Автор: Логвиненко Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" г.Реутов
Населённый пункт: Г.Реутов Московская обл.
Наименование материала: презентация к уроку
Тема: Прямоугольный треугольник
Раздел: среднее образование
Прямоугольный
треугольник
КЛАСС
Учитель математики МБОУ
«СОШ №1» г.Реутов
Логвиненко
Л.И.
Из истории математики
Прямоугольный треугольник занимает почётное место в вавилонской
геометрии, упоминание о нём часто встречается в
папирусе Ахмеса
.
Термин гипотенуза происходит от греческого
hypoteinsa
,
означающего
тянущаяся под чем либо , стягивающая
.
Слово берёт начало от образа древнеегипетских арф, на которых струны
натягивались на концы двух взаимно перпендикулярных подставок.
Термин катет происходит от греческого слова «
катетос
»,
которое означало
отвес , перпендикуляр
. В средние века словом
катет
означали высоту прямоугольного треугольника, в то время, как другие его
стороны называли гипотенузой, соответственно основанием.
В
XVII
веке слово
катет
начинает применяться в современном смысле и
широко распространяется, начиная с
XVIII
века.
Евклид
употребляет выражения:
«стороны, заключающие прямой угол», - для катетов;
«сторона, стягивающая прямой угол», - для гипотенузы.
Папирус Ахмеса
Математический папирус Ахмеса — древнеегипетское
учебное руководство по арифметике и геометрии периода
Среднего царства, переписанное около 1650 до н. э. писцом по
имени Ахмес на свиток папируса длиной 5,25 м. и
шириной 33 см.
Папирус Ахмеса был обнаружен в 1858 шотландским
египтологом Генри Риндом
и часто называется папирусом
Райнда по имени его первого владельца. В 1870 папирус был
расшифрован, переведён и издан. Ныне большая часть
рукописи находится в Британском музеев Лондоне, а вторая
часть — в Нью - Йорке.
Этот документ остается основным источником информации по математике древнего
Египта. Он содержит чертежи треугольников с указаниями углов и формулами
нахождения площадей.
Во вступительной части папируса Райнда объясняется, что он посвящён «совершенному
и основательному исследованию всех вещей, пониманию их сущности, познанию их
тайн». Все задачи, приведённые в тексте, имеют в той или другой степени практический
характер и могли быть применены в строительстве, размежевании земельных наделов и
других сферах жизни и производства. По преимуществу это задачи на нахождение
площадей треугольника, четырёхугольников и круга, разнообразные действия с целыми
числами, пропорциональное деление, нахождение отношений.
Определения
Если один из углов треугольника прямой,
то треугольник называется прямоугольным.
А
В
С
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая
против прямого угла, называется
гипотенузой
,
а две другие –
катетами
.
Треугольник
– это геометрическая фигура,
состоящая из трёх точек, не лежащих на одной
прямой,
и трёх отрезков, соединяющих эти точки.
Некоторые свойства
прямоугольных треугольников
1. Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90
0
.
2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30
0
,
равен половине гипотенузы.
3. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы,
то угол, лежащий против этого катета, равен 30
0
.
Признаки равенства
прямоугольных треугольников
1.
Если катеты одного прямоугольного треугольника
соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны.
2. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного прямоугольного
треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему углу
другого, то такие треугольники равны.
3. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и острому углу другого,
то такие треугольники равны.
4. Если гипотенуза и катет одного прямоугольного треугольника
соответственно равны гипотенузе и катету другого,
то такие треугольники равны.
Задачи по готовым чертежам
А
С
В
D
?
В
А
С
37
0
?
?
А
В
С
70
0
?
А
В
С
30
0
1
5
с
м
?
120
0
4 см
D
С
А
В
?
4
,
2
с
м
8,4 см
Контрольный тест
1. Прямоугольным называется треугольник, у которого
а) все углы прямые;
б) два угла прямые;
в) один прямой угол.
2. В прямоугольном треугольнике всегда
а) два угла острых и один прямой;
б) один острый угол, один прямой и один тупой угол;
в) все углы прямые.
Контрольный тест
3. Стороны прямоугольного треугольника, образующие
прямой угол, называются
а) сторонами треугольника;
б) катетами треугольника;
в) гипотенузами треугольника.
Контрольный тест
4. Сторона прямоугольного треугольника,
противолежащая прямому углу, называется
а) стороной треугольника;
б) катетом треугольника;
в) гипотенузой треугольника.
Контрольный тест
Контрольный тест
5. Сумма острых углов прямоугольного треугольника
равна
а) 180°;
б) 100°;
в) 90°.
Вы верно ответили
на все вопросы !
Е В К Л И Д
Евклид (Eνκλειδηζ), древнегреческий математик, автор первого
из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.
Сведения об Евклиде крайне скудны. Достоверным можно
считать лишь то, что его научная деятельность протекала в
Александрии в III веке до н. э. Евклид – первый математик
александрийской школы. Его главная работа «Начала»
(в латинизированной форме – «Элементы») содержит
изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории
чисел; в ней он подвел итог предшествующему развитию
греческой математики и создал фундамент дальнейшего
развития математики.
Из других сочинений по математике надо отметить работу «О делении фигур»,
сохранившуюся в арабском переводе, четыре книги «Конические сечения», материал
которых вошел в произведение того же названия Аполлония Пергского, а также
«Поризмы», представление о которых можно получить из «Математического
собрания» Паппа Александрийского. Евклид – автор работ по астрономии, оптике,
музыке и др.
Дошедшие до нас произведения Евклида собраны в издании «Euclidis opera omnia»,
ed. J. L. Heibert et Н. Menge, v. 1–9, 1883–1916, дающем их греческие подлинники,
латинские переводы и комментарии позднейших авторов.
Это интересно
Треугольник – это многоугольник с тремя сторонами (или тремя углами).
Стороны треугольника обозначаются часто малыми буквами, которые
соответствуют заглавным буквам, обозначающим противоположные
вершины.
В любом треугольнике:
1. Против большей стороны лежит больший угол, и наоборот.
2. Против равных сторон лежат равные углы, и наоборот.
3. Сумма углов треугольника равна 180 º
4. Продолжая одну из сторон треугольника, получаем внешний угол.
Внешний угол треугольника равен сумме внутренних углов, не смежных с ним.
5.
Любая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон и
больше их разности ( a < b + c, a > b – c; b < a + c, b > a – c; c < a + b, c > a – b ).
Желаю удачи
в изучении геометрии !