Напоминание

Социальное проектирование в образовательном учреждении среднего профессионального образования


Автор: Бронникова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Норильский техникум промышленных технологий и сервиса
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Социальное проектирование в образовательном учреждении среднего профессионального образования
Дата публикации: 15.05.2019
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Социальное проектирование в образовательном учреждении среднего

профессионального образования - от принятия решения

до реализации проекта»

Ольга Александровна Бронникова,

преподаватель литературы, русского языка

КГБП ОУ СПО «Норильский техникум промышленных технологий и сервиса»

г. Норильск, Красноярский край

Введение

В

современных

условиях

важным

аспектом

образования

является

формирование всесторонне развитого ответственного гражданина и специалиста,

имеющего не только теоретический базис в области знаний по профессии и

специальности,

но

также

способного

предлагать

и

реализовать

на

практике

решение важнейших социальных проблем.

В этой связи особое значение приобретает использование проектного подхода

в работе с обучающимися учебных заведений, который прописан нормативными

документами

по

образованию

и

государственной

молодёжной

политике

в

Российской Федерации.

Так появились федеральные программы и проекты Росмолодёжи, которые

определили направления деятельности студентов.

Дополнительным аргументом в пользу инициативной проектной деятельности

становится переход на систему профессионального образования с ориентацией

на применение компетентностного подхода, который предполагает формирование

способностей

(компетенций)

к

выделению

и

анализу

социальных

проблем,

связанных

с

будущей

профессией

обучающихся,

а

также

к

разработке

и

реализации специальных программ по их решению - социальных проектов.

Ориентация на проектный подход в работе

с обучающейся молодёжью

последовательно реализуется в РФ более 10 лет.

Учитывая актуальность темы, с целью формирования важности процесса

социального

проектирования

(социально

проектной

деятельности)

в

образовательном учреждении среднего профессионального образования (далее

ОУ СПО), устранения игнорирования его роли в современном образовании и

профессиональном

становлении

обучающихся

в

Норильском

техникуме

промышленных технологий и сервиса (далее НТПТ и С) проведен семинар на

базе учебного пособия «Социальный проект – время практики» - СПб, РГПУ им

А.И.Герцена (под редакцией авторов Богданова Р.У., Василевская Т.Н., Мишин

Д.С., Певнец А.В.).

Почему проектирование названо социальным? Оно определяет действие

обучающихся в социуме, который резко меняется при поступлении обучающихся

в

ОУ

СПО:

появились

мастера

производственного

обучения,

преподаватели

профессиональных дисциплин,производственная практика, новые цели, задачи.

Не

все

обучающиеся

способны

вовремя

и

реально

оценить

сложившуюся

ситуацию. Для одних – переход в НТПТ и С - как движение по лестнице вверх,

1

другие, по старой памяти, строят отношение к учебному процессу по шаблону,

сформированному в школе.

Роль социального проектирования - помочь обучающимся повысить градус

личной ответственности за результаты своего учебного труда. Трудишься - будет

успех

и

отличный

результат

и

не

только

в

учёбе

-

в

дальнейшей

жизни!

Ленишься?

Жизнь лучше не станет! Таких примеров каждый педагог может

привести множество. Работа над проектом помогает обучающимся формировать

личный профессиональный и финансовый план, понять, что его успех в его

руках.

Педагогам

хорошо известны современные образовательные технологии:

развивающее

обучение,

личностно

ориентированное

развивающее

обучение,

проблемное обучение, ИКТ технологии, технологии разноуровневого обучения, и

т.д.

Закономерно,

что

с

течением

времени

появляются

новые

технологии

обучения. Проектное обучение называют технологией 21 века: всё, что я познаю,

я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить.

Это

основной

тезис

современного

понимания

метода

проектов,

который

стремится

найти

разумный

баланс

между

академическими

знаниями

и

прагматическими

умениями.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать

свои

знания,

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

развивать критическое мышление.

Основной формой обучения является практическая деятельность обучающихся.

Приоритетные

методы

обучения:

упражнения,

лабораторно-

практические

работы, учебно - практические работы, метод проектов.

Плюсы проектной деятельности:

1. Каждый обучающийся участвует в учебном процессе.

2. Работа выполняется в собственном ритме.

3. Использование полученных знаний на практике.

Если

посмотреть

на

роль

проектной

деятельности

при

подготовке

представителей различных рабочих профессий, специалистов среднего звена в

учреждении СПО, вопрос принимает более значимые черты, где работа над

проектом может сформировать вид будущей занятости обучающихся (повар,

парикмахер, автомеханик ...).

С появлением в учебных планах ОУ

учебной дисциплины

«Проектная

деятельность», актуальным стал вопрос изучения всеми преподавателями

теории и практики «Технологии социального проектирования в образовательном

учреждении».

