Автор: Литвинова Светлана Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №473 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ для детей с нарушением интеллекта.
Раздел: дошкольное образование
Особенности развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
для детей с нарушением интеллекта.
Литвинова Светлана Олеговна
Учитель-дефектолог
МАДОУ «ДС № 473г. Челябинска»
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы
влияния. Е.И Тихеева говорила: «Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени». Создавая предметно-развивающую
среду необходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции:
Образовательную Развивающую Коммуникативную
Воспитывающую Стимулирующую Организованную
Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности
ребенка.
При
создании
предметно-развивающей
среды
нашей
группы
мы
учитывали
специфику
и придерживались
основных
принципов
и
требований
ФГОС
ДО.
Материалы
и пособия
игрового
пространства, имеют постоянное место и расположены в поле зрения детей.
Дети с нарушением интеллекта чувствуют себя комфортно, когда действуют с
привычными
игрушками,
действиями
с
которыми
уже
овладели.
Любое
изменение среды, можно осуществлять тогда, когда дети познакомятся с
новым предметом и научатся действовать с ним. Эту особенность необходимо
учитывать
при
организации
среды.
В
группе
достаточный
ассортимент
игрушек
и
пособий,
а
среда
организована
так,
чтобы
дети
свободно
перемещались, располагались для игр, отдыхали и учились.
Мы обогатили среду группы элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную,
двигательную
деятельность
детей.
Подбор
материалов
и оборудования
осуществляется
для
тех
видов
деятельности
ребенка,
которые способствуют решению развивающих задач на этапе развития детей
с ОВЗ, а также с целью активизации двигательной активности детей.
Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает:
Центр игры В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к
играм подбираются с учетом интересов детей. Эстетичность оформления,
современность
материалов
вызывают
у
детей
желание
играть.
Игровой
материал позволяет комбинировать разные сюжеты и новые игровые образы.
Центр
двигательной
активности Яркий физкультурный уголок лаконично
вписывается в пространство группы. Он пользуется популярностью у детей,
поскольку реализует потребность детей в двигательной активности.
Центр конструирования достаточно мобилен, его можно перемещать в любое
место. Содержимое строительного уголка – это конструкторы разного вида.
Мы
с
детьми
с
удовольствием
занимаемся
постройками,
обыгрывая
их,
комбинируя с другими видами деятельности.
Центр музыкально-театрализованной деятельности
Театральный уголок важный объект развивающей среды, поскольку именно
театрализованная
деятельность
помогает
объединить
детей
и
научить
общаться. В театральном уголке размещается ширма, разные виды театров,
костюмов, маски, атрибуты и декорации.
Спокойный центр:
Центр книги В этом центре есть уютная зона для
отдыха. Представлены книги на разный возраст детей. Разные виды книг,
иллюстрации и картинки для ознакомления с окружающим миром.
Центр
природы
Природный уголок служит в группе не только
украшением, но и местом для саморазвития и наблюдения. В природном
уголке представлены природные материалы, растения, тематические поделки.
Мы
проводим
наблюдения,
простые
опыты.
Организация
совместной
и
регламентированной
деятельности
в
группе
представлена
рабочей
зоной.
Рабочий сектор
Центр познавательной деятельности. Это лекотека игр,
направленных
на
развитие
познавательного
интереса,
ознакомления
с
окружающим, игр на формирование мышления, ФЭМП, разнообразие игр на
развитие сенсомоторной деятельности.
Центр продуктивной и творческой деятельности Здесь дети помимо занятий
могут
в
свободное
время
рисовать,
лепить,
вырезать,
обводить.
Полки
заполнены необходимым изобразительным материалом.
Центр речи и моторики Практически во всем периметре развивающей среды
нашей группы дети с ОВЗ развивают речь и моторику.
Направления этой
работы в развитии понятийности, обогащении словаря, формирование фразы
по действию с игрушками, развитии соотносящих действий и т.д.
Предметно-развивающая
среда
должна
подбираться
с учетом
принципа
интеграции
образовательных
областей.
В
нашей
группе
это
актуально.
Материалы
и оборудование
для
одной
образовательной
области
мы
используем и в ходе реализации других областей. В качестве ориентиров для
подбора
материалов
и оборудования
выступают
общие
закономерности
развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Создание
физкультурно-
игровой среды способствует укреплению здоровья. В физкультурном уголке
собран комплекс необходимого оборудования для развития общей и мелкой
моторики и
подвижности детей. В подвижных играх и упражнениях мы
используем мнемотаблицы. С 2013 года мы участвуем в программе развития
«Молодые
атлеты
Специальной
Олимпиады
России».
Это
программа
международная для детей с нарушениями интеллекта от 2 до 7 лет. Цель
программы: помочь детям с нарушением интеллекта развиваться физически,
умственно
и
социально.
Участвуя
в
данной
программе,
было
закуплено
спортивное оборудование к предметно- пространственной среде.
