Автор: Нафикова Разина Ильдаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 с УИОП
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: начальное образование
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Нафикова Р.И.,
Учитель МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3 с
углублённым изучением отдельных предметов» г. Бугульмы
Ребёнок – это нескончаемая копилка вопросов, устремлённый поток
желания
открытий
и
экспериментов,
познания
нового
и
неизвестного,
неутомимая
жажда
новых
впечатлений.
Со
всем
этим
ребёнок
приходит
в
школу,
в
первый
класс
и
именно
здесь,
на
первых
ступенях
школьного
образования,
должен
начаться
процесс
развития
творческого
потенциала
личности
ребёнка:
формирование
интеллектуальных
способностей,
исследовательских умений и навыков.
Школа,
учитель
и
учебник
давно
уже
не
являются
единственным
источником
знаний.
Именно
поэтому
на
смену
традиционному
подходу
в
получении
знаний,
пришел
личностно
-
ориентированный
подход,
когда
учитель
становится
организатором
познавательной
деятельности
учащихся,
формирует
их
учебно-информационные
умения.
Из
всего
многообразия
педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода,
н а и б о л е е
а к т у а л ь н ы м
с ч и т а е т с я
м е т о д
п р о е к т о в
2,с.177
..
Метод проектов в последние годы получил широкое распространение в
различных
образовательных
областях.
Он
позволяет
осуществлять
дифференцированный подход в обучении. Формы организации деятельности
учащихся
при
работе
над
проектами
могут
быть
так
же
различными:
индивидуальные,
парные,
групповые
проекты.
Однако,
основное
отличие
метода
проектов
от
просто
групповой
работы
или
работы
над
темой
заключается
в
организации
обязательной
презентации
результатов.
Чтобы
возбудить
у
учащихся
активную
познавательную,
исследовательскую
деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить
проблему в проекте, значимую для себя и окружающих
1,с.12
.
Существует заблуждение о невозможности или неэффективности
использования
метода
проектов
в
начальной
школе.
Конечно
же,
проекты
представленные
учениками
младших
классов
не
такие
грандиозные,
информационно насыщенные и не содержат каких-либо научных открытий, как
у
учеников
старших
классов.
Но
даже
они
могут
считаться
проектами.
С
первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-
творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и
принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна
наглядность, образец, опора, шаблоны. И, конечно же, направляющая и умелая
работа учителя.
Проекты, создаваемые в начальных классах, могут быть
разнообразными: исследовательскими, творческими, ознакомительно-
ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со
смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских
и творческих проектов. Приступая к реализации таких проектов, учителю
следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и
подготовки учеников к работе.
В целях исследования можно использовать все доступные учащимся
источники информации - библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью,
выход в Интернет.
Главными целями использования этого метода в начальной школе
являются:
Развитие интереса к предмету;
Приобретение исследовательского опыта;
Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до
заинтересованной аудитории;
Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
Получение дополнительных знаний по теме;
Развитие навыков публичных выступлений.
В 3 классе, изучая тему « Вода. Превращения воды», я решила немного
расширить
учебный
материал
и
изучить
его,
используя
этот
метод.
1. Выбор темы учебного проекта: « Три состояния воды» или « Жила была
вода».
2. Из темы учебного проекта вытекает основной вопрос: Почему зимой идет
с н е г ,
а
л е т о м -
д о ж д ь ?
3.
Разобраться
в
этом
помогут
вопросы
учебной
темы:
Из
чего
состоят
вещества? В каких состояниях может быть вода? Почему вода может быть в
р а з н ы х
с о с т о я н и я х .
4. Учебные предметы, на которых можно затронуть эту тему: окружающий мир,
и з о б р а з и т е л ь н о е
и с к у с с т в о ,
ч т е н и е ,
у р о к и
р а з в и т и я
р е ч и .
5.
Информационные
ресурсы
для
изучения
данного
материала:
выход
на
природу,
просмотр
видеофильмов,
энциклопедии,
справочники,
Интернет.
6.
Определение
дидактических
целей
и
методических
задач
проекта.
7. Выделение проблем (тем) для самостоятельного изучения (исследования):
« В каких состояниях может быть вода?», « Сезонные изменения осадков», «
И с п о л ь з о в а н и е
ч е л о в е к о м
в о д ы » .
8.
Результаты
представления
исследований:
презентация,
буклет,
детские
р и с у н к и ,
р е ф е р а т ы - с о о б щ е н и я ,
к н и ж к и - м а л ы ш к и .
9 . Э т а п ы
п р о в е д е н и я
п р о е к т а .
С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по
этой теме.
Итак, каковы оптимальные варианты использования метода проектов в
начальных классах.
Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в
содержательной области проекта;
специфиче скими
умениями
и
навыками
проектирования
д л я
самостоятельной работы.
В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом
классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования
и
исследовательской
деятельности,
привитию
интереса
к
познавательной
деятельности,
расширению
детского
кругозора.
Эти
умения
затем
совершенствуются в последующих классах.
Формирование ОУУН осуществляю, во-первых, в рамках урочной и внеурочной
деятельности, во-вторых, это предусмотрено УМК « Перспектива», по которой
я работаю.
В рамках традиционных учебных занятий использую:
проблемное введение в тему урока;
постановку цели и задач урока совместно с учащимися;
совместное или самостоятельное планирование выполнения практического
задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы
в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановку вопроса (поиск гипотезы);
формулировку предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочитанной книге, картотек;
поиск дополнительной литературы;
подготовку доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов
логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов
логиче ского
мышления
о суще ствляется
поэтапно
в
следующей
последовательности:
оперирование
признаками
предметов
(выделение
признаков
предметов,
сравнение
двух
и
более
предметов,
узнавание
предметов
по
данным,
выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и
несущественных признаков, выделение главного);
классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации,
отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление
объектов на классы, систематизация);
определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к
роду,
учет
соразмерности
определений,
формулировка
определений
и
объяснение понятий);
доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов,
простейшие умозаключения).
Для развития общих исследовательских умений и навыков даю такие задания:
Для
развития умения
видеть
проблему:
продолжить
рассказ,
оценив
ситуацию с чьей-либо позиции, продолжить рассказ от
чьего-либо имени,
составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя
данную концовку.
Задания
на развитие умения вырабатывать гипотезу: например, задание
«Давайте вместе подумаем» (Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему летом снег в горах не тает? и т.д.).
Для развития умения задавать вопросы: задание «Найди загадочное слово»,
игра «Угадай, о чем спросили».
Для развития умения и навыков экспериментирования: даются задачи для
мыслительных экспериментов (что можно сделать из листка бумаги? Что будет,
если люди научатся читать мысли других?)
Итак, перечисленный вид работы для ученика позволяет:
раскрывать творческий потенциал,
проявлять себя индивидуально и в группе,
попробовать свои силы, применить знания,
публично продемонстрировать достигнутый результат.
В заключение хочется отметить, что этот метод четко ориентирован на
реальный практический результат. Педагог В.А. Сухомлинский говорил:
«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это
развращает морально, калечит человека, и ничто не может возместить того, что
упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в
сфере мысли». Думаю, эти слова должны стать девизом для учителей,
работающих по новым ФГОС.
Литература
1
. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное
образование. – М., 2000, № 9, с.177- 178.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9,
с.55-59
4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной
школе. // Нач.школа. – 2004. - №2, с.96-101