Хотя

мастера

производственного

обучения,

преподаватели

профессиональных дисциплин знают, что такое технология, что на производстве

существует

технологический

процесс

и

технологическая

карта,

им

полезно

ответить на вопросы самоанализа:

1.Владею ли я теорией социального проектирования?

2.Получается

ли

применять

проектное

мышление

при

решении

профессиональных задач?

Цель данного семинара – познакомить преподавателей с

технологией

социального

проектирования

в

учебном

заведении.

Базовые

знания

о

2

социальном

проектировании

излагаются

в

учебно-методическом

пособии,

разработанном и опробированном командой тренеров МГГУ им. М.А.Шолохова

(Москва) и опыта работы Центра социальных инициатив РГПУ им. А.И.Герцена

(Санкт Петербург). Авторы этих работ представляют теоретический материал,

который помогает молодым людям разработать свой проект.

Теория базовых знаний о социальном проектировании состоит их 3-х частей:

1

часть

-

«Социальное

проектирование

от

понятия

до

решения

проблем

реализации».

В

ней

социальное

проектирование

рассматривается

как

вид

деятельности,

даются

направления

разработки

и

реализации

социальных

проектов,

определённые

Министерством

науки

и

образования

РФ

для

студенческой молодёжи в 2016 г.

2 часть – «Создание и представление проекта – от теории к практике». В ней

пошагово

в

логике

проектирования

представлен

материал,

который

поможет

разработать социально значимый проект.

3 часть – Включайтесь в конкурс «Моя инициатива в образовании».

Социальное проектирование.

Социальное проектирование – это особый вид труда, специфика и содержание

которого заключается в анализе значимых социальных проблем, выявлении

причин их возникновения, определении последующих целей и задач, поиски

средств к их решению.

Метод проектов - это современная образовательная технология: « обучение в

деятельности,

поиске,

сотрудничестве,

исследовании»,

которая

позволяет

обучающимся:

1.Моделировать собственную деятельность.

2.Обозначить проблему, цели и задачи.

3. Делать выводы и заключения, обиваться результата.

4. Приобретать знания самостоятельно в результате поисков.

5. Пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных

и практических задач.

6. Исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника).

Если

выпускник

приобретает

указанные

выше

навыки

и

умения,

он

оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Чем отличается проектная деятельность от исследовательской? Исследование –

это процесс выработки новых знаний, один из видов деятельности человека,

бескорыстный поиск истины или неизвестного. Оно не предполагает создание

планируемого объекта.

Проектирование

это

решение

определённой,

ясно

осознаваемой

задачи.

Основной тезис современного понимания метода проектов - стремиться найти

разумный

баланс

между

академическими

знаниями

и

прагматическими

умениями.

Одна из важнейших задач социального проектирования – профессиональная

социализация,

профессиональное

становление

и

развитие

личности

обучающихся, наряду с процессом обучения.

Участие

в

социальном

проекте

способствует

развитию

у

обучающихся

профессиональной

и

социальной

идентичности,

отве т с тве н н о с ти ,

3

приверженности

к

гуманистическим

и

профессиональным

ценностям,

обуславливает участие молодых людей в развитии общества, развивает у них

чувство профессиональной ответственности, профессиональной причастности в

служении

интересам

общества.

Всё

это

позволяет

им

развивать

и

совершенствовать в себе широкий спектр личностных качеств.

Необходимость и полезность участия в социальном проектировании для самих

обучающихся рассматривается а нескольких аспектах:

-

профессиональном

-

осваивая

компетенции

обучающиеся

получают

возможность использовать их в непосредственной трудовой, учебной, досуговой,

общественной деятельности;

-

образовательном

-

обучающие ся

совершенствуют

с о бс тве н н ы е

организаторские, коммуникативные, проектировочные и аналитические навыки,

что повышает их образовательный и профессиональный уровень;

- экономическом - обучающиеся совершенствуют собственные навыки в области

экономики,

финансовой

деятельности,

что

способствует

повышению

конкурентноспособности молодого специалиста на производстве и грамотного

построения личного финансового плана;

- социальном - реализация самостоятельных социально значимых проектов в ОУ

СПО, участие обучающихся в целевых программах может рассматриваться и

как способ создания рабочих мест и как источник дополнительного заработка для

молодых людей. По итогам обучения молодые люди смогут развить следующие

компетенции:

- формулировать и анализировать проблемы местного сообщества;

- выбирать оптимальные способы их решения;

- составлять планы, графики работ по проекту;

- ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению

социальными проектами;

- составлять планы, графики работ по проекту, распределять ответственность;

- правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта;

- прогнозировать результаты проектной деятельности;

- соотносить полученные результаты с поставленными целями и задачами;

- определять перспективы дальнейшего развития проекта.

Почему

знания

и

умения

из

области

управления

проектами

важны

в

современной жизни? Характерная черта нашего времени - нарастающий темп

перемен. Стремительно меняется экономика отдельных стран и всего мира. С

высокой скоростью меняется всё человеческое сообщество. Появляются новые

технологии,

рождаются

принципиально

новые

социальные,

финансовые

продукты (биткоины), изменяется система потребностей.