Большинство детей нашей группы – это неговорящие дети. Поэтому у нас в
арсенале игры и пособия на развитие невербальных
средств общения, на
развитие
понятийности
и
обогащения
словаря. Используя
Альбом
звукоподражаний,
дети
учатся
зрительно-двигательной
координации,
использованию
указательного
жеста,
обучаем
детей
предметно-игровым
действиям с наглядным материалом и с картинками.
В развитии речи мы используем такой прием как «Живые картинки». Это
когда стихи, потешки, рассказы, истории после чтения и рассматривания
картинок
разыгрываются
с
помощью
игрушек.
В
этом
нам
помогает
предметно-пространственная развивающая среда, которая часто меняется и
обогащается новым оборудованием. Использование мнемотехники у детей с
ОВЗ является возможным и эффективным в образовательной деятельности.
Мы используем алгоритмы
в разных видах деятельности для развития
понятийности, планирующей речи, для разучивания стихов и составления
рассказов. Безусловно, в группе есть дети, которым необходимо повышать
уровень общения, уровень фразовой, связной речи. В этом познавательно-
коммуникативная игра «Фразовый конструктор» может пополнить копилку
игр. Преимущество данной игры в том, что ее можно использовать в работе с
неговорящими детьми. Дети сами выбирают то, о чем хотят сказать.
Художественно-эстетическое
творчество
предполагает
взаимодействие
нескольких
центров.
Центр
книги
знакомит
детей
с
художественной
литературой, центр продуктивной деятельности и центр музыки и театра.
Отличительной особенностью
детей с нарушением интеллекта является
нарушение
восприятия
разной
модальности.
Поэтому
среда
группы
насыщена оборудованием для развития сенсорного воспитания.
Для
обогащения
среды
апробированы
и
внедрены
технологии
развития
сенсорной сферы у детей с ОВЗ средствами «Сенсорной комнаты».
Воздушно – пузырьковая колонна с мягким основанием
Настенное интерактивное панно «Бесконечность»
Сухой душ
Напольный ковер с фиберооптическими волокнами
Световой стол для рисования песком
Ультразвуковой распылитель эфирных масел «ЭФА»
Наша
развивающая
предметно-пространственная
среда
насыщена
разнообразием,
нетрадиционного
дидактического
материала.
Например,
цветные прищепки. Есть панно в группе, на нем мы рассказываем, стихи,
сказки или создаем картинки по лексическим темам. Д/п
«Волшебные
коврики» тоже украшают нашу среду. Дети могут работать индивидуально на
коврике, и подгруппой на коллективном панно.
Интересным решением в развитии сенсомоторных умений у детей является
дидактический
материал
«Чудо
юбка».
Благодаря
своей
необычности,
яркости это пособие вызывает длительный интерес и желание детей играть и
учиться. Эта юбка – мобильна, т. к. элементы юбки съемные и меняются в
зависимости от поставленных задач.
Для обогащения сенсорных ощущений
в группе есть сенсорная коробка. В этой коробке собраны
предметы из
разных
материалов
с
поверхностями
разной
модальности.
Содержимое
коробки
меняется
и
пополняется
предметами
из
развивающей
среды. С
блоками
Дьенеша
дети
выполняют
различные
действия.
Их
можно
использовать
мобильно,
интегрируя
в
пространстве
в
разных
образовательных областях.
В
пространстве
группы
мыльные
пузыри
используем
для
обогащения
чувственного опыта детей, для снятия эмоционального напряжения. Ловим
пузыри, одев пушистые шерстяные варежки!
Мы используем в работе
акватерапию. В группе есть зона для игр с водой.
Мы используем вату и крупу в сенсорных играх. Вата может оказывать на
ребенка терапевтическое воздействие.
Дети обогащают сенсорные
ощущения
и
развивают
моторику.
Игровое
дидактическое
средство
«Шумовые
кирпичики»
предназначено
для
пробуждения
акустического
внимания и концентрации общего внимания. Развивает слух, координацию
движений, первоначальные навыки конструирования.
В работе с детьми мы
используем пескотерапию. Есть у нас специальный световой стол для игр с
песком.
И
переносная
надувная
подставка
для
песка. Мы
используем
кинетический
песок. Игры
с
песком
помогают
детям,
общаться
друг
с
другом и педагогом.
Игровой
набор
«Дары
Фребеля»
обогащает
среду
и
используется
в
соответствии
с
ФГОС
по
всем
образовательным
областям.
Все
выше
представленные материалы и приемы работы с ними мы интегрируем в
разных образовательных областях.
В группе организована игровая зона для сюжетно-ролевых игр. Начинаем мы
с
обучения
предметно-игровым
действиям
по
подражанию.
В
группе
большой арсенал предметных игрушек. Активно в развивающей среде мы
используем разнообразные атрибуты, играем с ними перед зеркалом. Учим
детей эмоционально включаться в игровую ситуацию, используя игры на
развитие эмоциональной отзывчивости.
Учитывая особенности развития детей с нарушением интеллекта, мы
создали для детей совместно с родителями уголок уединения. Сделан он в
виде
аквариума
внутри
и
в
виде
домика
снаружи.
