Напоминание

"Психологическое консультирование детей с низкой самооценкой"


Авторы: Тигунова Милана Сергеевна, Шонина Анастасия Алексеевна
Должность: студенты 4 курса направления "психолого-педагогическое образование"
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет"
Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическое консультирование детей с низкой самооценкой"
Раздел: начальное образование





Назад




Тигунова М.С., Шонина А.А.

«Психологическое консультирование детей с низкой самооценкой»

В

статье

рассматривается

проблема

формирования

адекватной

самооценки

у

детей

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста.

В

частности,

речь

идет

о

ее

повышении.

Проблемы

заниженной

и

низкой

самооценки детей является одной из центральных проблем дезадаптации

ребенка в новых для него условиях, то есть в школе, а также одно из

основных последствий дисгармоничных детско-родительских отношений.

Ключевые слова: самооценка, дошкольный возраст, младший школьный

возраст, психологическое консультирование.

Самооценке

отводится

центральная

роль

как

личностному

образованию.

Она

формируется

под

влиянием

социального

окружения

с

раннего

детского

возраста,

функционируя,

влияет

на

саморегуляцию

и

находится под влиянием ценностей личности.

Оценить себя – значит определить свое отношение к себе, для чего

необходимо иметь определенные нормы и ценности, а они, в свою очередь,

находятся под влиянием социума и трансформируются со временем.

Самосознание

и

в

частности

самооценка

только

начинают

закладываться в дошкольном возрасте. Она имеет неустойчивый характер.

Так, дошкольники с заниженной самооценкой имеют очень мало друзей. Их

личностные

качества

плохо

развиты.

У

сверстников

нет

возможности

установить

с

ними

прочное

дружеское

общение,

потому

что

правильно

оценить сами себя такие дети не могут. Самосознание и самооценка у детей

дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника.

Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае

относиться к ним с пониманием и любовью [3, 35 с.].

Младшие

школьники,

у

которых

пониженная

самооценка,

обычно

отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах

и

способностях

справиться

с

поручениями.

У

них

очень

велик

страх

совершения

ошибки,

ведь

дома

за

любую

провинность

они

могут

быть

сильно наказаны.

Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые

легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс

учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений,

на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится

не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. Повышение

самооценки

в

подобных

обстоятельствах

становится

крайне

необходимо,

ведь,

имея

плохое

мнение

о

себе,

ребенок

не

понимает,

как

правильно

общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми.

От

всех

окружающих

он

подсознательно

ждет

неприятностей.

У

него

развивается негативная внутренняя позиция [2, 237 с.].

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к

накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы

предлагают

максимально

избегать

сравнения

детей

между

собой.

Это

защищает

их

от

многих

комплексов

и

конфликтных

ситуаций,

а

также

позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и

уверенно [4, 206с.].

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься

творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью

в

более

раннем

периоде.

Ребенок

таким

образом

сосредотачивает

свое

внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую

очередь о себе самом.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности

и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как

раз

то

время,

когда

следует

показать

детям

ценность

справедливых

и

объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в

любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и

психологи.

Она

должна

проводиться

сразу

после

того

как

прошла

диагностика самооценки. Всегда нужно учитывать особенности самооценки

младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста

[2,235 с.].

Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Все это

говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и имеет

тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию

личности. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает

выполнять

функцию

мотива

деятельности

младшего

школьника.

Л.С.

Выготский

предполагал,

что

именно

в

семилетнем

возрасте

начинает

складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, вне ситуативное и,

вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка

опосредует

отношение

ребенка

к

самому

себе,

интегрирует

опыт

его

деятельности,

общение

с

другими

людьми.

Эта

важнейшая

личностная

инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки

зрения

нормативных

критериев,

строить

свое

целостное

поведение

в

соответствии с социальными нормами [1,316 с.].