В этих условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы

будут обеспечивать постоянный успех. В наше время надо быть готовым к тому,

что

удачный

сегодня

способ

труда

завтра

может

оказаться

совершенно

непригодным. Это означает, что всё чаще выпускник ОУ СПО сталкивается с

необходимостью

в

ограниченный

период

времени

перестраивать

свою

деятельность.

Закономерным

результатом

этого

все

чаще

становится

производство уникальных продуктов или услуг, получение совершенно новых

4

результатов. При этом приходится действовать в условиях с высокой степенью

неопределенности, при ограниченных ресурсах.

В

коммерческой

и

социальной

сфере

резко

усиливается

конкуренция

за

внимание клиента к тому, что ему предлагают в качестве товара или услуги

различные

организации.

Острота

конкуренции

усиливается

из-за

того,

что

клиенту есть из чего выбирать (парикмахеры, кондитеры, автомеханики…).

Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность

исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Кроме того, усиливается значимость индивидуального подхода к каждому

клиенту:

правильная

речь,

располагающие

к

доверию

манеры

поведения,

общения. Практически полное отсутствие перечисленных качеств у некоторых

обучающихся первого курса, отсутствие понимания данных требований может

расцениваться у выпускника как профессиональная непригодность.

Для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути

проектной деятельности несвоевременно. Знания, умения и навыки разработки

и

реализации

проектов

помогают

добиться

успеха

в

профессиональной

деятельности,

закладывает

надёжный

фундамент

жизненного

успеха

специалиста.

Понятие и содержание социально значимого проекта.

Можно выделить шесть общих признаков, характеризующих проект:

1.

Это

определённый

алгоритмизированный

процесс,

который

позволяет

двигаться от идеи к действию.

2.

Этот

процесс

реализуется

в

определённом

социальном,

временном

и

пространственном контексте.

3.

Он

направлен

на

изменение

той

или

иной

социальной

среды,

в

которой

реализуется.

4.

Это

деятельность,

которая

имеет

образовательное

измерение-

получение

образования через практическое действие.

5. Проект является результатом коллективной деятельности.

6. Это труд, обязательно

подразумевающий элемент оценки - установление

взаимосвязи между замыслом, действием и полученным результатом.

Проект

-

(лат.project-«брошенный

вперед")-

это

комплекс

мероприятий,

направленных на создание уникальных продуктов, товаров, услуг или получение

принципиально новых результатов в заданные сроки с определённой ресурсной

базой.

Социальный проект - подразумевает создание социального продукта,

услуги, результата или нововведения, глобальной целью которых является:

поддержание, создание в изменившейся среде каких – либо ценностей, принятие

которых людьми признаётся положительным по своему социальному значению.

Проект - это конкретное социально значимое дело, задуманное и реализованное

до конца. Проект позволяет осуществить «связь» настоящего и будущего, это

сознательный, самостоятельный управляемый шаг в будущее, ясное понимание

исходной ситуации, построение желаемого образа и планирование конкретных

шагов к действию по переходу их настоящего в «желаемое» будущее.

Чтобы реализовать собственный проект требуется ответить на 3 основных

вопроса:

5

1.Где мы находимся, фиксируя «проблемные моменты», которые мы желаем

изменить.

2. Какого результата мы хотим достичь, включая понимание возможностей и

ограничений, которые будет предоставлять новая ситуация.

3.

Как

попасть

из

исходной

ситуации

в

«

желаемую»,

при

определении

возможных препятствий (рисков) и необходимых ресурсов.

Характерными чертами проектной деятельности являются:

1. Ограничение работы во времени.

2. Уникальность полученных результатов.

3. Направленность на достижение конкретных целей.

4. Завершение работы при получении результата.

5. Координирование выполнения последовательных действий, для которых

определены технологии выполнения и необходимые ресурсы.

6. Циклический характер - цели, результаты, ресурсы могут изменяться.

Жизненный

цикл

проекта

это

промежуток

времени

между

моментом

появления проектной идеи и моментом закрытия проекта.

Существуют этапы (стадии), через которые проходит проект:

1. Инициирование проектной идеи;

2. Планирование;

3. Реализация запланированных мероприятий;

4. Мониторинг и контроль;

5. Подведение итогов – отчёт.

Основные действия на этапе инициации проектной идеи:

1 Изучение социального проблемного поля, обоснование выявленных проблем;

2. Генерирование проектных идей для решения обозначенных проблем;

3. Предварительный анализ предложенных решений по заданным критериям;

4. Анализ собственных возможностей для решения проблемы;

5. Определение решения как результата.

Критерии для предварительной оценки проектной идеи:

1.Содержание (качество – предлагаемое решение проблемы наиболее актуальное

в данных условиях, актуальность, уникальность).

