Напоминание

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста


Автор: Воликова Екатерина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: города Нижний Новгород
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Тема: Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения

и укрепления здоровья детей дошкольного возраста



Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим

миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития.

Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа

жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и

сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок

может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит,

успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована

работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для

этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного

учреждения – создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья

воспитанников. В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно

актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300

определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации

здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего

общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать

полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека

лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание

уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению

специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее доступное

средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная

активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего

развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу,

основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка

нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Положившись в

воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым

помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного

стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто,

немедленно или через некоторое время. Поэтому проблема здоровьесбережения детей

становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование,

особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и

здоровьеукрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе

воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ. Цель

работы педагогов детского сада «Красная шапочка» по проблеме здоровьесбережения в

ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к

здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем

самостоятельном процессе сознания. Эта цель реализуется через решение следующих

задач: формировать навыки здорового образа жизни; воспитывать бережное отношение к

своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни; создавать условия для

1

реализации потребности, детей в двигательной активности; обеспечивать каждому

ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;

привлекать родителей к решению поставленных задач.

Педагоги нашего дошкольного учреждения используют разные формы (практические,

игровые, индивидуальные), методы и приёмы(словесные, наглядные, практические,

дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры) по укреплению

здоровья детей. Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада удобна,

предоставляет ребёнку свободу, настраивает на эмоциональный лад, оказывает влияние

на здоровье, самочувствие, мироощущение ребёнка, создавая образ того или иного

процесса и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим

миром. К ним относятся природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные

сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда. Первый шаг

педагогов в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в

группе детского сада. Модели развивающих центров варьируются, исходя из возрастных

возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на

принципы построения предметно-развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые

развивающие центры строятся на основе интеграции содержания и видов деятельности.

Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у

них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского

сада и помощниками взрослых. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала

ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она

должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы

всегда находятся в распоряжении детей и обновляются. Тёплая домашняя обстановка –

основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию

детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в

которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а

значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным,

живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В

такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность

самоорганизации. Во всех группах предметно-развивающая среда организована по

принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и

гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы

девочек и мальчиков.

Зона двигательной активности.

Потребность в движении является главных задач при организации предметно-

развивающей среды. Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста

являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры в группах проводятся

в утренние и вечерние часы, в соответствии с временем года. Все необходимые атрибуты

находятся в зоне двигательной активности: спортивные уголки: в данной зоне имеется

оборудование для овладения важными навыками, приобретаемыми на занятиях по

физическому воспитанию.Для овладения детьми прыжков в зоне двигательной активности

имеются скакалки, для овладения катания, бросания, ловли, метания – мячи разных

размеров, кегли, кольцебросы; для овладения лазания, ползания – маты, модули«тунели»,

2

«горка», обручи; для овладения равновесия – мягкая змейка. В каждой группе имеется

наборы спортивного инвентаря. Кроме того, для каждой группы составлено расписание

посещения игротеки, которая оснащена сухим бассейном, мягкими модулями, горкой.

Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно

влияет на здоровье : нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает

деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного

аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы

тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие,

создает положительный психо-эмоциональный фон. При пребывании ребенка в бассейне

его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует

формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен

веществ. Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для

физического и психологического развития малыша! В индивидуальной работе с детьми по

сохранению и укреплению здоровья педагоги, согласно календарному планированию,

проводят дыхательную гимнастику, используя различные вертушки, ленточки и платочки.

Упражнения для такой гимнастики систематизированы и оформлены в картотеку. Кроме

дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаю элементы зрительной

гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное

время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию

статического напряжения мышц глаз. Используя интренет –ресурсы, гимнастика для глаз

проводится и в режиме онлайн.

Большое внимание в группах уделяется использованию дорожек здоровья, находящихся

в зоне движений. Они используются педагогами их на занятиях по физическому

воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна.

Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании

здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей. Для детей раннего возраста

характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно

перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной

активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д.).

Театральный уголок. Цели создания этого уголка не только развивающие, но и

здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и

взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия

дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:

сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы; -

пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и

подвижность пальцев.

Центр «Песок-вода».Этот центр расположен в помещении по экспериментальной

деятельности. Данный центр педагоги нашего детского сада использую не только в

развивающих целях. Песочная терапия является одной из форм такой

здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс

отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм,

кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных

3

песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических

изменений. Игры с водой вызывают положительные эмоции.

Уголок сюжетно-ролевых игр. Он расположен так, чтобы дети могли самостоятельно

подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке «Больница»

посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в

области здоровья: чтобы быть здоровыми нужно посещать доктора, который следит за

нашим здоровьем и может посоветовать, что нужно делать для того, чтобы быть

здоровыми. Дидактический стол, используемый для проведения игр-занятий

индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей

и мелкой моторики. Истоки здоровья и способностей детей находятся на кончиках

пальцев. Игры – шнуровки не только тренируют пальцы рук, но и помогают

координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и

аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной

жизни.Игры с разнообразным подручным реквизитом: крупы, болтики и гаечки, катушка

ниток. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует

обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти,

слуха. Музыкальный центр Дети в восторге от нашего музыкального центра. Здесь есть

такие музыкальные инструменты, как бубны, погремушки, колокольчики, трещотка.

Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным

руководителем. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность

положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного

равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным

психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы.

Уголок здоровья для родителей .Работа с родителями является важной составляющей

всего педагогического процесса, ведь от сотрудничества с семьёй многое зависит. С

момента поступления ребёнка в детский сад педагоги строят совместную работу, которая

поможет ему быстро адаптироваться и влиться в коллектив. С этой целью в приёмной

воспитателями групп оформляются папки -передвижки: «Физкультура для малышей»,

«Советы доктора Айболита», информационные стенды и брошюры, а также создала

копилку народных рецептов по профилактике детских болезней «Бабушкины рецепты».

Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашей группы,

способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей

в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков,

навыков ведения здорового образа жизни. А созданные педагогами детского сада «

Красная шапочка» условия позволяют эффективно решать вопросы полноценного

физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать

у детей потребность в положительном эмоциональном восприятии жизни.

Воликова Е.М.

г. Нижний Новгород 2019г

4



В раздел образования