Напоминание

Медицина и искусство или лечение без лекарств


Автор: Генаева Татьяна Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 3" Ногинский филиал
Населённый пункт: г. Ногинск, Московской обл.
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: Медицина и искусство или лечение без лекарств
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

«Московский медицинский колледж №3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой

Ногинский филиал

Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия

«Медицина и искусство

или

лечение без лекарств»

Автор:

Преподаватель дисциплины «Русский язык и литература»

Генаева Т.А.

2019 год

Пояснительная записка

Сегодня много говорится об эмоциональной глухости подрастающего

поколения, об отсутствии у него духовных и нравственных ориентиров, о

необходимости развития у ребят фантазии, творческих способностей. А все

эти задачи решаются как на уроках по предметам гуманитарно-эстетического

цикла, так и во внеурочной деятельности, на классных часах.

Эстетическое образование предполагает знакомство с эстетическими

категориями "прекрасное", "безобразное", "трагическое", "комическое".

Произведения искусства наиболее ярко отражают специфику развития этих

категорий, так как искусство пробуждает в людях творческое начало,

воспитывает способность находить внутреннюю меру предметов, формирует

ценностные ориентации человека в мире.

Известно, что органы чувств и ощущения, получаемые благодаря им,

находятся в определенном взаимодействии. Физиологи доказали, что органы

чувств человека представляют собой разные каналы единой связи организма

с действительностью, которые составляют единое целое и находятся в

определенных взаимоотношениях друг с другом. Зрительные (живописные,

графические, сценические) и слуховые (музыкальные) образы выступают в

роли тех “живых картин”, которые дают образное представление о

действительности.

Привлечение на уроки литературы и на классные часы смежных видов

искусства обосновывается необходимостью предупреждать пассивность

восприятия учащимися материала.

Ведь именно искусством воспитываются глубокие интересы, отзывчивость

души, широта взгляда.

Студентам – медикам необходимо знать о различных подходах в лечении

больных, в том числе и об альтернативных методах лечения. Именно такую

роль могут выполнять различные виды искусства.

Цели данного мероприятия:

- познакомить студентов с различными подходами в области лечения

больных;

- расширить их кругозор;

- усилить интерес к выбранной профессии;

- развивать умение учащихся выступать на аудиторию

Выступления ведущих сопровождаются показом презентации.

Врачу, жившему на границе XIX и XX столетий современная традиционная

медицина, при всех ее недостатках, показалась бы раем на земле. Но и у

медицины ХХI века есть свои неразрешимые проблемы: рак, дегенеративные

болезни и вирусы. Мы предлагаем вам познакомиться с альтернативными

методами лечения, потому что главной задачей медицины всегда была

задача – помочь больному, предупредить болезнь, излечить страдающего.

О

значении

искусства

для

человека

знают

многие.

Вам,

как

будущим

медикам, следует знать, что в современной медицине сложились разные

направления

и

методы

использования

искусства

в

лечебных

и

профилактических

целях:

музыкотерапия,

кинезиотерапия

(движения

под

музыку),

арттерапия

(использование

цвета,

изобразительных

средств),

библиотерапия,

театротерапия.

В

профилактической

медицине

большое

значение приобретают психотерапевтические и психоаналитические методы

коррекции

и

восстановления

здоровья.

В

этом

проявляется

врачебное

искусство. Так, в психотерапии разработаны различные методы и приемы

сублимации для переключения внимания, нервного напряжения больных с

целью

снятия

отрицательных

эмоций,

подавления

их

положительными,

способствующими оздоровлению.

К числу наиболее положительных эмоций, благотворно воздействующих на

весь

человеческий

организм,

относится эстетическое

наслаждение,

получаемое

от

общения

с

замечательными

произведениями

искусства.

Лучшие

художественные

произведения

несут

в

себе

огромный

заряд

жизнелюбия, необходимого для борьбы с недугами.

Возникновение

и

протекание

эмоций

существенным

образом

отражается,

например, на деятельности желез. О том, что стимулирует чувства слезных

желез,

знает

каждый.

