Автор: Ходачинская Оксана Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №25
Населённый пункт: город Тулун Иркутской области
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Использование здоровья сберегающих технологий на уроке физической культуры. Упражнения по коррекции осанки.
Раздел: среднее образование
Использование здоровья сберегающих технологий на уроке физической
культуры. Упражнения по коррекции осанки.
До цели четыре шага:
планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно,
действуйте положительно и добивайтесь неустанно.
Уильям А. Уорд
Использование современных образовательных технологий на уроках
физической культуры (СОТ)
Одним
из
средств
для
эффективного
обеспечения
нового
качества
образования
школьников
является
использование
учителем
физической
культуры современных образовательных технологий.
Среди
здоровье
сберегающих
технологий можно
о собо
выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие
особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное
р а с к р ы т и е
е го
п о т е н ц и а л а .
С юд а
м ож н о
о т н е с т и технологии
дифференцированного
обучения,
обучения
в
сотрудничестве,
адаптивной
гимнастики, разнообразные игровые технологии.
Игровые технологии
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное
место
в
образовательном
процессе.
Ценность
игровой
деятельности
заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу
ребенка,
отвечает
его
потребностям
и
интересам.
Самоценность
игры
заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной
необходимости,
а
от
физиологической
необходимости
обучающихся
двигаться, играть. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести
ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Технология групповой деятельности
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные
силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к
победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Заключение
Итак, цель
здоровье
сберегающей
педагогики
–
обеспечить
выпускнику
школы
высокий
уровень
реального
здоровья,
вооружив
его
необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения
здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Внедрение в
учебный
процесс
здоровье
сберегающих
технологий
позволяет
добиться
положительных
изменений
в
состоянии
здоровья
школьников.
Однако
здоровье сберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы
образования, они способствую грамотному и рациональному использованию
других приемов и средств обучения, развития и воспитания. В настоящее
время
к
здоровье
сберегающим
образовательным
технологиям
относятся
технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной
деятельности
детей,
обучении
на
оптимальном
уровне
трудности
(сложности),
вариативности
методов
и
форм
обучения,
оптимальном
сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении
информации,
создании
эмоционально
благоприятной
атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на
культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, так как он
является
основной
формой
педагогического
процесса. От
уровня
гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное
состояние
школьников
в
процессе
учебной
деятельности,
возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне
и предупреждать преждевременное утомление.
Системно – деятельный подходе я взяла направление на достижение
коррекции осанки, потому что за последние десять лет выявилось
неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей, посещающих
образовательные учреждения. Число детей с хронической патологией
увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3-26,9%), а число детей, нe имeющих
отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5-6%). По данным
центра здоровья детей РАМН, oколo 85% детей имеют отклонения в
coстоянии здоровья – oт легкой степени выраженности дo тяжелой патологии.
Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания,
костно-мышечной и пищеварительнойoй сиcтем. При появлении дефектов
осанки изменяется не только внешний вид ребенка, - возникают нарушения
деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная
емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая
утомляемость – звенья одной цепи. В результате длительных нарушений
осанки развиваются стойкие искривления позвоночника – сколиозы.
Изучив литературу по лечебной физической культуре, я составила комплекс с
наиболее подходящими физическими упражнениями, для коррекции осанки.
Для
сохранения
правильной
осанки
нужен
крепкий
мышечный
корсет.
Помимо
выполнения
упражнений,
рекомендуется
также
работать
над
мышцами пресса и спины.
Чтобы определить, можно ли с помощью физических упражнений исправить
осанку, потребовалось ввести на занятиях по физической культуре комплекс
упражнений.
Комплекс упражнений:
1)
Опора на стену
Встаньте к стене, наклонитесь и упритесь в нее ладонями так, чтобы тело
образовывало прямой угол. Старайтесь наклоняться как можно ниже, при
этом сохраняя спину прямой. Задержитесь в этом положении на 40-60 секунд.
2)Низкий выпад
Примите позу глубокого выпада, выпрямите спину и поднимите руки вверх.
Тянитесь руками вверх, почувствуйте вытяжение в позвоночнике.
Задержитесь в этом положении на 60 секунд и поменяйте сторону.
3)Подъем рук и ног в положении стола
Оставаясь в том же положении на четвереньках, поднимите вверх
противоположную руку и ногу так, чтобы вместе с корпусом они
образовывали прямую линию. Тянитесь ладонями вперед, а стопой назад, при
этом поднимая их максимально вверх. Задержитесь в этом положении на 30-
40 секунд и поменяйте стороны. Повторите это упражнение для осанки и
укрепления мышечного корсета 3-4 раза на каждую сторону.
4)Захват ноги в положении стола
Из положения с поднятой рукой и ногой, которое описано в предыдущем
упражнении, захватите ладонями стопу и задержитесь в этом положении на
30-40 секунд. Поменяйте стороны и затем повторите еще по 2 раза на каждую
сторону. Не разворачивайте корпус, тазовые косточки смотрят вперед. Захват
должен осуществляться за счет отведенной руки, прогиба в позвоночник и
подъема ноги.
5)Планка на локтях
Планка на локтях является одним из самых эффективных упражнений для
укрепления мышечного корсета. И оно также очень полезно для улучшения
осанки. Примите статическую позу с опорой на предплечья и носочки так,
чтобы тело образовывало прямую линию. Следите, чтобы спина была ровной
(не прогибалась и не выгибалась), живот и колени подтянуты, таз не уходит
вверх или вниз. Задержитесь в планке 30-60 секунд, можете повторить в 2-3
подхода.
6)Поза верблюда
Встаньте на колени и положите руки на ягодицы. Прогнитесь в спине, отводя
плечи назад. Движение должно осуществляться за счет прогиба в спине, а не
за счет запрокидывания головы. Если позволяет гибкость, то углубите прогиб
и положите руки на стопы. Задержитесь в позе верблюда около минуты.
7)Мостик
Сначала делаем позу полумоста. Лягте на спину, ноги согните в коленях и
поднимите таз максимально вверх. Упирайтесь стопами, шеей и головой в
пол, а также руками, которые соединены вместе в замок. Задержитесь в
этом положении 60-90 секунд. Затем, если есть возможность, примите
положение моста. Упритесь ладонями в пол и поднимите таз выше. Руки
полностью выпрямлены, при этом ладони и стопы находятся достаточно
близко между собой.
8)Лодочка. Лягте на живот, тело выровняйте в линию. Руки вытяните
вперед кистями, ноги расположить на линии бедер, приподнимите голову
и зафиксируйте взгляд в одной точке. Находиться в таком положении 30
сек.
Также хотя бы раз в день необходимо давать своим мышцам расслабиться:
для этого в течение 10-15 минут нужно полежать, расслабившись на спине
на полу, касаясь его затылком, лопатками и пятками.
Вывод:
Для формирования правильной осанки необходимо создание
рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в
домашних условиях. Поэтому важное значение отводится ЛФК, которая
способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения.
Осанку предопределяет множество факторов, в том числе врожденные и
наследственные, перенесенные заболевания или травмы. Но все, же самый
большой вред осанке приносит пренебрежение социально-
гигиеническими правилами – нерациональный образ жизни,
несоответствующий физиологическим запросам пассивный отдых, не
закаленность и т.д.