Напоминание

"Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина"


Автор: Шаймуратова Альбина Раисовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДТ "Созвездие"
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мастер класс для педагогов

«Изучение приёмов создания художественного образа в произведениях Е.И.

Чарушина»

…Дети не просто переносят на бумагу

что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,

входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.

В. Л. Сухомлинский

Мы с вами знаем, что дети - пытливые исследователи окружающего мира.

Эта особенность заложена от природы. Китайская пословица гласит: «Расскажи

- и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму ». Усваивается

все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: «Изучение приёмов создания

художественного образа в произведениях Е.И. Чарушина»

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития

нашего общества, так как в век информационной технологии - гаджеты стали

идолом целого поколения детей. В этом сложность миссии современного

педагога : попытаться привить детям основы морали и нравственности,

попытаться отвлечь их от планшетов, ноутбуков, социальных сетей.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. У всякого народа есть корни –его

история и культура. Поэтому возрождение лучших отечественных традиций

воспитания детей на примере изучения творчества отечественных художников

предоставляется крайне актуальной.

В моей программе в разделе «Графика» несколько часов уделено изучению

анималистического жанра, в частности изучению классиков книжной графики

и накоплен практический материал по данному направлению, которым я бы

хотела с вами поделиться.

Цель проведения мастер-класса: показать приёмы создания художественных

образов в произведениях Е.И. Чарушина.

Задачи мастер-класса:

1. передача опыта путем прямого и комментированного показа действий,

методов, приемов и форм педагогической деятельности

2. повышение уровня компетентности участников мастер-класса

3. популязация инновационных идей, технологии, находок педагогической

деятельности

Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:

прочитать произведения Е. Чарушина;

проанализировать прочитанные произведения;

провести сравнительно – сопоставительный анализ приемов создания

художественных образов в произведениях Е.Чарушина; обобщить полученные

данные.

Оборудование:

для педагога: ноутбук, проектор, экран, нагляность, работы обучающихся;

для участников мастер-класса: бумага, уголь, жесткие кисти, ватные диски,

влажные салфетки.

Ход мастер класса

Свою работу на программным содержанием своего опыта я разделила на 2

этапа работы: теоретическую и практическую. В первой части я ознакомлю

с методикой ознакомления с проведениями Евгения Ивановича Чарушина и

во второй части я покажу приемы создания художественного образа

1.

Теоретическая часть

Ознакомление

обучающихся

в

моем

объединении

с

прозой

и

графикой

Е.И.Чарушина

представляет

определенный

интерес.

Потому

что

в

моей

основной

программе

одной

из

основных

задач

является

систематизация

и

обобщение

знаний

и

навыков

по

использованию

самых

разнообразных

изобразительных

технологий.

Даже

самая

традиционная

техника

может

превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных

материалов.

Творчество

мастера

позволяет

ввести

ребенка

в

реалии

окружающего мира. Самобытное творчество Е.И.Чарушина сочетает в себе дар

слова и рисунка, что позволяет расширить поле видения ребенка. Полезно

сочетать прозу Е.И.Чарушина с показом наглядностью – показом иллюстраций,

рисунков, с игровыми приемами.

1.1 Краткое ознакомление с биографией Е.И. Чарушина (презентация)

Слайд 1

Евгений Иванович Чарушин 1901 - 1965 русский художник писатель

Слайд 2

Чарушин Е. И. – один из самых любимых детьми художников мира животных.

Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Искусство

Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение

маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

Слайд 3

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье

Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его

проектам построено более 300 зданий.

Слайд 4

Сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий

художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да

индейцев на лошадях». Любимым чтением Жени Чарушина были книги о

жизни животных.

Слайд 5

После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием

Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года,

практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на

профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный

факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет,

с1922 по 1927 год

Слайд 6

Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки

«Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и

знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной

Третьяковской галереей.

Слайд 7

До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг:

«Птенцы» , «Волчишко и другие» , «Облава» , «Цыплячий город» , «Джунгли -

птичий рай» , «Животные жарких стран» . Продолжал он иллюстрировать

других авторов – С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки .

