Напоминание

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ


Авторы: Семенихина Дарья Сергеевна, Чекмарёва Анна Сергеевна
Должность: студенты 4 курса фпписн
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ПГУ
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Согласно

требованиям

к

условиям

реализации

о сновной

образовательной программы дошкольного образования, отраженного в ФГОС

ДО,

а

также

требованиям

профессионального

стандарта

к

деятельности

педагога-психолога

на

психолога

в

сфере

дошкольного

образования

возлагаются следующие обязанности, а именно:

консультирование родителей (законных представителей) по проблемам

обучения, воспитания и развития их детей;

поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,

охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в

образовательную

деятельность,

в

том

числе

посредством

создания

образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

консультирование родителей (законных представителей) по вопросам

образования

и

охраны

здоровья

детей,

в

том

числе

инклюзивного

образования (в случае его организации).

Таким

образом,

в

настоящее

время

законодательно

закреплены

необходимость

и

обязанность

взаимодействия

педагога-психолога

с

родителями

(законными

представителями),

а

также

право

родителей

на

получение своевременной консультативной помощи по вопросам обучения,

воспитания и развития ребенка, обучающегося в ДОО.

Р. С. Немов выделяет семь основных проблем и ситуаций, с которыми

чаще всего приходят на консультацию к психологу родители воспитанников

ДОО.

1. Молодые родители, не имеющие ранее опыта взаимоотношений с

ребенком раннего возраста (2-3 года) часто испытывают беспокойство по

поводу

его

чрезмерной

активности

или,

напротив,

пассивности

в

поведенческих проявлениях.

В этом случае первоначальная задача психолога - как следует изучить

ребенка и определить его природный тип темперамента. Постараться донести

результаты

и

причины

данного

поведения

ребёнка

до

родителей,

порекомендовать литературу по данной теме.

2. Родители, имеющие двух и более детей (не старше подросткового

возраста) жалуются на недопонимание и постоянные конфликты их между

собой.

При возникновении конфликта в семье между самими детьми, не стоит

безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если

первоисточником

конфликта

во

всех

или

в

большинстве

случаев

действительно

является

другой

ребенок.

Важно

научить

детей

умению

предупреждать

и

избегать

возникновения

конфликтных

ситуаций,

не

поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. И если

ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов.

Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого

ребенка, значит, в возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен и

он сам.

3. Родители ребенка младенческого и раннего возраста (до трех лет)

испытывают затруднения в вопросе того, как им его обучать и воспитывать.

По

данному

вопросу

на

сегодняшний

день

не

суще ствует

универсальных советов и рекомендаций. Главное, что необходимо учитывать

для успешного разрешения соответствующей проблемной ситуации, так это

то, что обучение и воспитание всегда должны идти только на пользу ребенка,

позволять ему как можно раньше и как можно лучше приспосабливаться к

реальным

условиям

жизни.

При

работе

с

таким

случаем,

психологу

рекомендуется вести консультирование по четкому плану. На первом этапе

необходимо выяснить разногласия между родителями в вопросах обучения и

воспитания. Далее следует выслушать точку зрения каждого из родителей по

обсуждаемым вопросам. Затем, психолог указывает каждому родителю на

сильные и слабые стороны в его позиции, предлагая при этом отказаться от

слабых аргументов. Желательно так же чтобы психолог-консультант составил

родителям

небольшой

список

научно-популярной

литературы

на

тему

обучения и воспитания детей соответствующего возраста.

4. Родителей беспокоит тот факт, что ребенок, достигший возраста 6-7

лет, не хочет идти в школу.

Причин

нежелания

ребёнка

идти

в

школу

может

быть

несколько.

Поэтому всегда следует начать с детальных расспросов самого ребёнка о том,

почему

именно

он

не

хочет

идти

в

школу.

Для

повышения

уровня

его

мотивационной

готовности

к

школе

психолог

знакомит

родителей

с

доступными

и

эффективными

способами

вызвать

у

ребенка

интерес

к

учению. Если нежелание ребёнка идти в школу связано с недостаточной

готовностью его в других аспектах, например, в коммуникативном, то здесь,

вместе

с

началом

обучения

ребёнка,

необходимо

провести

специальную

работу по повышению уровня его готовности к обучению в данном аспекте.

5.

Родителей

тревожат

особенности

(«странности»)

в

психике

и

поведении ребенка.

Во-первых, необходимо установить, что же на самом деле тревожит

родителей, и в какой степени их тревога объективно обусловлена. Затем,

после

беседы

с

родителями

ребёнка

и

самим

ребёнком,

психологу

рекомендуется

провести

специальное

психодиагностическое

обследование

ребёнка

для

уточнения

его

проблем.

А

дальше,

исходя

из

результатов,

полученных в ходе бесед и психодиагностики, обозначить проблему и пути её

решения.

6. Родители старшего дошкольника обеспокоены вопросом того, как им

лучше подготовить своего ребенка к поступлению в первый класс.

В

данном

случае

в

самом

начале

работы

п р о и з в од и т с я

психодиагностика,

по

результатам

которой

выделяются

психологические

аспекты,

по

которым

ребёнок

ещё

не

готов

к

обучению

в

школе,

одновременно

с

этим

выявляются

имеющиеся

у

него

резервы

для

дальнейшего психологического развития, определяются задатки к развитию

общих

и

специальных

способностей.

Правильно

организованная

работа

психолога позволит максимально направить усилия родителей на устранение

имеющихся недостатков у ребенка и активизацию его внутренних движущих

ресурсов, а так же определить перспективы его развития.

7. Родители младшего дошкольника желают как можно раньше начать

его обучение, но сомневаются в правильности своих действий.

В данном случае психолог-консультант убеждает родителей в том, что,

принимая решение о раннем начале обучения ребенка, родители поступают

правильно. Однако, стоит отметить, что принимая такое решение, важно,

вместе с тем, не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании

ребенка

таких

ошибок,

которые

могут

помешать

его

нормальному

развитию.

Необходимо

тщательно

изучить

ребенка,

внимательно

проанализировать

условия

его

жизни,

а

также

учесть

другие

факторы,

которые могут положительно или отрицательно повлиять на успех раннего

обучения.

В целом, для того, чтобы консультация прошла успешно, психологу

необходимо наладить коммуникацию с родителями, правильно донести до

них имеющуюся проблему и причины и пути её решения.

Литература:

1.

Приказ

Минобрнауки

России

от

17.10.2013

N

1155

(ред.

от

21.01.2019)

"Об

утверждении

федерального

го суд а р с т ве н н о го

образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в

Минюсте России 14.11.2013 N 30384);

2.

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении

профессионального

стандарта

"Педагог-психолог

(психолог

в

сфере

образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575);

3.

Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учебник для

академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Издательство Юрайт, 2015 — 440 с. — Серия : Бакалавр. Академический

курс.



В раздел образования