2.Стоимость для реализации.

3.Сроки.

4. Риски (что может помешать).

Реализация проекта. Мониторинг и контроль.

Стадия

реализации

проекта

включает

комплекс

действий,

определенных

планом в соответствии с временным графиком. При разработке проекта (на

стадии инициации и планирования) проводятся первичные действия по сбору и

обработке

необходимой

информации,

организации

коммуникаций

с

необходимыми людьми, предварительные переговоры о представлении ресурсов,

утверждение сроков, ответственных и т.д.

Руководителю проекта важно проверять, как идут работы, нет ли где сбоя,

задержки

и

своевременно

принимать

меры

для

коррекции

действий

или

преодоления

возникших

препятствий.

Для

чёткости

действий

на

этом

этапе

важную роль играет оценка возможных рисков и мер реагирования.

6

Руководитель

проверяет,

согласует

все

предпринимаемые

действия,

при

несоответствии

координирует

изменения

в

деятельности

остальных

членов

команды.

Команда проекта.

Команда проекта, включая участников проекта – это основной элемент его

структуры, так как именно они обеспечивают реализацию его замысла. Кроме

членов команды проекта это могут быть лица или организации, участвующие в

проекте, или те, чьи интересы могут повлиять на результаты исполнения и

завершения проекта. Команда управления проектом должна выявить участников

проекта,

определить

их

требования,

ожидания,

чтобы

обеспечить

успешное

завершение проекта.

Направления развития проектной деятельности в учебном заведении.

В 2011 году появился новый инструмент управления реализации молодёжных

программ

и

проектов

Федеральные

государственные

стандарты

высшего

профессионального

образования.

Министерством

науки

и

образования

РФ

студентам предложены 10 направлений для разработки и реализации проектов:

1. Наука и инновации.

2. Профессиональные компетенции.

3. Культура и творчество.

4.Студенческий спорт и здоровый образ жизни.

5. Волонтёрство и социальное проектирование.

6. Историко-патриотическое воспитание.

7. Межкультурный диалог.

8. Студенческие информационные ресурсы.

9. Международное сотрудничество.

10.Социальные стандарты и права студентов.

Пути решения проблемы развития проектной деятельности во внеучебное

время.

В связи с тем, что разработка и реализация обучающимися проектов требует

осуществления

организационно

-

педагогического

сопровождения

и

научно-

методической

поддержки,

возникает

задача

подготовки

специалистов

к

этой

работе.

Это

могут

быть

преподаватели,

магистранты,

аспиранты.

Для

этого

необходимы образовательные программы разных видов.

Также необходимо

обеспечить

подготовку

обучающихся

для

разработки

и

реализации

своих

проектов. Она осуществляется:

-

в рамках, осваиваемых обучающимися образовательных профессиональных

программ;

- программ дополнительной квалификации или краткосрочных курсов;

- образовательных площадок по принципу «молодые учат молодых»;

- а также в процессе сопровождения реализации задуманных обучающимися

проектов.

В

рамках

научно

-

методического

обеспечения

развития

проектной

деятельности можно выделить направления работы:

-

выполнение

исследований,

разработка

и

внедрение

инновационных

технологий;

7

- разработка учебно - методических пособий и рекомендаций в этой области;

-

совершенствование

системы

подготовки

и

повышения

квалификации

специалистов;

- изучение и обобщение передового опыта в области проектной деятельности.

Создание проекта – от теории к практике.

Для принятия участия в проекте необходимо выполнить шаги:

Шаг 1. Выбрать направление (10 направлений предложены Министерством науки

и образования РФ).

Шаг 2. Выбрать номинацию и пространство реализации.

Шаг 3. Выбрать название проекта.

Шаг 4. Сформулировать проблему

и определить целевую аудиторию вашего

проекта.

Проблема

-

это

когда

описывается

деструктивная

ситуация

(ненормативная лексика, отсутствие успеха в учебе и т.д.) и чьи интересы в ней

ущемляются, в чём заключён ущерб.

Шаг 5. Анализ собственных возможностей для решения проблемы. Выявляются

сильные

и

слабые

стороны,

угрозы

и

возможности,

общий

анализ

всех

выявленных фактов.

Внутренние

Внешние

Сила - почему мы можем реализовать

проект? В чём сильные стороны?

Возможности – что нам дает социум,

окружающая среда для реализации

проекта? Как это использовать?

Слабость – чего нам не хватает? В чём

наши слабые стороны? Являются ли

они критичными или их можно

восполнить?

Угрозы - что может затянуть, или

сорвать проект? Можем ли мы принять

меры для реагирования?

Продумать и описать сильные и слабые стороны своего проекта, возможности и

угрозы. Заполнить таблицу:

Внутренние

Внешние

Сила -

Возможности –

Слабость –

Угрозы -

Шаг 6. Цели и задачи проекта.

