Напоминание

Особенности развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ для детей с нарушением интеллекта.


Автор: Литвинова Светлана Олеговна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС №473 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ для детей с нарушением интеллекта.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ

для детей с нарушением интеллекта.

Литвинова Светлана Олеговна

Учитель-дефектолог

МАДОУ «ДС № 473г. Челябинска»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы

влияния. Е.И Тихеева говорила: «Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени». Создавая предметно-развивающую

среду необходимо помнить, что она должна выполнять следующие функции:

Образовательную Развивающую Коммуникативную

Воспитывающую Стимулирующую Организованную

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и

самодеятельности

ребенка.

При

создании

предметно-развивающей

среды

нашей

группы

мы

учитывали

специфику

и придерживались

основных

принципов

и

требований

ФГОС

ДО.

Материалы

и пособия

игрового

пространства, имеют постоянное место и расположены в поле зрения детей.

Дети с нарушением интеллекта чувствуют себя комфортно, когда действуют с

привычными

игрушками,

действиями

с

которыми

уже

овладели.

Любое

изменение среды, можно осуществлять тогда, когда дети познакомятся с

новым предметом и научатся действовать с ним. Эту особенность необходимо

учитывать

при

организации

среды.

В

группе

достаточный

ассортимент

игрушек

и

пособий,

а

среда

организована

так,

чтобы

дети

свободно

перемещались, располагались для игр, отдыхали и учились.

Мы обогатили среду группы элементами, стимулирующими познавательную,

эмоциональную,

двигательную

деятельность

детей.

Подбор

материалов

и оборудования

осуществляется

для

тех

видов

деятельности

ребенка,

которые способствуют решению развивающих задач на этапе развития детей

с ОВЗ, а также с целью активизации двигательной активности детей.

Активный сектор занимает самую большую площадь в группе и включает:

Центр игры В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к

играм подбираются с учетом интересов детей. Эстетичность оформления,

современность

материалов

вызывают

у

детей

желание

играть.

Игровой

материал позволяет комбинировать разные сюжеты и новые игровые образы.

Центр

двигательной

активности Яркий физкультурный уголок лаконично

вписывается в пространство группы. Он пользуется популярностью у детей,

поскольку реализует потребность детей в двигательной активности.

Центр конструирования достаточно мобилен, его можно перемещать в любое

место. Содержимое строительного уголка – это конструкторы разного вида.

Мы

с

детьми

с

удовольствием

занимаемся

постройками,

обыгрывая

их,

комбинируя с другими видами деятельности.

Центр музыкально-театрализованной деятельности

Театральный уголок важный объект развивающей среды, поскольку именно

театрализованная

деятельность

помогает

объединить

детей

и

научить

общаться. В театральном уголке размещается ширма, разные виды театров,

костюмов, маски, атрибуты и декорации.

Спокойный центр:

Центр книги В этом центре есть уютная зона для

отдыха. Представлены книги на разный возраст детей. Разные виды книг,

иллюстрации и картинки для ознакомления с окружающим миром.

Центр

природы

Природный уголок служит в группе не только

украшением, но и местом для саморазвития и наблюдения. В природном

уголке представлены природные материалы, растения, тематические поделки.

Мы

проводим

наблюдения,

простые

опыты.

Организация

совместной

и

регламентированной

деятельности

в

группе

представлена

рабочей

зоной.

Рабочий сектор

Центр познавательной деятельности. Это лекотека игр,

направленных

на

развитие

познавательного

интереса,

ознакомления

с

окружающим, игр на формирование мышления, ФЭМП, разнообразие игр на

развитие сенсомоторной деятельности.

Центр продуктивной и творческой деятельности Здесь дети помимо занятий

могут

в

свободное

время

рисовать,

лепить,

вырезать,

обводить.

Полки

заполнены необходимым изобразительным материалом.

Центр речи и моторики Практически во всем периметре развивающей среды

нашей группы дети с ОВЗ развивают речь и моторику.