Слайд 11

Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров

(Вятку). В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Ещё до войны он увлёкся

скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из

фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

Слайд 12

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965

году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной

выставке детской книги в Лейпциге.

1.2 Ознакомление с творчеством Е.И. Чарушина (презентация)

Слайд 1

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) Искусство Евгения Чарушина, доброе,

человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их

любить волшебный мир зверей и птиц.

Слайд 2

Много талантливых рассказов о родной природе, о жизни животных создал

известный писатель и художник, посвятив себя всецело детской литературе

Слайд 3

В своих рассказах он умеет раскрывать читателям характеры и даже чувства

животных. Его звери и птицы не говорят, не делают ничего такого, что им не

свойственно в жизни. Вместо этого Чарушин заставляет их выразительно

действовать.

Слайд 4

Е.И. Чарушин подробно и конкретно изучил животных, что, создавая свои

рисунки, мог не думать о точности передачи формы или пропорции, так что это

подразумевалось уже само собой .

Слайд 5

Описывая лишь внешний вид и повадки своих героев, Евгений Иванович умеет

точно определить их настроение и характер.

Слайд 6

У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Он стремится

лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость

общения с живым.

Слайд 7

Больше всего он любит изображать молодых животных-детенышей,

трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже

угадывается взрослый зверь

Слайд 8

Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему

поистине мировое признание

Слайд 9

Таких пушистых, милых и немого смешных зверят умел рисовать только

Чарушин, поэтому их и называют « чарушинскими ».

Слайд 10

Труд талантливого художника и писателя высоко оценен, - в 1945 году

Чарушину Е.И. было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. Его

книги изданы во многих странах мира, они учат детей любить и понимать

природу.Пусть же искусство Е. И. Чарушина и вам подарит радость!

1.3 Чтение прозведение Е.И. Чарушина и рассматривание иллюстраций

автора и художника

1.4 Проведение бесед после прочтения произведения и показа

иллюстраций

1.5 Демонстрация игровых приемов (имитационная игра)

- А теперь мы немного поиграем и вспомним произведения Е.И.Чарушина. Как

интересно наблюдать за животными, такими непосредственными и

любопытными, особенно если это малыши. Давайте вспомним, как зовут

звериных детёнышей. Я буду называть маму или папу, а вы детёныша.

Игра.

Кот – котёнок.

Лис – лисёнок.

Корова – телёнок.

Медведь – медвежонок.

Кабан – поросёнок.

Олень – оленёнок.

Белка – бельчонок.

Лошадь – жеребёнок.

Собака – щенок.

Тигр – тигрёнок.

- О природе нужно всё знать, кто как живёт, у кого какой дом. Я буду

называть животное, а вы должны вспомнить, как называется его домик.

Лиса-нора.

Медведь-берлога.

Сорока-гнездо.

Дятел-дупло.

Бобр-хатка.

Волк-логово.

- Молодцы! Следующее задание - внимательно послушайте описания

животных из книги Чарушина Е.И. «Моя первая зоология» и назовите их.

1. « Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез (…). Сонный

ещё. Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь.

Шерсть у него на боках свалялась. Поест, попьёт, почавкает - да и тем же

ходом обратно к себе на квартиру, в сухую свою нору».(Барсук)

2. «У (…) перья мягкие, крылья неслышные, не свистят, не шумят; когти (…)

кривые, острые, никто из таких когтей не вырвется - ни мышь, ни белка, ни

сонная птица. По ночам (…) охотится, а днём спит». (Сова)

3. « …Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает.

Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни

рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть». (Кабан)

4. "Проснулся (…) на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и

закурлыкал во весь голос: курлы, курлы! Полетел на горох – горошку

поклевать. Поел, на речку слетал, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош!

Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил (…) крылья и ногами

стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду

глядется". (Журавль.)