Цель- это:

1. Желаемое состояние будущего, образ результата, определенного во времени и

пространстве;

2. Источник мотивации и вовлеченности. Благодаря ясным целям участники

проекта понимают, к каким конкретно результатам они стремятся, работая по

проекту;

3. Цель-это основа для принятия всех тактических решений. Цель позволяет

определить стандарты деятельности. Если вы не знаете, чего вы хотите достичь в

результате многодневных усилий, вы не сможете оценить, насколько успешен

ваш проект сегодня.

Нередко

формулировку

цели

проекта

производят

с

помощью

СМАРТ-теста

(SMART-test). Название этого теста образовано первыми буквами английских

слов, обозначающих следующие критерии оценки формулировки цели:

8

1.Конкретность (specific)- есть ли точное выражение того, что должно быть

получено

в

итоге

реализации

части

проекта,

которая

предназначена

для

достижения данной цели. Четко ли определено, что именно относится к данной

цели.

2.Измеримость

(measurable)- можем ли мы

увидеть и измерить результаты

проекта в целом и отдельных его частей. Сможет ли 3-я сторона однозначно

определить, достигнута цель или нет?

3.Достижимость

(achievable)-

реальна

ли

поставленная

цель?

Возможно

ли

достижение

заявленной

цели

с

учётом

имеющихся

ресурсов?

Можно

ли

её

достичь при возникновении прогнозируемых затруднений?

4. Выгодность (rewarding)- какая польза или выгода будет получена в результате

достижения цели командой проекта, иными заинтересованными сторонами? Кто

конкретно и какую выгоду сможет извлечь из достижения данной цели?

5.Временные рамки (time bound)- какое время отведено на достижение цели.

Русский вариант списка вопросов выглядит так:

1. К- конкретность – ЧТО?

2. И - измеримость - СКОЛЬКО?

3. Л - локальность - ГДЕ?

4. О - ограниченность во времени - КОГДА?

Кроме того, на данном этапе определяются задачи проекта, которые логично

вытекают из цели при ответе на вопрос: « Что нужно сделать, чтобы получить?

Какие виды работ выполнить?»

Шаг 7. Сроки проекта.

Обычно

оговаривается

минимальная

и

максимальная

продолжительность

проекта. Напишите сроки реализации проекта:

Шаг 8. Краткая аннотация проекта.

Содержит ясное и краткое описание сути проекта. Это презентация проекта.

Именно этот раздел эксперты читают в первую очередь, и именно из этого

раздела

должно

быть

понятно

кто

вы,

каковы

объёмы

и

стоимость

вашего

проекта. Включается 1-2 предложения, отвечающих на вопросы:

- кто будет выполнять проект;

- почему и кому нужен этот проект;

- что получается в результате;

- как проект будет выполняться;

- сколько потребуется денег.

Аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Из неё должно быть понятно, кто вы, каков масштаб вашего проекта и его

бюджет.

Дайте краткую аннотацию вашего проекта:

Шаг 9. Способы деятельности по реализации проекта.

Необходимо описать, что будет происходить в рамках реализации проекта,

что, кто будет делать, как, когда и в какой последовательности, какие ресурсы

(исполнители, помещение оборудование и др.) будут привлечены и кому

9

конкретно эта деятельность будет адресована. Это один из самых объёмных и

подробных разделов проекта.

Опишите способы деятельности по реализации проекта:

- что и как

- когда

- почему

Шаг 10. План по вехам, календарный план.

Вехи

это

контрольные

события,

связанные

с

достижением

крупных

результатов в конце фаз. Вехи – это контрольные точки, прохождение которых

подразумевает сдачу промежуточных результатов и переход от одной фазы к

другой.

Спонсор,

заказчик

и

другие

участники

проекта

часто

жёстко

привязывают вехи проекта к определённым датам.

Заполните календарный план и план по вехам:

План работ

Планируемое

время завершения

Результат

(веха)

Количественные и

качественные показатели

1

Шаг 11. Расчёт ресурсного обеспечения и бюджет проекта.

Комплексный план проекта строится с учётом идеального предположения о

наличии необходимых ресурсов. В реальности доступность ресурсов ограничена.

Поэтому

в

число

обязательных

составляющих

разработки

проектной

документации входит ресурсное планирование.

Основные типы ресурсов

Тип ресурса:

Содержание

материально-

технический

- оборудование, средства производства

- расходные материалы

- мебель, предметы быта

- транспортные средства

- помещения

- информационные носители

человеческий

- рабочие руки сотрудников и добровольцев

-поддержка сотрудников и единомышленников

-креативность и КПД всех участников деятельности

интеллектуальный

-уровень профессиональных компетенций сотрудников и

добровольцев

-методические разработки, авторские методики и т.д.

-проектные идеи

коммуникационный

партнёрские проекты, рабочие контакты, личные связи

финансовый

наличные деньги

символический

(связи)

моральная поддержка со стороны влиятельных людей и

организаций, их содействие в реализации целей и задач

10

организации, участие организации в их проектах и

программах.

