Напоминание

"Развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"


Автор: Иванова Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ "Детский ад "Машенька"
Населённый пункт: Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного возраста через

игровую деятельность»

«Творческие занятия детей не могут быть, не обязательными,

не принудительными и могут возникать

только из детских интересов»

Л. С. Выготский

Издавна цвет считался одним из основных важных свойств предметов и явлений

окружающей среды, считалось, что цвет - влияет на настроения и самочувствие

человека, что он может не только радовать, но и вызвать раздражение, тревогу.

Восприятие цвета детьми тесно связано с протеканием мышления, воображения, и

других психических процессов.

Развитие

познавательных

и

творческих

способностей

является

одной

из

ключевых

задач

дошкольного

образования.

Успех

в

развитии

ребенка

может

обеспечить не столько содержание какой-либо программы, сколько методы живого

общения с воспитателем. Одним из таких методов является игра.

Работа

по

данной

теме

способствует

художественно

-

эстетическому

воспитанию детей, поэтому выстроила ее в следующих направлениях:

Создание

соответствующей

среды,

стимулирующей

формирование

эстетического восприятия цвета и решения творческих задач.

Создание

последовательности

и

системности

в

планировании

игр

по

формированию чувства цвета у детей.

Использование

и

изготовление

разнообразных

форм

и

видов

игр

по

ознакомлению

детей

с

цветом,

закреплению

и

обогащению

эстетических

представлений о цвете.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и на основе учета их интересов и

способностей.

Расширение знаний родителей о роли цвета.

Игра – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка

различать цвета, считать, думать, рассуждать и доказывать. Игра – это не только

развитие, но и наше общение с детьми. Дети любят, когда взрослые уделяют им

внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько

задач: развиваем, обучаем общаться, и просто делаем детей счастливее.

Потребность пользоваться цветом появляется у детей с начало приобщение к

деятельности, в т.и. изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте дети

охотно и много рисуют, лепят, конструируют, при этом фантазируя, играя. Сам

процесс изображения для ребенка – это одна из многих игр, в которые он любит

играть как с участием взрослого, так и самостоятельно. Поэтому для развития у детей

восприятия цвета нужна тактичная помощь воспитателя, благоприятные условия, в

которых ребенок может проявлять себя, а не замыкаться.

У детей с 2-х лет ещё одинаковое отношение к различным цветам. Ребёнок этого

возраста может раскрасить лист бумаги любыми цветами без разбора.

К 3 годам дети воспринимают цвет в рисунке, как средство украшение, при этом

преимущество отдают жёлтым, красным, зелёным и синим цветам. Дети данного

возраста

восприимчивы

к

цвету,

что

способствует

созданию

у

них

устойчивого

интереса

к

играм

предполагающим

использование

красок

и

различных

видов

изобразительной

деятельности.

В

играх

с

детьми

данного

возраста

больше

используются основные цвета, игры с использованием одного из цветов, так как идёт

знакомство и закрепление цвета.

Большое значение имеет эстетическое оформление среды, в которой находятся

дети. Каждый предмет должен иметь определенное цветовое значение. Работая с

детьми младшего возраста, группу оформляли, используя четыре основных цвета.

Сенсорный

уголок

должен

быть

разделилён

на

зоны

из

основных

цветов,

что

способствовало бы формированию умению у детей соотносить предметы по цвету.

В рамках данной работы предусматриваются занятия по смешиванию красок,

получение

различных

оттенков

(смешивая

красную

и

жёлтую

краски

можно

нарисовать - закат, смешивая и зелёную - вечер и т.д.). Детям 3-4 лет предлагаем

смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенка. Однако чтобы они

поняли, как получается новый цвет важно показывать им, как можно получить

голубой, розовые цвета.

Для смешивания красок и получения оттенков мы можно проводить игры-

экспериментирования "Разноцветная вода", "Разноцветные льдинки", «Волшебные

баночки», "Собери капельки в стакан" и т.д.

На

первых

занятиях

по

смешиванию

красок,

краски

смешивает

взрослый,

показывая, прежде всего процесс получения краски или оттенка. Сложнее детям

самостоятельно

смешивать

краски.

