Напоминание

"Работа над меховедением в классе баяна, аккордеона"


Автор: Россихин Николай Львович
Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: МБУДО "Зареченская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над меховедением в классе баяна, аккордеона"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Работа над меховедением в классе баяна, аккордеона»

Преподавателя по классу баяна, аккордеона МБУДО «ЗДШИ»

Россихина Николая Львовича

Мех

дыхание

баяна,

его

легкие.

Теснейшим

образом

связано

музыкальное

дыхание,

выраженное

в

интонировании,

артикуляции,

фразировке, динамике с дыханием меха, техникой его ведения. Это уже давно

известная истина.

Техника

-

это

средство

для

создания

музыкально-художественного

образа.

Значит,

в

конечном

счете,

главное

не

пальцевая

ловкость,

а

убедительная

передача

замысла

композитора.

Но

именно

для

этого

и

необходимо владеть достаточным запасом технических средств. И чем этот

запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной

передачи музыкального содержания. Довольно распространенным является

ошибочное мнение о технике как всего лишь о быстроте пальцев, тогда как

все,

чем

занимается

музыкант

-

исполнитель,

есть

техника:

техника

звукоизвлечения, ведения меха, мелкая, крупная и т.д. Для художественного

выражения

сочинения

наряду

с

аппликатурой,

фразировкой,

штрихами

чрезвычайно велика роль движения меха. Современный уровень искусства

игры на аккордеоне требует широкого использования различных приемов

меха.

Арсенал

композиторских

средств

пополняется

множеством

новых,

специфических приемов, наиболее яркие из которых связаны с переменой

направления движения меха.

Формирование навыков ведения меха, их органичное использование в

художественном материале – один из наиболее наболевших вопросов, прежде

всего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника ведения меха

находится

на

низком

уровне,

что

сводится

лишь

к

примитивной,

прямолинейной

подаче

воздуха

на

голоса

баяна.

Даже

с амо е

непритязательное исполнение на баяне обуславливает двигательные задачи,

требующие определенных навыков работы пальцев. Мех же не привлекает к

себе внимание – главное нажать клавишу в нужном ритме. Зачастую ученик

уже

неплохо

ориентируется

на

клавиатурах,

у

него

заметна

пальцевая

активность, овладение мехом отстает.

Особенно актуальна проблема выразительности исполнения на тихих

звучностях, в нюансах пиано, где требуется наиболее сложное в техническом

отношении,

активное

управление

мехом.

Мельчайшие

градации

силы

натяжения меха на коротких отрезках музыкальной ткани, умение мгновенно

остановить его и начать новое движение – все это в органичном сочетании с

движением пальцев создает основу мастерского владения звуком. Именно в

игре на пиано наиболее заметны технические издержки в технике ведения

меха, так как звучание тотчас становится невыразительным - музыка, баян,

исполнитель кажутся серыми, безликими, неживыми. Из других, наиболее

распространенных недостатков в технике ведения меха наиболее заметны в

начальный

период

обучения

такие,

как

широкая

амплитуда

его

ведения,

неумение гасить звук на коротких длительностях, отсутствие постепенности

в

крещендо,

диминуэндо.

Низкий

технический

уровень

при

смене

направления

движения

меха

выражается

чаще

всего

в

больших

цезурах,

смене на звучащих нотах, перепадах динамических уровней.

Одним

из

главных

факторов

мастерства

музыканта,

является

воспитание культуры воспроизведения полноценного, эстетически красивого

звучания инструмента. Выразительный звук – это основа художественного

исполнения

музыкального

произведения.

Известный

советский

пианист,

педагог

Генрих

Нейгауз

говорил:

«Звук

есть

сама

материя

музыки,

ее

первооснова». Следовательно, усилия исполнителя должны быть направлены

не

только

на

развитие

беглости

пальцев,

но

и

на

формирование

выразительного звука.

Такие

музыкальные

инструменты,

как

баян

и аккордеон способны

исполнять

различные

штрихи

с

разнообразными

нюансами,

создавать

тончайшую

филировку

звука,

резкие

динамические

контрасты

и

выразительную динамическую гибкость. Однако звуковые возможности этих

инструментов

не

могут

быть

полностью

использованы

и

раскрыты

без

овладения техникой ведения меха.