Алгоритм ресурсного планирования включает:

- составление перечня необходимых ресурсов;

- определение объёмов и сроков ресурсного обеспечения конкретных задач;

- оценка доступности ресурсов;

- определение источников и порядка приобретения недостающих ресурсов.

Заполните таблицу ресурсов

:

Тип ресурса:

Содержание

материально- технический

человеческий

интеллектуальный

коммуникационный

финансовый

символический (связи)

Бюджет проекта - это один из самых важных документов (разделов заявки),

который позволяет оценить возможности финансирования проекта. Бюджет дает

возможность определить реалистичность поставленных в проекте методов и

задач.

Не

все

грантодатели

дотошно

интересуются

применяемыми

вами

методами, однако раздел со сметой проекта просматривают все.

Смета представляет собой реалистичную оценку всех затрат проекта, которые

должны

быть

разбиты

на

логические

статьи:

оборудование,

расходные

материалы, транспортные, командировки, призовой фонд и т.д.

Основные черты хорошей сметы:

1.Обоснованность. Реальность указанных цен;

2. Логичность. Точно указать, что и в каком количестве должно быть закуплено;

3. Соразмерность масштабу проекта;

4. Соразмерность опыту исполнителя (браться за посильные задачи);

5. Эффективность расходов;

6.Создание эффекта социальной и экономической устойчивости.

Бюджет составляется по статьям:

-текущие расходы, связанные с обеспечением необходимых условий реализации

проекта - аренда помещения, оборудование, расходные материалы, связь и др.);

-

функциональные

расходы

(транспорт,

типографские

расходы,

расходы

на

изготовление демонстрационного стенда услуги, Интернет и т.д.);

- расходы на оплату труда сторонних специалистов, не входящих в команду;

- налоги на оплату труда.

Заполните смету:

Наименование

товаров/услуг

Коли-

чество

Единица

измерения

Цена за един.

измерения

Стоимость

всего

1

Итого:

11

Шаг 12. Ожидаемые результаты проекта.

Что вы планируете достичь по итогам реализации проекта? Оценку результатов

разделяют на две части.

1.

Количественные

показатели

результатов.

При

проведении

какого-

либо

мероприятия

это

количество

участников

реализующих

проект,

волонтёров,

привлечённых специалистов. Если это разработка какой-либо программы, то это

может быть количество выпущенных методических пособий и их постраничный

объем, количество мастер - классов и др. варианты.

2.

Качественные

показатели

результатов.

Это

качественные

позитивные

изменения, которые произойдут в результате реализации проекта. Например,

цель проекта: « Развитие молодёжного предпринимательства» можно проверить

вопросом: «На сколько процентов?»

При

этом

важно

понимать,

какими

инструментами

выбудете

оценивать

результаты.

Например,

уровень

знаний

участников

будет

измерен

путём

тестирования или опроса на «входе» и выходе».

Определите качественные и количественные показатели результатов.

Количественные результаты

Качественные результаты

1.

Шаг 13. Риски и меры реагирования.

Отдельная

часть

проекта

разработка

мер

реагирования

на

возможные

неблагоприятные

для

проекта

события-

риски.

Риски

-

наступление

неблагоприятного

события,

влекущего

различного

вида

потери

(снижение

доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.). По характеру риски делятся на :

1. Внешние – риски, непосредственно не связанные с деятельностью проектной

группы.

На

уровень

внешних

рисков

влияют

факторы

экономические,

демографические, географические, погодные и др.

2.

Внутренние

риски,

обусловленные

деятельностью

самой

проектной

команды.

На

их

уровень

влияет

деловая

активность

руководителей

проекта,

наличие необходимых компетенций, уровень производительности труда команды,

способность

наладить

эффективную

коммуникацию

и

другие

факторы:

техническое оснащение, уровень специализации, техника безопасности.

План реагирования на риски.

Это

комплекс

мер,

позволяющий

при

условии

выполнения

бюджета

и

расписания проекта, среагировать на негативные события.

Для этого составляется перечень негативных событий, которые могут удлинить

или сорвать проект, оценивается их вероятность и возможность влияния на их

последствия. Планирование реагирования на риски проводится путём описания

мероприятий,

которые

могут

уменьшить

негативное

влияние

рискованных

событий. Продумайте риски проекта:

Риск

Мера предупреждения (что сделать,

чтобы это не произошло)

Мера реагирования (что сделать,

если это произойдёт)

1.

12

Шаг 14. Перспективы развития проекта.

Перспективы реализации проекта - это один из важнейших завершающих

этапов

Вашей

работы.

В

этом

пункте

вы

показываете,

имеет

ли

проект

возможность

перерасти

в

нечто

большее.

Среди

самых

распространённых

перспектив проектов в среде студентов, обучающихся можно выделить:

- переход на новый уровень реализации;

- экстенсивное развитие в виде большого количества мероприятий по проекту;

- вовлечение проекта в новые социальные сферы.