5 " (…) мышкует – мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было

видно, и слушает и смотрит, где под снегом мышь пискнет, где чуть-чуть снег

шевельнется. Услышит, заметит – кинется. Готово: попалась мышь в зубы

рыжей пушистой охотнице!" (Лиса).

- Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете рассказы Чарушина! А теперь

немного отдохнём и похлопаем в ладоши. Игра так и называется

«Ладошки», услышите правильный ответ, хлопайте в ладоши:

1. У этих животных есть рога:

Корова, бык, козёл, кошка, жираф, носорог, бегемот, баран, заяц, олень, лось,

белка.

2.Эти птицы умеют плавать:

Утка, лебедь, пингвин, воробей, пеликан, гусь, дятел, аист.

1.6 Демонстрация методического приема синквейн (приложение №1)

— Мне бы хотелось, чтобы вы в группах написали синквейн.

— Напомню, что синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти

строк, имеющее определенное строение.

Правила написания синквейна.

Первая строка — тема синквейна (одно имя существительное в начальной

форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени

прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три

глагола).

Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырёх слов).

Пятая строка — новое звучание темы (синоним) (имя существительное в

начальной форме).

__________________________________________________________________

Кабан

___________________________, _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

(Работа ведётся в группах, результаты зачитываются).

Синквейн «Кабан»

(Один из вариантов синквейна)

Кабан

Громадный, беспокойный

Чавкает, хрюкает, защищиется

У кабана есть клыки

Хищник

2.

Практическая часть

2.1

Средства

выразительности

в

графике,

материалы

и

техника

рисунка

Что такое графика? Каждый из художников воспринимает ее по-своему, дает ей

свое

определение.

Тельман

Зарубьян,

влюбленный

в

графику

литовского

художника

Стаса

Красаусского,

пишет:

«Кто-то

сказал,

что

графика,

обескровленная живопись. Кто - то сказал что-то. Кто-то просто не понял, что

линия

порою

не

видел

графики

Красоусскоса.

Что

такое

его

графика?

Натянутая струна, звучащий камертон, все углубляющееся эхо, музыка линий,

пробуждающие стебельки».

Графика- это изображение, выполненное художником на бумаге или картоне с

помощью

карандаша,

пера,

кисти,

а

также

рисунок,

воспроизведенный

с

помощью специальных приспособлений и машин, печатающих его в большом

количестве экземпляров.

Как

известно,

слово

«графика»

производная

от

греческого

«графо»,

переводимого на русский язык как «черчу», «пишу», «рисую».

Средствами выразительности графики являются:

Линия - протяжённый и тонкий пространственный объект; в переносном

значении - цепь связанных друг с другом объектов.

Штрих - тонкая черта, линия;

Пятно - место на какой-нибудь поверхности, выделяющееся только по цвету от

остальной поверхности.

Тон - одна из трёх основных характеристик цвета наряду с насыщенностью и

светлотой. Тон определяется характером распределения излучения в спектре

видимого света, причём, главным образом, положением пика излучения, а не

его интенсивностью и характером распределения излучения в других областях

спектра. Именно тон определяет название цвета, например «красный»,

«синий», «зелёный». [3]

Средством художественного выражения в графике являются линия,

соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает

применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник

часто использует 2-3 цвета.

Графика включает разные типы изображения. Это могут быть наброски

сделанные углем, карандашом, пером, легкие, передающие лишь самое

главное, типичное, характерное, а также более законченные и крупные

композиции.

2.2 Книжная графика. Иллюстрация

Большое место в графическом искусстве занимает оформление книг. Книжная

иллюстрация призвана раскрывать в образах замыслы писателя. Особое место в

книжной графике занимает иллюстрация к детской книге. С этим видом

искусства ребенок сталкивается ежедневно, поэтому очень важен высокий

уровень оформления книг для детей. Простота, лаконичность графики

позволяют детям даже младшего дошкольного возраста схватывать главное,

определять сюжетную линию.

