Авторы: Семенихина Дарья Сергеевна, Чекмарёва Анна Сергеевна
Должность: студенты 4 курса фпписн
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ПГУ
Населённый пункт: г. Пензы
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Согласно
требованиям
к
условиям
реализации
о сновной
образовательной программы дошкольного образования, отраженного в ФГОС
ДО,
а
также
требованиям
профессионального
стандарта
к
деятельности
педагога-психолога
на
психолога
в
сфере
дошкольного
образования
возлагаются следующие обязанности, а именно:
консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
обучения, воспитания и развития их детей;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную
деятельность,
в
том
числе
посредством
создания
образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
консультирование родителей (законных представителей) по вопросам
образования
и
охраны
здоровья
детей,
в
том
числе
инклюзивного
образования (в случае его организации).
Таким
образом,
в
настоящее
время
законодательно
закреплены
необходимость
и
обязанность
взаимодействия
педагога-психолога
с
родителями
(законными
представителями),
а
также
право
родителей
на
получение своевременной консультативной помощи по вопросам обучения,
воспитания и развития ребенка, обучающегося в ДОО.
Р. С. Немов выделяет семь основных проблем и ситуаций, с которыми
чаще всего приходят на консультацию к психологу родители воспитанников
ДОО.
1. Молодые родители, не имеющие ранее опыта взаимоотношений с
ребенком раннего возраста (2-3 года) часто испытывают беспокойство по
поводу
его
чрезмерной
активности
или,
напротив,
пассивности
в
поведенческих проявлениях.
В этом случае первоначальная задача психолога - как следует изучить
ребенка и определить его природный тип темперамента. Постараться донести
результаты
и
причины
данного
поведения
ребёнка
до
родителей,
порекомендовать литературу по данной теме.
2. Родители, имеющие двух и более детей (не старше подросткового
возраста) жалуются на недопонимание и постоянные конфликты их между
собой.
При возникновении конфликта в семье между самими детьми, не стоит
безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если
первоисточником
конфликта
во
всех
или
в
большинстве
случаев
действительно
является
другой
ребенок.
Важно
научить
детей
умению
предупреждать
и
избегать
возникновения
конфликтных
ситуаций,
не
поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. И если
ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов.
Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого
ребенка, значит, в возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен и
он сам.
3. Родители ребенка младенческого и раннего возраста (до трех лет)
испытывают затруднения в вопросе того, как им его обучать и воспитывать.
По
данному
вопросу
на
сегодняшний
день
не
суще ствует
универсальных советов и рекомендаций. Главное, что необходимо учитывать
для успешного разрешения соответствующей проблемной ситуации, так это
то, что обучение и воспитание всегда должны идти только на пользу ребенка,
позволять ему как можно раньше и как можно лучше приспосабливаться к
реальным
условиям
жизни.
При
работе
с
таким
случаем,
психологу
рекомендуется вести консультирование по четкому плану. На первом этапе
необходимо выяснить разногласия между родителями в вопросах обучения и
воспитания. Далее следует выслушать точку зрения каждого из родителей по
обсуждаемым вопросам. Затем, психолог указывает каждому родителю на
сильные и слабые стороны в его позиции, предлагая при этом отказаться от
слабых аргументов. Желательно так же чтобы психолог-консультант составил
родителям
небольшой
список
научно-популярной
литературы
на
тему
обучения и воспитания детей соответствующего возраста.
4. Родителей беспокоит тот факт, что ребенок, достигший возраста 6-7
лет, не хочет идти в школу.
Причин
нежелания
ребёнка
идти
в
школу
может
быть
несколько.
Поэтому всегда следует начать с детальных расспросов самого ребёнка о том,
почему
именно
он
не
хочет
идти
в
школу.
Для
повышения
уровня
его
мотивационной
готовности
к
школе
психолог
знакомит
родителей
с
доступными
и
эффективными
способами
вызвать
у
ребенка
интерес
к
учению. Если нежелание ребёнка идти в школу связано с недостаточной
готовностью его в других аспектах, например, в коммуникативном, то здесь,
вместе
с
началом
обучения
ребёнка,
необходимо
провести
специальную
работу по повышению уровня его готовности к обучению в данном аспекте.
5.
Родителей
тревожат
особенности
(«странности»)
в
психике
и
поведении ребенка.
Во-первых, необходимо установить, что же на самом деле тревожит
родителей, и в какой степени их тревога объективно обусловлена. Затем,
после
беседы
с
родителями
ребёнка
и
самим
ребёнком,
психологу
рекомендуется
провести
специальное
психодиагностическое
обследование
ребёнка
для
уточнения
его
проблем.
А
дальше,
исходя
из
результатов,
полученных в ходе бесед и психодиагностики, обозначить проблему и пути её
решения.
6. Родители старшего дошкольника обеспокоены вопросом того, как им
лучше подготовить своего ребенка к поступлению в первый класс.
В
данном
случае
в
самом
начале
работы
п р о и з в од и т с я
психодиагностика,
по
результатам
которой
выделяются
психологические
аспекты,
по
которым
ребёнок
ещё
не
готов
к
обучению
в
школе,
одновременно
с
этим
выявляются
имеющиеся
у
него
резервы
для
дальнейшего психологического развития, определяются задатки к развитию
общих
и
специальных
способностей.
Правильно
организованная
работа
психолога позволит максимально направить усилия родителей на устранение
имеющихся недостатков у ребенка и активизацию его внутренних движущих
ресурсов, а так же определить перспективы его развития.
7. Родители младшего дошкольника желают как можно раньше начать
его обучение, но сомневаются в правильности своих действий.
В данном случае психолог-консультант убеждает родителей в том, что,
принимая решение о раннем начале обучения ребенка, родители поступают
правильно. Однако, стоит отметить, что принимая такое решение, важно,
вместе с тем, не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании
ребенка
–
таких
ошибок,
которые
могут
помешать
его
нормальному
развитию.
Необходимо
тщательно
изучить
ребенка,
внимательно
проанализировать
условия
его
жизни,
а
также
учесть
другие
факторы,
которые могут положительно или отрицательно повлиять на успех раннего
обучения.
В целом, для того, чтобы консультация прошла успешно, психологу
необходимо наладить коммуникацию с родителями, правильно донести до
них имеющуюся проблему и причины и пути её решения.
Литература:
1.
Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
N
1155
(ред.
от
21.01.2019)
"Об
утверждении
федерального
го суд а р с т ве н н о го
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384);
2.
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог-психолог
(психолог
в
сфере
образования)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575);
3.
Немов, Р. С. Психологическое консультирование : учебник для
академического бакалавриата / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2015 — 440 с. — Серия : Бакалавр. Академический
курс.