Напоминание

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Нафикова Разина Ильдаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с УИОП
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нафикова Р.И.,

Учитель МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3 с

углублённым изучением отдельных предметов» г. Бугульмы

Ребёнок – это нескончаемая копилка вопросов, устремлённый поток

желания

открытий

и

экспериментов,

познания

нового

и

неизвестного,

неутомимая

жажда

новых

впечатлений.

Со

всем

этим

ребёнок

приходит

в

школу,

в

первый

класс

и

именно

здесь,

на

первых

ступенях

школьного

образования,

должен

начаться

процесс

развития

творческого

потенциала

личности

ребёнка:

формирование

интеллектуальных

способностей,

исследовательских умений и навыков.

Школа,

учитель

и

учебник

давно

уже

не

являются

единственным

источником

знаний.

Именно

поэтому

на

смену

традиционному

подходу

в

получении

знаний,

пришел

личностно

-

ориентированный

подход,

когда

учитель

становится

организатором

познавательной

деятельности

учащихся,

формирует

их

учебно-информационные

умения.

Из

всего

многообразия

педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода,

н а и б о л е е

а к т у а л ь н ы м

с ч и т а е т с я

м е т о д

п р о е к т о в

2,с.177

..

Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в

различных

образовательных

областях.

Он

позволяет

осуществлять

дифференцированный подход в обучении. Формы организации деятельности

учащихся

при

работе

над

проектами

могут

быть

так

же

различными:

индивидуальные,

парные,

групповые

проекты.

Однако,

основное

отличие

метода

проектов

от

просто

групповой

работы

или

работы

над

темой

заключается

в

организации

обязательной

презентации

результатов.

Чтобы

возбудить

у

учащихся

активную

познавательную,

исследовательскую

деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить

проблему в проекте, значимую для себя и окружающих

1,с.12

.

Существует заблуждение о невозможности или неэффективности

использования

метода

проектов

в

начальной

школе.

Конечно

же,

проекты

представленные

учениками

младших

классов

не

такие

грандиозные,

информационно насыщенные и не содержат каких-либо научных открытий, как

у

учеников

старших

классов.

Но

даже

они

могут

считаться

проектами.

С

первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-

творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и

принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна

наглядность, образец, опора, шаблоны. И, конечно же, направляющая и умелая

работа учителя.

Проекты, создаваемые в начальных классах, могут быть

разнообразными: исследовательскими, творческими, ознакомительно-

ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со

смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских

и творческих проектов. Приступая к реализации таких проектов, учителю

следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и

подготовки учеников к работе.

В целях исследования можно использовать все доступные учащимся

источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью,

выход в Интернет.

Главными целями использования этого метода в начальной школе

являются:

Развитие интереса к предмету;

Приобретение исследовательского опыта;

Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до

заинтересованной аудитории;

Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

Получение дополнительных знаний по теме;

Развитие навыков публичных выступлений.

В 3 классе, изучая тему « Вода. Превращения воды», я решила немного

расширить

учебный

материал

и

изучить

его,

используя

этот

метод.

1. Выбор темы учебного проекта: « Три состояния воды» или « Жила была

вода».

2. Из темы учебного проекта вытекает основной вопрос: Почему зимой идет

с н е г ,

а

л е т о м -

д о ж д ь ?

3.

Разобраться

в

этом

помогут

вопросы

учебной

темы:

Из

чего

состоят

вещества? В каких состояниях может быть вода? Почему вода может быть в

р а з н ы х

с о с т о я н и я х .

4. Учебные предметы, на которых можно затронуть эту тему: окружающий мир,

и з о б р а з и т е л ь н о е

и с к у с с т в о ,

ч т е н и е ,

у р о к и

р а з в и т и я

р е ч и .

5.

Информационные

ресурсы

для

изучения

данного

материала:

выход

на

природу,

просмотр

видеофильмов,

энциклопедии,

справочники,

Интернет.

6.

Определение

дидактических

целей

и

методических

задач

проекта.

7. Выделение проблем (тем) для самостоятельного изучения (исследования):

« В каких состояниях может быть вода?», « Сезонные изменения осадков», «

И с п о л ь з о в а н и е

ч е л о в е к о м

в о д ы » .

8.

Результаты

представления

исследований:

презентация,

буклет,

детские

р и с у н к и ,

р е ф е р а т ы - с о о б щ е н и я ,

к н и ж к и - м а л ы ш к и .

9 . Э т а п ы

п р о в е д е н и я

п р о е к т а .

С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по

этой теме.

Итак, каковы оптимальные варианты использования метода проектов в

начальных классах.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в

содержательной области проекта;

специфиче скими

умениями

и

навыками

проектирования

д л я

самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом

классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования

и

исследовательской

деятельности,

привитию

интереса

к

познавательной

деятельности,

расширению

детского

кругозора.

Эти

умения

затем

совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю, во-первых, в рамках урочной и внеурочной

деятельности, во-вторых, это предусмотрено УМК « Перспектива», по которой

я работаю.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

проблемное введение в тему урока;

постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического

задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы

в группе;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

поиск дополнительной литературы;

подготовку доклада (сообщения);

самоанализ и самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов

логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов

логиче ского

мышления

о суще ствляется

поэтапно

в

следующей

последовательности:

оперирование

признаками

предметов

(выделение

признаков

предметов,

сравнение

двух

и

более

предметов,

узнавание

предметов

по

данным,

выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и

несущественных признаков, выделение главного);

классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации,

отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление

объектов на классы, систематизация);

определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к

роду,

учет

соразмерности

определений,

формулировка

определений

и

объяснение понятий);

доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов,

простейшие умозаключения).

Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:

Для

развития умения

видеть

проблему:

продолжить

рассказ,

оценив

ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от

чьего-либо имени,

составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя

данную концовку.

Задания

на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание

«Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях?

Почему летом снег в горах не тает? и т.д.).

Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово»,

игра «Угадай, о чем спросили».

Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для

мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет,

если люди научатся читать мысли других?)

Итак, перечисленный вид работы для ученика позволяет:

раскрывать творческий потенциал,

проявлять себя индивидуально и в группе,

попробовать свои силы, применить знания,

публично продемонстрировать достигнутый результат.

В заключение хочется отметить, что этот метод четко ориентирован на

реальный практический результат. Педагог В.А. Сухомлинский говорил:

«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это

развращает морально, калечит человека, и ничто не может возместить того, что

упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в

сфере мысли». Думаю, эти слова должны стать девизом для учителей,

работающих по новым ФГОС.

Литература

1

. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное

образование. – М., 2000, № 9, с.177- 178.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9,

с.55-59

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной

школе. // Нач.школа. – 2004. - №2, с.96-101



В раздел образования