Напоминание

"Конфликты и мы"


Автор: Горина Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ"Ямальская школа-интернат им. Василия Давыдова"
Населённый пункт: с.Мыс Каменный, Ямальский район, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конфликты и мы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Семинар-практикум с родителями «Конфликты и мы»

Цель: повышение родительских компетенций, гармонизация отношений в семье.

Задачи:

формировать умение бесконфликтно вести себя, учитывая интересы и нужды других;

способствовать формированию целостности семьи;

актуализация жизненных ценностей семьи.

Ход семинара:

Приветствие: Добрый день! Нам очень приятно Вас видеть на семинаре, который посвящен

отношениям в семье. Все мы прекрасно знаем, как бывает сложно иногда договориться. В

такие моменты, кажется, будто мы разговариваем на разных языках, друг друга не слышим и

не понимаем. Впрочем, так оно и есть. Мы действительно не слышим и действительно не

понимаем...

Давайте

предположим,

что

вы

просите

своего

ребенка

что-то

сделать,

а

он

упрямится,

упирается,

делает

вид,

что

не

слышит

обращенной

к

нему

вашей

просьбы,

продолжает заниматься своими важными детскими делами. В результате чего возникает -

конфликт. Иногда мы задаемся вопросом: как сделать так, чтобы избежать конфликтов? Ведь

это

так

плохо,

когда

в

семье

возникают

конфликты. Ответ

прост

это

не

возможно!

Конфликты были, есть и будут. Они - естественная составляющая взаимоотношений между

людьми. Другое дело, когда

мы сможем научиться правильно вести себя в конфликте,

научиться понимать, договариваться, не проявлять агрессию и где-то уступать.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель:

Развитие

доверительного

стиля

общения,

создание

позитивных

эмоциональных

установок на доверительное общение.

Участникам семинара предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы:

«Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».

2. Упражнение «Настроение»

Участники выбирают цветную карточку, которая наиболее приятна им на данный момент, не

связывая свой выбор с любимым цветом или какими-либо ассоциациями (цвет машины,

любимого платья и т.д.) Выбор должен быть связан только с ощущениями на данный момент.

По кругу каждый озвучивает свой выбор и почему именно этот цвет.

Информационное сообщение «Конфликт».

Почему эпиграфом является древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на

гнев, спасает обоих - и себя, и другого»?

Гнев всегда вызывает у нас отрицательные эмоции.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в

решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт возникает

тогда, когда удовлетворение желаний одного человека ведет к неудовлетворению желаний

другого,

притом

что

обе

стороны

к

этому

стремятся.

Проблема

рождается

тогда,

когда

конфликт решается в ущерб одной из сторон или не устраняется вообще, а продолжает

развиваться.

Как правило, о негативных (деструктивных) последствиях конфликта говорят много: это и

большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности.

Однако конфликт может выполнять и позитивные (конструктивные) функции: он способствует

получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения,

помогает прояснить отношения.

Поэтому конфликты не следует считать абсолютным злом: они неизбежны, они появляются

при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас на протяжении всей жизни, так

как невозможно всегда безошибочно знать, что думает, чего хочет или что чувствует другой

человек. Когда младенец проголодался, закричал, но не добился своего, он впервые стал

участником конфликта. Если ребенок вечером не хочет ложиться, а родители говорят: «Иди

спать», - это тоже конфликт. И когда дети дерутся из-за игрушек – это вновь конфликт. Но это

не делает конфликтное поведение правильным, справедливым или оправданным.

Вместе

с

тем,

признавая

конфликт

нормой

общественной

жизни

нужно

подчеркнуть

необходимость

создания

механизмов

психологического

регулирования

и

разрешения

конфликтных ситуаций. Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная

информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура

поведения и др.

Как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

Возникновение конфликта (появление противоречия);

Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

Конфликтное поведение;

Исход конфликта.

Ведущий: Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная

фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это

создаёт

практически

непреодолимые

барьеры

в

общении,

которые

гораздо

легче

предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее,

есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже

в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над

своими эмоциями и словами.

Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно

согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием,

что только усугубит конфликт, а согласием, при этом, не отступая от своей позиции.

3.Упражнение «Согласие»

(

Ведущий говорит фразу, а родители предлагают свои варианты.) Например:

1. «Ты совсем с ума сошла!» - «Иногда может показаться, что я действую не как обычные

люди».

2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои

обязанности, иногда мне приходится их нарушать».

