Напоминание

"Практические рекомендации для родителей и педагогов по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей нарушением интеллекта"


Автор: Ризванова Гульнара Рамильевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №473 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Практические рекомендации для родителей и педагогов по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей нарушением интеллекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практические рекомендации для родителей и педагогов по

обогащению развивающей предметно-пространственной среды в

группе для детей нарушением интеллекта

Учитель-дефектолог Ризванова Гульнара Рамильевна.

Я

хотела

сегодня

вас

познакомить

с

развивающей

предметно-

пространственной

средой

для

сенсорно-моторного

развития

детей

с

нарушением интеллекта. Т.е я буду говорить об играх и пособиях, которые

все мы можем сделать своими руками.

Очень

часто,

родители

наших

детей

говорят

о

том,

что

у

них

нет

материальных возможностей приобретать дидактические игры. Поэтому я

всегда

им

рекомендую

изготавливать

самостоятельно.

Предлагаю

вам,

уважаемые коллеги подборку дидактических игр из сподручного материала,

которые не потребуют много материальных затрат. Такие игры Вы можете

изготовить самостоятельно из того, что находится "под руками". Кроме

экономической

выгоды

такие

игры

повышают

интерес

к

изучаемому

материалу.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно

удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Она

помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в

новой

обстановке,

углубляет

познавательные

интересы.

Дети

учатся

классифицировать,

обобщать,

сравнивать,

то

есть

развиваются

их

умственные способности.

Организация предметно-развивающей среды в целях развития малышей

– одна из главных задач педагогов детского сада и родителей воспитанников.

Сейчас особое значение отводится и работе с родителями они являются

полноправными

участниками

образовательного

процесса.

Очень

важно

привлечь их к изготовлению нетрадиционного оборудования и пособий.

Представляю вашему вниманию копилку игр и пособий своими руками

для занятий дома и в детском саду:

«Бутылка с лентами»

Вот такую игру дети с удовольствием приняли, играют по оному или в

парах.

Все

что

необходимо

это

бутылка

с

узким

горлышком

и

разнообразные

ленты.

Дети

закрепляют

не

только

названия

основных

цветов, но и изучают оттеночные цвета.

«Тактильные мешочки»

Развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, развивают

обоняние, изучают название наполнителя (гречка, какао бобы, зерна кофе,

палочки корицы, манка, гречка).

Большой

блок

на

формирование

элементарных

математических

представлений.

Нашим

детям

сложно

дается

закрепить

названия

цифр,

числовой

порядок,

количество

.

Главной

целью

является

формирование

оптического

образа

цифры,

поэтому

на

1

этапе

с

детьми

мы

учимся

соотносить цифру с цифрой.

На

2

этапе

начинаем

изучать

числовой

ряд

и

учимся

соотносить

количество

предметов

с

цифрой,

с

использованием

различных

игровых

пособий сделанными своими руками.

«Спичечные

коробочки»

подходят

также

для

создания

пособий

по

закреплению геометрических фигур.

«Ориентировка

в

пространстве»

З д е с ь

м ы

з а к р е п л я е м

пространственное расположение с помощью стрелочек.

А для младших детей используем ориентировку

на листе бумаги по

специальным ориентирам.

Следующее

пособие

называется «Цветные

палочки».

Необходимо

закрасить

концы

ватных

палочек

гуашью

или

фломастерами

разными

цветами . Нарисовать схемы. 1 вариант с помощью техники наложения, 2

вариант узор по образцу .

«Волшебная коробка»

Такая коробка развивает со всех сторон. Детям можно предложить на

ощупь

найти

определенный

предмет

(

кубик,

шар,

небольшую

мягкую

игрушку). Можно закрепить геометрические фигуры, счет, буквы.

Мастер класс по изготовлению развивающих игр для детей:

1. Игра с резиночками.

1

вариант. Обведите

на бумаге свою ладонь. Далее фломастерами

нарисуйте на пальчиках резиночки, распределите, можно чередовать, можно

несколько резиночек на одном пальце.

2 вариант. Закрасьте палочки фломастерами

Предлагаю вам надеть резиночки в соответствии с цветом. «Возьми

резиночку. Надень ее на палочку такого же цвета»

Одень на желтую палочку 1 желтую резиночку.

Одень на зеленую палочку 3 резиночки.

Далее сравниваем их.

Покажи «Где одна резинчка, а где много ?»

«Где больше- где меньше».

Здесь очень хорошо работает мелкая моторика, зрительное восприятие.

Не забывайте, что детям сложнее, и дольше.

2. Игра с выключателями.

Игра направлена на развитие памяти, внимания, логики, определения

характеристики предметов.

Для этой игры нам понадобятся самые простые белые выключатели.

Я попрошу вас наклеить по 2 картинки на выключатели:

Начинаем играть.

Задание 1 . Найди картинки» Слушайте внимательно. Нажимайте на

кнопочку по очереди.

Рыба, -

самолет, -

часы, -

бабочка, -

мяч, -

машина,

кукла, -

кошка,

грибы, - корзина

волк, -

цветок, -

зонт, -

солнце, -

птица,

шары, -

собака

Задание 2.

Что растет, что едет, Что летит, насекомое, дикое животное, круглый

резиновый .

Что светит, кто летает, дом.жив., кто плывет, что тикает.

Задание 3. Ассоциации. Я буду говорить слова, а вы подумайте, с каким

словом оно ассоциируется .

Небо, вода, праздник, время, игрушка, дождь, корзина и т.д

Я надеюсь, что мои идеи создания дидактических игр помогут Вам

организовывать

жизнь

детей

в

игре.

И

использовать

для

создания

игр

бросовый материал. Придумывайте и создавайте разнообразные игры из

различных материалов, они могут быть в виде лото, домино, конструктора,

различных коробок.

Список литературы:

1.

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в

детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

2.

Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном

учреждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина,

Л.П. Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.

3.

Полякова, М.Н. Создание моделей предметно–развивающей среды в

ДОУ: методическое пособие/ М.Н. Полякова; Москва – Центр

педагогического образования: 2008.

4.

ФГОС ДО

5.

Е.А Стребелева, Е.А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение

и воспитание детей с нарушением интеллекта» М.: Просвещение, 2005.-

270с.

6.

Примерная адаптированная образовательная программа для детей с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрено

решением ФУМО по общему образованию 07.12.2017г. Протокол

№6/2017.



В раздел образования