Автор: Светлана Васильевна Кулаева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89 "Крепыш"
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Экологический проект "Цветочная страна" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 89 «Крепыш»
Экологический проект
«Цветочная страна»
(группа старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Составитель: Кулаева С.В.
Воспитатель высшей категории
г.Сургут 2018 г.
Проект «Цветочная страна»
Участники
проекта:
дети
старшей
группы,
воспитатели
группы,
музыкальный специалист, родители.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный,
краткосрочный.
Постановка проблемы: «Какие бывают цветы?»
Актуальность:
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. В
соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного
опыта
и
развития
органов
чувств.
Пробуждение
в
растущем
человеке
способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться
и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы, всей
группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях,
благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу нашего
участка. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не
только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные
качества.
Путем
исследования
мы
познакомимся
с
садовыми
цветами,
особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают
много новых слов – понятий и названий.
В
процессе
работы
естественным
образом
будет
происходить
развитие
познавательных
процессов,
чувства
симпатии.
Особую
значимость
будут
играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное
общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в
целом.
Организация
труда
дошкольника
в
цветнике,
на
участке
создает
условия
для
сознательного
применения
ими
знаний,
для
формирования
прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность
должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение
самим процессом деятельности. Проводя экскурсию по территории детского
сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и
пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами.
Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и
выбрать цветы для посадки. Проблема: Проводя экскурсию по территории
детского
сада,
мы
обратили
внимание
детей
на
цветочные
клумбы,
оставшиеся с прошлого года. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих
клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. В этом году мы не- знаем, как
оформить клумбы и какие цветы в них посадить. Предложили детям помочь
взрослым, подсказать, как оформить участок, клумбу. Дети высказывали свои
идеи, предположения: (можно посадить много цветов, поставить скамейки и
приходить сюда отдыхать; можно сделать клумбу в виде какого — ни будь
животного; можно разбить клумбу вокруг дерева и т. д.). Растения будут
радовать нас цветением все лето и часть осени. Это будет место, где мы
сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их
жизни.
Цель проекта: знакомство с разнообразием цветущих растений на клумбе
детского сада, их связью со средой обитания.
Задачи проекта:
-Расширение и уточнение представлений детей о цветущих растениях и их
разнообразии;
-Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения.
-Формировать
бережное
отношение
к
растениям,
развивать
желание
ухаживать за ними.
-Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
-Развивать
творческие
способности
детей,
закреплять
умение
отражать
полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
-Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Ожидаемые результаты проекта:
-Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
-Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые,
лекарственные).
-Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
-Освоили нормы поведения в природном окружении.
-Видят красоту окружающего мира.
-Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие:
Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
Развлечение «В мире цветов».
Методы, используемые в реализации проекта:
Исследовательские:
опыты,
проблемные
вопросы,
наблюдения
(самостоятельное, коллективное).
Наглядные:
иллюстрации,
фото,
картины
художников,
живые
объекты,
театральное представление.
Слушание музыкальных произведений.
Детское проектирование, семейные проекты.
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных
областей).
Формы организации по реализации проекта:
Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников
(рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
Трудовая деятельность (работа на клумбах детского сада – посадка, уход за
растениями, посадка семян цветов и пр.).
Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
Подбор опытов и экспериментов.
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
Создание
развивающей
среды:
дидактические
игры,
п о с о б и я ,
демонстрационный материал.
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Анкетирование для родителей воспитанников: «Что мы знаем о цветах».
Основной.
Цикл познавательных занятий.
Экспериментальная
работа:
«Посадка
семян
цветов:
бархоток,
петуньи».
Цель: Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать
землей, поливать). Упражнять в использовании обследовательских действий.
Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия
детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян.
Исследовательская
деятельность:
«Наблюдение
за
рассадой»
Цель:
Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на
основе
наблюдений
и
постановке
опытов.
Формировать
определенные
трудовые
навыки.
Продолжать
формировать
бережное
отношение
к
растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
Загадывание загадок, ребусов. Цель: Развивать познавательный интерес детей
через игровые задания.
Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Цель: Закрепить представления
детей
о
цветах,
способствовать
расширению
кругозора,
стимулировать
познавательный
интерес,
воспитывать
любовь
к
природе
и
бережное
отношение к ней.
Чтение художественной, познавательной литературы. Цель: Развивать навыки
общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями,
вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
Рассматривание
иллюстраций,
открыток
с
изображением
цветов.
Цель:
Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного
отношения к художественным образам.
Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», П. И. Чайковский «Цикл
времена года», «Вальс цветов». Формирование основ музыкальной культуры
у детей.
Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?»
Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, о
необходимости тепла и света для роста растений и о зависимости их развития
от солнечного освещения. Проращивать семена на подоконнике и в темном
месте. Наблюдать за движением растений, тянувшихся к свету.
Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство садовых
растений», «Красная книга природы».
Отражение результатов познавательной деятельности через художественно –
творческую деятельность детей.
Картотека дидактических игр.«Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок
по загадке, по иллюстрации»; «Собери картинки в ряд»; «В саду, на поле, в
огороде», «Цветы». Цель: Уточнение знаний о строении цветка – стебель,
листья, цветок, развивать творческое воображение детей.
Подвижные игры: «Мы – цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка»,
«Найди
свое
место»,
«Любимый
цветок»,
«Садовник».
Цель:
Расширять
знания
детей
о
цветах;
пополнять
словарный
запас,
развивать
умение
действовать
по
сигналу
воспитателя,
умение
согласовывать
движения
со
словами, ловкость.
Сюжетно-ролевые
игры:
«Магазин
цветов.
Цель:
Познакомить
детей
с
профессиями
цветовода,
учить
распределять
роли,
развивать
сюжет
и
действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать
цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить
детей
группировать
растения
по
цвету,
составлять
красивые
букеты,
закреплять правила поведения в общественных местах.
Совместная творческая работа детей и родителей на тему: «Наша новая
клумба»
(выставка
работ).
Цель:
Привлечь
родителей
к
творческому
конкурсу, вызвать положительные эмоции.
Заключительный.
Анализ
и
обобщение
результатов
познавательно
–
исследовательской
деятельности детей.
Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
Оформление альбомов «Лекарственные растения», «Комнатные растения»,
«Луговые растения», «Садовые цветы».
Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
Уход за цветником. Цель: Продолжать формировать бережное отношение к
растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
Обмен
впечатлениями
по
итогам
работы.
Цель:
Вместе
с
родителями
способствовать
тому,
чтобы
дети
испытывали
чувство
радости
и
удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности
Презентация проекта.
Подведение итогов
Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
Развлечение «В мире цветов»