Воздействие

эмоций

распространяется

и

на

такие

железы, как потовые, сальные и др. Под их влиянием меняются сердечный

ритм, давление в кровеносных сосудах, стимулируется или (реже) тормозится

деятельность желудочно-кишечного тракта, способна меняться температура

тела, расширяются глазные щели, зрачки и т.д.

Введение

Ведущий

1.В древности любой сколько-нибудь выдающийся врач сочинял

трактаты, причём не только на медицинские темы, но и философской,

литературной, бытовой тематики. Медицина считалась составной частью

философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и

теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе

осмысленного приходили к разнообразным методам и способам излечения.

Ещё в древности труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между

собой, создавая единую сферу деятельности, не присущую никому, кроме

врача. Не каждый мыслитель – врач, но каждый врач – мыслитель, поскольку,

находясь постоянно в окружении людей, абсолютно разных и не похожих

друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает

порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач

соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами

индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового

знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи. философы,

педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они

задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки,

пытаясь определить их роль как в восстановлении функций организма, так в

формировании духовного мира личности.

Ведущий 2.

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как

эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли

скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества

(«Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая

прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То

же самое относится к картинам великих мастеров.

Использование разных видов искусства: музыки, театра, живописи,

литературы - в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и

Индии. Сегодня мы бы хотели рассказать вам о необычных методах лечения:

музыкотерапии, цветотерапии, библиотерапии.

1.Музыкотерапия

1.1.

Применение целебных свойств музыки в древние времена

Ведущий 1. Использование звука и музыки для исцеления возникло в самом

начале истории человечества. Документально подтверждено, что шаманы и

целители аборигенных народов, использующие такие инструменты, как

человеческий голос, флейты, барабаны и другие ударные, способны изменять

состояние мозга. Опыты показали, например, что некоторые ритмы барабанов

усиливают активность, связанную с гипнотическими и близкими к

сновидению состояниями сознания, а также с вдохновением и повышенным

уровнем творческой активности.

Ведущий 2.В IV веке до н. э. Платон утверждал: «Музыка – это самое

мощное средство, потому что ритм и гармония живут в душе человека.

Музыка обогащает ее, даруя ей блаженство и озарение». В древности

выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на

духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

Считалось, что музыка может усиливать любую радость, успокаивать любую

печаль, смягчать любую боль и даже изгонять болезни. Всем наукам и

изощрениям, которые придумало человечество, древние мудрецы

предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего.

Ведущий 1. История и традиция музыкальной терапии своими корнями

уходит вглубь времён, впервые упоминаясь в культуре древней Греции.

Излечение царя Давида от болезни с помощью игры на арфе упоминается в

Ветхом завете. Гиппократ, отец современной медицины, активно использовал

музыкальную терапию. В древнем Египте с её помощью уменьшали родовые

боли.

Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка

благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже

деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Великий

врачеватель древности Авиценна называл мелодию "нелекарственным"

способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Ведущий 2. Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом

науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории

музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как

точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными

мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под

музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным

образом влиять на формирование человека, и что музыка способна оказывать

известное воздействие на этическую сторону души.

В связи с этим сведения о прикладном использовании музыки в самых

разных видах деятельности человека сообщаются также в произведениях

Платона, Аристотеля, Пиндара, Аристофана, Эсхила, Гесиода, Вергилия,

Плутарха и других всемирно известных античных авторов.

Эти представления, весьма разумно интегрировавшие гуманитарные

достижения своего времени, стали на несколько последующих столетий

основополагающими ориентирами для всего античного общества.

1.2. Лечебные свойства музыкотерапии

«Музыка лечит душу и тело» -

такую надпись можно увидеть на некоторых

итальянских инструментах эпохи ренессанса.

Ведущий 3. Как уже отмечалось ранее, лечебное действие музыки на

организм человека известно с древних времен. В древности и в средние века

вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом

говорят литературные и медицинские свидетельства излечения хореомании

(пляски святого Витта) с помощью музыки. Так начала появляться

музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в

качестве лечебного средства.

