Напоминание

Психологическое консультирование детей "группы риска"


Авторы: Новикова Мария Сергеевна, Булатов Дамир Шамильевич
Должность: студенты пгу ппи им.в.г.белинского
Учебное заведение: ПГУ ППИ им.В.Г.Белинского
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое консультирование детей "группы риска"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический институт им. В.Г. Белинского

Факультет педагогики, психологии Кафедра «Прикладная психология»

и социальных наук

Психологическое консультирование детей «группы риска»

Выполнили:

студент группы 15НПП1

Булатов Д.Ш

Новикова М.С

Пенза 2019

Дети, которые относятся к «группе риска», имеют низкую

сопротивляемость к факторам, порождающим антисоциальное поведение и

различные нарушения в обществе. Такие дети легко поддаются плохому

влиянию со стороны, имеют плохую успеваемость в школе, они

трудновоспитуемы и плохо социализированы.

Детей, относящихся к «группе риска», можно объединить в несколько

групп:

- Дети из неблагополучных семей;

- Дети с трудностями и задержкой в развитии;

- Дети, оставшиеся без родителей и без опеки взрослых;

- Дети, чьи семьи находятся в трудной жизненной ситуации.

Уместным будет использование такого метода профилактики и

коррекции, как психологическое консультирование.

Здесь важно отметить, что психолог не может взять на себя

ответственность за жизнь консультируемого. Даже находясь в «группе

риска», ребенок должен иметь желание к получению помощи и к изменению

своей жизненной ситуации. Психолог-консультант должен сопровождать

ребенка на всех этапах психологического консультирования, с целью решения

актуальных личностных, жизненных и социальных задач и трудностей.

Меры, которые будут предприняты в процессе консультирования, должны

быть обусловлены индивидуальными особенностями консультируемого,

степенью его девиации и возможностями.

В большинстве случаев «группу риска» составляют дети подросткового

возраста. Психологу также необходимо учитывать все личностные

особенности данного возрастного этапа. Как известно, подростки очень

критичны в своих суждениях, они ищут пути самореализации и

самоутверждения. Помимо психологических изменений присутствуют и

физические. Подростковый возраст - это возраст гормональных перестроек,

интенсивного роста и полового созревания. Из-за этих факторов ребенок

становится более уязвимым для попадания в «группу риска». Они

переживают множество негативных эмоций и чувств. Они ощущают себя

ненужными, теряют свою ценность и ценность других людей.

Консультирование детей из «группы риска» должно осуществляться в

соответсвии со следующими этапами:

- Установление доверительного контакта между психологом и

консультируемым;

- Запрос ребенка, в котором он должен обозначить, что его волнует на

данный момент, что ему, возможно, хотелось бы исправить в себе или в

отношениях с окружающими;

- Диагностическая беседа, в ходе которой будут искаться причины

возникших трудностей;

- Интерпретация. Здесь психолог словесно высказывает свою гипотезу

о возможных причинах возникших трудностей ребенка;

- На последнем этапе психолог и консультируемый совместно ищут

пути преодоления проблем.

Этап установления контакта является одним из главных. Поскольку от

него зависит дальнейшая успешность всей работы. Девиантное поведение

сопровождается негативными проявлениями ребенка. Он испытывает

агрессию, напряженность, тревогу, страх. Задача консультанта - избавить

ребенка от этих негативных эмоций. Создать особую атмосферу, в которой

ребёнок сможет полностью расслабиться и довериться психологу. С первого

этапа важным является работа с мотивацией ребенка.

Чтобы настроить ребенка на беседу, эффективно будет использование

проективных методик в своей работе. Например, «Дом-дерево-человек»,

«Рисунок семьи», «Несуществующее животное».

Далее следуют самый сложный этап. Этап интерпретации. Психологу

необходимо обладать профессиональными качествами и быть компетентным

в решении данной проблемы. В противном случае никакого результата не

будет. Психолог должен помочь ребенку увидеть и сформулировать проблему

для себя. Консультант должен не прямо сообщить свои предположения о

причинах возникновения проблемы ребенка, а косвенно. Это заставит

консультируемого проявить собственную активность и снимет его

напряжение.

На последнем этапе важным является направление проблемы в нужное

русло. Психолог должен показать ребенку, как данная ситуация может быть

для него полезна, какой опыт он может из этого извлечь. Здесь также

необходимо повышать уровень мотивации ребенка, чтобы в дальнейшем он

смог самостоятельно принимать правильные решения и не поддаваться

плохому влиянию.

При работе с данной группой детей не следует придерживаться одной

определенной схемы. Стоит вносить свои коррективы по ходу работы.

Главное - это результат. Психолог должен проявлять искреннее желание

помочь консультируемому. Иначе ребенку так и не удастся выбраться из

«группы риска».

Список используемых источников

1.Елизаров А.Н./ Основы индивидуального и семейного

психологического консультирования/. – М.: Ось-89, 2000.

2.Кочюнас Р. /Основы психологического консультирования/. – М.:

Академический проект, 1999.

3.Малкина-Пых И.Г. /ЭПсихологическая помощь в кризисных

ситуациях/. – М.: Эксмо, 2008.

4.Меновщиков В.Ю. /Введение в психологическое консультирование/. –

М.: Смысл, 2000.

5.Овчарова Р.В./ Справочная книга школьного психолога/. – М.:

Просвещение, 1996.

6.Овчарова Р.В. /Технологии практического психолога образования/. –

М.: Сфера, 2000.

7.Осипова А.А. /Общая психокоррекция/. – М.: Сфера, 2000.

8.Тутушкина М.К./ Современная практическая психология/. – М.:

Академия, 2005.



В раздел образования