Автор: Воликова Екатерина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: города Нижний Новгород
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Тема: Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения
и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим
миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития.
Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа
жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и
сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок
может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит,
успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована
работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для
этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного
учреждения – создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья
воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно
актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300
определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего
общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать
полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека
лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание
уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению
специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее доступное
средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная
активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего
развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу,
основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка
нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Положившись в
воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым
помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного
стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто,
немедленно или через некоторое время. Поэтому проблема здоровьесбережения детей
становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование,
особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и
здоровьеукрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе
воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ. Цель
работы педагогов детского сада «Красная шапочка» по проблеме здоровьесбережения в
ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к
здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем
самостоятельном процессе сознания. Эта цель реализуется через решение следующих
задач: формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать бережное отношение к
своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни; создавать условия для
1
реализации потребности, детей в двигательной активности; обеспечивать каждому
ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;
привлекать родителей к решению поставленных задач.
Педагоги нашего дошкольного учреждения используют разные формы (практические,
игровые, индивидуальные), методы и приёмы(словесные, наглядные, практические,
дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры) по укреплению
здоровья детей. Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада удобна,
предоставляет ребёнку свободу, настраивает на эмоциональный лад, оказывает влияние
на здоровье, самочувствие, мироощущение ребёнка, создавая образ того или иного
процесса и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим
миром. К ним относятся природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные
сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда. Первый шаг
педагогов в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в
группе детского сада. Модели развивающих центров варьируются, исходя из возрастных
возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на
принципы построения предметно-развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые
развивающие центры строятся на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у
них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского
сада и помощниками взрослых. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала
ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она
должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы
всегда находятся в распоряжении детей и обновляются. Тёплая домашняя обстановка –
основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию
детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в
которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а
значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным,
живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В
такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность
самоорганизации. Во всех группах предметно-развивающая среда организована по
принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и
гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы
девочек и мальчиков.
Зона двигательной активности.
Потребность в движении является главных задач при организации предметно-
развивающей среды. Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста
являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры в группах проводятся
в утренние и вечерние часы, в соответствии с временем года. Все необходимые атрибуты
находятся в зоне двигательной активности: спортивные уголки: в данной зоне имеется
оборудование для овладения важными навыками, приобретаемыми на занятиях по
физическому воспитанию.Для овладения детьми прыжков в зоне двигательной активности
имеются скакалки, для овладения катания, бросания, ловли, метания – мячи разных
размеров, кегли, кольцебросы; для овладения лазания, ползания – маты, модули«тунели»,
2
«горка», обручи; для овладения равновесия – мягкая змейка. В каждой группе имеется
наборы спортивного инвентаря. Кроме того, для каждой группы составлено расписание
посещения игротеки, которая оснащена сухим бассейном, мягкими модулями, горкой.
Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно
влияет на здоровье : нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает
деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного
аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы
тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие,
создает положительный психо-эмоциональный фон. При пребывании ребенка в бассейне
его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует
формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен
веществ. Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для
физического и психологического развития малыша! В индивидуальной работе с детьми по
сохранению и укреплению здоровья педагоги, согласно календарному планированию,
проводят дыхательную гимнастику, используя различные вертушки, ленточки и платочки.
Упражнения для такой гимнастики систематизированы и оформлены в картотеку. Кроме
дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаю элементы зрительной
гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию
статического напряжения мышц глаз. Используя интренет –ресурсы, гимнастика для глаз
проводится и в режиме онлайн.
Большое внимание в группах уделяется использованию дорожек здоровья, находящихся
в зоне движений. Они используются педагогами их на занятиях по физическому
воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна.
Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании
здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей. Для детей раннего возраста
характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно
перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной
активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д.).
Театральный уголок. Цели создания этого уголка не только развивающие, но и
здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия
дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:
сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы; -
пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и
подвижность пальцев.
Центр «Песок-вода».Этот центр расположен в помещении по экспериментальной
деятельности. Данный центр педагоги нашего детского сада использую не только в
развивающих целях. Песочная терапия является одной из форм такой
здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс
отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм,
кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных
3
песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических
изменений. Игры с водой вызывают положительные эмоции.
Уголок сюжетно-ролевых игр. Он расположен так, чтобы дети могли самостоятельно
подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке «Больница»
посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в
области здоровья: чтобы быть здоровыми нужно посещать доктора, который следит за
нашим здоровьем и может посоветовать, что нужно делать для того, чтобы быть
здоровыми. Дидактический стол, используемый для проведения игр-занятий
индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей
и мелкой моторики. Истоки здоровья и способностей детей находятся на кончиках
пальцев. Игры – шнуровки не только тренируют пальцы рук, но и помогают
координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и
аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной
жизни.Игры с разнообразным подручным реквизитом: крупы, болтики и гаечки, катушка
ниток. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует
обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти,
слуха. Музыкальный центр Дети в восторге от нашего музыкального центра. Здесь есть
такие музыкальные инструменты, как бубны, погремушки, колокольчики, трещотка.
Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным
руководителем. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность
положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного
равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным
психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы.
Уголок здоровья для родителей .Работа с родителями является важной составляющей
всего педагогического процесса, ведь от сотрудничества с семьёй многое зависит. С
момента поступления ребёнка в детский сад педагоги строят совместную работу, которая
поможет ему быстро адаптироваться и влиться в коллектив. С этой целью в приёмной
воспитателями групп оформляются папки -передвижки: «Физкультура для малышей»,
«Советы доктора Айболита», информационные стенды и брошюры, а также создала
копилку народных рецептов по профилактике детских болезней «Бабушкины рецепты».
Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашей группы,
способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей
в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков,
навыков ведения здорового образа жизни. А созданные педагогами детского сада «
Красная шапочка» условия позволяют эффективно решать вопросы полноценного
физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать
у детей потребность в положительном эмоциональном восприятии жизни.
Воликова Е.М.
г. Нижний Новгород 2019г
4