Направления этой

работы в развитии понятийности, обогащении словаря, формирование фразы

по действию с игрушками, развитии соотносящих действий и т.д.

Предметно-развивающая

среда

должна

подбираться

с учетом

принципа

интеграции

образовательных

областей.

В

нашей

группе

это

актуально.

Материалы

и оборудование

для

одной

образовательной

области

мы

используем и в ходе реализации других областей. В качестве ориентиров для

подбора

материалов

и оборудования

выступают

общие

закономерности

развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Создание

физкультурно-

игровой среды способствует укреплению здоровья. В физкультурном уголке

собран комплекс необходимого оборудования для развития общей и мелкой

моторики и

подвижности детей. В подвижных играх и упражнениях мы

используем мнемотаблицы. С 2013 года мы участвуем в программе развития

«Молодые

атлеты

Специальной

Олимпиады

России».

Это

программа

международная для детей с нарушениями интеллекта от 2 до 7 лет. Цель

программы: помочь детям с нарушением интеллекта развиваться физически,

умственно

и

социально.

Участвуя

в

данной

программе,

было

закуплено

спортивное оборудование к предметно- пространственной среде.

Большинство детей нашей группы – это неговорящие дети. Поэтому у нас в

арсенале игры и пособия на развитие невербальных

средств общения, на

развитие

понятийности

и

обогащения

словаря. Используя

Альбом

звукоподражаний,

дети

учатся

зрительно-двигательной

координации,

использованию

указательного

жеста,

обучаем

детей

предметно-игровым

действиям с наглядным материалом и с картинками.

В развитии речи мы используем такой прием как «Живые картинки». Это

когда стихи, потешки, рассказы, истории после чтения и рассматривания

картинок

разыгрываются

с

помощью

игрушек.

В

этом

нам

помогает

предметно-пространственная развивающая среда, которая часто меняется и

обогащается новым оборудованием. Использование мнемотехники у детей с

ОВЗ является возможным и эффективным в образовательной деятельности.

Мы используем алгоритмы

в разных видах деятельности для развития

понятийности, планирующей речи, для разучивания стихов и составления

рассказов. Безусловно, в группе есть дети, которым необходимо повышать

уровень общения, уровень фразовой, связной речи. В этом познавательно-

коммуникативная игра «Фразовый конструктор» может пополнить копилку

игр. Преимущество данной игры в том, что ее можно использовать в работе с

неговорящими детьми. Дети сами выбирают то, о чем хотят сказать.

Художественно-эстетическое

творчество

предполагает

взаимодействие

нескольких

центров.

Центр

книги

знакомит

детей

с

художественной

литературой, центр продуктивной деятельности и центр музыки и театра.

Отличительной особенностью

детей с нарушением интеллекта является

нарушение

восприятия

разной

модальности.

Поэтому

среда

группы

насыщена оборудованием для развития сенсорного воспитания.

Для

обогащения

среды

апробированы

и

внедрены

технологии

развития

сенсорной сферы у детей с ОВЗ средствами «Сенсорной комнаты».

Воздушно – пузырьковая колонна с мягким основанием

Настенное интерактивное панно «Бесконечность»

Сухой душ

Напольный ковер с фиберооптическими волокнами

Световой стол для рисования песком

Ультразвуковой распылитель эфирных масел «ЭФА»

Наша

развивающая

предметно-пространственная

среда

насыщена

разнообразием,

нетрадиционного

дидактического

материала.

Например,

цветные прищепки. Есть панно в группе, на нем мы рассказываем, стихи,

сказки или создаем картинки по лексическим темам. Д/п

«Волшебные

коврики» тоже украшают нашу среду. Дети могут работать индивидуально на

коврике, и подгруппой на коллективном панно.

Интересным решением в развитии сенсомоторных умений у детей является

дидактический

материал

«Чудо

юбка».