Оформляя

перспективы,

Вы

понимаете,

куда

может

привести

проект

в

дальнейшем.

Продумайте и опишите перспективы Вашего проекта:

Часть 3. Включайтесь в конкурс «Моя инициатива в образовании».

Заполните проектную заявку:

1

Название ОУ

2

Название проекта

3

Автор инициативы (ФИО, курс,

группа)

4

Участники команды реализации

проекта (ФИО, курс, группа)

5

Направление проекта (нужное

подчеркнуть)

1. Наука и инновации.

2.Профессиональные компетенции.

3. Культура и творчество.

4.Студенческий спорт и здоровый образ

жизни.

5. Волонтёрство и социальное

проектирование.

6.Историко-патриотическое воспитание.

7. Межкультурный диалог.

8. Студенческие информационные

ресурсы.

9. Международное сотрудничество.

10.Социальные стандарты и права

студентов.

6

Номинация конкурса

1.Синяя птица

2. На злобу дня

3. Веер инициатив

4. Сотрудничество поколений

7

Образовательное пространство

реализации проекта

1.Жизнь ОУ

2.Мы – местному сообществу…

8

Проблема, на решение которой

13

направлен проект

9

Целевая аудитория проекта

10

Предполагаемая база проекта

(город, регион, ОУ…)

11

Предполагаемые сроки

реализации проекта

12

Цели и задачи проекта

13

Краткая аннотация (суть

проекта - не более 10

предложений)

14

Ожидаемые результаты

реализации проекта

( с количественными и

качественными показателями)

15

Примечания

16

Контактный телефон, e-mail

Ваш заключительный шаг. Составьте полное описание проекта.

Мой проект

1. Направление деятельности:

2. Номинация конкурса:

3. Название проекта:

4.Руководитель проекта:

5.

Проблема и целевая аудитория проекта:

6.Цели и задачи проекта:

7. Сроки реализации проекта:

8. Краткая аннотация:

9. Способы деятельности по реализации проекта:

10. Календарный план:

№ этапа

Мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственное

лицо

Ожидаемый

результат

1.

11. Таблица ресурсов:

14

Тип ресурса

Содержание

Материально- технический

Человеческий

Интеллектуальный

Коммуникационный

Финансовый

Символический (связи)

Смета:

Статья

расходов

Наименование

товаров/услуг

Кол-

во

Ед.

изм.

Цена за

ед.изм.

Стоимость

всего

1

Итого:

12. Количественные и качественные результаты реализации проекта:

Количественные результаты

Качественные результаты

13.Риски проекта и меры реагирования:

Описани

е

риска

Мера предупреждения (что

сделать, чтобы это не произошло)

Мера реагирования (что

сделать, если это произойдёт)

14. Перспективы развития проекта:

Презентация проекта.

Представление

проекта

инвестору

в

виде

презентации

едва

ли

главная

составляющая успеха. Итог этого этапа будет зависеть от многих условий:

- насколько профессионально разработано содержание презентации;

- насколько точно составлен социально- психологический портрет будущей

аудитории и выбраны методы подачи материала;

- насколько свободно презентатор владеет навыками публичного выступления и

управления вниманием аудитории, насколько уместно и грамотно он использует

технические и наглядные средства.

Презентация в проектном цикле занимает особое место, её предназначение

состоит в донесении в привлекательном виде целей проекта, его составляющих и

показателей

до

инвесторов

и

заказчиков

с

целью

принятия

ими

решения

о

финансировании.

Презентация

должна

стать

наглядной

демонстрацией

жизнеспособности

вашего

проекта.

Какую

презентацию

можно

считать

эффективной?

15

Само слово «презентация» подразумевает представление новой информации,

продукции,

услуг,

проектов.

Смысл

любой

презентации

добиться

заинтересованного

отношения

со

стороны

аудитории

к

представляемому

новшеству. Стержнем презентации проекта должна стать Главная Идея, которую

необходимо сформулировать с самого начала. Но у вас есть и главная (итоговая)

цель, о которой вслух вы не говорите. Вам нужно, чтобы после

завершения

вашего выступления слушатели думали определённым образом и поступали так,

как это требуется вам.

Этапы подготовки.

1-й этап - Вы должны отчетливо представить себе, какова ваша цель, какое

воздействие вы собираетесь оказать на слушателей.

2-й этап – подумать о той аудитории, для которой предназначена презентация.

Существует две точки зрения на проект- заказчика и исполнителя. Поэтому,

анализ

проблемной

ситуации

должен

учитывать

позицию

исполнителя,

а

формулировка

целей

и

ожидаемых

результатов

должны

отвечать

ожиданиям

заказчика.

Каждому

приятно

осознавать,

что

что-то

делается

специально

для

него.

Присутствующий должен понять, что тратит время не напрасно.