Не

существует

практически

такого

действия,

которое

мог

бы

предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не

даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет

выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет

вкладывать

в

него

искренние

благие

намерения

ребенок

может

отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у

ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о

себе [4, 199 с.].

Психологи нередко сталкиваются с проблемой неадекватно заниженной

самооценки у младших школьников. Эта проблема может повлечь за собой и

тревожность, и неуверенность в себе, и снижение учебной мотивации, она

может

быть

связана

с

нарушением

школьной

адаптации.

Самооценка

оказывает огромное влияние на всю жизнь человека, тем более ребенка, чья

личность только формируется.

Важную

роль

в

формировании

самооценки

играет

не

только

поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда

рекомендаций:

1.

Наказание

не

должно

вредить

здоровью

ни

физическому,

ни

психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

2.

Если

есть

сомнение,

наказывать

или

не

наказывать,

не

наказывайте.

Даже

если

уже

поняли,

что

обычно

слишком

мягки

и

нерешительны. Никакой "профилактики".

3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но

только одно, за все сразу.

4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте

ребенка вашего тепла.

5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни

было, — никогда!

6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что

хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня

помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему

вы так поступили.

7.

Лучше

не

наказывать,

чем

наказывать

запоздало.

Запоздалые

наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

8.

Наказан

прощен.

Если

инцидент

исчерпан,

старайтесь

не

вспоминать

о

«старых

грехах».

Не

мешайте

начинать

жить

сначала.

Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно

виноватого".

9.

Без

унижения.

Если

ребенок

считает,

что

мы

несправедливы,

наказание подействует в обратную сторону.

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за

него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с

уборкой,

получит

удовольствие

от

проделанной

работы

и

заслуженную

похвалу.

Ставьте

перед

ребенком

посильные

задачи,

чтобы

он

смог

почувствовать себя умелым и полезным.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого

заслуживает.

Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала,

так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и

неудачам.

Сравните:

мамы

не

получился

пирог

ну,

ничего,

в

следующий раз положим больше муки".

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим

собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

Анализируйте вместе с малышом его неудачи

.

Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Вы можете рассказать ему что-то на своём примере, так ребенок будет

чувствовать атмосферу доверия [4, 207 с.].

Проблема

изменения

уже

сформировавшейся

самооценки

довольно

сложна. Вообще, самооценка как личностное образование мало пластична.

Именно

поэтому

наиболее

удачным

временем

для

воздействия

на

нее

является

детство,

когда

она

находится

в

процессе

формирования.

Также

хотелось бы отметить, что для повышения эффективности работа должна

быть

многоплановой

и

включать

консультирование

педагогов,

родителей,

других близких и значимых взрослых. Только в атмосфере принятия, доверия

и поддержки ребенок сможет увидеть в себе больше положительных черт,

обрести уверенность – т.е. изменить самоотношение. И только в этом случае

деятельность

психолога

в

этом

направлении

окажется

достаточно

эффективной.

Адекватная самооценка же очень значима в детском возрасте (не менее

чем во взрослом), т.к. участвует в формировании мотивационной и волевой

сфер,

эмоциональном

развитии,

формировании

ценностей

и

успешных

межличностных

взаимоотношений.

Таким

образом,

работа

с

заниженной

самооценкой

является

одной

из

важных

сфер

деятельности

детского

психолога.

Список использованной литературы:

1.

Выготский

Л.С.

Кризис

семи

лет.

//

Л.С.

Выготский.

Собрание

сочинений в 6 томах. - М.: Педагогика, 1984/ - 433с.

2.

Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное

пособие / О. О. Гонина. - Москва : Флинта : Наука, 2014. - 271 с.

3. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков:

учебник.

СПб.:

Издательство

Санк-Петербургского

университета

управления и экономики, 2011. — 210 с.

4.

Урунтаева

Г.А.

Дошкольная

психология:

учебник

для

студ.

учреждений высш. проф. образования / - М. Издательский центр «Академия»,

2013. – 336 с.



В раздел образования