха, выпуск
газет, изготовление поделок.
«Город будущего»
Мечты о школе, о городе будущего. Что такое хорошо и что такое плохо?
Знакомство
с
понятиями
«проект»,
«архитектура».
Новостройки
города.
Знакомство с различными профессиями.
Практические
занятия:
экскурсии,
выставки,
создание
и
реализация
социальных проектов, конкурсы, участие в конференциях, игра – путешествие,
беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
17
«Культурное наследие»
Образ района, города, России в художественной литературе, изобразительном
искусстве, Культурные учреждения города. Их история. Совместный отдых с
родителями.
Практические
занятия:
экскурсии,
прогулки,
посещение
театров,
музеев,
встречи
с
поэтами,
художниками,
литературные
и
музыкальные
гостиные,
выставки, викторины.
«Старшее поколение»
История страны. История вооруженных сил. Виды и рол войск. Боевые знамена.
Личные качества воина – защитника. Ордена и медали. Символика.
Практические занятия: чтение рассказов о народных героях, чтение Книги
памяти,
поисковая
работа,
экскурсии
в
музей
боевой
славы,
встречи
с
ветеранами войн и офицерами вооруженных сил, концерты, митинги, шефство
над памятниками.
«Мы - будущее нашего города»
Что такое сам? Кем я хочу быть? Правила организации и проведения классного
собрания. Дежурство в классе, школе. Мое хобби. Мои увлечения. Портфолио.
Практические
занятия:
чтение
книги
«Тимур
и
его
команда»,
посещение
учреждений дополнительного образования, разучивание игр для развлечений,
пользы дела, выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений»,
«Юные дарования», персональные выставки детей.
«В гармонии с природой»
Природа
родного
города.
Красная
книга
Кузбасса.
Походы
и
путешествия.
Правила поведения на природе. Охрана природы. Первая помощь.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, походы выходного
дня, конкурсы, выпуск листовок, обращений, чтение стихов, прослушивание
музыкальных произведений, агитбригады, участие в акциях.
«Я-новокузнечанин»
Памятники города. Безопасность в городе. Правила
поведения на улице. День Победы. Местные умельцы и самородки.
Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, разведение комнатных
растений, мастер – классы, создание сборника стихов о городе, мини – проекты,
поделки, участие в акциях.
5. Список литературы
18
1.
Классный
руководитель
и
воспитание
школьников:
методические
материалы по реализации программы «С любовью к городу»:часть 1. 1 –
4 класс [Текст]./под общей редакцией Кукченко Т.М. – Кемерово: МОУ
ДПО «Научный методический цнтр», 2008. – 204 с.
2.
Кукченко Т.М., ГерасимоваС.А., Горбунов В.С., Красношлыкова О.Г.,
Прудникова О.Е., Аверчук О.А. Воспитание на региональном материале.
Сборник материалов [Текст]./ Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова, В.С.
Горбунов,
О.Г.
Красношлыкова,
О.Е.
Прудникова,
О.А.
Аверчук
–
Кемерово: Кузбассвузиздат,2002. – 42 с.
3.
Сухолет, И.Н Вопросы духовной культуры в школьном обществознании/
И.Н.Сухолет.-М.: Школьная пресса, 2003.
4.
Три
ступени
к
демократии:
гражданское
образование
учащихся
общеобразовательных
учреждений
России
//
Граждановедение:
приложение к «Учительской газете».-2003.№7.
5.
Шемшурина
А.И.
Программа
нравственно-этического
воспитания
ш кол ь н и ко в
в
р а б от е
к л а с с н о го
ру ко вод и т е л я
[ Т е к с т ] . /
А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2006-№2
6.
Шемшурина А.И. Нравственное воспитание школьников: методические
рекомендации [Текст]./ А.И.Шемшурина // Этическое воспитание.-2005-
№1
7.
Яковлев, Ю.Я. Ваши права, дети [Текст]./ / Ю.Я. Яковлев.-М.: 2002.
19