Музыкотерапия - одно из наиболее интересных и пока мало исследованных

направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой

методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков,

резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом

человека в целом. Музыкотерапия была официально признана в Европе в XIX

веке, когда ее стали использовать в своей практике многие передовые врачи.

Но расцвет этого направления медицины и психотерапии пришелся уже на

XX век.

Ведущий 4.

Выделяют четыре основных направления лечебного действия

музыкотерапии:

1) Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии:

2) Развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и

способностей);

3) Регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4) Повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:

эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния,

облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с

жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение

новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых

отношений и установок.

1.3. Способы применения музыкотерапии

Ведущий 3. Музыку можно слушать по-разному: внимательно, "краешком

уха", сидя, лежа и т. д. Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно

важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы,

полученных в результате экспериментальных исследований. Эксперименты

велись в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных

инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев

человечества; индивидуальное воздействие отдельных произведений

композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных

направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно

накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних мудрецов

о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека.

Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки

меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и

глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный русский

хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных

операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм

начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик

Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание,

кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую

бодрость.

Ведущий 5. В 1961 году в Англии разработали первую программу по

музыкотерапии, а через 15 лет там создали Центр музыкотерапии.

Ведущий 6. С 1969 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое

общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно, что

звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за

считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и

вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет

свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.

Ведущий 6. В США после 2-ой мировой войны музыка была с успехом

применена при лечении эмоциональных расстройств и фантомных болей у

ветеранов, после чего метод получил официальное признание. Ассоциация

музыкальной терапии там возникла в 1950 году, и на сегодняшний день она

объединяет более трех тысяч врачей-музыкотерапевтов. В Голландии

используют музыку в клиниках сердечно-сосудистых заболеваний: в

голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия

музыки на течение болезней сердца. А в Австралии - для лечения тех, кто

страдает болями в суставах и позвоночнике.

Ведущий 7. В Индии национальные напевы используются как

профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся

даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже

найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и

некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная

медицина зачастую бессильна.

Ведущий 8. В Китае также массово выпускают музыкальные альбомы с

неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессонница",

"Мигрень". Есть также "Печень", "Легкие", "Сердце". Китайцы "принимают"

эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы.

Подобные музыкальные сборники издаются также в Японии и Индии.

Ведущий 4. Во всём мире музыку применяют как средство облегчения болей,

для коллективного лечения в больницах, особенно в психиатрических

клиниках, в качестве трудотерапии, на предприятиях для повышения

умственной и физической работоспособности, в парках для снижения

преступности, в школах, колледжах для повышения успехов в учёбе у детей,

для профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих проблем.

Ведущий 3. Использование определённых музыкальных звуков также

применяется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между

уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек

может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают

аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота

океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

Ведущий 4. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное

равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то

религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует

долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии

Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и

назвали – “эффект Моцарта”.

(звучит музыка Моцарта)

Ведущий 3. В России интерес по инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913

г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических

эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей

музыкального мира. Специальные исследования В. М. Бехтерева, И. М.

Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное

влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-

сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

Ведущий 4. Положительные эмоции от общения с искусством оказывают

лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют

психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные

силы.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показал,

как своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в

человеке. Именно она спасает от отчаяния брата Николая после его

карточного проигрыша.

Т.2 ч. 1 гл. 15

Студент-чтец. Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в

особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не

по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой

старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как

говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но

прекрасный голос, надо обработать», — говорили все. Но говорили это

обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время,

когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с

усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только

наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз

услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание

своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с

недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в

этом голосе, не испортив его.

«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко

раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?»— подумал

он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты,

следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh

mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele

affeto... Раз, два, три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. —

Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор...

а вот оно — настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она это

si возьмет... Взяла? Слава богу! — И он, сам не замечая того, что он поет,

чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. — Боже мой! как

хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!»— подумал он.

О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в

душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в

мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор!

Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым... Давно уже Ростов не

испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день.