К

4-5годам

ребенок

обладает

способностью

воспринимать и передавать в своих работах не только цветовую окраску предметов,

но

предавать

ей

эмоционально-смысловое

значение.

К

этому

возрасту

ребенок

хорошо знает названия цветов и постепенно цвет начинает играть не случайную, а

вполне осмысленную роль в изобразительной деятельности.

Но не всегда дети данного возраста в своих попытках изобразить реальный

предмет, даже видя его перед собой, окрашивают его в произвольный цвет. Цвет в

работах

детей

это

скорее

результат

психофизического

состояния,

а

не

передача

реального цвета окружающего мира.

Игры по развитию восприятия цвета и использованию его в изобразительной

деятельности предполагает не только ознакомление с эталонами цвета, но и со

способами владения изобразительными средствами: правильно пользоваться кистью,

карандашом, формировать у них различные движения руки - примакивание всем

ворсом и кончиком кисти, проведение линий в различных направлениях, различной

конфигурации.

Детское рисование, хорошо известное всем явление, но оно, вызывает массу

вопросов.

Как

развивать

художественные

способности

детей?

Как

организовать

детское рисование? Как руководить им? Как оценивать детские рисунки? Хороший

эффект при этом даёт совместная работа воспитателей и родителей.

В беседах с родителями можно давать советы, как знакомить детей с цветом,

через наблюдения в природе, как изготовить совместно с детьми дидактические игры

и пособия по цвету, а также какие пособия необходимы, использовать работе с

детьми. Вопросы формирования чувства цвета у детей дошкольного возраста часто

бывают предметам обсуждения на родительском собрании, к которым может быть

подготовлена выставка наглядных пособий по цвету, дидактических игр, игрушек для

работы с детьми, художественных произведений, а также детских работ.

Важно,

чтобы

знания

цвета

дети

использовали

в

разных

художественно-

творческих видах деятельности, в том числе экспериментальной и познавательной.

Результатом данной работы может стать:

Проведение серии интегрированных занятий «Маленький художник»

Составление методических рекомендаций по формированию чувства цвета у

детей для воспитателей и родителей

Разработка и изготовление игр по ознакомлению с цветом.

Игры с красками

«Волшебные баночки»

Цель:

Закреплять

знания

детей

об

основных

четырех

цветах.

Дать

представление

о

свойствах

воды

(окрашивание).

Развивать

любознательность,

вызывать положительные эмоции.

Игровой материал: баночки прозрачные (пластмассовые или стеклянные) по

количеству

детей;

на

крышки

баночек

с

внутренней

стороны

нанесена

краска( красная, желтая, зеленая, синяя) .

Ход игры:

Дети

с

воспитателем

рассматривают

баночки,

отмечают,

что

вода

в

них

прозрачная. Воспитатель говорит о том, что баночки «волшебные» предлагает детям

встряхнуть их. Вода окрашивается в разные цвета. Педагог спрашивает детей: какого

цвета стала вода в баночках; их мнение о том, как она получилась. В конце игры

раскрывает секрет «волшебства» баночек.

«Орешки»

Цель: Развивать эстетическое восприятие. Закрепить умение детей рисовать

методом примакивания. Продолжать знакомство со свойствами красок.

Игровой материал: альбомный лист с изображением «зверюшек»; гуашь; кисть.

Ход игры

Воспитатель читает детям потешку:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке лохматому.

Предложить

ребенку

побыть

«белочкой»

и

изобразить

орешки

способом

примакивания в «лапках» или «мисках» животных.

«Нарядное платье»

Цель: Отрабатывать кругообразные движения рук. Закрепить названия цветов

(красный). Воспитывать у детей желание рассматривать свои работы и радоваться

им.

Игровой материал: контуры кукольных платьев по количеству детей; гуашь

красного цвета; кисти.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения в соответствии с

текстом.

Это платье для Наташи (Четыре ритмичных поворота влево – вправо, руки на

поясе)

Красные горошки (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)

А на платье два кармашка («Рисуют» на животике два кружка)

Спрячем в них ладошки (Прикладывают обе ладошки к животику)

Затем воспитатель раздает детям контуры кукольных платьев и предлагает детям

украсить

их

красными

«горошинками».

В

конце

игры

рассматривают

узоры

на

платьях, вызывая положительные эмоции.



В раздел образования