3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным

для собеседника».

4. «Домашней работой по-настоящему занимаюсь только я!» - «Да, вы действительно тратите

много времени и сил на домашние дела».

Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность

состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного

времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяже нии большей части человеческой жизни. В

такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.

Конфликты во взаимодействии родителей и детей.

Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми?

Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений.

Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В

гармоничной

семье

устанавливается

подвижное

равновесие,

проявляющееся

в

оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного

«Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

В

дисгармоничной

семье

-

это

негативный

характер

супружеских

отношений,

выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического

напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим

реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивностъ семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

опека и запреты во многих сферах жизни детей;

повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к

другому.

В

критические

периоды

дети

становятся

непослушными,

капризными,

раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У

них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до

упрямства.

4

. Личностный фактор.

Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют

консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным

привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений

и т.п.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения

правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание,

упрямство,

эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок

родителей и детей.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки

ребенка);

конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно

ребенок

на

притязания

и

конфликтные

действия родителей

отвечает реакциями

(стратегиями):

оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

отказа (неподчинение требованиям родителей);

изоляции

(стремление

избежать

нежелательных

контактов с родителями, сокрытие

информации и действий).

4.Упражнение «Яблочко и червячок»

Ведущий: Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза и представьте на минуту, будто

вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит

на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам

червяк и говорит: «Сейчас я буду тебя есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и

запишите свой ответ.

Психолог

К.

Томас

предлагает

использовать

пять

способов

разрешения

конфликтов,

включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

Конкуренция (соревнование) – стремление добиться удовлетворения своих интересов

в ущерб другому.

Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека

в ущерб собственным.

Избегание - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к

интересам партнера.

Сотрудничество -

участники

ситуации

приходят

к

альтернативе,

полностью

удовлетворяющей интересы обеих сторон;

Компромисс – это взаимные уступки, готовность поступиться своими интересами и

частично учесть интересы другого (один из участников оказывается в выигрыше, а

другой проигрывает или оба проигрывают).

В

педагогической

практике

существует

мнение,

что

наиболее

эффективными

способами

выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из

стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные,

так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их

результатами

нашего

упражнения «Яблоко

и

червячок». (Участники зачитывают свои

ответы, ведущий комментирует их.)

Примеры ответов.

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс:

«Ну,

хорошо,

откуси

половинку,

остальное

оставь

моим

любимым

хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже

вкусные!»

Исходя из этого

основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми

могут быть следующие:

повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные

психологические особенности детей, их эмоциональные состояния;

организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые

обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и

разрешения возникающих противоречий;

интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По

мнению

психологов

(Д.

Лешли,

А.

Рояк,

Т.

Юферова,С.

Якобсон), конструктивному

поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:

всегда помнить об индивидуальности ребенка;

учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

стараться понять требования ребенка;

помнить, что для перемен нужно время;

противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

проявлять постоянство по отношению к ребенку;

чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив:

одобрять разные варианты конструктивного поведения;

совместно искать выход путем перемены в ситуации;

уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;

ограниченно

применять

наказания,

соблюдая

при

этом

их справедливость и

необходимость;

дать

ребенку

возможность

прочувствовать

неизбежность

негативных

последствий

его

проступков;

логически разъяснять возможности негативных последствий;

расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Давайте подведем итоги нашей с вами встречи.

Сегодня мы с вами разговаривали на тему «Конфликты в нашей жизни».

Как вы считаете, бывают ли, не разрешаемые конфликты?

Что можно и нужно сделать для того, чтобы конфликты в семье не происходили, или

если и происходили, то мы находили бы решение? (Обсуждение, ответы родителей.)

5.Упражнение «Настроение»

Уважаемые родители, пожалуйста, выберете еще раз цветную карточку, которая Вам наиболее

приятна. Ваш выбор должен быть связан только с ощущениями на данный момент. Выбор

сделан,

теперь

по

кругу

каждый

проговаривает

выбранный

цвет,

почему

именно

он?

Изменился ли Ваш выбор? Какое чувство Вы испытываете на данный момент.

Ведущий: Закончить нашу встречу я хотела бы такими словами.

Терпеть и верить -

Все на свете

Прекрасны -

Взрослые и дети,

Коты, собаки и

Медведи,

И сослуживцы, и соседи.

Терпимость -

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то - также терпит нас.

Пит Хейн, датский поэт



В раздел образования