Ведущий 3. В Москве в 1997 г. создана Международная академия

интегративной музыкотерапии (МАИМ), где лучшие достижения

современной клинической и традиционной (народной) медицины,

компьютерной технологии и искусства были объединены в систему под

названием интегративная медицина. Целью данного направления является

профилактика, коррекция и поддержание здоровья человека. Одной из задач

академии является подготовка специалистов нового поколения -

музыкотерапевтов, синтезирующих знания и навыки музыканта и врача,

использующих немедикаментозное воздействие на человека с целью

восстановления нарушенных функций его организма.

2. Что такое цветотерапия?

Ведущий 9. Кто-то может воспринимать жизнь как череду черного и белого,

для кого-то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что

человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет —

это неотъемлемая часть нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и

путает их немного. Цвет уже давно используется для лечения нервных

расстройств. Называется этот вид лечения «цветотерапия», а если по-

научному, то «хромотерапия». Что такое цветотерапия? Цветотерапия — это

древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой способ

цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали

драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом

прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные

драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой. В современном

мире цветотерапия — это один из разделов психотерапии. Создатель первого

психологического романа Ф. М. Достоевский специально использовал

символику цвета.

Студент-чтец

В

произведениях

Достоевского

цвет,

цветовые

определения

служат

для

раскрытия

душевного

состояния

героев.

Анализируя

использование

цвета

в

романе

“Преступление

и

наказание”,

можно

сказать,

что

все

произведение

создано

практически

на

одном

желтом

фоне.

Действительно,

желтый

цвет

встречается

в

романе

наиболее

часто. Что он обозначает?

Желтый цвет Достоевского во всех

описаниях

людей

и

вещей

это

болезненный

цвет. Желтый

цвет

преобладает

в

описании

и

той

комнаты,

в

которую

прошел

молодой

человек,

с

желтыми

обоями...

“Мебель

вся

очень

старая

из

желтого

дерева...

громовые

картинки

в

желтых

рамках...”

Так

описывает

автор

квартиру

старухи

процентщицы.

А

вот

описание

жилища

Раскольникова:

“Это

была

крошечная

клетушка,

шагов

в

б

длиной,

имевшая

самый

жалкий

вид

со

своими

желтенькими,

пыльными,

всюду

отставшими

от

стены

обоями...”

Достоевский

сравнивает

жалкое

жилье

главного

героя

с

желтым

шкафом.

Желтый

цвет

в

описании

предметов

гармонирует

с

болезненной

желтизной

героев

романа,

окруженных

этими

предметами.

В

описании

портретов

большинства

героев

романа

встречается

тот

же

болезненно-желтый

цвет.

Например:

Мармеладов

“с

отекшим

от

постоянного

пьянства

желтым,

даже

зеленоватым

лицом

и

с

припухшими

веками...”;

лицо

Порфирия

Петровича

было

“цвета

больного,

темно-желтого”.

Иногда

в

описании

портретов

героев

определение

“желтый”

уступает

место

близкому

по

эмоциональной

и

цветовой

окраске

определению

“бледный”.

Например:

“бледное,

с

горящими

глазами

лицо”

Сонечки,

“...

краска

бросилась

в

бледное

лицо

Дуни”

и

т.д.

Желтизна

и

бледность

неотъемлемая

характеристика

всех

жителей

Петербурга

Таким

образом,

желтый

цвет,

преобладая

в

описании

героев

и

окружающих

их

предметов,

создает

глубокое

впечатление

всеобщей

убогости

и

болезненности.

Автор

наблюдает

за

своими

героями

через

“желтые

очки”.

Так

случается

с

человеком,

который

теряет

сознание

и какое-то время видит все в желтом цвете. На фоне желтого

обособляется

зеленый

цвет.

Он

разительно

отличается

от

всей

цветовой

гаммы

произведения,

выделяясь

своей

свежестью

и

чистотой.

Зеленый

цвет

возрождения,

цвет,

дающий

надежду

на

преображение.

Сонечка

идеал

христианской

кротости

и

смирения

появляется

в

конце

произведения

в

зеленом

платке.

Сам

момент,

когда

она

его

надевает,

символичен.

