Автор: Кошелева Оксана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №46 золотой петушок
Населённый пункт: арзамас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование элементарных математических представлений детей через повседневные жизненные ситуации
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных математических представлений
детей через повседневные жизненные ситуации
Проблема усвоения знаний по математике актуально из-за малого
количества занятий, дети быстро забывают пройденный материал.
Необходимость создания проекта, связано с углубленностью знаний по
математике в повседневной жизни. Важно привить детям любовь к
математике. Показать, что нас она окружает повсюду. Особая роль
математике – в умственном восприятии интеллекта.
Знакомство с величиной, формой пространственными ориентирами
начинается у ребенка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с
величиной и формой предметов, умением ориентироваться в
пространстве, но и в то же время может долго не испытывать
потребность в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те
знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен. Вместе
с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не
как теория, а как знакомство с интересным новым явлением
окружающего мира.
Черпать знания по математике ребенок должен не только с занятий по
математике в детском саду, но и из повседневной жизни, из наблюдений
за явлениями окружающего его мира.
Математикой можно заниматься и по дороге в детский сад или домой, на
кухне, на прогулке, и даже в магазине, когда одеваемся на прогулку, ведь
в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы:
«Количество, счет, величина, форма, ориентировка в пространстве и
времени».
Для занятий по математике даже за столом необязательно сидеть.
Оглянитесь вокруг, все что нас окружает, подчинено законам математике,
все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве, найти
сходство с геометрическими формами и фигурами. Таким образом в
детских видах деятельности заложены огромные возможности для
математического развития детей.
Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и
не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая.
Дети не запоминают формулировки, поэтому занятия должны быть
эмоционально окрашены, для лучшего запоминания.
Дети младшего дошкольного возраста усваивают математику именно в
этой форме, повседневные бытовые ситуации, демонстрационный опыт,
сенсорные праздники на основе народного календаря, самостоятельная
деятельность.
Дошкольное детство важный период в жизни человека, накладывающий
отпечаток на всю его последующую жизнь, время не только интенсивного
физического и психического роста, но и накопление социального опыта.
Знакомиться с понятиями, предлагаемыми программным содержанием,
такими, как длинный – короткий, высокий – низкий, большой –
маленький, можно не только сидя за столом, сравнивая предметы из
наборов конструктора или мозаики, но и «собирая» грибы и ягоды в игре
«У медведя во бору», сравнивая затем их размер. В таких случаях
подвижная игра приобретает дидактическую направленность.
Методы физической культуры в дошкольном возрасте можно
использовать не только для развития двигательных способностей, но и
для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности
детей. Математика наилучшим образом формирует приемы,
мыслительной деятельности и качества ума. Изучение математики
способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться
важное место. Именно от того, как ребенок младшего и среднего
дошкольного возраста усвоит азы математики, зависят его успехи в
общей подготовке к школе. Поэтому для полноценного усвоения
полученных в детском саду знаний и умений рекомендуется закреплять
пройденный материал в повседневной жизни, в т.ч. домашней
обстановке.