Ключевой

момент главной цели – представить её инвесторам так, чтобы она была близкой к

их целям.

Для этого определите специфику вашей аудитории, составьте её социально-

психологический портрет. В этом помогут ответы на вопросы:

1.Кто мои слушатели? Каковы их интересы. Возраст, статус, пол, опыт работы в

той

области,

которой

посвящена

презентация.

У

каждой

группы

свои

приоритеты.

2.Какую реакцию, поддержку вы ожидаете от аудитории?

3.Какие преимущества получат люди, если поддержат ваш проект?

Основные инструменты эффективной презентации:

-

содержание

проекта

учитывает

потребности

и

выгоды

потенциального

заказчика, инвестора или потребителя;

- эмоциональное воздействие - впечатление сформирует отношение инвестора к

проекту;

- грамотно составленный визуальный ряд, иллюстрирующий содержание.

Разработка содержания и структуры презентации проекта.

Ключевые содержательные составляющие презентации проекта:

-

краткая

общая

информация

о

проекте

(название,

краткое

изложение

идеи

проекта);

- обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации);

- формулировка целей и задач проекта;

-

календарный

план

и

механизм

реализации

проекта,

включая

описание

уникальных методик и технологий;

- общая стоимость проекта, при необходимости – бюджет или смета расходов;

- ожидаемые результаты и эффект проекта в долгосрочной перспективе

( экономический или социальный).

16

В структуре презентации выделяется 4 части, у каждой из которых свои задачи

и средства:

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

Ответы на вопросы.

«Ударные» части презентации – заключение и вступление. Именно в такой

последовательности при подготовке пишется заключительная и только затем-

вступительная часть. Почему?

Потому, что завершение – важнейшая часть презентации, которая должна

больше всего запомниться слушателям. Содержание презентации должно быть

нацелено на удачное завершение. Повремени вступительная и заключительная

часть занимают 10-30% общей длительности выступления, общее впечатление от

презентации определяется ими. Закон ритмического края гласит: лучше всего

запоминается начало и окончание беседы.

Золотое правило презентации - правило трёх Д: диалог, движение, действие:

1.Умение вести Диалог с аудиторией;

2.Умение Двигаться во время выступления;

3.Умение организовывать Действие и вовлекать в него слушателей.

Ответы на вопросы после представления проекта:

1.Составьте список возможных вопросов (примерно 70% вопросов вы можете

предвидеть).

2.Когда вам задают вопрос, старайтесь вникнуть в его суть, не начинайте в этот

момент мысленно искать ответ. При ответе смотрите на всю аудиторию, а не

только на человека, задавшего вопрос.

3. Во время ответа постарайтесь найти мостик между вопросом и основной

мыслью: «Вот почему работу над проектом надо начать как можно раньше».

Не превращайте ответ в ещё одну презентацию.

4. При ответе повторите или перефразируйте вопрос.

Вопрос: Каким образом вы собираетесь осуществлять рекламное сопровождение

проекта?

Ответ: Каким образом вы собираетесь осуществлять рекламное сопровождение

проекта?

Часто слушатели пытаются спросить вас о чём- то во время презентации. Можно

корректно ответить: «На все вопросы я отвечу чуть позже».

Репетиция презентации проекта.

Во

время

репетиции

нужно

задействовать

всю

технику.

Пригласите

людей,

способных дать вам «обратную связь». На одну минуту презентации должен

приходиться как минимум один час подготовки.

Заключение

Знания и умения из области управления проектами важны в современной жизни.

Характерная

черта

нашего

времени

стремительно

меняющаяся

экономика

отдельных стран и всего мира, когда мы сталкиваемся

с необходимостью в

ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность.

17

В

коммерческой

и

социальной

сфере

резко

усиливается

конкуренция

за

внимание клиента к тому, что ему предлагают различные организации. Важно

помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту

и

лежать

в

зоне

ближайшего

развития

обучающихся

-

интерес

к

работе

и

посильность во многом определяют успех.

Важно обеспечить заинтересованность в работе над проектом – мотивацию,

рассматривать проект- как источник для самостоятельной деятельности после

получения диплома об образовании.. Для этого нужно на старте педагогически

грамотно

заинтересовать перспективой практической и социальной пользы

проекта.

Проект

-

это

неповторимая,

уникальная

деятельность

с

бюджетом,

механизмом реализации и установленными сроками. Проект должен принести

ощутимые конкретные результаты, то есть то, что можно оценить. Это является

мощным

стимулом

для

обучающихся

и

вызывает

чувство

глубокого

удовлетворения своим трудом у преподавателя.

Литература

1. Богданова Р.У., Василевская Т.Н., Мишин Д.С., Певнец А.В. Социальный

проект – время практики / Р.У Богданова, Т.Н.Василевская, Д.С.Мишин,

А.В.Певнец,- СПб, РГПУ им А.И.Герцена, 2016, - 77 с.

18

19



В раздел образования