Благодаря

своей

необычности,

яркости это пособие вызывает длительный интерес и желание детей играть и

учиться. Эта юбка – мобильна, т. к. элементы юбки съемные и меняются в

зависимости от поставленных задач.

Для обогащения сенсорных ощущений

в группе есть сенсорная коробка. В этой коробке собраны

предметы из

разных

материалов

с

поверхностями

разной

модальности.

Содержимое

коробки

меняется

и

пополняется

предметами

из

развивающей

среды. С

блоками

Дьенеша

дети

выполняют

различные

действия.

Их

можно

использовать

мобильно,

интегрируя

в

пространстве

в

разных

образовательных областях.

В

пространстве

группы

мыльные

пузыри

используем

для

обогащения

чувственного опыта детей, для снятия эмоционального напряжения. Ловим

пузыри, одев пушистые шерстяные варежки!

Мы используем в работе

акватерапию. В группе есть зона для игр с водой.

Мы используем вату и крупу в сенсорных играх. Вата может оказывать на

ребенка терапевтическое воздействие.

Дети обогащают сенсорные

ощущения

и

развивают

моторику.

Игровое

дидактическое

средство

«Шумовые

кирпичики»

предназначено

для

пробуждения

акустического

внимания и концентрации общего внимания. Развивает слух, координацию

движений, первоначальные навыки конструирования.

В работе с детьми мы

используем пескотерапию. Есть у нас специальный световой стол для игр с

песком.

И

переносная

надувная

подставка

для

песка. Мы

используем

кинетический

песок. Игры

с

песком

помогают

детям,

общаться

друг

с

другом и педагогом.

Игровой

набор

«Дары

Фребеля»

обогащает

среду

и

используется

в

соответствии

с

ФГОС

по

всем

образовательным

областям.

Все

выше

представленные материалы и приемы работы с ними мы интегрируем в

разных образовательных областях.

В группе организована игровая зона для сюжетно-ролевых игр. Начинаем мы

с

обучения

предметно-игровым

действиям

по

подражанию.

В

группе

большой арсенал предметных игрушек. Активно в развивающей среде мы

используем разнообразные атрибуты, играем с ними перед зеркалом. Учим

детей эмоционально включаться в игровую ситуацию, используя игры на

развитие эмоциональной отзывчивости.

Учитывая особенности развития детей с нарушением интеллекта, мы

создали для детей совместно с родителями уголок уединения. Сделан он в

виде

аквариума

внутри

и

в

виде

домика

снаружи.

Все

чехлы

съемные,

конструкция

палатки

разборная.

Нами

использованы

спокойные

цвета

с

яркими акцентами. Декоративные элементы внутри на липучках (золотая

рыбка, осьминог, камушки, раковины, морская звезда, кораллы). Пол застелен

мягкими

пазлами

спокойного

зеленого

цвета.

В

кармашках

находятся

предметы,

выполняющие

успокаивающую

и

релаксационную

функцию:

мякиши в виде рыбок, колючие мячи,- ветерки,- калейдоскопы,

Для детей с РАС, реагирующих на громкие звуки, плач, мы приготовили

мягкие наушники, а также мягкие очки в виде совы и лисы. На полу стоит

сенсорная бутылка, наполненная бусинами, камушками, блестками; - мягкие

подушки

и

мягкие

игрушки

для

отдыха

детей.

Резиновые

игрушки

на

присосках;

игра

«Рыбалка»;

-

индивидуальные

кубики

«Моя

семья»;

игрушечный телефон «Позвони маме», а также мерцающий светодиодный

светильник «Русалка»; есть магнитола с подборкой звуков природы.

Для эмоциональной разгрузки создан уголок настроения, который включает: -

колючий

коврик

для

выплескивания

отрицательных

эмоций

(ребенок

разувается и перебирает ногами по коврику до тех пор, пока не успокоится

или

не

рассмеется);

стульчики

«Солнышко»,

«Тучка»

(определение

настроения, оценивание поступков и поведения детей в течение дня) - Панно

«Мое настроение» с фотографиями детей; Д/и «Наши чувства и эмоции»,

«Театр настроения», - кубик - пазл «Эмоции»; Пазлы «Смешной портрет» .