Рассмотрим вопросы техники ведения меха при филировке звука, а

также техники смены направления движения меха – разжим, сжим. Без этого

нельзя сыграть качественно даже самое простое упражнение или пьесу.

Их

формирование

рассмотрим

в

четырех

взаимосвязанных

направлениях работы преподавателя:

1.

Развитие слуха ученика.

2,3.

Знание

и

рациональное

использование

конструктивно-

акустических возможностей баяна.

4.

Технология

формирования

навыков

и

их

применение

в

художественном материале.

Вопросы техники ведения меха на баяне и аккордеоне, в разное время

решали выдающиеся отечественные педагоги-методисты, как П. Гвоздев, Б.

Егоров, А. Онегин,

Ю. Акимов, В. Лушников, И. Пуриц, Ф. Липс, А. Романов, А. Крупин и

многие

другие

исполнители.

В

своей

книге

«Искусство

игры

на

баяне»

Фридрих Липс, большое внимание уделяет именно вопросам владения мехом.

По

его

выражению:

«Мех

выполняет

как

бы

функцию

легких,

«вдыхая

жизнь» в исполняемое произведение».

Надо отметить, что с меховедением связаны такие важнейшие вопросы

исполнительской

техники

на

баяне

и

аккордеоне,

как

звукоизвлечение

и

звуковедение. Ф. Липс так же указывает, что: «Мех, без преувеличения,

является

главным

средством

для

достижения

художе ственной

выразительности».

Успешное овладение техникой ведения меха, значительно обогащает

арсенал выразительных средств баяна и аккордеона. Благодаря меху можно в

полной мере использовать звуковые возможности этих инструментов.

Рациональная

посадка,

устойчивая

постановка

инструмента

и

правильное

положение

левой

руки,

являются

необходимыми

условиями

успешного управления мехом.

Развитием техники ведения меха необходимо начинать заниматься с

первых уроков и продолжать на всех этапах обучения, активно задействовав

слуховой контроль ученика и его двигательные навыки.

Виды,

приемы

ведения

меха,

способы

смены

движения

меха

определяются характером каждого конкретного музыкального произведения

и его жанром.

Места смены направления движения меха определяются членением

музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения, части, а так же взятием

естественного «дыхания» или логикой развития музыкальной мысли.

Распределение меха, то есть интенсивность его ведения, определяется

динамическим

развитием,

нюансировкой

и

штрихами

произведения.

Продуманность, тщательность в распределении меха – это гаранты не только

стабильной

игры,

чувства

психологической

уверенности

и

комфорта

в

процессе

исполнения,

а

также

признак

профессионализма

и

культуры

исполнителя.

Различные

по

характеру

пьесы

требуют

владения

определенными

способами ведения меха. Владение способами ведения меха – это умение

исполнителя баяниста и аккордеониста пользоваться динамической шкалой –

от pianissimo до fortissimo; тонкого дозирования diminuendo и crescendo; это

владение штрихами - от самых певучих до самых акцентированных и четких.

Таким

образом,

овладение

техникой

ведения

меха

способствует

формированию

исполнительских

навыков

учащегося,

выразительному

исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, а

так

же

успешной

творческой

деятельности

будущего

музыканта,

как

любителя, так и профессионала.

Список литературы

1.

Акимов, Ю. Школа игры на баяне. Учеб. пособие. – М.: Изд. Советский

композитор, 1989.

2.

Брызгалин, В. Полифонический словарь юного исполнителя. Под ред.

проф. Имханицкого, М. И. – Курган: Мир нот, 2001.

3.

Гвоздев, образования звука на баяне и его извлечение / П. Гвоздев. В

сб.: Баян и баянисты – М.: Советский композитор,1970.

4.

Егоров, Б. Общие вопросы постановки при обучении игре на баяне / Б.

Егоров. В сб.: Баян и баянисты, Вып.2. – М.: Советский композитор,

1974.

5.

Егоров, Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. – В сб.: Баян

и баянисты, вып. 6. - М.: Изд. Советский композитор, 1984.



В раздел образования