Изобразительная деятельность заключает в себе потенциальные возможности

всестороннего

развития

ребенка,

однако

эти

возможности

могут

быть

реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от

созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.

В

развитии

изобразительной

деятельности

особая

роль

принадлежит

иллюстрации, которая влияет на выразительность рисунков детей.

Иллюстрация может сыграть большую роль в формировании личности ребенка.

Она

доставляет

много

радости,

привлекая

своей

яркостью,

красочностью,

динамикой, воздействует на читателей.

2.3 Анималистический жанр

2.2

Приемы

создания

художественного

образа

в

творчестве

Е.И.Чарушина

Творчество Евгения Ивановича Чарушина занимает особое место в развитии

личности детей. Его рассказы о животных удивительно выразительны. Чаще

всего описание занимает всего несколько строк, но в них поистине «словам

тесно, а мыслям просторно».

Тонкий наблюдатель и естествоиспытатель, владеющий «языком» зверей и

птиц, добрый волшебник, умеющий «перевести свои знания и чувство в образ

и

слово».

Таким

вошел

в

нашу

жизнь

Евгений

Иванович

Чарушин.

Удивительно, но это так: его строка, одинаково зрима и для ребенка и для

взрослого! В чем же секрет?

Аналитическая проработка произведений замечательного мастера показала: его

авторский

почерк

отличается

индивидуальностью.

Он

как

будто

«рисует»

словом, лаконично и четко вербализуя свое «внутреннее» видение. По всей

вероятности, в этом и заключается мастерство короткого рассказа.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в

красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом

отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся

к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной

слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и

уже через образ снова как бы возвращается к натуре. Его творческая интуиция

всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а,

наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки,

пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В.

Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное,

передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда

ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать

настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и

почувствовать».

Главное для него - крупным планом показать животное, при этом не только

создать художественный образ, но и изобразить своего героя максимально

правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений

Иванович терпеть не мог.

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно

соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и

движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь

в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка —

«героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал»,

оставшегося без мамы-медведицы.

2.3 Практическая работа углем. Рисование волчонка.

Техника

рисунка, который мы сегодня используем- это уголь. Он как

*

Перо

-

используется

для

рисунка

жидкими

красящими

веществами

(

тушь

,

чернила

,

акварель

).

*

Уголь

-

чрезвычайно

мягкий

,

податливый

материал

,

отличающийся

красивой

матовой

фактурой

.

Изготавливается

из

равномерно

обожженных

тонких

веток

или

обструганных

палочек

липы

,

ивы

или

других

пород

деревьев

.

Распространен

твердый

уголь

из

прессованного

угольного

.

Техника

рисунка

углем

разнообразна

,

так

как

углем

можно

проводить

тонкие

четкие

линии

,

а

боковой

стороной

закрывать

целые

поверхности

.

Способы растушевки ( практическая работа с педагогами)

1 способ- растушевка пальцем. ( пальцем мы чувствуем матреиал и чувствуем

бумагу. Недостатком этого способа является грязные руки)

2 способ- сложенная конусом бумага( очень удобно для рустушевки мелких

детелей)

3 способ – растушевка жесткой или мягкой , можно растушевать как большиу

области , так и мелкие детали. кисточкой ( в зависимости от кисточки

растушевка будет разной

4 способ- это использование ткани (лучше замши)- получается очень мягкий и

однородный тон. Для получения большого пятна можно взять угольную пыль и

растушевать ею.

3. Результаты :

В результате проведенной педагогической деятельности по ознакомлению

обучающихся с творчеством Е.И.Чарушина и практических занятий с

использованием приемов создания художественного образа удалось решить

следующие задачи:

1.Задачи на развитие познавательных способностей.

– Вспомнить знакомые произведения Е.И.Чарушина, их содержание,

любимых героев.

– Создавать в воображении ситуации и образы, созданные авторским

словом.

– Расширять представления детей о природе.

2.Задачи на развитие связной речи.

– Пополнять и активизировать словарь детей.

3.Задачи на развитие продуктивной деятельности.

– Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

- Закреплять умение правильно держать кисть, карандаш; использовать их при

создании произведения.

4.Задачи на приобщение изобразительному искусству.

– Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации.

– Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

5. Воспитательные задачи.

– Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от

встречи с любимыми героями произведений.

– Развивать умение слушать и слышать вопрос.

План работы, который мы использовали для решения данных задач:

-Краткое ознакомление с биографией Е.И.Чарушина с показом презентаций.

-Выставка книг писателя и художника.

-Чтение произведений Е.И.Чарушина и рассматривание иллюстраций автора и

художника.

-Проведение бесед после прочтения произведений и показа иллюстраций.

-Литературные игры: «Угадай название», «Вспомни и расскажи».

-Дидактические игры: «Что было бы, если...», «Хорошо-плохо».

-Проведение бесед.

-Организация выставки детских работ: «Мои любимые животные».

3.1 В ходе наших занятий по изучению творчества Е.И.Чарушина мы

сделали следующие выводы:

- Рассказы Е.Чарушина о животных изящны, лексически просты, познавательны.

- Основное внимание художник- анималист уделял созданию образов. Благодаря

этому каждая его иллюстрация не похожа на другую.

- Е.И.Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он

рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами

и штрихами.

- Е.Чарушин использовал свои авторские оригинальные приемы для создания

художественных образов.

- По нашему мнению, в настоящее время нужно всегда очень внимательно

относиться к чтению любого художественного произведения, так как только

вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

В ходе занятий по ознакомлению с творчеством Е.И.Чарушина дети испытывали

чувство удовлетворения от собственного активного участия, практически не

уставали. Дети - любознательные, активные, интересуются новым. В ходе занятий

детям было дано представление о графике, о иллюстрации, о анималистическом

жанре . Дети учились понимать тему и содержание рассказа. У детей развивался

интерес к информации, которую несёт текст. Такие занятия расширяют

представления детей о природе. Детям было рассказано об охране животных.

Расширялись представления детей об условиях, необходимых для жизни

животных. В ходе бесед, закреплялись знания детей о книге, книжной

иллюстрации. В иллюстрациях Чарушина, художника-анималиста, мир зверей

раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и любовью к ним. У автора свои

приёмы передачи формы, цвета и образа.

3.2 Заключение.

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера

кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта —

педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с

дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским

творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка,

оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности.

Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками.

Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из

побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми»,

опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943

год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке,

скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения

затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и

графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для

взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или

грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное

значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость,

желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным

читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел

эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя

спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи

в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше

узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и

добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Приложение №1

Чарушин Е. И. Рассказы о животных

Это дикая свинья — кабан.

Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным

рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх

выворачивает — ищет, чего бы съесть.

Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он

клыками и волка убьёт — будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его

побаивается.

Чарушин Е. И. Рассказы о животных

БАРСУК

Пришла весна, стаял снег. Из своей сухой норы вылез барсук. Сонный ещё.

Сопатый, мохнатый, подслеповатый. Он всю зиму спал, как медведь. Шерсть у

него на боках свалялась. Потягивается барсук, расправляется.

Пошёл барсук на охоту — лягушек ловить. Под корнями во уху жуков искать.

Поест, попьёт, почавкает — да тем же ходом обратно к себе на квартиру, в

сухую свою нору.

Приложение №2

На первом занятии мы провели опрос среди обучающихся нашего

объединения. В опросе участвовали … человек. Возраст обучающихся 7 -13

лет.

В анкетировании каждому учащемуся было задано 2 вопроса:

1.

Что вы знаете о творчестве писателя Евгения Чарушина?

2.

Какие произведения Евгения Чарушина ты читал(а)?

У нас получились следующие результаты опроса:

Ничего не знают о Е.Чарушине -

81 человек (89%);

Знают, что Е.Чарушин писал книги о животных-

5 человек (5%);

Знают, что он – художник – анималист –

4 человека (4%)

Знают, что рисует неконтурно, а пятнами и штрихами– 1 человек (1%);

Читали произведения:

«Волчишко» - 1 человек (1%);

«Медведи» - 1 человек (1%);

4.