Все
чехлы
съемные,
конструкция
палатки
разборная.
Нами
использованы
спокойные
цвета
с
яркими акцентами. Декоративные элементы внутри на липучках (золотая
рыбка, осьминог, камушки, раковины, морская звезда, кораллы). Пол застелен
мягкими
пазлами
спокойного
зеленого
цвета.
В
кармашках
находятся
предметы,
выполняющие
успокаивающую
и
релаксационную
функцию:
мякиши в виде рыбок, колючие мячи,- ветерки,- калейдоскопы,
Для детей с РАС, реагирующих на громкие звуки, плач, мы приготовили
мягкие наушники, а также мягкие очки в виде совы и лисы. На полу стоит
сенсорная бутылка, наполненная бусинами, камушками, блестками; - мягкие
подушки
и
мягкие
игрушки
для
отдыха
детей.
Резиновые
игрушки
на
присосках;
игра
«Рыбалка»;
-
индивидуальные
кубики
«Моя
семья»;
игрушечный телефон «Позвони маме», а также мерцающий светодиодный
светильник «Русалка»; есть магнитола с подборкой звуков природы.
Для эмоциональной разгрузки создан уголок настроения, который включает: -
колючий
коврик
для
выплескивания
отрицательных
эмоций
(ребенок
разувается и перебирает ногами по коврику до тех пор, пока не успокоится
или
не
рассмеется);
стульчики
«Солнышко»,
«Тучка»
(определение
настроения, оценивание поступков и поведения детей в течение дня) - Панно
«Мое настроение» с фотографиями детей; Д/и «Наши чувства и эмоции»,
«Театр настроения», - кубик - пазл «Эмоции»; Пазлы «Смешной портрет» .
Любимое место
в группе у детей «Островок примирения»: коврик в виде
цветка из яркой пряжи и коробка – мирилка «Кошкин дом», с подборкой
мирилок в стихах и «Правила дружбы» в картинках.
Для детей наших групп характерно нарушение социального взаимодействия и
коммуникации.
Обязательным
условием
при
организации
пространства
среды
является
наличие
в
нем
средств
коммуникации:
коммуникативной
доски,
альбома,
которые
позволяют
ребенку
общаться.
Мы
используем
элементы PECS, являющиеся вспомогательным инструментом, с помощью
которого
ребенок
учится
общаться.
В
образовательной
деятельности
мы
предлагаем
ребенку
карточку
определенного
вида
задания:
посчитать,
разложить
по
цвету,
в
продуктивных
видах:
резать
ножницами
или
наклеивать
и
т.д.
Используем
карточки,
иллюстрирующие
базовые
коммуникативные функции: просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие.
В свободной деятельности мы предлагаем карточки на выбор, чем бы хотел
заняться
ребенок.
После
выполнения
действия
карточка
с
планшета
убирается.
Важно
не
упустить
ни
одного
совершаемого
действия
или
процесса особенно в режимных моментах. Используем карточки, связанные с
удовлетворением
физиологических
потребностей
ребенка
и
навыков
самообслуживания.
Таким образом, разнообразие развивающей предметно-пространственной
среды для детей с ОВЗ способствует обогащению сенсорных впечатлений,
эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Развивающая среда
не может быть построена окончательно, при ее организации необходима
сложная,
творческая
деятельность
всех
участников
образовательного
процесса. Дальнейшая работа предполагает поиск инновационных подходов к
организации ППРС, а также развитие интереса родителей к этой проблеме и
мотивирование стремления к взаимодействию.
Список литературы:
1.Н.
А.
Виноградова,
Н.
В.
Микляева.
Интерактивная
предметно-
развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011г.
2. Комарова Н.Ф. Детский сад «Открытая система»: Программно– метод.
разраб. / Н.Ф. Комарова, С.Л. Новоселова, JI.A. Парамонова, Н.А. Реуц- кая;
ред. Н.Ф. Комарова. – Москва: 1994. –99 с.
3. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно–развивающей среды
/Р.
А.Кирьянова; Спб. – КАРО: 2007.
4.
Новоселова,
С.Л.
Развивающая
предметная
среда:
Методические
рекомендации
по
проектированию
вариативных
дизайн–проектов
развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С.Л. Новоселова;
Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.
5.
Нищева
Н.В. Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
детском саду.- Детство-Пресс, 2010.
6. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учре-
ждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.
Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.
7.
Полякова,
М.Н.
Создание
моделей
предметно–развивающей
среды
в
ДОУ:
методическое
пособие/
М.Н.
Полякова;
Москва
–
Центр
педагогического образования: 2008.
8. ФГОС ДО
9. Е.А Стребелева, Е.А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание детей с нарушением интеллекта» М.: Просвещение, 2005.-270с.
10. Примерная адаптированная образовательная программа для детей с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями).
Одобрено
решением ФУМО по общему образованию 07.12.2017г. Протокол №6/2017.