Любимое место

в группе у детей «Островок примирения»: коврик в виде

цветка из яркой пряжи и коробка – мирилка «Кошкин дом», с подборкой

мирилок в стихах и «Правила дружбы» в картинках.

Для детей наших групп характерно нарушение социального взаимодействия и

коммуникации.

Обязательным

условием

при

организации

пространства

среды

является

наличие

в

нем

средств

коммуникации:

коммуникативной

доски,

альбома,

которые

позволяют

ребенку

общаться.

Мы

используем

элементы PECS, являющиеся вспомогательным инструментом, с помощью

которого

ребенок

учится

общаться.

В

образовательной

деятельности

мы

предлагаем

ребенку

карточку

определенного

вида

задания:

посчитать,

разложить

по

цвету,

в

продуктивных

видах:

резать

ножницами

или

наклеивать

и

т.д.

Используем

карточки,

иллюстрирующие

базовые

коммуникативные функции: просьбу о помощи, приветствие, отказ, согласие.

В свободной деятельности мы предлагаем карточки на выбор, чем бы хотел

заняться

ребенок.

После

выполнения

действия

карточка

с

планшета

убирается.

Важно

не

упустить

ни

одного

совершаемого

действия

или

процесса особенно в режимных моментах. Используем карточки, связанные с

удовлетворением

физиологических

потребностей

ребенка

и

навыков

самообслуживания.

Таким образом, разнообразие развивающей предметно-пространственной

среды для детей с ОВЗ способствует обогащению сенсорных впечатлений,

эмоциональному и интеллектуальному развитию детей. Развивающая среда

не может быть построена окончательно, при ее организации необходима

сложная,

творческая

деятельность

всех

участников

образовательного

процесса. Дальнейшая работа предполагает поиск инновационных подходов к

организации ППРС, а также развитие интереса родителей к этой проблеме и

мотивирование стремления к взаимодействию.

Список литературы:

1.Н.

А.

Виноградова,

Н.

В.

Микляева.

Интерактивная

предметно-

развивающая и игровая среда детского сада.-УЦ Перспектива, 2011г.

2. Комарова Н.Ф. Детский сад «Открытая система»: Программно– метод.

разраб. / Н.Ф. Комарова, С.Л. Новоселова, JI.A. Парамонова, Н.А. Реуц- кая;

ред. Н.Ф. Комарова. – Москва: 1994. –99 с.

3. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно–развивающей среды

/Р.

А.Кирьянова; Спб. – КАРО: 2007.

4.

Новоселова,

С.Л.

Развивающая

предметная

среда:

Методические

рекомендации

по

проектированию

вариативных

дизайн–проектов

развивающей предметной среды в детском саду и УВК/ С.Л. Новоселова;

Москва – Центр инноваций в педагогике: 1995. – 64 с.

5.

Нищева

Н.В. Предметно-пространственная

развивающая

среда

в

детском саду.- Детство-Пресс, 2010.

6. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учре-

ждении: учебник / В.А. Петровский, Л.М Кларина, Л.А. Смывина, Л.П.

Стрелкова; Москва: 1993.– 102 с.

7.

Полякова,

М.Н.

Создание

моделей

предметно–развивающей

среды

в

ДОУ:

методическое

пособие/

М.Н.

Полякова;

Москва

Центр

педагогического образования: 2008.

8. ФГОС ДО

9. Е.А Стребелева, Е.А. Екжанова «Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание детей с нарушением интеллекта» М.: Просвещение, 2005.-270с.

10. Примерная адаптированная образовательная программа для детей с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).

Одобрено

решением ФУМО по общему образованию 07.12.2017г. Протокол №6/2017.



В раздел образования