Это

случается

в

Сибири,

в

остроге,

куда

она

в

очередной

раз

приходит

навестить

Раскольникова

в

то

утро,

когда

в

нераскаявшемся

убийце

происходит

перелом.

Идя

утром

на

“работы”,

он

видит

дальний

берег,

где

“была

свобода,

где

жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время

остановилось,

точно

не

прошли

времена

Авраама

и

стад

его”.

Именно

в

это

утро

Раскольников

понимает,

что

бесконечно

любит

Соню,

чувствует,

что

воскрес,

что

наконец-то

“наступила

жизнь”.

Ведущий 10. Методов цветового воздействия -великое множество. Это

может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на

определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто

долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра. Цветотерапия может

проводиться в виде цветорелаксации. Это воздействие производится с

помощью внушения психотерапевта. Человека погружают в легкий транс и

воссоздают цветовую атмосферу, в которой пациенту комфортно.

Цветотерапия может использоваться и отдельно, и в сочетании с

музыкотерапией. Недаром существуют специальные фильмы для выхода из

депрессии. Применять цветотерапию можно не только с подачи и помощью

специалистов, но и самостоятельно. Для этого необходимо лишь знать, какой

цвет каким действием на человека обладает.

Итак, каждый знает знаменитую фразу

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!

Ведущий 5. Красный — цвет действия. Он стимулирует и подкорку

головного мозга, и непосредственно клетки коры головного мозга.

Воздействие на подкорку происходит в виде повышения давления,

температуры, двигательной активности и активности сексуальной. Что же

касается воздействия на клетки коры головного мозга, то красный

побуждает к действию. Неважно, будет это рабочая активность или просто

повышенная возбудимость. Психотерапевты не рекомендуют использовать

красный цвет на протяжении долгого времени. Это чревато побочными

эффектами, такими как переутомление и усталость. Красный цвет, является

самым «вызывающим». Он может принести человеку прекрасное настроение,

а также приумножить жизненную энергию. Такой цвет подходит уверенным в

себе людям. Кстати, для неуверенных в себе людей, нужно включать

элементы одежды с красным цветом. Сами того не подозревая, вы начнете

«наращивать» уверенность в себе. Лишь в некоторых случаях, красный цвет

не стоит использовать в цветотерапии. Он противопоказан вспыльчивым,

раздражительным личностям. А также тем, кто сидит на диете, ведь этот цвет,

повышает аппетит.

Ведущий 6. Оранжевый — смесь красного и белого. Т. е. его воздействие на

человека похоже на воздействие красного, только в более мягком виде.

Характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность

и утомляет не так сильно, как красный. Психологи в один голос рекомендуют

использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где

ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью.

Ведущий 7. Желтый — цвет солнца. Великолепный цвет для профилактики

депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из

депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью,

зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно

использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде.

Желтый традиционно считается цветом авантюристов и людей, легких на

подъем. Он пробуждает жажду знаний. Стимулирует стремление познавать,

изучать, узнавать что-то новое. Побуждает куда-то идти, ехать, отправляться

в путешествия.

Ведущий 8. Зеленый — относится к холодной гамме, но является самым

мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит

жизненные процессы организма. Однако, есть у зеленого один важный

недостаток или достоинство. Это смотря с какой стороны смотреть. Зеленый

напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за аппетит,

он его повышает.

Ведущий 11. Зеленый цвет благотворно действует на весь организм. Он

уместен практически везде. С его помощью можно снять напряжение,

угомонить головную боль, прогнать плохие мысли. Зеленый цвет обладает

энергией, которая улучшает здоровье, дарит силу и «сохраняет» нервы. В

борьбе со стрессом, этот цвет №1.

Ведущий 12. Синий — антипод красного. Он почти полностью тормозит

любую активность. Понижает давление, температуру. Снижает рабочую

активность. Обладает усыпляющим эффектом. Синий цвет хорош для

оформления спальни и спального места. Синий цвет поможет побороть

депрессивные состояния. Он может успокоить головную и зубную боль, а

также улучшить сон. С помощью синего цвета, можно утихомирить

«взрывной» характер. Ведь это цвет нежности и спокойствия. Психологи

рекомендуют побольше и чаще включать в свой гардероб, одежду синего

цвета неуравновешенным личностям.