Приложение №3

Осмысление средств воплощения данного замысла в образ.

– Ребята, сегодня на занятии вы научитесь рисовать углем.

– Вспомните, что мы знаем об угле? Кто скажет, а что называется углем?

Где его применяют? (используют в качестве топлива, при изготовлении красок

и пластмасс, добывают уголь в шахтах и карьерах)

– Прежде чем приступить к рисованию зайчика, вам необходимо овладеть

техникой рисования углем.

– Возьмите угольки в руки и проведите сначала прямую линию, держа

уголек под прямым углом. У вас получилась тонкая линия. На что она похожа?

– Теперь проведите линию, положа уголек под наклоном. Получилась

жирная линия. Что она вам напоминает? Как ее можно назвать?

– Поучимся изображать другие линии: 1) «волна» (волнообразные линии);

2) «запятая»; 3) буква «а» (прописная); 4) «винт» (круговые движения слева

направо, переходящие в прямую линию; заканчивается таким же круговым

движением);

5)

«спираль»

(круговые

движения

начинаются

от

центра);

6)

«поворот»

(полукруг

по

часовой

стрелке);

7)

«серпантин»

(волнообразные

линии, вытянутые по длине листа, слева направо); 8) «зигзаг» (начинают снизу,

затем вверх, снова вниз); 9) «лимон» (начинают рисунок с наброска формы,

затем от края к центру круговыми движениями заполняют форму примерно на

половину;

при

помощи

ваты

круговыми

движениями

растирают

уголь,

добиваясь передачи объемной формы).

Педагог выполняет упражнения по изображению разного вида линий на

ватмане, предлагает обучающимся назвать получившиеся линии и изобразить

их на отдельных листах (черновиках). После выполнения каждого упражнения

анализируются допущенные ошибки. Проводя коррекционную работу, педагог

обращает внимание на таблицу «Передача объема».

– Теперь, когда вы владеете основными приемами, приступим к рисованию

зайчика (наблюдают за ходом выполнения работы педагогом).

Начинать

необходимо

с

рисования

прямоугольника,

в

который

будет

заключен наш заяц. Затем приступают к наброску формы.

– На

какие

части

можно

разбить

наше

изображение?

(голову

можно

заключить в круг, туловище в приплюснутый овал).

После наброска основной формы, приступаем к наброску ушей, лап и

хвоста. Теперь, когда набросок готов, необходимо прорисовать изображение

более

детально.

Круговыми

движениями

необходимо

немного

оттенить

туловище и голову, при помощи ваты – передать объем.

Рисовать необходимо по форме, т. к. ушки вытянутые, то линии тоже будут

прямыми и вытянутыми. Лапки согнуты, поэтому сначала прорисовываем до

сгиба короткими отрывистыми линиями, затем – после сгиба. Не забудьте о

светотени. Основной источник света в классе – окно, то свет на него падает

тоже от окна, т. е. слева.

Заяц

не

может

висеть

в

воздухе,

поэтому

нарисуйте

поверхность,

на

которой он сидит. Вы сегодня – «ласковая рука», поэтому, рисуя, ласкайте

угольком своего зайчика, не давите на него. Линии должны быть плавными и

точно повторять линии тела зайчика.

Составим план нашей работы по изображению зайца.

1. Определить месторасположение.

2. Составить схему изображаемого.

3. Прорисовать детали.

4 .

Д о р и с о в а т ь

о к р у ж а ю щ е е

пространство

5. Практические действия по созданию образа: изображение зайца углем.

В процессе выполнения работы педагогом оказывается индивидуальная и

фронтальная помощь. На доске разбираются типичные ошибки (слишком

сильный нажим, неправильное растирание ватой и др.).

6. Анализ практической работы.

Работы обсуждаются коллективно, лучшие выставляются у доски.



В раздел образования