Автор: Земскова Анастасия Павловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27 "Рябинка"
Населённый пункт: Новочебоксарск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятия по мульттерапии с элементами мандалотерапии "Варежка"
Раздел: дошкольное образование
Отдел психолого-педагогического сопровождения образования
МБУ «Центр мониторинга и психолого-педагогического сопровождения
образования города Новочебоксарска Чувашской Республики»
Методическая разработка
занятия с детьми подготовительных к школе групп
по мульттерапии
с элементами мандалотерапии
«Варежка»
Номинация «Актуальная практика»
Разработала педагог-психолог
Земскова Анастасия Павловна
МБДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка»
Г. Новочебоксарск, 2019 г.
Конспект занятия:
Целевая группа: дети подготовительных к школе групп
Тип занятия: комплексное
Вид занятия: сказка
Цель: Создание педагогических и психологических условий, направленных на
формирование ценностного отношения к дружбе.
Задачи:
1. Образовательные:
• Расширить и обобщить знания о понятие «Дружба», «Друг»;
• Учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики;
• Учить умению участвовать в совместной деятельности;
• Учить работать по схеме.
2. Развивающие:
• Развивать представление об эмоциях грусти и радости;
•Развивать творческий потенциал дошкольников;
• Развивать коммуникативные навыки детей, эмпатию, умение сопереживать, понимать
другого человека;
• Развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания
принадлежности к группе.
3. Воспитательные:
• Прививать любовь к художественному творчеству;
•Воспитывать социально-коммуникативные качества (сотрудничества, терпимости,
отзывчивости);
• Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть,
позаботиться о нем;
• Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
Форма работы: групповая.
Ресурсное обеспечение: бейджики, мультимедийное оборудование, ноутбук, колонки,
мяч, скакалки по числу детей, обруч с резинками, блоки Дьенеша.
Занятия осуществляются по следующей структуре:
1.Ритуал приветствия (2 мин.)
2. Разминка (3 мин).
3. Основная часть (просмотр мультфильма, упражнения, игры, арттерапия - 22 мин).
4. Рефлексия (2 мин)
5. Заключительная часть (ритуал прощания, 1 мин).
Ход занятия:
1.Ритуал приветствия. (Дети стоят в кругу).
Приветствие психолога.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте улыбнёмся и подарим улыбку всем
окружающим. Я приглашаю вас пройти и сесть в круг на свободные стульчики. Ребята,
посмотрите, как мы сегодня сидим. (Дети отвечают). Давайте назовем его «Кругом
Дружбы».
А как вы думаете почему? Всем известно, что у круга нет ни начала, ни его…
Конца, правильно. И сегодня каждый из нас становится равным другому. А для того,
чтобы наш круг был целостным, не разрывался, мы должны соблюдать правила, ведь даже
в дружбе есть правила.
Обсуждение правил. В занятии есть одно важное условие: задание засчитывается, если
его выполнили все участники. Важно, что ни кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
И главное правило - никто никого не обижает.
2. Разминка.
- Ребята, поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у
кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.
Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
Здорово. Вы друг друга все знаете, а я вас нет. Давайте познакомимся. Я буду
передавать по кругу мячик, и каждый говорит, как его зовут и что он любит делать.
А мультики любите смотреть? Давайте посмотрим мультфильм про дружбу.
3. Основная часть.
Просмотр мультфильма с начала
«Стоп № 1: Девочка отдает собачку?»
Обсуждение:
Что произошло с девочкой?
Как вы думаете, о чем она мечтала?
Что чувствует девочка?
Упражнение «Изобрази чувство»
Давайте изобразим по очереди, как мы выглядим, когда грустим. Радуемся.
«Стоп №2: Девочка начинает тянуть за собой варежку»
Этюд «На поводке»
Сейчас я каждому из вас раздам скакалку. А вы представьте, что у вас на поводке
собака: а) маленькая, б) большая, в) огромная.
(Дети по очереди демонстрируют, как они будут играть с собакой. Другие должны
отгадать, какого размера собака на поводке).
«Стоп № 3: Перед появлением выставки»
Игра «Дразнилка»
А хотите тоже побыть кошкой или собакой. Тот, кто изображает кота, который сидит
высоко и, чувствуя себя в безопасности, дразнит собаку. Тот кто, изображает собаку,
сердится, лает, подпрыгивает, злится. (Дети делятся произвольно на пары, затем
меняются).
Кому кем больше понравилось быть: собакой или кошкой? (Дети отвечают). А теперь
вместе выполним следующее задание:
Упражнение «Необыкновенный хор»
У нас будет 2 команды: одни – «кошки», другие – «собаки». «Кошек» будут петь по-
кошачьи – «Мяу, мяу» на мотив «Мы едем, едем в далекие края…», «собаки» по команде
тоже вступают в хор, но на своем языке – «Гав, гав!»
Понравилось вместе петь? (Ответы детей).
«Стоп №4: Судья смотрит в бинокль».
Обсуждение:
Почему собаки такие разные?
Чем они отличаются?
Для чего нужны разные породы?
Все разные, но именно поэтому дружат, и им интересно вместе. Друзья вместе играют,
заботят друг о друге.
«Стоп№5: Конец соревнований»
Обсуждение:
Что случилось?
Почему девочка такая грустная?
Друг – этот кого поддерживают в трудную минуту и просто любят любого.
«Стоп№6: Конец мультфильма»
Обсуждение:
Чем закончился мультфильм?
Арт-терапия «Мандала»
Мы с вами сидим в кругу, помните, как он назывался. А что еще бывает круглое?
(Ответы детей). А еще круглой бывает мандала. Знаете что это? Мандала – это такой
рисунок в круге, который как не поверни, он всегда будет выглядеть одинаково. Это
геометрический символ, который толкуют как модель вселенной. Это карта космоса.
(Презентация). Сейчас мы проверим ее волшебную силу и сделаем свою мандалу дружбы.
Делать мы ее будем в кругу по схеме на экране. Фигуры могут быть любого цвета и
толщину, но такой же формы и размера. (Дети заполняют мандалу). Посмотрите, что у нас
получилось. Вы тоже такие же разные, но вместе вы такой же целый круг. Ребята, а мы
может добавить кого-нибудь еще в наш круг? Можем, если разделим ее на большее
количество частей. И тогда наша мандала будет более интересная и яркая.
4. Рефлексия.
Расскажите, что мы сегодня узнали про дружбу. (Ответы детей).
Каждому я хочу подарить мандалу, которую вы сможете разукрасить дома, как вам
захочется и загадать на нее желание.
5. Заключительная часть (ритуал прощания).
А сейчас пришло время прощаться, все опять встаем в круг, ставим кулачки
«столбиком», затем громко кричим: «Всем-всем до свидания» и убираем кулачки.
Литература используемой литературы:
1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических
программ. – СПб: Речь, 2011.
2. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников:
Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.