Ведущий 13. Голубой — синий с белым. Этот цвет тоже обладает

успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Фактически

голубой считается никаким цветом. Его часто используют для оформления

офисных помещений, т.к. он помогает собраться с мыслями, сосредоточиться

и гасит эмоции.

Ведущий 11. Фиолетовый — самый тормозящий цвет из всей цветовой

гаммы. Его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного

чувства усталости. Фиолетовый цвет вызывает ассоциации с миром чудес,

магии и взывает к спокойствию. Этот цвет помогает справиться с усталостью,

а также улучшит сон. Он отлично проявляет свои способности, когда нужна

концентрация внимания.

Ведущий 12. Малиновый цвет настраивает организм на работу, когда

требуется высокая физическая активность. Помимо этого, созидание

малинового цвета помогает развеять навязчивые мысли и очистить разум.

Ведущий 13. Серый, черный, коричневый — депрессивные цвета.

Черный цвет по-своему многолик. Ведь его можно назвать цветом эгоиста,

профессионализма и траура. В каждом варианте, цвет обязательно

подчеркивает ваше состояние. Одежда черного цвета, повышает самооценку,

а также помогает похудеть. Черный цвет идеален для костюма или платья на

деловую встречу. Такое облачение предаст вам уверенности. Ничего лишнего,

только классика. Ни в коем случае нельзя применять в оформлении жилых

помещений, особенно, если кроме этих цветов нет других. Даже если вам

очень нравятся эти цвета, постарайтесь разбавить их яркими пятнами.

Диванными подушками или вазочками. Люди старшего поколения наверняка

помнят светильники с оранжевыми абажурами. В темноте зимней ночи они

разгоняли мрак и дарили ощущение тепла, покоя и поднимали настроение.

Белый — фактически это отсутствие цвета. Однако на психологическом

уровне, потребность в белом — это потребность защититься. Скрыть эмоции

и поставить между собой и людьми разделительную стену. Белый цвет,

самый мощный защитник ауры человека. Он олицетворяет невинность,

легкость и простоту. Считается, что белый цвет одежды способен усиливать

ауру человека, а также защищает от энергетических атак. Неслучайно платье

невесты белого цвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в

эмоциональной защите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто

профессия такая, что постоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но

нельзя принимать ее близко к сердцу. В этом плане белый защищает. Кстати,

о белом. Большую часть территории нашей страны большую половину года

покрывает снег. Именно поэтому зимой мы такие закрытые и

неэмоциональные.

Ученые и психологи признали этот метод лечения действенным. Такой вывод

пришел из того, что было выяснено: цветотерапия помогает создавать

определенные химические процессы в организме.

Мозг реагирует на цвет, точно так же, как желудок на еду. Когда человек

созерцает определенный цвет, самочувствие может улучшаться без приема

лекарств. Вот каково влияние цветотерапии

2.1. Цветотерапия в действии

Ведущий 15. Итак, вы узнали какие цвета вам подходят, чтобы улучшать свое

самочувствие. Теперь разберемся с вариантами применения цвета. Итак,

существует несколько вариантов цветотерапии, которые вы можете

использовать самостоятельно (без вмешательства специалистов).

Давайте посмотрим на цветотерапию в действии.

Цвет одежды, который преобладает наиболее всего и будет вашим лекарем.

Выбранный цвет, начнет работать на ваше подсознание. Если вы нервный

человек, тогда он будет успокаивать. Вы робкий и стеснительный, цвет

одежды придаст вам уверенности.

Ведущий 16. Цвет помещения (кухня, спальня, ванная) играет немаловажную

роль для вашего самочувствия. Для каждого из них следует выбирать

наиболее подходящие. Спальня должна вызывать чувство комфорта и

спокойствия, поэтому старайтесь отдавать предпочтение мягким тонам. Она

не терпит резких и агрессивных расцветок, ведь в следствии это может стать

причиной головных болей и раздраженности. Кухня же наоборот, приемлет

яркие окраски. Они повышают аппетит и настроение. Для ванной комнаты

стоит подобрать что-то среднее на уровне «я бодр и спокоен». Ведь с утра

хочется свежести, а вечером уюта. Поэтому старайтесь подбирать яркие, но

мягкие тона. Именно с ними вы будете чувствовать себя комфортно. Ну, вот

подошли мы к концу. Хочется сказать, что цветотерапия имеет массу

чудесных свойств. Она доступна каждому, что просто грех не попробовать ее

в действии. Побольше вам ярких красок и удачи!

