Автор: Коптева Лариса Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ОСОШ
Населённый пункт: г. Онега Архангельской области
Наименование материала: Эссе "Педагогика школы для учителя"
Тема: "Что даёт педагогика школы педагогу дополнительного образования?"
Раздел: дополнительное образование
Коптева Л.В.
Эссе. Тема «Педагогика школы для учителя»
«Что даёт педагогика школы педагогу дополнительного образования?»
Обучаясь
на
курсах
профессиональной
переподготовки,
я
с
огромным
интересом
окунулась
в
мир
знаний,
определений
и
понятий.
Ведь
определение даёт краткое объяснение предмета нашего изучения. Поэтому,
прежде
всего,
дадим
определение
педагогики
школы.
Это
наука
о
закономерностях
образования,
воспитания
и
развития
подрастающего
поколения,
осуществляемого
целенаправленно
и
планомерно
в
условиях
средней общеобразовательной школы. Или, иными словами, это механизм,
процесс образования обучающегося школьного возраста. Но это же как раз
про
мальчишек
и
девчонок,
которые
приходят
после
уроков
ко
мне
в
спортивный зал обучаться искусству каратэ.
Педагогическая наука имеет свои законы и правила, приёмы и методы. И
,изучая
педагогику
школы,
я
увидела
,
что
всё
это
"работает"
и
в
дополнительном образовании. Мы сами составляем программы, исходя из
того, чему мы можем научить детей, но и что им будет интересно, чему они
будут учиться с удовольствием, а, значит, указываем в программе цели и
задачи
и
используем
на
практике
педагогические
методики,
приёмы
и
упражнения.(Одна из задач педагогики школы- разработка целей и задач
школьного
образования,
определение
путей
их
реализации).
Пользуемся
общими дидактическими принципами работы школы, о которых ещё писал
Я.А.Коменский
в XVII
веке.
Такими
как:
учёт
возрастных
особенностей
детей, последовательность, посильность освоения знаний, для этого группы
детей формируются по возрасту, по уровню спортивной подготовленности, по
способностям к занятию именно этим видом спорта. Не можешь ездить на
соревнования,
аттестоваться,
а
хочешь
просто
заниматься
"для
себя",
занимайся в учебно-тренировочных группах. Хочешь добиться спортивных
результатов - в группах спортивного совершенствования. Ну а для тех, кто
пока не определился в своих целях или не может в полной мере заниматься
боевыми искусствами подходят спортивно-оздоровительные группы. Исходя
из индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка, внутри этих групп
возможно перемещение, возможно занятие по индивидуальным программам.
Но
в
основном,
опираясь
на
принцип
последовательности,
программа
строится на переходе обучающихся из одной группы в другую.
Используя
принцип
наглядности,
во
время
обучения
мы
опираемся
на
знание
школьных
предметов
и
отношение
к
этим
предметам
каждого
обучающего. Знание географии помогает детям отыскать на карте страну-
родоначальницу
боевого
искусства.
Они
с
интересом
узнают
о
трансформации
сельскохозяйственного
орудия
в
боевое
оружие
и
с
вспоминают, что на Руси тоже пользовались подобными приспособлениями
для обмолота зерна, и у бабушки в деревне на повети есть что-то похожее на
нунчаку
.
Чем
не
экскурс
в
историю
(да
ещё
и
с
региональным
компонентом!)? Привыкая к наблюдению за своим организмом во время
тренировочного
и
соревновательного
процесса,
спортсмены
реально
используют
свои
знания
биологии.
Чтобы
понять,
как
сделать
любое
техническое действие более совершенным и результативным, необходимо
вспомнить и применить формулы и знания из области физики. А про связь с
физической культурой можно написать целый трактат! Так школьные знания
становятся действительно необходимы, если их применять на практике.(Ещё
один
принцип
педагогики
школы
-
знания
должны
стать
жизненно
необходимы.)
Но самым важным,
на
мой
взгляд,
становится
вопрос
воспитания. Дети
обучаются не только самообороне, но и нападению. И опять, опираясь на
принципы
воспитания,
которые
есть
в
школьной
педагогике,(принцип
воспитания
в
коллективе
и
через
коллектив,
принцип
сочетания
требовательности и уважения к личности ученика, принцип личностного
подхода,
диалогичности
и
т.д.)
стараемся
,
чтобы
наши
обучающиеся
приближались к той модели выпускника, о которой говорится в ФГОС. Чтобы
понятия любовь к родному краю и Отечеству, уважение к своему народу,
человеческая
жизнь,
семья,
гражданское
общество,
многонациональность
стали
не
просто
красивыми
словами,
а
действительно
личностно-
ценностными
категориями.
Мы
должны
формировать
у
детей
ответственность за своё будущее и будущее нашей страны, и своей малой
родины.
И
я,
как
педагог
дополнительного
образования,
опираясь
на
весь
многовековой педагогический опыт, и
используя свои знания, постараюсь
показать
и
привить
своим
ученикам
все
лучшие
качества
Человека,
а
остальное
-
их
собственный
выбор.
А школьная
педагогика
обладает
огромным арсеналом средств для достижения нашей благородной цели.
Литература:
1.Об утверждении и введении в действие федерального государственного
стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от
17.12.2010 N 1897
2.Селиванов В.С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания:
Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/
Под редакцией В.А.Сластенина, М.: Издательский центр «Академия», 2000.-
336с.
3.Сластенин В.А.и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов;
Под редакцией В.А.Сластенина,-М.: Издательский центр «Академия»2002.-
567с.