3.Библиотерапия

Ведущий 17. Давно известно, что разная литература способна вызывать

различные состояния сознания. Существует литература как депрессивного

характера, так и наоборот, способная вывести из депрессии. Социологи,

например, отмечают такой факт: против угнетенного состояния нашлось

лекарство – чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. Не

случайно творческие библиотекари-практики рассматривают библиотерапию,

как одну из форм работы с читателем, справедливо включая в это понятие

весь комплекс библиотечных мероприятий, направленных на то, чтобы

помочь людям увидеть прекрасное. Так, например, произведения

Ф. М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях

пробуждают неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л. Н.

Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина

вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть

веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только

русская классика, а сколько еще зарубежной литературы, не отстающей от

нашей отечественной по способности влиять на восприятие, сколько еще и

нашей и «не нашей» современной литературы, причем почти неизвестной.

Ведущий 18. Сила слова и сила мысли – явление, по-разному объясняемые

представителями различных наук. Медики, например, считают одной из

причин возникновения раковых заболеваний – мрачные мысли; тенденцию

саморазрушения при помощи наркотиков и алкоголя у подростков объясняют

влиянием различных сект, зомбирующих человека воздействием духовного

наркотика, дополнением которого становиться религиозная литература

различных направлений.

Точно так же, как калечить, книга может и лечить. Книгу необходимо

призывать лечить, и делать это должны библиотекари.

3.1. Библиотерапия в действии

Ведущий 15. Библиотерапия – «лечение книгой» – термин, который сейчас

можно редко встретить, но, тем не менее, библиотерапия сейчас, как никогда

актуальна.

Активно используется в библиотерапевтической работе поэзия, которая

способствует снятию нервного и физического напряжения у детей с

болезнями опорно-двигательного аппарата. Лечебным потенциалом, по

мнению Л.Г. Куликовой, обладает поэзия русских символистов, богатая

ассоциациями, смысловыми и интонационными оттенками. «Вредные

советы» Г. Остера — не что иное, как психотерапевтический прием

«парадокса», используемый в лечении неврозов и в поведенческой терапии.

Лечебным потенциалом обладает и собственное поэтическое творчество: это

средство гармонизации своих душевных переживаний, психических

состояний с помощью ритма, размера, метафоры. Поэтический жанр, как и

определенный поэтический размер, задает определенный угол рассмотрения

события, меняя, тем самым, отношение автора к нему: от юмористического

до саркастического.

Ведущий 16. Есть множество различных произведений, в каждом из которых

читатель может обрести либо душевную свободу, либо наоборот предаться

унынию, тоске. Многие исследователи замечают, что чтение творений многих

авторов, например, Пушкина, Блока и др. позволяет вывести человека из

подавленного состояния, это одна из форм помощи людям увидеть нечто

новое, красивое. В каждом писателе заложено что-то свое, например, у одних

есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения, другие

открывают новые ощущения и искорки жизни. Например, произведения о

природе Пришвина, Паустовского помогают читающему расслабиться и

забыть о проблемах. Или, например, Э Хемингуэй – читая его, вся душа

наполняется силами жизни, возникает желание жить.

До настоящего и в настоящее время знакомы эпизоды, когда человек, жадно

читающий “уголовные романы” после становился преступником, представляя

себя героем этого романа. Многие ученые из разных сфер области науки

поясняют это по-разному. Например, причиной возникновения раковых

болезней врачи полагают мрачные мысли; тенденцию саморазрушения при

помощи наркотиков и алкоголя у подростков под влиянием различных сект.

Не всегда книга может приносить только пользу человеку, так если не учесть

некоторые нормы, то можно весьма сильно причинить вред человеку и

усугубить его положение. Это происходит, когда человек читает литературу, к

которой он еще эмоционально не подготовлен. Не навредить - вот что следует

учесть в первую очередь, когда подходишь к решению проблем каждого из

посетителей.

Ведущий 17. Библиотерапия, как разновидность психотерапии вполне может

применяться не только в библиотечных учреждениях, но и в различных

реабилитационных центрах и клиниках. Библиотекари через развитие

читательской культуры помогают каждому находить “лекарства для души

Исходя из множества жанров литературы, можно сделать следующий анализ:

классическая русская литература - это жанр художественной литературы,

обладающий огромными возможностями самого различного воздействия.

Часто приходится ограничиваться небольшими, малоизвестными

художественными произведениями, избегая популярных, учитывая, что они

ранее уже были прочитаны, изучались в школе и с ними связаны

определенные ассоциации, которые приходится преодолевать.

юмористическая и сатирическая литература - это литература,

позволяющая читателям более свободно выражать себя в трудных ситуациях.

Этот жанр художественной литературы может научить технике более

совершенного общения, например, полушутливо выражать просьбы, избегая

тем самым чувства неловкости при отказе, давать возможность подшутить

над собой и этим укреплять уверенность окружающих в себе и др.

фольклор, сказочная литература - это жанр художественной литературы,

который знакомит людей с мировоззрением народа. Он используется,

преимущественно, в библиотерапевтической работе с детьми.

научнофантастическая литература - эта литература, которая доводя до

крайностей некоторые свойства человека, ситуации, отношения, позволяет

лучше понять и принять крайности своих ощущений, чувств, влечений.

детектив, приключенческая литература. Этот жанр занимает значительное

место в библиотерапии, благодаря целому ряду своих особенностей. В

первую очередь - это популярность и доходчивость. В детективе

конденсируются, высвечиваются многие обыденные жизненные явления,

обычно остающиеся в тени. Для библиотерапии благоприятны следующие

особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка

интуиции, таинственность как способ познания действительности, или даже

обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического

понимания жизни, морали, порядочности, демонстрация того, что за

красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает

читателя к смелости, риску, находчивости. Все это касается, естественно,

только хорошей, классической детективной литературы.

Ведущий 18. Драматургия. Следует отметить, что на некоторых читателей

она может оказывать особенно сильное влияние, благодаря большей

концентрированности действия, наглядности. При чтении пьесы читателю

нередко легче отождествиться с действующим лицом, чем при чтении

романа. Пьеса нередко лучше учит читателя диалогу, правилам общения,

оставляет читателю больше свободы для самостоятельного творчества.

Библиотерапия - использование специально отобранного для чтения

материала, как терапевтического средства в общей медицине и психотерапии,

с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. Она

является частью лечебного процесса при неврозах и соматических

заболеваниях.

То, что мы читаем, может сделать нас либо больным человеком, либо

здоровым. Поэтому подбирая книги, желательно руководствоваться только

одним принципом - сформировать точку зрения здорового, счастливого,

богатого человека. Книги желательно читать в строгой последовательности,

предоставляемой библиотерапевтом.

Итак, различные литературные жанры и виды по-разному выполняют

психотерапевтическую функцию.

Список литературы:

1)Казаринова Н. – Информацией можно отравиться. – Библиотека, 1997, N2.–

Стр. 54-56.

2)Приобщаясь к миру взрослых: Цикл бесед В. Невского и Е. Невской. -

Библиотека, 1997, N2.– Стр. 48-51.

3)Пушкинские Горы: Проспект (Сост. и авт. текста А._М._Савыгин.) – Л.:

Лениздат, 1986.

4)Сухомлинский В. А. – О воспитании (Сост. и авт. вступит. Очерков

С._Соловейчик). Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975.

5)Самохина Е. – Человек для откровения: Педагогика сотворчества: ребенок и

взрослый. – Библиотека, 1997, N6.

6)Петер Гир. – Встреча с книгой как первая любовь. - Библиотека, 1997, N3

7) Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения.

М., 1966

8) Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до

Гегеля. - М., 1977

9)Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.,

1998



В раздел образования